Государственный и муниципальный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:00, курс лекций

Описание работы

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.
Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, согласно с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.

Содержание

1. Государственный кредит. 2
2. Формы государственного и муниципального кредита 6
3. Государственный и муниципальный долг 18
4. Рынок государственного долга 32
Заключение. Социально-экономические последствия государственного долга 38
ГЛОССАРИЙ 40
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

Лекции по Государственному и муниципальному долгу.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

     Государственные и муниципальные заимствования  имеют разную «специализацию», а  также различаются по органам, имеющим право их осуществлять.

   
Государственные

внешние заимствования РФ

Государственные и

муниципальные внутренние

заимствования

Назначение  использования Для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для  погашения долговых обязательств Для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов бюджетов в пределах расходов на погашение долговых обязательств
Кому

принадлежит

право

осуществления

заимствований

и заключения

договоров о

предоставлении

государственных

гарантий

Российской  Федерации. От ее имени осуществлять заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти От имени  РФ право осуществления заимствований  и выдачи гарантий другим заемщикам  для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им федеральному органу исполнительной власти От имени субъекта РФ право осуществления заимствований и выдачи гарантий принадлежит единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ

От имени  муниципального образования право  осуществления заимствований и  выдачи гарантий принадлежит уполномоченному  органу местного самоуправления

3.5. Реструктуризация и предельный объем долга

     В процессе исполнения бюджета нередко  возникает потребность реструктурировать долг. Реструктуризация долга — это прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных обязательств иными обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

     Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства  в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств. Реструктурирование основывается на соответствующем соглашении.

     Важной  составляющей управления государственным  долгом является установление его предельного  объема и предельного объема государственных заимствований РФ. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной год утверждаются законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

     Установлено, что предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

     Бюджетный кодекс предусматривает случаи, когда  Правительство РФ вправе осуществлять заимствования свыше установленного предельного их объема:

     • по внешним заимствованиям — если при этом Правительство РФ осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга;

     • по внутренним (внешним) заимствованиям вместо внешних заимствований — если это снижает расходы на обслуживание долга в рамках установленного объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен.

     Например, предельный размер государственных  внешних заимствований РФ на 2001 г. установлен в сумме 5 млрд. долларов США. Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования с превышением предельного размера государственных внешних заимствований с целью реструктуризации государственного внешнего долга РФ и снижения совокупных затрат по его обслуживанию и погашению. Правительство РФ вправе определять объемы, формы, срок, методы и стоимостные условия государственных внешних заимствований. В результате по состоянию на 1 января 2002 г.:

     • верхний предел внешнего долга РФ составит 148,2 млрд. долларов США (включая выданные гарантии третьим лицам на привлечение внешних заимствований и задолженность по кредитам, предоставленным Внешэкономбанком Минфину РФ в 1998 — 1999 гг. за счет средств ЦБ РФ в иностранной валюте для расчетов по внешнему долгу РФ);

     • верхний предел внешнего долга перед РФ (за исключением государств — участников СНГ) составит 86,6 млрд. долларов США;

     • верхний предел внешнего долга перед РФ государств — участников СНГ составит 3,2 млрд. долларов США;

     • предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований составит 4,4 млрд. долларов США

     В 2001 г. на осуществление выплат, сокращающих  долговые обязательства РФ, Правительство РФ вправе направлять:

     • сальдо поступлений от операций на рынке с государственными ценными бумагами;

     • доходы от приватизации государственного имущества;

     • сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней;

     • кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм;

     • изменение остатков на счетах федерального бюджета, а также доходы, полученные сверх утвержденных в бюджете объемов.

     Законом субъекта РФ о -бюджете, правовым актом  органа местного самоуправления о местном  бюджете устанавливается верхний  предел долга субъекта РФ, муниципального долга с указанием предельного  объема обязательств по гарантиям. Предельный объем долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.

3.6. Программы государственных заимствований

     Государственные заимствования осуществляются в  рамках соответствующих программ. Так, Программа государственных внешних заимствований РФ — это перечень внешних заимствований РФ на год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них:

     • для несвязанных (финансовых) заимствований —

     1. источника привлечения;

     2. суммы заимствования;

     3. срока погашения.

     • для целевых иностранных заимствований —

     1. цели заимствования и направления использования;

     2. источника заимствования;

     3. суммы заимствования;

     4. срока погашения;

     5. гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;

     6. оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;

     7. прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.

     Программа внешних заимствований РФ отдельно предусматривает все займы и  гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл., на весь срок займа. Они  реализуются только при условии их утверждения в составе Программы Федеральным Собранием. В Программе объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85 % общего объема внешних заимствований.

     Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования, не включенные в Программу, если они осуществляются в процессе реструктуризации внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на обслуживание этого долга в рамках установленного предельного его объема. Данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) заимствования. В Программу обязательно включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если они не утратили силу.

     Бюджетное законодательство предусматривает  случаи, когда можно вносить изменения  в предельные объемы внешних заимствований и Программу государственных внешних заимствований РФ. Договоры о заимствованиях РФ, исполнение которых требует увеличения утвержденных предельных объемов, заключаются только после внесения изменений в закон о бюджете.

     Это требование не распространяется на договоры, заключенные Правительством РФ, если при этом оно осуществляет такую  реструктуризацию внешнего долга, которая  приводит к снижению расходов на его  обслуживание, в рамках установленного предельного объема внешнего долга.

     Договоры  о внешних заимствованиях РФ и  предоставлении гарантий по внешним  займам подлежат ратификации:

     • если эти займы (гарантии) не включены в Программу государственных внешних заимствований РФ и (или) привлекаемые договорами финансовые средства превышают 10 млн. долл., на весь срок займа;

     • если исполнение договоров требует увеличения утвержден-' ных предельных объемов внешних заимствований.

     Договоры  о внешних заимствованиях РФ не подлежат ратификации, если они заключены  Правительством РФ при осуществлении им реструктуризации внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема внешнего долга.

     В случае выпуска долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного имущества Программа внутренних заимствований должна содержать данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в рублях, а также перечень имущества, которое может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока заимствования.

     Программа внутренних заимствований представляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ соответствующему законодательному органу в виде приложения к проекту  закона о бюджете.

     В Программу обязательно включаются соглашения о займах, заключенные  в предыдущие годы, если соглашения не утратили силу.

3.7. Исполнение бюджетов

     Осуществление государственных или муниципальных  заимствований, а также предоставление гарантий иным заемщикам допускаются только в случае утверждения следующих параметров:

     • привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета, соответствующего установленным ограничениям;

     • предельного размера государственного или муниципального долга;

     • расходов на обслуживание соответствующего государственного или муниципального долга в году. При этом предельный объем названных расходов, утвержденный законом о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15 % объема расходов бюджета.

     Если  при исполнении бюджета субъекта РФ нарушается хотя бы один из указанных параметров и при этом субъект РФ в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих обязательств, принятие им новых обязательств осуществляется только после приведения указанных бюджетных параметров в соответствие с названными требованиями, за исключением заимствований (принятия других обязательств), осуществляемых в целях реструктуризации и погашения долга субъекта РФ.

Информация о работе Государственный и муниципальный долг