Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:21, курсовая работа
Денежные отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика, гаранта или кредитора, представляют собой государственный кредит бюджетных отношений.
1.Кредитные отношения и система управления заемной деятельностью РФ……………………………………………………3
◦Государственный кредит……………………………………..3
◦Система управления заемной деятельностью РФ…….....
◦Функции, формы и виды государственного кредита…….
2.Государственные займы как источник формирования финансовых ресурсов государства……………………...................
◦Классификация государственного долга…………………..
◦Государственные займы на внутреннем рынке…………...
◦Нерыночные ценные бумаги…………………………………
◦Внешние займы…………………………………………………
◦Долги СССР………………………………………………….
◦Собственные долги России………………………………….
3. Государственные кредиты как форма расходования бюджетных
средств…………………………………………………………………
◦Внутренние кредиты…………………………………………
◦Бюджетное кредитование……………………………………
◦Реструктуризация задолженности………………………….
◦Бюджетные кредиты юридическим лицам……………….
◦Внешние государственные кредиты……………………….
4. Государственные гарантии как особая форма
государственного долга…………………………………………….
•Внутренние государственные гарантии…………………..
•Внешние государственные гарантии………………………
5. Список литературы…………………………………………………
Реструктуризация задолженности.
В результате кризиса 1998 г. проблема погашения долгов субъектов РФ резко обострилась, заставив как кредиторов, так и заемщиков искать новые пути ее решения. Было решено, во-первых, ограничить объемы кредитования субъектов РФ за счет средств федерального бюджета, во-вторых, ужесточить их ответственность за нарушение сроков выполнения обязательств перед РФ, в-третьих, заинтересованность должников в погашении своих обязательств путем предоставления тем, кто выполнил свои обязательства, определенных льгот.
Постановление Правительства РФ от 22 августа 2001 г. № 619 определило правила проведения реструктуризации задолженности субъектов РФ по облигациям субъектов РФ, находящимся в собственности РФ. Под реструктуризацией задолженности в Постановлении понимается прекращение в 2001 г. долговых обязательств субъектов РФ по облигациям при условии выплаты ими в федеральный бюджет единовременно не менее 20% суммы задолженности, осуществляемое путем замены оставшейся части задолженности на новые облигации субъектов РФ, погашаемые в течение 2002-2005 гг. В 2002 г. действие Постановления было продлено.
Законом о федеральном бюджете на 2002 г. (ст. 84) было установлено, что при единовременном погашении в 2002 г. субъектами РФ денежными средствами задолженности, а также проведение реструктуризации по облигациям субъектов РФ, находящимся в собственности РФ, включающей выплату номинальной стоимости облигаций, а также выплату процентов, срок уплаты которых наступил ранее начисленные пени за несвоевременное погашение облигаций и выплату процентов не взимаются начиная со дня наступления срока платежа по ним, установленного при их выпуске, и подлежат списанию.
В 2002 г. уменьшился размер задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом на сумму начисленных по состоянию на 1 января 2002 г. штрафов (пени) за несвоевременный возврат средств, предоставленных из федерального бюджета в виде бюджетных ссуд (кредитов) бюджетам субъектов РФ, а также юридическим лицам под гарантии субъектов РФ и переоформленных до 1 апреля 2002 г. в задолженность бюджетов субъектов РФ.
Правительство РФ в 2002 г. провело реструктуризацию задолженности (основного долга, процентов, штрафов и пеней) по состоянию на 31 декабря 2001 г. по государственным кредитам, полученным в 1992-1998 гг. субъектами РФ и российскими организациями в результате отпуска из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.
Проводится реструктуризация задолженности бюджетов субъектов РФ и кредитных организаций перед федеральным бюджетом по переоформленной в государственный внутренний долг под гарантии субъектов РФ и кредитных организаций задолженности сельскохозяйственных организаций всех форм собственности и других организаций АПК.
Законом о федеральном
бюджете на 2005 г. (ст. 52) Минфину РФ
предоставлено право
Реструктуризация осуществляется при условии заключения субъектом РФ соглашения с Минфином РФ, предусматривающего оздоровление региональных и муниципальных бюджетов, включая отсутствие задолженности по оплате труда работников бюджетной сферы, государственным пособиям гражданам, имеющим детей, и т.п.
При соблюдении условий соглашения Минфин РФ может ежегодно в течение трех лет уменьшать на 30% сложившуюся на 1 января 2005 г. сумму задолженности. В случае неисполнения соглашения он может взыскать задолженность досрочно.
Закон о федеральном бюджете на 2005 г. поручает Правительству РФ обеспечить в этом году консолидацию и реструктуризацию обязательств субъектов РФ перед РФ в иностранной валюте, если суммы этих обязательств, подлежащих исполнению в 2005 г., превышают 30% доходов консолидированного бюджета за 2003 г.
Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2004 г. № 366 утверждены Правила переоформления в обязательства субъектов РФ денежных обязательств муниципальных образований и юридических лиц перед РФ в иностранной валюте и Правила проведения реструктуризации переоформленных денежных обязательств.
Первые Правила определяют порядок и условия переоформления в обязательства субъектов РФ денежных обязательств муниципальных образований и юридических лиц перед РФ в иностранной валюте, включая обязательства по соглашениям (договорам), заключенным в связи с привлечением РФ целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставлением кредитов (ссуд) в иностранной валюте (в том числе через банки-агенты и (или) за счет средств внебюджетных фондов), а также по средствам целевого финансирования юридических лиц, условием которых являлась передача акций в собственность РФ (далее – валютные обязательства).
Переоформление обязательств заемщики осуществляют на добровольной основе. Для получения согласия кредитора (Российской Федерации в лице Минфина РФ) субъект РФ, который намерен стать стороной – должником по валютному обязательству вместо заемщика, совместно с заемщиком представляет в Минфин РФ, а также банку – агенту Правительства РФ, осуществляющему функции по учету и взысканию задолженности по валютному обязательству, заявление о даче согласия кредитора на перевод долга с приложением предусмотренных Правилами документов.
Минфин РФ проверяет представленные субъектом РФ и заемщиком документы. О наличии (отсутствии) у банка-агента замечаний в отношении документов, представленных субъектом и заемщиком, в том числе в отношении проекта договора о переводе долга, банк-агент сообщает в Минфин РФ.
При соблюдении субъектом и заемщиком требований, установленных Правилами, Минфин РФ и банк-агент (в случае если банк-агент является стороной по валютному обязательству) дают согласие на перевод долга.
Правила проведения реструктуризации денежных обязательств перед РФ в иностранной валюте, переоформленных в обязательства субъектов РФ, предусматривают реструктуризацию переоформленных обязательств путем их консолидации с одновременным списанием задолженности по начисленным пеням и штрафам и предоставлением отсрочки по уплате консолидированной задолженности до 1 января 2005 г. с последующей равномерной рассрочкой до 1 января 2012 г.
По выбору субъекта консолидации подлежат неуплаченные суммы основного долга, процентов, комиссий и иных платежей (за исключением пеней и штрафов), исчисленные до конца погашения кредита, либо просроченная задолженность по переоформленному обязательству по состоянию на 1-е число месяца, в котором заключено соглашение.
При вступлении в силу соглашения проценты, комиссии, пени, штрафы и иные платежи, начисление которых предусмотрено условиями переоформленных обязательств, не начисляются на сумму реструктурированной задолженности с 1-го числа месяца, в котором заключено соглашение.
На остаток
консолидированной
За несвоевременное исполнение субъектом своих обязательств по погашению консолидированной задолженности и уплате предусмотренных процентов на сумму просроченной задолженности начисляются пени за просрочку исполнения обязательств в размере 3% годовых (в случае реструктуризации всей суммы переоформленных обязательств) или в размере пеней (неустойки), установленных переоформленным обязательством (в случае реструктуризации просроченной задолженности по переоформленному обязательству), но не менее 3% годовых.
При нарушении субъектом своих обязательств в течение более трех месяцев Минфин РФ вправе объявить всю сумму непогашенной задолженности субъекта срочной к платежу и удовлетворить свои требования к субъекту в полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Обязательными условиями вступления в силу соглашения являются:
Бюджетные кредиты юридическим лицам.
БК РФ предусматривает возможность предоставления как процентных, так и беспроцентных кредитов государственным и муниципальным унитарным предприятиям. При этом требование о предоставлении обеспечения отсутствует.
В отличие от унитарных предприятий другим юридическим лицам предоставляются только процентные бюджетные кредиты при обязательном наличии обеспечения, в качестве которого могут выступать банковские гарантии, поручительства, залог высоколиквидного имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в размере не менее 100% предоставляемого кредита.
Обязательное условие предоставления бюджетного кредита – проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Если в процессе анализа будет выявлено, что заемщик не в состоянии выполнить долговые обязательства, бюджетный кредит не предоставляется. Кредит также не предоставляется лицам, имеющим просроченную задолженность по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
Уполномоченный орган имеет право на проверку юридического лица – заемщика в любое время в течение действия кредитного договора. Обязательному контролю подлежит и целевое использование полученных из бюджета средств.
При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые могут быть предоставлены бюджетные кредиты, условия и порядок их предоставления, лимиты их предоставления как в пределах одного года, так и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.
Для обеспечения
контроля за возвратностью, целевым
использованием и эффективностью заимствованных
у бюджетов средств к отчету об
исполнении бюджета прилагается
отчет о предоставлении и погашении
бюджетных кредитов. Органы, исполняющие
бюджет, или другие уполномоченные
органы ведут реестры всех предоставленных
бюджетных кредитов. Возврат предоставленных
юридическим лицам средств, а также плата
за их использование приравнивается к
платежам в бюджет.
Внешние государственные кредиты.
Внешние государственные кредиты и задолженность по ним перед Россией обычно делится на три группы:
На 1 января 2005 г. по кредитам, предоставленным Правительствами бывшего СССР и Правительством РФ, России остались должны почти полсотни государств. Среди наиболее крупных должников Индия, Куба, Судан, Сирия, Ирак, Афганистан. Среди должников есть Бенин, Бурунди, Гвинея-Бисау, Иордания, Мадагаскар, Марокко, Непал, Республика Сейшельские острова и многие другие. Всего долг иностранных государств по кредитам СССР и РФ составляет в долларовом эквиваленте на 1 января 2005 г. более 83 млрд.
В целях усиления государственного контроля за операциями по управлению государственными внешними финансовыми активами бывшего СССР Правительство РФ постановило (Постановление от 9 июля 2003 г. № 413): все виды долговых требований экспортеров бывшего СССР к организациям и фирмам иностранных государств, возникших до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг на условиях отсрочки платежа или предоставления коммерческих кредитов, осуществлявшихся через специализированные внешнеэкономические объединения бывшего СССР за счет бюджетных средств бывшего СССР, предоставлявшихся экспортерам через Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк), а также платежи, поступившие или поступающие в рамках урегулирования таких требований, являются государственными внешними финансовыми активами РФ. Минфин РФ осуществляет оперативное управление ими. Учет и расчеты осуществляются через Внешэкономбанк.
В 2006 г. программа
предоставления РФ государственных
кредитов иностранным государствам, их
юридическим лицам предусматривает расходы
федерального бюджета в размере 746 млн.
долл. Из этой суммы Республике Болгарии
предполагается предоставить кредит в
размере 3,262 млн. долл., Социалистической
Республике Вьетнам – 44,780 млн. долл., Республике
Индии – 422,191 млн. долл., КНР – 28,290 млн.
долл., Республике Куба – 147,5 млн. долл.
4.
Государственные
гарантии как особая
форма государственного
долга.
БК РФ определяет
государственную или