Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:00, курс лекций
Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.
Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, согласно с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.
1. Государственный кредит. 2
2. Формы государственного и муниципального кредита 6
3. Государственный и муниципальный долг 18
4. Рынок государственного долга 32
Заключение. Социально-экономические последствия государственного долга 38
ГЛОССАРИЙ 40
Список литературы 43
Ослабление этой негативной тенденции предполагалось на основе сокращения объемов заимствований по линии ГКО, перехода от реализации в основном 3-6-месячных облигаций к 6-12-месячным облигациям, расширения практики среднесрочных и долгосрочных заимствований. Однако резкое обострение финансового кризиса к лету 1998 г. перечеркнуло эти планы. Бюджетная эффективность ГКО стала отрицательной и Министерство финансов РФ вынуждено было тратить значительные бюджетные средства на погашение ранее выпущенных ГКО.
В июле 1998 г. было принято решение о прекращении новых выпусков ГКО. В августе 1998 г. Правительство РФ впервые не смогло рассчитаться по своим долговым обязательствам и в соответствии с Заявлением Правительства РФ и Банка России от 17 августа 1998 г. погашение ранее выпущенных ГКО-ОФЗ было прекращено. 25 августа 1998 г. Правительство РФ предложило схему реструктуризации и погашения «замороженных» ГКО-ОФЗ. Работа по реструктуризации плавно была заменена новацией по государственным ценным бумагам, осуществляемой согласно Распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р.
В ходе новации были размещены два выпуска ГКО со сроками погашения в марте и июне 1999 г. С 28 января 1999 г. они стали торговаться на вторичном рынке вместе с другими облигациями, выпущенными в ходе новации. В установленные сроки эти выпуски ГКО были погашены. Новые заимствования с помощью ГКО были осуществлены в середине декабря 1999 г., когда среди нерезидентов были размещены три выпуска ГКО на общую сумму 4,2 млрд. рублей по номиналу.
В 2000 году предполагалось осуществить эмиссию ГКО на сумму до 30,0 млрд. руб. В феврале уже были проведены аукционы по размещению двух выпусков ГКО с объявленным объемом 2,5 млрд руб каждый. Результаты аукционов полностью удовлетворили эмитента
Один выпуск ГКО размещался среди нерезидентов — владельцев средств на специальных счетах типа «С». Спрос в 1,5 раза превысил предложение. Средневзвешенная цена составила 100,29%, т.е. доходность для инвесторов оказалась отрицательной. К аукциону по размещению второго выпуска ГКО допускались все инвесторы. Спрос в 3 раза превысил предложение, а доходность сложилась на уровне 20,1% годовых (Минфин РФ готов был дать доходность чуть более 22%).
Это означает, что рынок ГКО полностью восстановлен, инвесторы проявили большой интерес к краткосрочным бумагам государства, доходность которых сложилась на уровне, удовлетворяющем эмитента.
2.5. Облигации федеральных займов
Среднесрочной государственной ценной бумагой, дающей возможность реструктуризации государственного внутреннего долга, явились облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК). Выпуск ОФЗ-ПК регламентируется постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов». Условия выпуска облигаций определил эмитент — Министерство финансов РФ 13 июня 1995 г. Все вопросы размещения и обращения облигаций, не оговоренные в условиях эмитента, по согласованию с последним регулирует Банк России.
Банк
России является генеральным агентом
эмитента. Через его учреждения или
уполномоченные им организации осуществляются
все операции по размещению и обращению
облигаций на рынке ценных бумаг,
включая выплату купонного
С выходом в свет ОФЗ-ПК государство получило новый финансовый инструмент покрытия бюджетного дефицита и возможность удлинения среднего срока государственного долга, а инвесторы — условия для диверсификации срочности своих вложений путем включения в инвестиционный портфель среднесрочных государственных бумаг.
Система ОФЗ-ПК базируется на следующих принципах:
• применение безбумажной (электронной) технологии;
• именной характер бумаги;
• среднесрочный период обращения;
• проведение эмиссии в форме отдельных выпусков;
• переменный купонный доход.
Последнее обстоятельство как раз и определяет наиболее существенные особенности в обращении и обслуживании ОФЗ-ПК. При заключении сделок в цену сделки кроме цены облигации, указанной в заявке, включается также накопленный купонный доход. Накопленный купонный доход — это часть купонного дохода, рассчитанная пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска ОФЗ-ПК или даты выплаты предшествующего купонного дохода. Выплата купонного дохода осуществляется Банком России путем перечисления соответствующих средств на торговые счета дилеров в торговой системе до начала торгов или аукциона.
Накопленный купонный доход определяется по процентной ставке купонного дохода, которая фиксируется на каждый день. Процентная ставка рассчитывается как средневзвешенная доходность к погашению по средневзвешенной цене ГКО на торгах на ММВБ по тем выпускам ГКО, погашение которых состоится в период от 30 дней до даты выплаты очередного купонного дохода до 30 дней после выплаты. Данные берутся за 4 последние торговые сессии до даты объявления доходности. Величина купонного дохода объявляется не позднее, чем за 7 дней до дня выплаты дохода по очередному купону.
Инвестор доходность операции с ОФЗ-ПК может определить по следующей формуле:
где К — ставка купонного дохода;
Кн — ставка накопленного купонного дохода.
ОФЗ-ПК стали второй по значимости ценной бумагой на рынке государственного долга. Конечно, выход на рынок в 1995г. обязательств с периодом обращения в 378 дней (первый выпуск) был значительным успехом Минфина РФ в условиях, когда обращались в основном трехмесячные ГКО. Тем не менее, в 1997 г. на рынке преобладали выпуски ОФЗ-ПК с периодом обращения до полутора лет. Поэтому в 1998г. предполагалось перейти к эмиссии бумаг преимущественно со сроком обращения 2 года и более.
Еще одним новым долговым инструментом для российского рынка стали облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Условия их выпуска и обращения утверждены Министерством финансов РФ 28 июня 1996 г. Облигации являются именными, среднесрочными, с постоянной величиной купонного дохода и эмитируются в форме отдельных выпусков. Номинальная стоимость облигаций составляет 1000 рублей. Эмитент — Минфин РФ по согласованию с Банком России устанавливает для каждого отдельного выпуска облигаций его объем, размер купонного дохода, даты размещения, погашения и выплаты купонного дохода. Эти условия в числе других фиксируются в глобальном сертификате и объявляются не позднее, чем за 7 дней до начала размещения займа.
Вторичный рынок по нереструктурированным ОФЗ-ПД (т.е. со сроками погашения после 31 декабря 1999 г.) возобновлен 15 января 1999 г.
В ходе новации были выпущены ОФЗ-ПД со сроком обращения 3 года и с нулевым купонным доходом. Этими облигациями можно погашать просроченную задолженность по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшуюся по состоянию на 1 июля 1998 г. Они могут быть использованы в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных учреждений. Вторичные торги по новым ОФЗ-ПК проводятся с 28 января 1999 г.
В ходе новации осуществлен выпуск нового вида облигаций федеральных займов — облигаций с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроком обращения 4 и 5 лет. Номинальная стоимость облигаций — 10 и 1000 рублей. Они выпущены 12 равными траншами с начислением купонного дохода начиная с 19 августа 1998 г. Размер купонного дохода установлен на уровне 30% годовых в первый год после 19 августа 1998 г., 25% — во второй, 20% — в третий, 15% — в четвертый, далее — 10% годовых. Начиная со второго купона выплаты доходов производятся каждые три месяца. Облигации торгуются на вторичном рынке.
2.6. Государственный сберегательный заем РФ
В
сентябре 1995 г. на рынке государственного
долга появились облигации
Заем
выпускался в целях более активного
привлечения средств населения
для финансовой стабилизации российской
экономики и обеспечения
Указанным
постановлением Правительства РФ Минфину
РФ было предоставлено право
Это
позволило Правительству РФ своим
постановлением от 24 января 1997 г. № 73 «О
выпуске и обращении облигаций
государственных сберегательных займов
РФ» утвердить новые
Облигации
сберегательного займа
На основании генеральных условий Минфин РФ утверждает условия выпуска отдельных серий ОГСЗ, в которых указываются объем и срок выпуска каждой серии облигаций, их тип, номинальная стоимость, порядок и форма погашения, порядок признания выпуска облигаций состоявшимся, ограничения на потенциальных владельцев, размер, периодичность и порядок выплаты процентов по облигациям. Облигации займа в рамках одной серии равны между собой по объему предоставляемых прав. Первоначально каждая облигация имела 4 купона и выплата процентов осуществлялась каждые три месяца. Начиная с 11 серии займа, купонный период был 6 месяцев. С выпуском облигаций 13-й серии заем стал не годовым, а с двухлетним сроком обращения. Номинал облигаций первых десяти серий составлял 100 и 500 тысяч рублей. Облигации 11-й серии и всех последующих серий выпускаются с номинальной стоимостью 500 тысяч рублей (с 1 января 1998 г. — 500 рублей).
До выхода в свет облигаций займа очередной серии в «Российской газете» и ряде других изданий публикуется приказ Минфина РФ, в котором дается детальная характеристика условий выпуска ОГСЗ, проведения подписки среди уполномоченных эмитентом банков и других кредитных организаций, размещения облигаций среди потенциальных инвесторов.
Подавая заявку на приобретение облигаций, участник подписки принимает во внимание установленную Минфином РФ минимальную цену покупки, минимальный объем покупки по каждой заявке и размер процентной ставки по первому купону. Участники подписки, чьи заявки удовлетворены, заключают с Минфином РФ договор купли-продажи. Уполномоченные банки и другие кредитные организации, участвующие в размещении облигаций, обязуются в течение полугода (ранее — 60 дней с момента начала выпуска) продать не менее 70% купленных у эмитента облигаций, в том числе не менее 50% за наличный расчет. Продажа облигаций осуществляется по рыночным ценам.