Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:00, курс лекций
Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.
Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, согласно с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.
1. Государственный кредит. 2
2. Формы государственного и муниципального кредита 6
3. Государственный и муниципальный долг 18
4. Рынок государственного долга 32
Заключение. Социально-экономические последствия государственного долга 38
ГЛОССАРИЙ 40
Список литературы 43
БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(филиал)
АКАДЕМИИ
ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Курс лекций обсужден на заседании кафедры «Финансы и кредит»
«22»
апреля 2008 г. (Протокол № 8)
Курс лекций рекомендован учебно-методической комиссией
«16»
июня 2008 г. (Протокол № 10)
Курс лекций утвержден на заседании Ученого совета БИСТ
«30»
августа 2008 г. (Протокол № 2)
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Государственный и муниципальный долг»
для студентов очной и заочной форм специалитета и бакалавриата
Кафедра: «Финансы и кредит»
Факультет: «Финансы и страхование»
Уфа 2008
Курс лекций составлен на основе Государственного образовательного стандарта по направлению/специальности 080105.65 с учетом дополнительных требований регионального (вузовского) компонента.
Курс лекций разработан Зинатуллиным И.М.
Оглавление
1.1. Понятие о государственном и муниципальном кредите.
Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.
Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, согласно с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.
Условиями кредитного договора являются:
Считается, что государственные займы менее опасны, чем эмиссия. Но и они оказывают заметное негативное воздействие на экономику.
Во-первых, правительство часто прибегает к принудительному их размещению, что нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.
Во-вторых, практика выпуска государственных ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиции в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.
В-третьих,
долговые обязательства государства,
накапливаясь, формируют внутренний
и внешний государственный
Долговое
финансирование бюджетного дефицита нередко
рассматривается как
1.2. Формы кредитования
Система финансов включает в себя наряду со многими другими элементами и кредит. Его задача - обеспечить субъекты экономических отношений (государства, юридических и физических лиц) заемными средствами на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования.
Кредитные ресурсы формируются главным образом путем консолидации временно свободных фондов денежных средств:
• амортизационных отчислений, сбережений граждан, накоплений предприятий и организаций, некоторых бюджетных и внебюджетных средств, страховых начислений и др. Временно свободные денежные средства привлекают для своих целей не только хозяйствующие субъекты, но и государство. Таким образом, кредитные отношения принимают две формы:
• государственный кредит;
• банковский кредит.
Существуют принципиальные отличия между двумя этими формами кредитования.
Госкредит | Банковский кредит | |
Цель использования | прежде всего, покрытие бюджетного дефицита | преодолевать негативные последствия, вызванные неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена |
Получатели | органы власти и управления | физические и юридические лица |
Юридические последствия нарушения сроков возврата | как правило, к государству не предусматриваются экономические санкции | срок возврата кредита строго определен и его нарушение приводит к возникновению соответствующих санкций |
Назначение | не имеет строго целевого назначения | на конкретные цели |
Согласованность экономических интересов участников отношений | обособлены | совпадают |
Влияние на денежную массу в обращении | всегда сокращает количество денег в обращении | может служить причиной появления избыточной денежной массы |
Государственный и муниципальный кредит представляет экономические отношения по перераспределению стоимости валового общественного продукта и определенной части национального богатства. Действительно, при первичном распределении распределяется лишь часть доходов — временно свободные средства предприятии и населения. Однако предприятия и население имеют возможность отчуждать некоторую часть доходов и на длительный период. Эту часть ресурсов государство привлекает для покрытия своих расходов на возмездной основе.
1.3. Задачи государственного и муниципального кредита.
С
помощью государственного кредита
государство мобилизует дополнительные
ресурсы для финансирования своих
потребностей и выполнения своих
функций. Эта форма кредита, хотя
и затрагивает вторичное
Помимо мобилизации ресурсов на общегосударственные нужды государственный и муниципальный кредит предусматривает также предоставление заемщикам денежных средств из бюджета на возвратной основе в виде:
• бюджетных ссуд;
• товарного кредита;
• льготных кредитов;
• инвестиционного налогового кредита;
• в других формах.
В
этих отношениях РФ, субъект РФ или
муниципальное образование
Такое
перераспределение
Основными задачами государственного и муниципального кредитования являются:
1.4. Функции государственного и муниципального кредита
Государственный и муниципальный кредит выполняет три основные функции — распределительную, регулирующую и контрольную.
В рамках распределительной функции происходит перераспределение ресурсов в соответствии, как с общими потребностями экономики, так и для осуществления тех или иных социально-экономических процессов. Ресурсы перераспределяются между:
• различными уровнями бюджетной системы (федеральным и региональными бюджетами, региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований);
• международными финансово-кредитными организациями и федеральным бюджетом;
• иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;
• федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.
Регулирующая функция означает, что предоставляя на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования средства заемщикам, государство способствует достижению лучшей результативности применения бюджетных ссуд. Действительно, практика показывает большую эффективность использования средств выделенных именно на возвратной и платной основе по сравнению с использованием безвозвратных и бесплатных ассигнований.
Указанные принципы кредитования обеспечивают эффективное использование средств, полученных РФ от зарубежных кредиторов на финансирование бюджетных дефицитов, проведение структурной политики и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.
Контрольная функция государственного и муниципального кредита обеспечивает целевое и эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством. Соответствующие контрольные действия проводят уполномоченные органы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При этом используют следующие формы контроля:
• мониторинг движения денежных средств через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
• проверка соблюдения условий кредитных соглашений;
• контроль за целевым использованием заемщиком полученных средств;
• проверка выполнения принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и пр.
1.5. Последствия использования государственного и муниципального кредита
Государственный и муниципальный кредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны. Здесь обнаруживается тесная взаимосвязь между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства носят антиципированный характер (т. е. являются изъятыми вперед налогами).