Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:00, курс лекций
Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.
Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, согласно с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.
1. Государственный кредит. 2
2. Формы государственного и муниципального кредита 6
3. Государственный и муниципальный долг 18
4. Рынок государственного долга 32
Заключение. Социально-экономические последствия государственного долга 38
ГЛОССАРИЙ 40
Список литературы 43
В докризисный период облигации сберегательного займа свободно обращались на вторичном рынке ценных бумаг. Предъявительская и бумажная форма выпуска облигаций при достаточно высокой доходности, привязанной к последней процентной ставке купона ОФЗ-ПК, породили трехуровневое обращение ОГСЗ: биржевое, внебиржевое и «уличное». Облигации активно использовались на кредитном рынке в качестве важного средства обеспечения залогов. Отмеченные особенности ОГСЗ позволяли им в. ряде случаев выполнять и функции денег, вытесняя не только рубли, но и иностранную валюту, поскольку имели по сравнению с ней более высокую доходность. Это подтверждается тем фактом, что ряд пунктов по обмену валюты начал работать с облигациями сберегательного займа.
Положительный отклик инвесторов на появление и развертывание государственного сберегательного займа породил не только благоприятные тенденции, но и некоторые проблемы. Главной из них является то, что заем не дошел в предполагавшихся масштабах до массового инвестора — физических лиц. Процедура выпуска и обращения ОГСЗ оказалась благотворной для оседания основной массы облигаций в инвестиционных портфелях оптового покупателя. Поэтому заем не выполнял своего назначения: привлечь средства населения к решению финансовых проблем страны и обеспечить надежной защитой сбережения физических лиц.
ОГСЗ не были заморожены в августе 1998 г., государство исправно выполняло и выполняет свои обязательства по этим облигациям. В 2000 г. возобновился выпуск ОГСЗ. Объем эмиссии облигаций новых выпусков займа составляет 1 млрд. рублей, а период обращения — 1 год. Процентный доход по каждому из двух купонов облигаций определяется Минфином РФ и равняется официально объявленному Госкомстатом России уровню инфляции за последние шесть месяцев, предшествовавших дате объявления купонного дохода, увеличенному на 0,2 пункта. Это означает, что заем обеспечивает не только получение минимального дохода, но и защищает вложенные средства от обесценения. Для решения проблемы доведения займа до массового инвестора — населения Минфин РФ, вероятно, должен перейти к размещению ОГСЗ, как и облигаций выигрышного займа, через систему учреждений Сберегательного банка России за наличный расчет, определяя котировку этих облигаций.
2.7. Другие виды ценных бумаг
Казначейские обязательства (КО). Эти бумаги появились в связи с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. Ситуация усугублялась тем, что существовал мультипликативный эффект, каждый рубль государственного долга стимулировал 2 — 3 руб. долгов самих предприятий. Чтобы решить эту проблему не прибегая к инфляционным методам, Правительство РФ переоформило 10% задолженности в КО.
КО выпускались сроком на один год в безбумажной форме — в виде записей на счетах «депо» в уполномоченных депозитариях. Время с момента выпуска до начала погашения варьировалось от 50 до 360 дней в зависимости от серии. По всем сериям КО существовал равный доход — 40% годовых. Владельцы КО вправе были производить с ними следующие операции:
• погашать кредиторскую задолженность;
• оплачивать без ограничений товары и услуги;
• продавать их юридическим и физическим лицам-резидентам;
• совершать залоговые операции;
• обменивать на казначейские налоговые освобождения;
• погашать с получением процентов.
Чтобы выполнять эти операции, КО должны пройти определенное для каждой серии количество индоссаментов (3 — 5).
Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). После банкротства Внешэкономбанка СССР (ВЭБ) на его счетах «заморозились» средства юридических и физических лиц. Задолженность банка перед юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения от 1 года до 15 лет. Выпущен заем был в мае 1993 г. общим объемом 7,9 млрд. долл. Номинал облигаций: 1000, 10 000 и 100 000 долл. Облигации были выпущены пятью сериями. Форма облигаций — документарные бумаги на предъявителя. Эмитент облигаций — Минфин РФ. Облигации содержат купоны для ежегодных выплат процентов. Купонная ставка — 3% годовых — выплачивается 14 мая каждого года.
При обмене вкладов ВЭБ на облигации преимущество было отдано коммерческим банкам, совместным предприятиям и благотворительным фондам: им были выданы облигации ближних серий. Торговля облигациями ВЭБ производится как в РФ, так и за рубежом.
3.1. Понятие и классификация долга
Поскольку в основе государственных заимствований лежат принципы возвратности, срочности и возмездности, функционирование государственного кредита представляется экономической основой возникновения государственного долга. Госдолгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания госдолга РФ.
Государственный долг существует в двух видах: капитального и текущего государственного долга. Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты), а под текущим государственным долгом — расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.
Многочисленность долговых обязательств РФ обусловливает необходимость их классификации. По форме долговые обязательства делятся на:
• кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ как заемщика с банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
• государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• договоры о предоставлении Российской Федерацией гарантий;
• соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
По срокам долговые обязательства РФ могут быть:
• краткосрочными (до одного года);
• среднесрочными (свыше одного года до пяти лет);
• долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение
условий выпущенного в
Внутренний долг РФ складывается из:
• основной номинальной суммы долга по ценным бумагам РФ;
• объема основного долга по кредитам, полученным РФ;
• объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;
• объема обязательств по гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Внешний долг РФ складывается из:
• объема обязательств по гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
• объема основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций.
3.2. Государственный долг субъекта РФ
Государственный долг субъекта РФ — это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Этот долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.
Долговые обязательства субъекта РФ приобретают форму:
• кредитных соглашений и договоров;
• государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
• договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;
• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет.
Иные формы долговых обязательств субъекта РФ не предусмотрены, а потому они неправомерны. Государственный долг субъектов РФ складывается из:
• основной номинальной суммы долга по ценным бумагам субъектов РФ;
• объема основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;
• объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;
• объема обязательств по гарантиям, предоставленным субъектом РФ.
Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.
Законодательные и исполнительные органы власти субъекта РФ используют все полномочия по формированию доходов регионального бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга.
3.3. Муниципальный долг
Муниципальный долг — это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:
• кредитных соглашений и договоров;
• займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
• договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней;
• договоров о предоставлении муниципальных гарантий
Иные формы муниципальных долговых обязательств не предусмотрены, а потому они неправомерны. Муниципальный долг складывается из:
• основной номинальной суммы долга по муниципальным ценным бумагам;
• объема основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
• объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;
• объема обязательств по гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.
Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга.
Муниципальные долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.
Управление
государственным и
3.4. Ответственность по долговым обязательствам
Законодательство разграничивает ответственность по долговым обязательствам РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Так, РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ. Равным же образом субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.