Государственный и муниципальный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:00, курс лекций

Описание работы

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.
Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, согласно с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.

Содержание

1. Государственный кредит. 2
2. Формы государственного и муниципального кредита 6
3. Государственный и муниципальный долг 18
4. Рынок государственного долга 32
Заключение. Социально-экономические последствия государственного долга 38
ГЛОССАРИЙ 40
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

Лекции по Государственному и муниципальному долгу.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

БАШКИРСКИЙ  ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(филиал)

АКАДЕМИИ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 

              Курс  лекций обсужден на заседании кафедры «Финансы и кредит»

              «22» апреля 2008 г. (Протокол № 8) 
               

              Курс  лекций рекомендован учебно-методической комиссией

              «16» июня 2008 г. (Протокол № 10)  
               

              Курс  лекций утвержден на заседании Ученого совета БИСТ

              «30» августа 2008 г. (Протокол № 2) 
               
               

КУРС  ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Государственный и муниципальный долг»

для студентов  очной и заочной форм специалитета и бакалавриата

 
 

Кафедра: «Финансы и кредит»

Факультет: «Финансы и страхование»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа 2008

 

     Курс  лекций составлен на основе Государственного образовательного стандарта по направлению/специальности 080105.65 с учетом дополнительных требований регионального (вузовского) компонента.

     Курс  лекций разработан Зинатуллиным И.М.

Оглавление

1. Государственный  кредит.

1.1. Понятие о государственном и муниципальном кредите.

     Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.

     Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, согласно с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.

     Условиями кредитного договора являются:

  • срок предоставления или получения кредита;
  • обязанности сторон;
  • условия обеспечения возврата ссуды;
  • размер процентной ставки за пользование ссудой;
  • другие условия.

     Считается, что государственные займы менее опасны, чем эмиссия. Но и они оказывают заметное негативное воздействие на экономику.

     Во-первых, правительство часто прибегает  к принудительному их размещению, что нарушает рыночную мотивацию  деятельности частных финансовых институтов.

     Во-вторых, практика выпуска государственных  ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиции в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

     В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Поэтому говорят, что сегодняшние государственные долги — это завтрашние налоги. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать сами займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга).

     Долговое  финансирование бюджетного дефицита нередко  рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ не устраняет угрозы роста инфляции. Он только создает временную отсрочку для этого роста, что характерно для многих переходных экономик, в том числе и для российской, тем более если учитывать имеющуюся у Центрального банка РФ возможность скупки государственных облигаций на вторичном рынке ценных бумаг.

1.2. Формы кредитования

     Система финансов включает в себя наряду со многими другими элементами и  кредит. Его задача - обеспечить субъекты экономических отношений (государства, юридических и физических лиц) заемными средствами на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования.

     Кредитные ресурсы формируются главным  образом путем консолидации временно свободных фондов денежных средств:

     • амортизационных отчислений, сбережений граждан, накоплений предприятий и организаций, некоторых бюджетных и внебюджетных средств, страховых начислений и др. Временно свободные денежные средства привлекают для своих целей не только хозяйствующие субъекты, но и государство. Таким образом, кредитные отношения принимают две формы:

     • государственный кредит;

     • банковский кредит.

     Существуют  принципиальные отличия между двумя  этими формами кредитования.

  Госкредит Банковский  кредит
Цель  использования прежде всего, покрытие бюджетного дефицита преодолевать  негативные последствия, вызванные  неравномерностью движения стоимости  в процессе производства и обмена
Получатели органы власти и управления физические  и юридические лица
Юридические последствия нарушения сроков возврата как правило, к  государству не предусматриваются  экономические санкции срок возврата кредита строго определен и его  нарушение приводит к возникновению  соответствующих санкций
Назначение не имеет  строго целевого назначения на конкретные цели
Согласованность экономических интересов участников отношений обособлены совпадают
Влияние на денежную массу в обращении всегда сокращает  количество денег в обращении может служить  причиной появления избыточной денежной массы

     Государственный и муниципальный кредит представляет экономические отношения по перераспределению стоимости валового общественного продукта и определенной части национального богатства. Действительно, при первичном распределении распределяется лишь часть доходов — временно свободные средства предприятии и населения. Однако предприятия и население имеют возможность отчуждать некоторую часть доходов и на длительный период. Эту часть ресурсов государство привлекает для покрытия своих расходов на возмездной основе.

1.3. Задачи государственного и муниципального кредита.

     С помощью государственного кредита  государство мобилизует дополнительные ресурсы для финансирования своих  потребностей и выполнения своих  функций. Эта форма кредита, хотя и затрагивает вторичное распределение  ВВП, доставляет государству значительные объемы средств, которые не распределяются через бюджетную систему.

     Помимо  мобилизации ресурсов на общегосударственные  нужды государственный и муниципальный кредит предусматривает также предоставление заемщикам денежных средств из бюджета на возвратной основе в виде:

     • бюджетных ссуд;

     • товарного кредита;

     • льготных кредитов;

     • инвестиционного налогового кредита;

     • в других формах.

     В этих отношениях РФ, субъект РФ или  муниципальное образование могут  являться не только заемщиками, но и  кредиторами. Государственные и муниципальные кредиты получаются и предоставляются субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах своих полномочии.

     Такое перераспределение национального  дохода также является составляющим элементом вторичного распределения, как и финансирование за счет средств  бюджетов разных уровней.

     Основными задачами государственного и муниципального кредитования являются:

  • мобилизация государством дополнительных финансовых ресурсов и использование их для решения поставленных им задач;
  • консолидация временно свободные средств юридических и физических лиц;
  • обеспечение финансирования бюджетного дефицита;
  • проведение региональной финансово-кредитной политики по выравниванию социально-экономического уровня регионов;
  • решение муниципальными образованиями их неотложных социально-экономических задач;
  • поддержка развития важнейших для страны отраслей хозяйства.
 

1.4. Функции государственного и муниципального кредита

     Государственный и муниципальный кредит выполняет  три основные функции — распределительную, регулирующую и контрольную.

     В рамках распределительной функции происходит перераспределение ресурсов в соответствии, как с общими потребностями экономики, так и для осуществления тех или иных социально-экономических процессов. Ресурсы перераспределяются между:

     • различными уровнями бюджетной системы (федеральным и региональными бюджетами, региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований);

     • международными финансово-кредитными организациями и федеральным бюджетом;

     • иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

     • федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

     Регулирующая  функция означает, что предоставляя на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования средства заемщикам, государство способствует достижению лучшей результативности применения бюджетных ссуд. Действительно, практика показывает большую эффективность использования средств выделенных именно на возвратной и платной основе по сравнению с использованием безвозвратных и бесплатных ассигнований.

     Указанные принципы кредитования обеспечивают эффективное использование средств, полученных РФ от зарубежных кредиторов на финансирование бюджетных дефицитов, проведение структурной политики и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

     Контрольная функция государственного и муниципального кредита обеспечивает целевое и эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством. Соответствующие контрольные действия проводят уполномоченные органы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При этом используют следующие формы контроля:

     • мониторинг движения денежных средств через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

     • проверка соблюдения условий кредитных соглашений;

     • контроль за целевым использованием заемщиком полученных средств;

     • проверка выполнения принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и пр.

1.5. Последствия использования государственного и муниципального кредита

     Государственный и муниципальный кредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны. Здесь обнаруживается тесная взаимосвязь между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства носят антиципированный характер (т. е. являются изъятыми вперед налогами).

Информация о работе Государственный и муниципальный долг