Государственный кредит РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Денежные отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика, гаранта или кредитора, представляют собой государственный кредит бюджетных отношений.

Содержание

1.Кредитные отношения и система управления заемной деятельностью РФ……………………………………………………3
◦Государственный кредит……………………………………..3
◦Система управления заемной деятельностью РФ…….....
◦Функции, формы и виды государственного кредита…….
2.Государственные займы как источник формирования финансовых ресурсов государства……………………...................
◦Классификация государственного долга…………………..
◦Государственные займы на внутреннем рынке…………...
◦Нерыночные ценные бумаги…………………………………
◦Внешние займы…………………………………………………
◦Долги СССР………………………………………………….
◦Собственные долги России………………………………….

3. Государственные кредиты как форма расходования бюджетных

средств…………………………………………………………………
◦Внутренние кредиты…………………………………………
◦Бюджетное кредитование……………………………………
◦Реструктуризация задолженности………………………….
◦Бюджетные кредиты юридическим лицам……………….
◦Внешние государственные кредиты……………………….

4. Государственные гарантии как особая форма

государственного долга…………………………………………….
•Внутренние государственные гарантии…………………..
•Внешние государственные гарантии………………………

5. Список литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

Долговые  обязательства РФ могут существовать в форме (ст. 98 БК РФ):

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • договоров и соглашений о получении РФ и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Осуществляя выбор  тех или иных источников, органы власти руководствуются большим количеством факторов, среди которых в первую очередь следует выделить:

    1. доступность того или иного источника для заемщика;
    2. стоимость осуществляемых заимствований;
    3. воздействие заимствований на темпы экономического роста, уровень инфляции, состояние финансового рынка;
    4. возможность оказания различного рода политического или экономического давления при предоставлении займов и другие.

Государственные займы и соответственно государственный  внешний долг делится на внутренний и внешний. Используются два основных признака деления долга на эти группы: по валюте займа и по принадлежности кредитора. Первый вариант деления государственного долга на внутренний и внешний закреплен в БК РФ. Второй используется в классификации ЦБ РФ.

Согласно ст. 6 БК РФ внешний долг РФ – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, тогда как внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте РФ. По классификации ЦБ РФ внешний долг – это обязательства перед нерезидентами РФ, а внутренний – перед резидентами.

Обе классификации  позволяют оценить задолженность  с разных сторон. Например, ценные бумаги, выпущенные в иностранной валюте, по классификации БК РФ будут относиться к внешнему долгу. При использовании  второго признака эти же обязательства  относятся к внешнему долгу только в том случае, если приобретены нерезидентом, и включаются во внутренний долг при приобретении их резидентом, например российским коммерческим банком.

В соответствии с долговой стратегией России до 2008г., разработанной Минфином РФ, предполагалось:

  • снижение внешнего долга России и увеличение внутреннего. Объем государственного долга РФ к концу 2008г. составил около 3640 млрд. руб. (или 12,42% ВВП). При этом доля долга в рублях возрастает с 24,67% на конец 2005г. До 42,71% к концу 2008г.;
  • намечалось продолжить досрочный выкуп наиболее дорогого долга. Почти 40% российского внешнего государственного долга приходится на задолженность бывшего СССР по кредитам, реструктурированным в рамках Парижского клуба кредиторов. В связи с этим призналась необходимость как минимум трансформации клубной задолженности в рыночные инструменты или ее существенное сокращение. Как посчитали в Минфине РФ, досрочное погашение позволило ежегодно сокращать расходы на обслуживание долга на сумму свыше 2,5 млрд. долл. И направить их на социальные цели. Кроме того, такое погашение сняло вопрос о выпуске членами клуба финансовых инструментов, обеспеченных будущими платежами по российской задолженности. Объем погашения государственного долга за 2006-2008 гг. составил около 1306 млрд. руб., в том числе внешнего долга – 864 млрд. руб. и внутреннего – 442 млрд. руб. В результате государственный внутренний долг достигнет 1555 млрд. руб. на начало 2009 г. Против 932 млрд. руб. на начало 2006 г.;
  • предполагается расширить перечень государственных заемных инструментов для повышения эффективности размещения средств пенсионных накоплений.

Государственные займы на внутреннем рынке.

Согласно ст. 98 БК РФ в объем государственного внутреннего долга включаются:

  • основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;
  • объем основного долга по кредитам, полученным РФ;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

В Законе о федеральном бюджете РФ на 2006 г. Предельный размер государственного внутреннего долга на 1 января 2007 г. Установлен в сумме 1148,7 млрд. руб.

Задолженность по государственным  ценным бумагам занимает наибольшую долю в государственном внутреннем долге.

  1. Первой рыночной государственной ценной бумагой в РФ, получившей широкое распространение, стали государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), выпущенные в 1993 г. Основным недостатком этих ценных бумаг был исключительно короткий период их обращения – до одного года. Однако они сыграли исключительно важную роль в становлении отечественного рынка государственных ценных бумаг. Именно на базе ГКО проходил наладку весь механизм выпуска, размещения, регулирования и погашения государственных ценных бумаг, впервые создаваемый в России. ГКО стали тем инструментом, на котором учились работать с ценными бумагами коммерческие банки, население и другие инвесторы. Около пяти лет ГКО обеспечивали финансирование дефицита федерального бюджета и оставались основным заемным инструментом РФ на внутреннем рынке. Дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг привело к значительному изменению его состава и структуры в сторону увеличения доли долгосрочных ценных бумаг, снижения, а позднее и отказа от выпуска краткосрочных. В настоящее время он представлен, как показано на табл., следующими ценными бумагами.
 

Структура рыночного облигационного долга РФ (доля в  общем объеме в  обращении по номинальной  стоимости, %)                                                                                                                                                     

дата ГКО ОФЗ
сроком 1-90 дней сроком свыше 90 дней с фиксированным  купонным доходом с постоянным купонным доходом с амортизацией долга с амортизацией долга и переменным купонным доходом
1 января 2004 г. - 0,85 52,09 7,2 39,86 -
1 июня 2004 г. 1,05 0,00 33,21 4,74 61 -
1 января 2005 г. 0,00 0,00 24,36 7,76 63,56 4,32
1 июля 2007 г. 0,00 0,00 22,07 13,38 60,73 3,83
 

Как видно из таблицы, с середины 2004 г. на рынке  РФ в обращении отсутствуют ГКО  и все рыночные ценные бумаги представлены исключительно ОФЗ. Наибольший удельный вес среди ОФЗ занимают облигации с амортизацией долга.

  1. Облигации федеральных займов (ОФЗ) впервые появились в 1995 г. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. №458 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 676, от 27 февраля 1999 г. № 245, от 24 августа 2004 г. № 433). Были утверждены Генеральные условия эмиссии и обращения ОФЗ, разработанные Минфином РФ по согласованию с ЦБ РФ.                                           Эмитентом ОФЗ от имени РФ выступает Минфин РФ. Эмиссия осуществляется отдельными выпусками. Объем каждого выпуска определяется Минфином РФ исходя из предельного объема эмиссии этих облигаций, установленного Правительством РФ на соответствующий год.                                                                                              По срокам ОФЗ могут быть среднесрочными или долгосрочными. Владельцами ОФЗ могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Владелец облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций.                              Минфин РФ на основании данных Генеральных условий принимает условия эмиссии ОФЗ и решение об эмиссии отдельного выпуска. ОФЗ одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых их владельцам прав.                                                                                       Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является ЦБ РФ.                                                                        Все сделки с ОФЗ заключаются и исполняются в порядке, установленном ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ через уполномоченные им организации на осуществление депозитарной, брокерской или дилерской деятельности с РФЗ (далее – уполномоченные организации).                                                                  Денежные расчеты по сделкам с ОФЗ осуществляются через ЦБ РФ и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в наличном и безналичном порядке, определяемом ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ.                                                                      ОФЗ выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые ОФЗ каждого выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый на этот выпуск, реквизиты которого устанавливаются Минфином РФ. Владельцы ОФЗ не имеют права требовать выдачи их на руки.                                                                       Приказом Минфина РФ от 16 августа 2001 г. №65н (в ред. Приказа Минфина РФ от 26 сентября 2006 г. № 95н) утверждены новые условия эмиссии и обращения ОФЗ с постоянным купонным доходом. Особенностью этих облигаций является то, что процентная ставка купонного дохода является постоянной для каждого отдельного выпуска. Размер купонного дохода по всем купонам отдельного выпуска Облигаций определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций.                                                                                                ОФЗ с амортизацией долга впервые были выпущены в 2002 г. Приказом Минфина РФ от 27 апреля 2002 г. № 37н (в ред. Приказа Минфина РФ от 31 марта 2004 г. № 35н) были утверждены условия эмиссии и обращения ОФЗ с амортизацией долга. Как и все ОФЗ, эти облигации являются именными купонными среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30  лет) государственными ценными бумагами. Однако в отличие от ранее выпущенных погашение их номинальной стоимости осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций.     Процентная ставка купонного дохода может быть фиксированной на каждый купонный период отдельного выпуска облигаций или переменной. По облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода величины процентной ставки и купонного дохода по всем купонам объявляются не позднее чем за два рабочих дня до даты размещения выпуска. По облигациям с переменной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки определяется исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.                Величины процентной ставки купонного дохода и купонного дохода по первому купону объявляются не позднее чем за два рабочих дня до начала размещения, по второму и следующим купонам, включая последний, - не позднее чем за два рабочих дня до даты выплаты дохода по предшествующему купону.                                                       Размер купонного дохода по всем купонам отдельного выпуска облигаций определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций, и начисляется на непогашенную часть номинальной стоимости.                                                                                                        Погашение номинальной стоимости частями (далее – амортизация долга) осуществляется в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций и совпадающие с датами выплат купонного дохода по ним. При амортизации долга размер погашаемой части номинальной стоимости определяется на каждую дату его выплаты. Датой погашения облигаций является дата выплаты последней непогашенной части номинальной стоимости.                      Проценты по первому купону начисляются с календарного дня, следующего за датой размещения облигаций, по дату его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляются с календарного дня, следующего за датой выплаты предшествующего купонного дохода, по дату выплаты соответствующего купонного дохода (дату погашения).
 

Нерыночные  ценные бумаги.

Кроме свободно обращающихся на рынке государственных ценных бумаг, Минфин РФ для обеспечения инвестиционных потребностей страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и акционерных инвестиционных фондов выпускает и нерыночные ценные бумаги. Приказом Минфина РФ от 21 сентября 2004 г. № 84н утверждены Условия эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов.

Эмитентом нерыночных облигаций, как и рыночных, выступает  Минфин РФ. Облигации являются именными государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение при их погашении номинальной стоимости, а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций.

Облигации выпускаются  в документарной форме. Выпуск облигаций оформляется глобальным сертификатом. Эмитент при принятии решения о выпуске облигаций может определить, что глобальные сертификаты выпускаемых облигаций могут выдаваться на руки владельцам. В случае выдачи глобального сертификата на руки владельцу для осуществления прав из облигаций владелец обязан предъявить глобальный сертификат эмитенту.

По срокам обращения  облигации могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Владельцами  могут быть юридические лица, являющиеся по законодательству РФ резидентами  и нерезидентами. Номинальная стоимость облигации 1000 руб.

Размещение облигаций  осуществляются по закрытой подписке путем заключения договора купли-продажи между эмитентом и организацией, имеющей право приобретать облигации, без участия организатора торговли.

Доход по облигации устанавливается в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигации, и выплачивается не реже одного раза в год. Процентная ставка купонного дохода может быть фиксированной, переменной или постоянной:

  1. по облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки и купонного дохода для каждого периода купонных выплат зафиксирована в решении о выпуске, но не совпадает;
  2. по облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода для всех купонных периодов величина процентной ставки совпадает и определена в решении о выпуске;
  3. по облигациям с переменной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки определяется исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию. В решении о выпуске устанавливается величина процентной ставки и купонного дохода только по первому купону. По последующим купонам размер купонного дохода сообщается эмитентом не позднее чем за два рабочих дня до даты выплаты дохода по предшествующему купону.

Облигации могут  быть выкуплены эмитентом до срока их погашения, если указанный выкуп предусмотрен решением о выпуске. Однако облигации не могут быть проданы другому инвестору. Они не обращаются на вторичном рынке, их залог не допускается.

В настоящее  время нерыночные ценные бумаги представлены государственными сберегательными облигациями. Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2004 г. № 262 определены генеральные условия эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций (новая редакция). Облигации являются именной федеральной государственной ценной бумагой, выраженной в рублях, выпускаются в документарной форме и подлежат централизованному хранению. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого выпуска, является глобальный сертификат, который хранится в депозитарии.

Облигации могут  быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Эмиссия облигаций  осуществляется отдельными выпусками.

Облигации не могут  приобретать нерезиденты РФ. Владельцами  облигаций могут быть следующие  юридические лица:

  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • Пенсионный фонд РФ и иные государственные внебюджетные фонды РФ – в случае, если инвестирование их средств в государственные ценные бумаги предусмотрено законодательством.

Владельцы облигаций  и управляющие компании имеют  право:

  • На получение при погашении облигаций их номинальной стоимости, а также доходов в виде процентов, начисляемых исходя из номинальной стоимости облигаций;
  • Предъявление облигаций к обмену на федеральные государственные ценные бумаги в порядке, предусмотренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в объемах и в сроки, определенные решением о выпуске облигаций;
  • Предъявление облигаций к выкупу в порядке, предусмотренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в объемах и  в сроки, определенные решением о выпуске облигаций.

Министерство  финансов РФ может в порядке, предусмотренном  условиями эмиссии и обращения  облигаций, выкупать облигации независимо от сроков, определенных решением о  выпуске облигаций, в следующих случаях:

    1. приостановления действия или аннулирования соответствующих лицензий, имеющихся у владельцев облигаций;
    2. применения к владельцам облигаций процедуры банкротства;
    3. ликвидации организаций – владельца облигаций или его реорганизация (в случае, если созданное юридическое лицо не имеет права приобретать облигации).

Информация о работе Государственный кредит РФ