Государственный кредит РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Денежные отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика, гаранта или кредитора, представляют собой государственный кредит бюджетных отношений.

Содержание

1.Кредитные отношения и система управления заемной деятельностью РФ……………………………………………………3
◦Государственный кредит……………………………………..3
◦Система управления заемной деятельностью РФ…….....
◦Функции, формы и виды государственного кредита…….
2.Государственные займы как источник формирования финансовых ресурсов государства……………………...................
◦Классификация государственного долга…………………..
◦Государственные займы на внутреннем рынке…………...
◦Нерыночные ценные бумаги…………………………………
◦Внешние займы…………………………………………………
◦Долги СССР………………………………………………….
◦Собственные долги России………………………………….

3. Государственные кредиты как форма расходования бюджетных

средств…………………………………………………………………
◦Внутренние кредиты…………………………………………
◦Бюджетное кредитование……………………………………
◦Реструктуризация задолженности………………………….
◦Бюджетные кредиты юридическим лицам……………….
◦Внешние государственные кредиты……………………….

4. Государственные гарантии как особая форма

государственного долга…………………………………………….
•Внутренние государственные гарантии…………………..
•Внешние государственные гарантии………………………

5. Список литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

Согласно БК РФ (ст. 116) общая сумма предоставленных  государственных гарантий РФ для  обеспечения обязательств в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид долгового обязательства. Законом о федеральном бюджете утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемые на сумму, превышающую 1 000 000 минимальных размеров оплаты труда.

Общая сумма  предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга РФ как вид долгового обязательства. Кроме того, должны отдельно утверждаться государственные гарантии РФ на сумму, превышающую эквивалентную 10 млн. долл. США.

Включение сумм предоставленных гарантий в объем  государственного долга вполне оправдано, хотя выдача гарантии сразу и не ведет к осуществлению конкретных расходов бюджета, но предполагает такие  расходы в будущем. В качестве примера, когда РФ была вынуждена за счет средств федерального бюджета погасить гарантированные государством долговые обязательства, можно привести облигации РАО «Высокоскоростные магистрали», по которым федеральный бюджет смог рассчитаться только в 2001 г. Для этого Минфином РФ и ЦБ РФ было принято «Положение о порядке исполнения государственных гарантий по облигациям открытого акционерного общества «Высокоскоростные магистрали» 1994-1999 гг.» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 марта 2001 г. № 2619). 

Внутренние  государственные  гарантии.

Государственные гарантии РФ внутри страны могут предоставляться  субъектам РФ, муниципальным образованиям и отдельным юридическим лицам. Обязательным условием предоставления гарантии является проверка финансового состояния ее получателя. В настоящее время государственные гарантии на федеральном уровне не получили большого распространения.

В 2006 г. предоставление гарантий внутри страны предусматривалось  в объеме 62 млрд. руб. В том числе  по страхованию военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами – 25,5 млрд. руб.; по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» - 14 млрд. руб. Впервые в федеральном бюджете РФ на 2006 г. предусмотрено предоставление государственных гарантий на реализацию инвестиционных проектов в рамках Инвестиционного фонда. Из перечисленных гарантий наиболее длительную историю предоставления имеют: (1) гарантии по страхованию рисков ответственности авиаперевозчиков и (2) по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».

  1. Правила страхования ответственности авиаперевозчиков с начала введения такой гарантии изменялись несколько раз. В 2005 г. действуют Правила предоставления государственной гарантии РФ по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. № 333. Правила устанавливают порядок предоставления государственной гарантии РФ по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами, определенных обычаями делового оборота применительно к оговорке о дополнительном покрытии (авиационная ответственность) AVN 52E 12 декабря 2001 г. Ассоциации авиационных страховщиков «Ллойдс». Гарантия предоставляется на конкурсной основе. Ежегодный открытый конкурс по выбору страховой компании на право выдачи обеспеченных гарантией полисов проводится Министерством финансов РФ. Гарантия обеспечивает обязательства страховщика по возмещению в соответствии с полисом ущерба, причиненного в период ее действия, в размере, превышающем 150 млн. долл. США, но не более суммы, предусмотренной на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год (по каждому страховому случаю и в совокупности за период действия гарантии). Полис выдается страховщиком авиаперевозчику при предъявлении этим авиаперевозчиком договора страхования гражданской ответственности перед третьими лицами, предусматривающего страхование рисков с лимитом ответственности не менее 150 млн. долл. США. Предельная сумма ответственности по каждому полису и в совокупности по всем полисам устанавливается в размере, не превышающем размер средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год. Гарантия предоставляется при условии, что при оформлении и выдаче полисов страховая премия, брокерское или комиссионное вознаграждение не взимаются. Гарантия предоставляется страховщику на безвозмездной основе и без проверки его финансового состояния. Исполнение Минфином РФ обязательств по гарантии не ведет к возникновению эквивалентных требований со стороны Минфина РФ к страховщику. Гарантийный случай возникает в случае неисполнения обязательств страховщика по полису в части ущерба в размере, превышающем 150 млн. долл. США. РФ несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности страховщика по полису.
  2. В целях развития в РФ системы ипотечного жилищного кредитования было создано Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. Предполагалось, что Агентство позволит расширить ресурсную базу коммерческих банков, предоставляющих кредиты населению на приобретение квартир, и тем самым снизит процентные ставки по таким кредитам и облегчит их получение. В свою очередь само Агентство должно было привлекать средства на финансовом рынке. Для того чтобы повысить доверие инвесторов к заимствованиям Агентства, было принято решение предоставить ему государственные гарантии. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 628 были утверждены Правила предоставления государственных гарантий РФ по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». Гарантии обеспечивают исполнение обязательств Агентства, возникающих в результате размещения эмитированных им облигаций. Займы, привлекаемые Агентством посредством размещения обеспеченных гарантиями облигаций, являются целевыми и предназначены для финансирования ипотечного жилищного кредитования в РФ, а именно:
    • для приобретения прав требования (в том числе удостоверенных закладными) по кредитам и займам, предоставленным банком, иной кредитной организацией или юридическим лицом гражданам на приобретение жилых домов и помещений и обеспеченным ипотекой;
    • для предоставления займов банкам с целью выдачи гражданам кредитов на приобретение жилых домов и жилых помещений, обеспеченных ипотекой этого имущества, с последующей (в срок не более 90 дней) передачей Агентству прав требования по этим кредитам (в том числе путем передачи прав по закладным);
    • для предоставления на срок до 18 месяцев займов банкам с целью кредитования покупателей, заключивших договор приобретения прав на строящиеся жилые дома и помещения. В случае приобретения гражданам жилых объектов, построенных по этим договорам, на условиях ипотечного жилищного кредитования Агентство вправе принимать в погашение банками займов, предоставленных Агентством, права требования по кредитам, обеспеченным ипотекой построенных (приобретенных) жилых объектов (в том числе права по закладным);
    • для выкупа ипотечных ценных бумаг российских эмитентов, выпущенных в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;
    • для выкупа и погашения обеспеченных гарантиями облигаций, выпущенных Агентством;
    • для погашения кредитов и займов, привлеченных Агентством на цели, указанные выше.

     Гарантии обеспечивают исполнение обязательств Агентства перед                                                                                                                                    

     держателями облигаций по выплате номинальной  стоимости купонных

     облигаций и / или частично или полностью  процентного дохода по ним 

     в соответствии с проспектом эмиссии. Гарантии предоставляются на 

     безвозмездной основе. Обязательства РФ по гарантиям  возникают 

     только  в случае неисполнения Агентством (или  его правопреемником)

     предусмотренных условиями эмиссии облигаций  обязательств перед

     держателями этих облигаций по выплате их номинальной  стоимости и /

     или частично или полностью процентного  дохода по ним (гарантийный 

     случай). Просроченное исполнение или неисполнение Агентством

     иных  обязательств перед держателями  облигаций гарантийным 

     случаем не является. Контролю за государственными гарантиями на

     уровне  РФ уделяется большое внимание. Минфин РФ ведет учет

     выданных  гарантий, исполнения получателями указанных  гарантий

     своих обязательств, случаев осуществления  государством платежей по

     выданным  гарантиям. На основании данных этого  учета 

     Государственной Думе предоставляется подробный  отчет. 

Внешние государственные  гарантии.

Внешние государственные  гарантии (гарантии в иностранной валюте) не получили в РФ большого распространения. Такие гарантии в 2006 г. предусмотрены в объеме 1000 млн. долл. и представлены гарантиями для оказания поддержки экспорта промышленной продукции. Появление таких гарантий объясняется тем, что Россия последовала примеру ряда промышленных государств, которые для стимулирования экспорта продукции национальных компаний взяли на себя риски, связанные с ее реализацией отдельным иностранным государствам.

Предоставление  государственных гарантий для оказания поддержки экспорта промышленной продукции российских предприятий в 2006 г. представлено только тремя видами гарантий:

  1. государственные гарантии, выдаваемые российским экспортерам промышленной продукции, российским и иностранным банкам, кредитующим импортеров, банки-нерезиденты, иностранные государства при осуществлении экспорта российской промышленной продукции в общем объеме 500 млн. долл.;
  2. государственные гарантии, выдаваемые по заимствованиям ЗАО «Росэксимбанк», осуществляемые на цели поддержки экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг) в размере до 200 млн. долл.;
  3. государственные гарантии, выдаваемые по банковским гарантиям, выставляемым ЗАО «Росэксимбанк» по обязательствам российских экспортеров промышленной продукции (работ, услуг) – в размере 300 млн. долл.

Правила предоставления гарантий на 2005 г. были утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2005 г. № 466. В соответствии с этим Постановлением Минфин РФ имеет право предоставлять  в 2005 г. государственные гарантии в размере, не превышающем суммы, эквивалентной 10 млн. долл. США (по каждой государственной гарантии):

    • российскому экспортеру промышленной продукции (товаров, работ, услуг);
    • российскому банку-кредитору или иностранному банку-кредитору (только при условии предоставления кредитов на восемь и более лет), осуществляющему кредитование российских экспортеров, иностранных импортеров, банков-нерезидентов и иностранных государств при экспорте российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг);
    • по возмещению платежей ЗАО «Росэксимбанк» по выставленным им банковским гарантиям.

Государственные гарантии предоставляются при экспорте:

  • товаров, произведенных на территории РФ, согласно утвержденному Правительством РФ перечню промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка;
  • работ и услуг, выполняемых и оказываемых резидентами РФ и являющихся частью контрактных обязательств российских экспортеров при условии, что конечными потребителями указанных работ и услуг являются иностранные импортеры и иностранные государства по экспортному контракту.

Государственные гарантии предоставляются российскому  экспортеру либо банку-кредитору, осуществляющему кредитование российских экспортеров, иностранных импортеров, банков-нерезидентов и иностранных государств при экспорте из РФ промышленной продукции в иностранные государства. Перечень иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка, с определением предельных объемов гарантирования и категорий страновых рисков, утверждается Правительством РФ.

Требования к  государственной гарантии иностранного государства определяются Минфином РФ.

В случае если иностранное  государство, резидентами которого являются импортеры либо банки-нерезиденты, имеет инвестиционный кредитный рейтинг признанных международных рейтинговых агентств Standard&Poor`s, Moody`s, Fitch не ниже рейтингов инвестиционного класса, наличие у российского экспортера или банка-кредитора государственных гарантий иностранного государства для получения государственных гарантий не требуется.

Государственные гарантии предоставляются в обеспечение  исполнения:

  1. обязательств иностранного государства по предоставленной им государственной гарантии в обеспечение обязательств иностранного импортера либо банка-нерезидента, являющихся резидентами этого иностранного государства, перед российских экспортером по экспортному контракту или перед банком-кредитором по кредитному договору;
  2. обязательств иностранного государства перед российским экспортером по экспортному контракту или перед банком-кредитором по кредитному договору;
  3. обязательств иностранного импортера, являющегося резидентом иностранного государства, имеющего инвестиционный кредитный рейтинг, перед российским экспортером по экспортному контракту или перед банком-кредитором по кредитному договору при наличии положительного заключения банка-агента о возможности исполнения иностранным импортером обязательств по экспортному контракту (кредитному договору), финансовом положении иностранного импортера и достаточности обеспечения обязательств иностранного импортера по экспортному контракту (по возврату кредита);
  4. обязательств банка-нерезидента, являющегося резидентом иностранного государства, имеющего инвестиционный кредитный рейтинг, перед банком-кредитором по кредитному договору при наличии положительного заключения банка-агента о возможности исполнения обязательств по кредитному договору и финансовом положении банка-нерезидента.

Предельный размер государственной гарантии, предоставляемой при наличии государственной гарантии иностранного государства, устанавливается в зависимости от категории странового риска иностранного государства в процентах от объема его обязательств, обеспечиваемых государственной гарантией: для первой категории – до 95%; для второй категории – до 90%, для третьей категории – до 85%.

В случае если государственная  гарантия иностранного государства  не предоставляется, предельный размер государственной гарантии, предоставляемой  по обязательствам иностранного импортера либо банка-нерезидента, определяется исходя из предоставляемого ими обеспечения, но не более 90% суммы их обязательств.

Информация о работе Государственный кредит РФ