Государственный и муниципальный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:00, курс лекций

Описание работы

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.
Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, согласно с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.

Содержание

1. Государственный кредит. 2
2. Формы государственного и муниципального кредита 6
3. Государственный и муниципальный долг 18
4. Рынок государственного долга 32
Заключение. Социально-экономические последствия государственного долга 38
ГЛОССАРИЙ 40
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

Лекции по Государственному и муниципальному долгу.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

     Ослабление  этой негативной тенденции предполагалось на основе сокращения объемов заимствований  по линии ГКО, перехода от реализации в основном 3-6-месячных облигаций  к 6-12-месячным облигациям, расширения практики среднесрочных и долгосрочных заимствований. Однако резкое обострение финансового кризиса к лету 1998 г. перечеркнуло эти планы. Бюджетная эффективность ГКО стала отрицательной и Министерство финансов РФ вынуждено было тратить значительные бюджетные средства на погашение ранее выпущенных ГКО.

     В июле 1998 г. было принято решение о  прекращении новых выпусков ГКО. В августе 1998 г. Правительство РФ впервые не смогло рассчитаться по своим долговым обязательствам и  в соответствии с Заявлением Правительства РФ и Банка России от 17 августа 1998 г. погашение ранее выпущенных ГКО-ОФЗ было прекращено. 25 августа 1998 г. Правительство РФ предложило схему реструктуризации и погашения «замороженных» ГКО-ОФЗ. Работа по реструктуризации плавно была заменена новацией по государственным ценным бумагам, осуществляемой согласно Распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р.

     В ходе новации были размещены два выпуска ГКО со сроками погашения в марте и июне 1999 г. С 28 января 1999 г. они стали торговаться на вторичном рынке вместе с другими облигациями, выпущенными в ходе новации. В установленные сроки эти выпуски ГКО были погашены. Новые заимствования с помощью ГКО были осуществлены в середине декабря 1999 г., когда среди нерезидентов были размещены три выпуска ГКО на общую сумму 4,2 млрд. рублей по номиналу.

     В 2000 году предполагалось осуществить  эмиссию ГКО на сумму до 30,0 млрд. руб. В феврале уже были проведены  аукционы по размещению двух выпусков ГКО с объявленным объемом 2,5 млрд руб каждый. Результаты аукционов полностью удовлетворили эмитента

     Один  выпуск ГКО размещался среди нерезидентов — владельцев средств на специальных  счетах типа «С». Спрос в 1,5 раза превысил предложение. Средневзвешенная цена составила 100,29%, т.е. доходность для инвесторов оказалась отрицательной. К аукциону по размещению второго выпуска ГКО допускались все инвесторы. Спрос в 3 раза превысил предложение, а доходность сложилась на уровне 20,1% годовых (Минфин РФ готов был дать доходность чуть более 22%).

     Это означает, что рынок ГКО полностью восстановлен, инвесторы проявили большой интерес к краткосрочным бумагам государства, доходность которых сложилась на уровне, удовлетворяющем эмитента.

2.5. Облигации федеральных займов

     Среднесрочной государственной ценной бумагой, дающей возможность реструктуризации государственного внутреннего долга, явились облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК). Выпуск ОФЗ-ПК регламентируется постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов». Условия выпуска облигаций определил эмитент — Министерство финансов РФ 13 июня 1995 г. Все вопросы размещения и обращения облигаций, не оговоренные в условиях эмитента, по согласованию с последним регулирует Банк России.

     Банк  России является генеральным агентом  эмитента. Через его учреждения или  уполномоченные им организации осуществляются все операции по размещению и обращению  облигаций на рынке ценных бумаг, включая выплату купонного дохода, погашение за счет средств эмитента и учет прав на облигации. Выпуск, обращение и погашение ОФЗ-ПК осуществляется на ММВБ и подключенных к ней региональных площадках по схеме, аналогичной схеме ГКО Такая технология была избрана потому, что дилеры уже получили солидные навыки при работе с ГКО. Кроме того, она удобна в расчетах и обеспечивает автоматическое рефинансирование старых выпусков облигаций за счет новых выпусков. Первый аукцион по размещению ОФЗ-ПК состоялся 14 июня 1995 г.

     С выходом в свет ОФЗ-ПК государство  получило новый финансовый инструмент покрытия бюджетного дефицита и возможность удлинения среднего срока государственного долга, а инвесторы — условия для диверсификации срочности своих вложений путем включения в инвестиционный портфель среднесрочных государственных бумаг.

     Система ОФЗ-ПК базируется на следующих принципах:

     • применение безбумажной (электронной) технологии;

     • именной характер бумаги;

     • среднесрочный период обращения;

     • проведение эмиссии в форме отдельных выпусков;

     • переменный купонный доход.

     Последнее обстоятельство как раз и определяет наиболее существенные особенности в обращении и обслуживании ОФЗ-ПК. При заключении сделок в цену сделки кроме цены облигации, указанной в заявке, включается также накопленный купонный доход. Накопленный купонный доход — это часть купонного дохода, рассчитанная пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска ОФЗ-ПК или даты выплаты предшествующего купонного дохода. Выплата купонного дохода осуществляется Банком России путем перечисления соответствующих средств на торговые счета дилеров в торговой системе до начала торгов или аукциона.

     Накопленный купонный доход определяется по процентной ставке купонного дохода, которая  фиксируется на каждый день. Процентная ставка рассчитывается как средневзвешенная доходность к погашению по средневзвешенной цене ГКО на торгах на ММВБ по тем выпускам ГКО, погашение которых состоится в период от 30 дней до даты выплаты очередного купонного дохода до 30 дней после выплаты. Данные берутся за 4 последние торговые сессии до даты объявления доходности. Величина купонного дохода объявляется не позднее, чем за 7 дней до дня выплаты дохода по очередному купону.

      Инвестор доходность операции с ОФЗ-ПК может определить по следующей формуле:

 
 

     где К — ставка купонного дохода;

     Кн  — ставка накопленного купонного дохода.

     ОФЗ-ПК стали второй по значимости ценной бумагой на рынке государственного долга. Конечно, выход на рынок в 1995г. обязательств с периодом обращения  в 378 дней (первый выпуск) был значительным успехом Минфина РФ в условиях, когда обращались в основном трехмесячные ГКО. Тем не менее, в 1997 г. на рынке преобладали выпуски ОФЗ-ПК с периодом обращения до полутора лет. Поэтому в 1998г. предполагалось перейти к эмиссии бумаг преимущественно со сроком обращения 2 года и более.

     Еще одним новым долговым инструментом для российского рынка стали  облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Условия их выпуска и обращения утверждены Министерством финансов РФ 28 июня 1996 г. Облигации являются именными, среднесрочными, с постоянной величиной купонного дохода и эмитируются в форме отдельных выпусков. Номинальная стоимость облигаций составляет 1000 рублей. Эмитент — Минфин РФ по согласованию с Банком России устанавливает для каждого отдельного выпуска облигаций его объем, размер купонного дохода, даты размещения, погашения и выплаты купонного дохода. Эти условия в числе других фиксируются в глобальном сертификате и объявляются не позднее, чем за 7 дней до начала размещения займа.

     Вторичный рынок по нереструктурированным ОФЗ-ПД (т.е. со сроками погашения после 31 декабря 1999 г.) возобновлен 15 января 1999 г.

     В ходе новации были выпущены ОФЗ-ПД со сроком обращения 3 года и с нулевым купонным доходом. Этими облигациями можно погашать просроченную задолженность по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшуюся по состоянию на 1 июля 1998 г. Они могут быть использованы в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных учреждений. Вторичные торги по новым ОФЗ-ПК проводятся с 28 января 1999 г.

     В ходе новации осуществлен выпуск нового вида облигаций федеральных займов — облигаций с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроком обращения 4 и 5 лет. Номинальная стоимость облигаций — 10 и 1000 рублей. Они выпущены 12 равными траншами с начислением купонного дохода начиная с 19 августа 1998 г. Размер купонного дохода установлен на уровне 30% годовых в первый год после 19 августа 1998 г., 25% — во второй, 20% — в третий, 15% — в четвертый, далее — 10% годовых. Начиная со второго купона выплаты доходов производятся каждые три месяца. Облигации торгуются на вторичном рынке.

2.6. Государственный сберегательный заем РФ

     В сентябре 1995 г. на рынке государственного долга появились облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Их выпуск состоялся в соответствии с Указом Президента РФ от 9 августа 1995 г. № 836 «О государственном сберегательном займе. Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. № 812 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации».

     Заем  выпускался в целях более активного  привлечения средств населения  для финансовой стабилизации российской экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений граждан. Поскольку  владельцами облигаций могут быть и юридические лица, то они получили новый инструмент для диверсификации своего инвестиционного портфеля.

     Указанным постановлением Правительства РФ Минфину  РФ было предоставлено право осуществить  первый выпуск займа в 1995—1998 годах  в объеме до 10 трлн. неденоминированных рублей десятью сериями по 1 трлн. рублей каждая. Однако успех займа превзошел все ожидания и уже в ноябре 1996 г. Минфин РФ приступил к размещению последней, десятой серии первого выпуска. Общий объем эмиссии облигаций составил 11 трлн. рублей.

     Это позволило Правительству РФ своим  постановлением от 24 января 1997 г. № 73 «О выпуске и обращении облигаций  государственных сберегательных займов РФ» утвердить новые генеральные  условия выпуска и обращения  ОГСЗ. Этими условиями предоставлено право Минфину РФ осуществлять эмиссию облигаций не выпусками, разбитыми на серии, а отдельными сериями. Предельный объем эмиссии займа не устанавливается. Однако годовой объем эмиссии облигаций Минфин РФ определяет исходя из максимального размера государственного внутреннего долга, устанавливаемого законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

     Облигации сберегательного займа выпускаются  в документарной форме и являются государственными ценными бумагами на предъявителя. В соответствии с  условиями выпуска каждой серии они дают право их владельцам на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации, и номинальной стоимости ОГСЗ при их погашении. Для большей привлекательности облигаций займа первого выпуска устанавливалась их доходность, превышавшая доходность по другим видам государственных ценных бумаг. В частности, Минфин РФ вводил премию в размере 5-10%. Новыми генеральными условиями это не предусмотрено. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, если иное не предусмотрено условиями выпуска отдельных серий займа.

     На  основании генеральных условий  Минфин РФ утверждает условия выпуска  отдельных серий ОГСЗ, в которых  указываются объем и срок выпуска  каждой серии облигаций, их тип, номинальная стоимость, порядок и форма погашения, порядок признания выпуска облигаций состоявшимся, ограничения на потенциальных владельцев, размер, периодичность и порядок выплаты процентов по облигациям. Облигации займа в рамках одной серии равны между собой по объему предоставляемых прав. Первоначально каждая облигация имела 4 купона и выплата процентов осуществлялась каждые три месяца. Начиная с 11 серии займа, купонный период был 6 месяцев. С выпуском облигаций 13-й серии заем стал не годовым, а с двухлетним сроком обращения. Номинал облигаций первых десяти серий составлял 100 и 500 тысяч рублей. Облигации 11-й серии и всех последующих серий выпускаются с номинальной стоимостью 500 тысяч рублей (с 1 января 1998 г. — 500 рублей).

     До  выхода в свет облигаций займа очередной серии в «Российской газете» и ряде других изданий публикуется приказ Минфина РФ, в котором дается детальная характеристика условий выпуска ОГСЗ, проведения подписки среди уполномоченных эмитентом банков и других кредитных организаций, размещения облигаций среди потенциальных инвесторов.

     Подавая заявку на приобретение облигаций, участник подписки принимает во внимание установленную  Минфином РФ минимальную цену покупки, минимальный объем покупки по каждой заявке и размер процентной ставки по первому купону. Участники подписки, чьи заявки удовлетворены, заключают с Минфином РФ договор купли-продажи. Уполномоченные банки и другие кредитные организации, участвующие в размещении облигаций, обязуются в течение полугода (ранее — 60 дней с момента начала выпуска) продать не менее 70% купленных у эмитента облигаций, в том числе не менее 50% за наличный расчет. Продажа облигаций осуществляется по рыночным ценам.

Информация о работе Государственный и муниципальный долг