Государственный и муниципальный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:00, курс лекций

Описание работы

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.
Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, согласно с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.

Содержание

1. Государственный кредит. 2
2. Формы государственного и муниципального кредита 6
3. Государственный и муниципальный долг 18
4. Рынок государственного долга 32
Заключение. Социально-экономические последствия государственного долга 38
ГЛОССАРИЙ 40
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

Лекции по Государственному и муниципальному долгу.doc

— 302.50 Кб (Скачать)
="justify">     В макроэкономическом аспекте государственный и муниципальный кредит может иметь весьма неблагоприятные последствия в случае неверно выбранной стратегии и тактики его использования как финансового инструмента управления экономикой страны. В этом случае неизбежен мультипликативный эффект роста финансово-кредитной зависимости государства от кредиторов (как внутренних, так и внешних).

     Государственный и муниципальный кредит способствует правильной организации сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий и государственного бюджета, является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной и валютной политики.

     Главное же, для чего используется государственный и муниципальный кредит в макроэкономическом смысле, — покрытие дефицита бюджета. Этой же цели может служить эмиссия денежных знаков. Однако давно доказано, что государственный и муниципальный кредит значительно эффективнее для балансирования доходов и расходов бюджета. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулируют натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Тем самым оптимизируется масса денег в обращении.

2. Формы государственного  и муниципального  кредита

2.1. Классификация государственного и муниципального кредита

     Государственный кредит может иметь различные  формы. Многообразие форм займов требует  их детальной классификации, исходя из различных критериев.

     Нормативной базой, определяющей порядок выпуска, обращения и погашения государственных  ценных бумаг, является Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», принятый в 1996 г.,

По  натурально-вещественной форме Товарная
 
 
Денежная
По  эмитенту Правительство РФ
  правительство субъектов РФ
  местные органы власти
  государственные учреждения
По  месту размещения Внутренние в рублях
 
 
 
 
в инвалюте
  Внешние
По  субъектам-кредиторам физические  лица
 
 
юридические лица
  определенные  категории юридических лиц
  как физические, так и юридические лица
По  методам размещения добровольные
 
 
принудительные
По  форме юридического оформления облигационные (путем эмиссии ценных бумаг) казначейские  обязательства
 
 
 
 
облигации в натуральной  форме
 
 
 
 
 
 
в денежной форме
 
 
 
 
 
 
в форме  записи на счетах
 
 
 
 
 
 
в бумажной форме (именные и на предъявителя)
  безоблигационные (договоры, соглашения и т п )
По  форме выплаты дохода процентные с твердой ставкой процента
 
 
 
 
с плавающей  ставкой процента
 
 
 
 
с выплатой через определенные промежутки времени
 
 
 
 
с выплатой при погашении долга
 
 
выигрышные денежные  выигрыши
 
 
 
 
вещевые выигрыши
 
 
 
 
лотерейные
 
 
 
 
беспроигрышные
  процентно-выигрышные
 
 
беспроцентные (целевые)
 
 
дисконтные
 
 
с предоставлением  льгот
По  срокам размещения краткосрочные - до 1 года среднесрочные - до 5 лет
  долгосрочные - более 5 лет, но до 30 лет
  бессрочные (рентные)
По  условиям погашения единовременное  погашение
 
 
погашение сериями
По  обеспечению без обеспечения
  обеспеченные недвижимостью, землей
    высокодоходными и ликвидными активами
    будущими  доходами от реализации целевых проектов
    гарантиями  вышестоящих органов власти
    драгоценными  металлами

2.2. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

     Главная цель эмиссии этих ценных бумаг —  финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитентом ГКО выступал Минфин РФ. ЦБ РФ проводил размещение, обслуживание и погашение облигаций Эмиссия производилась отдельными выпусками на срок три, шесть и двенадцать месяцев в безбумажной форме. Облигации размещались с дисконтом на первичных аукционах, на которых в качестве дилеров участвовали коммерческие банки, получившие соответствующие полномочия от ЦБ РФ. Все операции по покупке и продаже облигаций производились в торгово-депозитарной системе Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), права на облигации учитывались путем внесения записей на счетах «депо» в депозитарии биржи.

     Ведущими  участниками рынка ГКО были коммерческие банки. Этот инструмент фондового рынка  оказался для государства чрезмерно  дорогим. Погашались эти займы путем  рефинансирования — выпуска новых займов. В августе 1998 г государство отказалось от выполнения обязательств по ГКО.

     ГКО выпускаются в обращение согласно постановлению Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 «О выпуске государственных  краткосрочных бескупонных облигаций» С помощью ГКО выполняются следующие задачи:

     • финансирование дефицита федерального бюджета;

     • регулирование размеров денежной массы в обращении;

     • предоставление надежного финансового инструмента для поддержания ликвидности активов финансово-кредитных учреждений.

     Облигации выпускаются в бездокументарной форме. Их номинальная стоимость  составляет 1000 рублей, срок обращения  — 3, 6 и 12 месяцев. Облигация является дисконтной, т.е. доход образуется в  виде разницы между ценой погашения (продажи) и ценой покупки. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, в том числе и нерезиденты. Эмиссия осуществляется периодически в форме отдельных выпусков, каждый из которых оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Центробанке РФ.

2.3. Первичное размещение ГКО

     Проводится  в форме аукциона. Первый аукцион  состоялся 18 мая 1993 г , на котором были размещены трехмесячные облигации  на сумму 0,88 млрд. неденоминированных рублей. 22 декабря 1993 г был проведен первый аукцион по шестимесячным  облигациям, а в середине 1994 г. — по годовым облигациям. Сначала аукционы проводились один раз в месяц, затем — дважды и, наконец, еженедельно по средам. Схема эмиссии ГКО рассчитана на погашение более ранних выпусков облигаций за счет средств, поступающих от последующих эмиссий. Торговые сессии по вторичному обращению облигаций проводятся ежедневно, кроме дней проведения аукционов.

     Решение о выпуске ГКО принимается  Министерством финансов РФ по согласованию с Банком России. При принятии решения  определяются предельный объем выпуска, период его обращения и ограничения на потенциальных владельцев. Каждому выпуску ГКО присваивается свой номер. Если номер выпуска начинается с цифр 21, то это трехмесячные облигации, если с цифр 22, то это — шестимесячные. Номер годовых облигаций начинается с цифр 23. Сведения об очередном выпуске ГКО объявляются не позднее, чем за семь дней до начала его размещения. Выпуск считается состоявшимся, если в период размещения было продано не менее 20% предполагавшихся к выпуску ГКО. Банк России может осуществлять доразмещение облигаций, непроданных во время аукциона.

     В докризисный период процедура первичного размещения ГКО включала в себя следующие  этапы:

     • Минфин РФ передавал генеральному агенту (Банку России) глобальный сертификат и поручение продать облигации на аукционе;

     • Центробанк РФ объявлял об аукционе и дилеры собирали заявки инвесторов на покупку ценных бумаг;

     • Банк России проводил на ММВБ аукцион, на котором дилеры выставляли заявки на покупку облигаций по определенной цене, указывавшейся в процентах от номинала. Прием заявок осуществлялся до 13.00;

     • ММВБ сводила заявки, а Центробанк РФ привозил их в Минфин РФ;

     • до 16.00 Минфин РФ определял объем удовлетворявшихся заявок путем подведения черты под последней удовлетворявшей его заявкой и передавал ЦБ РФ поручение на удовлетворение заявок;

     • ЦБ РФ сообщал дилерам об удовлетворенных заявках;

     • ММВБ оформляла удовлетворенные заявки.

     В день аукциона дилеры могли вводить  в торговую систему неограниченное число заявок от своего имени и  за свой счет (заявка дилера) или от своего имени за счет и по поручению инвестора (заявка инвестора). Заявки могли быть конкурентные и неконкурентные. Конкурентная заявка вводилась по цене, предложенной дилером. Она удовлетворялась в случае, если цена, указанная в ней, была не ниже цены отсечения, т.е. цены, указанной в последней заявке, удовлетворявшей Минфин РФ. Конкурентная заявка удовлетворялась полностью. Неконкурентная заявка всегда удовлетворялась по средневзвешенной цене аукциона. Количество облигаций, приобретавшихся по неконкурентной заявке, рассчитывалось как целая часть от деления суммы денег по данной заявке на средневзвешенную цену аукциона с учетом комиссии.

     Цена  отсечения определялась Минфином РФ обычно на уровне, чуть превышавшем  цену закрытия торговой сессии предыдущего дня. Способами воздействия на цену являлись проведение Банком России операций на вторичном рынке и ограничение Минфином РФ объемов заимствований. Важным моментом явилось внесение в схему торговли ГКО дополнений, разрешавших Минфину РФ доразмещать на рынке непроданные на аукционе облигации. Однако эти рычаги воздействия на цену эмитент и генеральный агент могли задействовать, когда Правительство РФ не испытывало острой нужды в дополнительных средствах. Если же бюджетные проблемы обострялись, то возможности влияния на цену оказывались призрачными.

     Заявки  удовлетворялись по следующим правилам:

     • независимо от времени подачи заявка, имевшая более выгодную цену, удовлетворялась раньше, чем заявка с менее выгодной ценой;

     • при равенстве цен заявка, поданная раньше, имела приоритет перед заявкой, поданной позже;

     • размер заявки на ее приоритет не влиял;

     • сделка заключалась всегда по цене заявки;

     • если заявка при заключении сделки могла быть удовлетворена лишь частично, то неисполненная её часть рассматривалась в качестве отдельной заявки;

     • заключение сделки не требовало дополнительного согласия дилера, подавшего удовлетворенную заявку.

2.4. Обращение ГКО на вторичном рынке

     Осуществляется  только путем заключения сделок купли-продажи  через торговую систему во время проведения торгов. Перед торгами дилер, подавший заявку на продажу облигаций, обязан перевести на счет «депо» нужное количество облигаций, а дилер, пожелавший купить ГКО, — необходимые денежные средства на специальный счет. Сделки купли-продажи заключаются путем удовлетворения поданных заявок.

     Погашение облигаций происходит в установленный условиями выпуска день погашения в торговой системе до начала торгов или аукциона. Каждый дилер до погашения вводит в торговую систему необходимое количество заявок на продажу ГКО. Банк России выставляет в торговой системе заявку на покупку по номиналу всего объема облигаций. Заявки удовлетворяются — выпуск ГКО погашен.

      Инвестор вкладывает деньги в ГКО с целью извлечения дохода. При разовом инвестировании средств на первичном и вторичном рынках для оценки эффективности вложений используется показатель простой доходности (Дпр):

     (1) , где

     Цн  — номинальная цена облигации, % к номиналу;

     Цп  — цена покупки облигации, % к  номиналу;

     С —ставка налога на прибыль, %;

     Т — число дней до погашения облигации.

     Эта формула применяется в том  случае, когда инвестор держит облигацию  до ее погашения. Если же инвестор решил  продать облигацию до момента  её погашения, то простая доходность определяется по сходной формуле с заменой лишь показателя «Цн» на показатель «Цпр», означающий цену продажи облигации.

     При анализе эффективности проводимых операций с ГКО и принятии решения  о совершении сделки используются показатели эффективной годовой доходности, текущей доходности к аукциону, доходность к погашению и т.п.

      Если инвестор хочет узнать абсолютную сумму дохода (Д), которую получит за время владения облигацией, то он может рассчитать ее по следующей формуле:

     (2) , где 

     Н — номинальная стоимость облигации.

     Эта формула используется как в случае удержания облигации до момента ее погашения, так и продажи до проведения погашения облигаций данного выпуска.

     Увеличению  емкости и ликвидности рынка  ГКО способствуют введенные в 1996 г. Банком России операции по купле-продаже  облигаций с обычным выкупом (репо) и ломбардное кредитование под залог ликвидных государственных ценных бумаг, список которых периодически публикуется. В этом же направлении будет оказывать влияние развитие розничных (внебиржевых) сделок с ГКО первичными дилерами в рамках единого депозитария. Внебиржевая торговля упростит отношения дилера с клиентом, особенно мелким, и повысит ликвидность операций с ГКО для клиента (при биржевой торговле срок с момента подачи приказа клиентом на продажу ГКО до исполнения заявки и перевода вырученных денег на его счет проходит не менее 2 дней).

     Выйдя на финансовый рынок в 1993 г., ГКО прочно удерживали репутацию главного инструмента  государственных заимствований  до обострения финансового кризиса  летом 1998 г. Они давали 4/5 всех поступлений от реализации ценных бумаг государством. Однако все большая часть средств от продажи ГКО направлялась на погашение предыдущих выпусков. Если в 1993 г. на эти цели было использовано 15% выручки, в 1994 г. — 55%, то в 1997 г. этот показатель приблизился к 79%, а в 1998 г. планировался на уровне 88%.

Информация о работе Государственный и муниципальный долг