Государственный и муниципальный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:00, курс лекций

Описание работы

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.
Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, согласно с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.

Содержание

1. Государственный кредит. 2
2. Формы государственного и муниципального кредита 6
3. Государственный и муниципальный долг 18
4. Рынок государственного долга 32
Заключение. Социально-экономические последствия государственного долга 38
ГЛОССАРИЙ 40
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

Лекции по Государственному и муниципальному долгу.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

     Федеральным законом о бюджете утверждаются:

     • суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

     • предельный размер долга иностранных государств на конец года, за исключением государств — участников СНГ;

     • предельный размер долга государств — участников СНГ;

     • предельный объем кредитов, предоставляемых  иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением кредитов, предоставляемых государствам — участникам СНГ;

     • предельный объем кредитов, предоставляемых государствам — участникам СНГ;

     • программа предоставления кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

3.11. Кредиты иностранным государствам

     Программа предоставления РФ государственных  кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным  организациям за счет средств федерального бюджета — это перечень кредитов на очередной год с указанием:

     • цели предоставления кредитов;

     • наименования получателей кредитов;

     • общего объема кредитов;

     • объема кредитов, предоставленных в данном году.

     Эта Программа утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта «Закона о бюджете» в третьем чтении в качестве отдельного приложения к закону. Если Программа не утверждается, действие ранее утвержденной программы продлевается на очередной год до утверждения новой Программы.

     Договор о предоставлении РФ кредитов на сумму более 10 млн. долл. может быть подписан российской стороной только в случае утверждения кредита в первый предполагаемый год в составе Программы.

     Если  после включения кредитов в Программу, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл., сумма, не расписанная по отдельным кредитам, превысит 15 % общего объема предоставления кредитов на очередной год, указанная программа должна быть детализирована: в ней должны быть предусмотрены в порядке убывания суммы кредитов, величина которых ниже 10 млн. долл., до тех пор пока не расписанная по отдельным кредитам сумма не станет ниже 15 % общего объема предоставления кредитов.

     Договоры  о предоставлении РФ кредитов, выполнение которых требует увеличения предельных объемов предоставления кредитов РФ, утвержденных законом о бюджете, могут быть заключены только после внесения соответствующих изменении в этот закон.

     Договоры  о предоставлении кредитов РФ утверждаются Федеральным Собранием федеральным  законом:

     • если предусмотренные этими договорами кредиты не включены в Программу;

     • если предоставляемые по ним финансовые средства превышают 10 млн. долл. на весь срок кредита;

     • если их исполнение требует увеличения предельного объема предоставления кредитов, утвержденных законом о бюджете.

     Договоры  о реструктуризации задолженности  или списании задолженности иностранных  государств перед РФ подлежат ратификации  Государственной Думой, за исключением случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия РФ в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

     Уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед РФ может быть осуществлена в соответствии со специальным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в законе о бюджете.

4. Рынок государственного  долга

4.1. Общее понятие о рынке государственного долга

     Государственные заимствования осуществляются на финансовом рынке. Последний представляет собой особую форму организации движения денежных средств от их владельцев к пользователям на основе покупки ценных бумаг или предоставления кредитов, выражающих собой форму движения ссудного капитала. Это означает, что финансовый рынок включает в себя два компонента рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов Оба этих компонента предоставляют средства для государственных заимствований

     Основными сегментами рынка ценных бумаг являются рынки государственных, муниципальных  и корпоративных ценных бумаг. Заново становление рынка государственных ценных бумаг в России началось в 1991 г Основными факторами, определяющими его развитие, явились развитие практики финансирования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за счет выпуска государственных ценных бумаг, реструктуризация внутреннего валютного долга на основе выпуска облигаций валютного займа, появление специфических финансовых инструментов — казначейских обязательств, налоговых освобождений и векселей для решения кризиса неплатежей, постепенное открытие доступа эмитируемым в России ценным бумагам на международные рынки капиталов и доступа иностранным инвесторам на российский рынок. Под воздействием этих факторов сформировались правовые, экономические и организационные основы для дальнейшего развития отечественного рынка государственных ценных бумаг

     В качестве приоритетных задач своей  стратегии на рынке государственных  ценных бумаг исполнительная власть определяет следующие направления

     • восстановление участия государства  на финансовом рынке на приемлемых условиях путем проведения сдержанной и гибкой политики осуществления новых заимствований,

     • восстановление доверия участников рынка к государству как эмитенту ценных бумаг на основе полного выполнения обязательств по обслуживанию и погашению облигационной части государственного долга;

     • последовательная работа по снижению стоимости и увеличению сроков государственных  заимствований;

     • функциональное разделение государственных ценных бумаг на инструменты денежного рынка (краткосрочные бумаги) и инструменты рынка капиталов (облигации со сроком погашения свыше одного года);

     • выпуск широкого спектра финансовых инструментов для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

     • обеспечение скоординированных действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по привлечению заимствований через механизмы рынка ценных бумаг;

     • поддержание надежности и доступности государственных ценных бумаг для инвесторов.

     Надежность  и доступность государственных  долговых обязательств для инвесторов обеспечивается формированием государственной долговой книги и возможностью прямого владения ценными бумагами любыми группами инвесторов. Государство не будет принуждать инвесторов принимать на себя риски третьих лиц в связи с хранением и обслуживанием государственных ценных бумаг. Для обеспечения доступа максимально широкому кругу инвесторов на рынок государственных займов, и прежде всего коллективных инвесторов, государство будет стимулировать развитие соответствующих механизмов и технологий.

     В истекшие годы становления и развития рынка государственного долга власти опробовали функционирование различных  видов ценных бумаг. Среди них  — облигации, казначейские векселя, казначейские обязательства, векселя  Минфина РФ, золотые сертификаты, жилищные сертификаты, целевые долговые обязательства.

     Облигация государственного займа это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право её держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок её номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного имущественного эквивалента. Как эмиссионное обязательство она характеризуется одновременно следующими тремя признаками:

     • закрепляет совокупность имущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;

     • размещается выпусками;

     • имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения облигации.

     Для покрытия текущей бюджетной задолженности  перед предприятиями и организациями в 1994 г. Правительство РФ выпустило казначейские векселя и казначейские обязательства. Оба вида новых государственных финансовых инструментов удовлетворяли всем признакам эмиссионной ценной бумаги. Однако если казначейские векселя сразу могли поступать во вторичный оборот, то казначейские обязательства могли попасть во вторичное обращение только после прохождения установленного числа индоссаментов (обязательных расчетов с поставщиками).

     Золотые сертификаты 1993 г. выпускались в виде ценных бумаг государства, замещавших собой операции по продаже золота. Они отвечали требованиям эмиссионной ценной бумаги, но являлись именными и не подлежали вторичному обращению на финансовом рынке.

     Жилищные  сертификаты — государственные ценные бумаги, замещающие собой операции по продаже общей жилой площади в домах-новостройках по частям. По накоплении определенного количества жилищные сертификаты обмениваются на соответствующую квартиру или погашаются деньгами. Сертификаты представляют собой специфический вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, номинал которых выражается в единицах общей площади жилья и в его денежном эквиваленте.

     Выпуск  свободно обращающихся векселей Министерства финансов РФ осуществлен в 1995 г. для восстановления собственных кредитных ресурсов коммерческими банками, проводившими в 1992-1994 годах кредитование организаций АПК, потребительской кооперации и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера. Векселя эмитировались в размере задолженности заемщиков по централизованным кредитам и процентам по ним по состоянию на 1 апреля 1995 г. Эта задолженность образовалась в результате погашения с корреспондентских счетов коммерческих банков централизованных кредитов и начисленных процентов по ним Центральному банку РФ без уплаты соответствующих сумм заемщиками.

     Целевые долговые обязательства  Российской Федерации выпускаются для перевода в них гарантированных сбережений граждан

     На  рынке ссудных  капиталов государственные органы действуют на началах обычных заемщиков, т.е. как и все другие юридические лица. Они могут обращаться к любым банкам и кредиты получают на условиях, формирующихся под воздействием закона спроса и предложения Исключение составляет кредитование Банком России потребностей Правительства РФ, которое осуществлялось на льготных условиях (на длительные сроки и при низкой процентной ставке).

     Со  второго квартала 1995 г. прямое заимствование  средств федеральной властью  у Центробанка РФ прекращено. Оно  не отвечало требованиям рыночной экономики и являлось мощным инфляционным фактором. Вся задолженность Правительства РФ перед Банком России 15 марта 1997 г. переоформлена в облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом. В результате обострения финансового кризиса летом 1998 г., в четвертом квартале того же года и в 1999 г. Правительство РФ вновь было вынуждено использовать кредиты Центрального банка РФ.

     На  финансовом рынке государство выступает  и как гарант по заимствованиям, привлекаемым хозяйствующими субъектами. Для эффективного использования предприятиями и организациями государственных гарантий они предоставляются на конкурсной основе. Получение государственной гарантии по ценным бумагам или привлекаемым кредитам является действенным инструментом привлечения средств инвесторов для развития инвестиционных проектов.

     До  недавнего времени государственные  гарантии предоставлялись и по коммерческим кредитам, используемым субъектами РФ и иными получателями средств  федерального бюджета в случае их недофинансирования. Замещение бюджетного финансирования банковским кредитованием приводило к существенным потерям сначала федерального бюджета, а потом и самих получателей бюджетных средств. Кроме того, предоставление государственных гарантий не решало проблему недофинансирования из федерального бюджета, а лишь отодвигало необходимость ее решения на будущее. С 1997 г. порочная практика предоставления государственных гарантий при недополучении бюджетных средств прекращена

     Таким образом, рынок государственного долга охватывает отношения по поводу государственных заимствований в форме займов, кредитов и государственных гарантий, предоставляемых по займам и кредитам других заемщиков. В общем плане рынок государственного долга можно определить как совокупность отношений между государством как эмитентом и гарантом, другими эмитентами, инвесторами и их посредниками по поводу эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, получения кредитов органами государственной власти и предоставления государственных гарантий по займам и кредитам, привлекаемым региональными и местными органами власти, экономическими субъектами

Информация о работе Государственный и муниципальный долг