Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:21, курсовая работа
Денежные отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика, гаранта или кредитора, представляют собой государственный кредит бюджетных отношений.
1.Кредитные отношения и система управления заемной деятельностью РФ……………………………………………………3
◦Государственный кредит……………………………………..3
◦Система управления заемной деятельностью РФ…….....
◦Функции, формы и виды государственного кредита…….
2.Государственные займы как источник формирования финансовых ресурсов государства……………………...................
◦Классификация государственного долга…………………..
◦Государственные займы на внутреннем рынке…………...
◦Нерыночные ценные бумаги…………………………………
◦Внешние займы…………………………………………………
◦Долги СССР………………………………………………….
◦Собственные долги России………………………………….
3. Государственные кредиты как форма расходования бюджетных
средств…………………………………………………………………
◦Внутренние кредиты…………………………………………
◦Бюджетное кредитование……………………………………
◦Реструктуризация задолженности………………………….
◦Бюджетные кредиты юридическим лицам……………….
◦Внешние государственные кредиты……………………….
4. Государственные гарантии как особая форма
государственного долга…………………………………………….
•Внутренние государственные гарантии…………………..
•Внешние государственные гарантии………………………
5. Список литературы…………………………………………………
Кредиты, предоставляемые за счет средств бюджета, отражаются в его расходной части. Возвращение полученных ранее из бюджета кредитов также фиксируется в расходах бюджета, но со знаком «минус», т.е. уменьшается расходная часть бюджета.
Государство может
выступать кредитором как на внутреннем,
так и на внешнем рынке. До начала
80-х годов XX в. СССР был одним из крупнейших
кредиторов на международной арене. К
началу распада СССР оставшаяся после
этого непогашенная задолженность расценивалась
примерно на 130 млрд. долл. В настоящее
время РФ предоставляет в большей степени
внутренние, чем внешние кредиты, однако
полностью внешнее кредитование не прекращено.
Внутренние кредиты.
В середине 90-х годов прошедшего века федеральный бюджет РФ являлся исключительно активным кредитором внутри страны. Средства на возвратной основе в значительных суммах предоставлялись как предприятиям, так и субъектам РФ, в том числе и на поддержку предприятий, функционирующих на их территории. Предполагалось, что такая форма финансирования
Бюджетное кредитование.
Необходимость бюджетного кредитования объяснялась также и тем, что коммерческие банки в основном кредитовали государства. Среди коммерческих предприятий получить дорогой банковский кредит удавалось только высокодоходным торговым организациям.
С начала XXI в. РФ отказывается от широкого использования бюджетных кредитов. С одной стороны, это объясняется тем, что на практике система бюджетного кредитования себя не оправдала. Кредиты своевременно не возвращались, а проценты по ним не уплачивались. С другой стороны, коммерческие банки стали все более активно кредитовать предприятия, ставки по кредитам стали снижаться, и необходимость в бюджетных кредитах отпала. По этим причинам условия бюджетного кредитования начинают ужесточаться, а его объемы и сферы использования свертываться.
Вводиться требование, по которому бюджетные кредиты юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, могут быть получены только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения обязательства по возврату кредита. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита становится предварительная проверка финансового состояния заемщика. Вводятся и другие ограничения.
В 2000 г. из федерального бюджета на возвратной основе финансируются расходы на:
Одновременно
Правительству РФ предоставлено
право осуществить
В федеральном бюджете на 2002 г. было предусмотрено предоставление бюджетных кредитов только на осуществление инвестиционных проектов в угольной промышленности и для вынужденных переселенцев, состоящих на учете в территориальных органах (на которые возложены эти функции), признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, но не пользовавшихся льготами на строительство (приобретение) жилья после получения статуса вынужденного переселенца.
В федеральном бюджете на 2005 г. выделение кредитов различным отраслям вообще не предусмотрено. Тем не менее БК РФ предусматривает сохранение бюджетных кредитов в качестве одной из форм осуществления бюджетных расходов и в настоящее время.
Бюджетные кредиты – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК РФ).
В качестве заемщиков при предоставлении бюджетных кредитов могут выступать: бюджеты других уровней бюджетной системы РФ, унитарные предприятия, юридические лица, не являющиеся унитарными предприятиями.
На практике получателями кредитов, предоставляемых из федерального бюджета, являются в основном бюджеты других, а политика бюджетного кредитования, проводимая РФ, концентрируется на двух базовых направлениях:
В целях укрепления финансовой дисциплины и создания условий для оздоровления государственных и муниципальных финансов в субъектах РФ Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. №160 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ, и расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, а также использования и возврата.
В соответствии с этими Правилами временный кассовый разрыв, возникающий при исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ, определяется как недопоступление в определенный период финансового года доходов для осуществления расходов, предусмотренных консолидированным бюджетом субъекта РФ, с учетом источников финансирования дефицита бюджета.
При наличии или прогнозируемом возникновении временного кассового разрыва орган исполнительной власти субъекта РФ может обратиться в Минфин РФ за предоставлением бюджетного кредита. Это обращение должно содержать: обоснование необходимости выделения средств; сведения о поступивших доходах и произведенных расходах за истекший период текущего финансового года, прогноз по доходам и расходам консолидированного бюджета субъекта РФ и источникам финансирования дефицита бюджета на период заимствования, источники и сроки погашения бюджетного кредита в течение финансового года. Минфин РФ вправе запрашивать иные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении бюджетного кредита.
Правилами четко определяются два условия, при которых бюджетный кредит может предоставляться бюджету субъекта РФ, а именно:
Но бюджетные кредиты не предоставляются бюджету субъектам РФ, имеющим просроченную задолженность по бюджетным ссудам и кредитам, полученным ранее из федерального бюджета.
Бюджетные кредиты предоставляются на срок, не выходящий за пределы финансового года, по процентной ставке, установленной в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Решение о предоставлении бюджетного кредита с указанием сроков возврата и объема принимает министр финансов РФ. Для предоставления бюджетного кредита оформляется соглашение между Минфином РФ и органом исполнительной власти субъекта РФ. Минфин РФ устанавливает требования к содержанию соглашения о предоставлении бюджетного кредита, определяет условия предоставления бюджетного кредита, отвечающие задачам рационального использования бюджетных средств и укрепления финансовой дисциплины, а также меры ответственности за нецелевое использование и несвоевременный возврат средств.
Объем бюджетного кредита определяется, с одной стороны, возможностями федерального бюджета, а с другой, - потребностями заемщика, определяемые величиной временного кассового разрыва, возникающего при исполнении консолидированного бюджета, или размером расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий.
В связи со значительным невозвратом бюджетных кредитов юридическими лицами большое внимание уделяется работе по погашению образовавшейся задолженности. С 2001 г. Российский банк развития и Российский сельскохозяйственный банк являются агентами Правительства РФ, обеспечивающими по поручению и в порядке, которые устанавливаются Правительством РФ, возврат задолженности юридических лиц по предоставленным с 1992 по 2000 гг. бюджетным кредитам. В последующих законах о федеральном бюджете РФ их агентские функции подтверждаются (см. например, ст. 87 Закона о федеральном бюджете на 2005 г.).
Законом о федеральном бюджете на 2002 г. (ст. 77) установлено, что юридические лица, осуществившие возврат в федеральный бюджет до 1 октября 2002 г. просроченной задолженности по бюджетным кредитам (за исключением налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, предоставленных после 1 января 1999 г.), начисленных по ней процентов, освобождаются от уплаты начисленных и не взысканных сумм штрафов и пеней за несвоевременный возврат указанных средств. Это положение действовало и в 2005 г. (ст. 60).
В 90-х годах предоставление средств федеральным бюджетом на возвратной и платной основе бюджетам территорий приобрело очень широкое распространение. Такие кредиты выделялись на различные цели, в частности, в 1996 г. в виде товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов. В 1997 г. во исполнение Указа Президента РФ от 8 июля 1997 г. № 690 «О мерах по ликвидации задолженности по выплатам заработной платы работникам бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел РФ» исполнительным органам субъектов РФ Минфином РФ выделялись средства на погашение задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы субъектов РФ в виде долгосрочных беспроцентных бюджетных ссуд.
Под гарантии субъектов РФ федеральный бюджет предоставлял значительные средства предприятиям, функционирующим в регионе. Так, бюджетные ссуды были выданы в 1993-1995 гг. предприятиям топливно-энергетического комплекса под гарантии субъектов РФ из Федерального фонда финансовой поддержки сезонной заготовки топлива на электростанциях, закачки газа в подземные хранилища, проведения мероприятий по ремонту энергетического оборудования, а также обеспечения населения топливом.
В результате накопления долгов к середине 90-х годов все более острой становилась проблема просроченной задолженности субъектов РФ по средствам федерального бюджета. В качестве примера попыток решения этой проблемы можно привести Постановление Правительства РФ от 26 мая 1997 г. № 635, которым был утвержден «Порядок оформления и реализации задолженности субъектов РФ федеральному бюджету по товарному кредиту 1996 г.». В соответствии с этим Постановлением задолженность субъектов РФ по не погашенной до 20 марта 1997 г. бюджетной ссуде, предоставленной в 1996 г. субъектам РФ в виде товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов и комбикормов, переоформлялась с их согласия в ценные бумаги субъектов РФ для последующей реализации их по рыночной стоимости.
Администрации
62 субъектов Федерации в 1997 г. зарегистрировали
201 эмиссию своих агрооблигаций (или
«сельских» облигаций). При этом общий
объем их выпуска составил 6 млрд. руб.
(сумма долга регионов по кредитам для
сельского хозяйства составила 9 млрд.
деноминированных руб.). В течение 1997 г.
банку МФК как торговому агенту удалось
реализовать агрооблигации на 2/3 суммы.
Из них облигации 32 эмитентов были реализованы
полностью, а еще 15 регионов – частично.
По сравнению с ГКО-ОФЗ эти облигации отличались
значительно более высокой доходностью
и низкой ликвидностью.