Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:21, курсовая работа
Денежные отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика, гаранта или кредитора, представляют собой государственный кредит бюджетных отношений.
1.Кредитные отношения и система управления заемной деятельностью РФ……………………………………………………3
◦Государственный кредит……………………………………..3
◦Система управления заемной деятельностью РФ…….....
◦Функции, формы и виды государственного кредита…….
2.Государственные займы как источник формирования финансовых ресурсов государства……………………...................
◦Классификация государственного долга…………………..
◦Государственные займы на внутреннем рынке…………...
◦Нерыночные ценные бумаги…………………………………
◦Внешние займы…………………………………………………
◦Долги СССР………………………………………………….
◦Собственные долги России………………………………….
3. Государственные кредиты как форма расходования бюджетных
средств…………………………………………………………………
◦Внутренние кредиты…………………………………………
◦Бюджетное кредитование……………………………………
◦Реструктуризация задолженности………………………….
◦Бюджетные кредиты юридическим лицам……………….
◦Внешние государственные кредиты……………………….
4. Государственные гарантии как особая форма
государственного долга…………………………………………….
•Внутренние государственные гарантии…………………..
•Внешние государственные гарантии………………………
5. Список литературы…………………………………………………
Размещение облигаций осуществляется путем проведения организатором торговли на рынке ценных бумаг, заключившим с Минфином РФ соответствующее соглашение.
Облигации, не размещенные путем проведения аукциона, могут быть проданы Минфином РФ по установленной им цене через организатора торговли на рынке ценных бумаг.
Обращение облигаций на вторичном рынке или их залог не допускаются.
Функции агента по размещению облигаций, их выкупу, обмену, погашению и выплате доходов в виде процентов, начисляемых исходя из номинальной стоимости облигаций, выполняет кредитная организация, подписавшая соответствующее соглашение с Минфином РФ. Функции депозитария выполняет организация, заключившая с Минфином соглашение и имеющая лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности. Агент, организатор торговли на рынке ценных бумаг и депозитарий определяются путем проведения открытого конкурса.
Программой государственных внутренних заимствований на 2006 г. предусматривались внутренние заимствования в размере 127,790 млрд. руб., в том числе государственные ценные бумаги – 169,756 млрд. руб., погашение иных долговых обязательств в объеме 42 млрд. руб., предоставление государственных гарантий – 62 млрд. руб.
Погашение иных
долговых обязательств предусматривает
в том числе и погашение
задолженности по государственным
долговым товарным обязательствам. Для
обеспечения погашения
За проведение работ по этому Соглашению Минфин РФ:
Оплата Сбербанку комиссионного вознаграждения за выкуп облигаций, выплату компенсаций по облигациям и утраченным облигациям производится Минфином РФ ежемесячно, в течение трех рабочих дней после получения от Сбербанка отчета.
Возмещение Сбербанку
расходов, связанных с проверкой
и уничтожением оплаченных и погашенных
облигаций, производится Минфином ежеквартально,
в течение трех рабочих дней после
получения от него отчета. Оплата указанных
расходов осуществляется за счет средств,
предусмотренных в федеральном бюджете
на обслуживание государственного внутреннего
долга РФ.
Внешние займы.
В объем государственного внешнего долга РФ включается:
Предельный объем
государственных внешних
В Законе о федеральном бюджете РФ на 2006 г. предельный размер государственного внешнего долга на 1 января 2007 г. установлен в размере 79,2 млрд. долл. США.
Программой государственных
внешних заимствований на 2006 г. предусмотрены
целевые иностранные
Целевой иностранный кредит (заимствование) – это форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов.
Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм – форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране-кредиторе.
Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций – форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет международных финансовых организаций.
В соответствии с Программой государственных внешних заимствований РФ на 2006 г. кредиты международных финансовых организаций представлены кредитами МБРР и ЕБРР.
МБРР предоставляет кредиты на такие проекты, как: техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне; модернизация казначейской системы; модернизация налоговой службы; развитие рынка капитала; модернизация информационной системы таможенных органов; управление окружающей средой; поддержка реформы в электроэнергетическом секторе; правовая реформа и др.
ЕБРР предоставляет кредиты на такие проекты, как: модернизация железнодорожного транспорта России; завершение строительства комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений и др.
Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм предполагается направить, в частности, на:
По данным ЦБ
РФ, долг РФ перед нерезидентами
складывается из следующих источников
(см. табл.)
Внешний долг органов управления РФ перед нерезидентами (млрд. долл. США)
1 января 2004 г. | 1 января 2005 г. | 1 апреля 2005 г. | |
Всего органы государственного управления | 98,2 | 97,4 | 92,9 |
Федеральные органы управления | 96,9 | 95,7 | 91,3 |
А. Новый российский долг | 38,5 | 39,6 | 38,0 |
Кредиты международных финансовых организаций | 6,6 | 6,2 | 5,9 |
В том числе МБРР | 6,3 | 5,7 | 5,5 |
Прочие кредиты (включая кредиты стран – членов Парижского клуба кредиторов) | 4,9 | 4,2 | 3,9 |
Ценные бумаги в иностранной валюте, в том числе: | 26,8 | 28,9 | 27,9 |
Еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО | 7,7 | 7,3 | 6,4 |
Еврооблигации, выпущенные при 2-й реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов | 16,8 | 18,6 | 18,5 |
Облигации внутреннего государственного валютного займа – 6-й и 7-й транши и облигации государственного валютного займа 1999 г. | 2,4 | 3,0 | 3,1 |
Ценные бумаги в российских рублях (ГКО-ОФЗ) | 0,1 | 0,0 | 0,0 |
Прочая задолженность | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Б. Долг бывшего СССР, в том числе | 58,3 | 56,1 | 53,3 |
Кредиты Парижского клуба кредиторов | 42,7 | 43,3 | 40,6 |
Задолженность
перед бывшими |
3,6 | 2,7 | 2,6 |
Облигации внутреннего государственного валютного займа – 3-я, 4-я, 5-я транши | 1,4 | 1,9 | 1,9 |
Прочая задолженность | 10,6 | 8,2 | 8,2 |
В. Субъекты РФ, в том числе | 1,3 | 1,6 | 1,5 |
Кредиты | 1,0 | 1,1 | 1,0 |
Ценные бумаги в иностранной валюте, в том числе | 0,1 | 0,0 | 0,0 |
Еврооблигации | 0,1 | 0,0 | 0,0 |
Ценные бумаги в рублях | 0,2 | 0,5 | 0,5 |
Г. Органы денежно-кредитного регулирования, в том числе | 7,8 | 8,2 | 7,9 |
Кредиты, в том числе | 7,5 | 7,5 | 7,1 |
МВФ | 5,1 | 3,6 | 0,0 |
Прочие | 2,4 | 3,9 | 7,1 |
Долги СССР.
Как видно из таблицы, большую часть долга органов государственного управления составляет оставшаяся задолженность СССР, полученная Россией вместе со своей дебиторской задолженностью СССР и его имуществом за рубежом. В начале 90-х годов эта задолженность составляла около 100 млрд. долл. В настоящее время она значительно снизилась благодаря, с одной стороны, мерам, принятым по ее реструктуризации и переоформлению в задолженность РФ, а, с другой стороны, в результате погашения.
Основную часть
внешнего долга РФ, полученного от
СССР, в зависимости от природы
его происхождения можно
Соглашение с Лондонским клубом кредиторов было достигнуто в феврале 2000 г. Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2000 г. № 478 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов» были утверждены «Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов РФ с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 гг., выпускаемых с целью урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов».
В соответствии с этим постановлением Правительства РФ приказом Минфина РФ от 18 июля 2000 г. № 71н утверждены «Условия эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов РФ с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 гг., выпускаемых в процессе реструктуризации задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов».
В условиях эмиссии установлены следующие ставки процентов (купонный доход выплачивается два раза в год):
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 931 утверждены «Финансовые условия обмена коммерческой задолженности бывшего СССР», которые предусматривают условия, предложенные кредиторам Лондонского клуба. Коммерческие обязательства по неоплаченному основному долгу по состоянию на 2 декабря 1997 г. условно считаются кредитами, реструктуризованными в соответствии с Договором о реструктуризации от 6 октября 1997 г.
В отличие от Лондонского клуба страны – кредиторы Парижского клуба на реструктуризацию бывшего долга СССР не согласились.
Значительное
увеличение доходной базы федерального
бюджета РФ, приведшее сначала
к его сбалансированию, а позднее
к возникновению профицита, позволило
не только своевременно гасить внешние
обязательства РФ, но и начать досрочное
погашение наиболее дорогостоящей
внешней задолженности. В начале 2005 г.
за счет средств Стабилизационного фонда
была погашена вся задолженность МВФ,
и Россия начала переговоры о досрочном
погашении долга Парижскому клубу.
Собственные долги России.
После вступления в МВФ в 1992 г. РФ стала активно использовать кредиты этой и других международных организаций. В XXI в. финансовое положение государства упрочилось в такой степени, что в начале 2005 г. РФ полностью рассчиталась по своим долговым обязательствам перед МВФ, направив на их погашение средства из Стабилизационного фонда.
Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1996 г. № 1320 Министерство финансов РФ получило задание осуществить от имени РФ выпуск внешнего облигационного займа в ноябре – декабре 1996 г. Первый выпуск российских еврооблигаций состоялся 27 ноября 1996 г. на общую сумму 1 млрд. долл. Это был первый облигационный заем России, размещенный ею на международных рынках капиталов. За ним последовали другие займы.
Несмотря на исключительные сложности с мобилизацией средств после кризиса в августе 1998 г., РФ не задержала ни одной выплаты по этим облигациям.
В связи с
реструктуризацией внешней
3.
Государственные кредиты
как форма расходования
бюджетных средств
БК РФ называет более десятка форм предоставления бюджетных средств (форм расходов бюджета) (см. ст. 69 БК РФ). Среди них выделяются следующие кредитные формы: