Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, дипломная работа

Описание работы

Задачами дипломной работы являются:
- раскрытие экономической сущности государственного долга и его
составляющих;
- исследование механизма нормативно-правового регулирования
государственного долга России;
- изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
- проведение исследований в области истории долгового финансирования
дефицита бюджета России;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации;
- раскрытие проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего
государственного долга;
- оценка влияния государственного долга на экономику России;
- анализ путей оптимизации внешней и внутренней задолженности
Российской Федерации.

Содержание

Введение 3

1. Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование
государственного долга России. 6
1.2. Механизм роста государственного долга. 12
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
24
2.1. История внешнего долгового финансирования
дефицита бюджета России. 24
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации. 31
2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации. 46
2.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. 58
2.5. Проблемы влияния государственного долга на экономику России 61
3. Пути оптимизации государственного долга россии 74
3.1. Общие принципы организации и задачи системы управления
государственным долгом. 74
3.2. Методы управления государственным долгом. 83
3.3. Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного
долга России. 101
Заключение 113
Список использованной литературы 117
Приложения 123

Работа содержит 1 файл

Государственный долг.docx

— 252.26 Кб (Скачать)

который будет  точно соответствовать  совокупной  стоимости  всех  товаров  и

услуг  [64,  13].   Под   эффективной   ценовой   политикой   Семенищев   С.

подразумевает перманентный контроль за ценами на  продукцию  производителей-

монополистов.

    Равенство  объемов денежной и товарной  масс  позволит  достичь  товарно-

денежного  баланса,  при  котором  не  будет  ни  товарного,  ни   денежного

дефицита.  Равенство  платежеспособного  спроса  и   товарного   предложения

позволит  предприятиям  полностью  реализовывать  весь   свой   товар,   что

обеспечит   для   них   получение   оборотных   средств    для    следующего

производственного цикла, а самое главное –  прекратит  спад  производства  и

создаст условия  для его роста.

    Увеличение  налогооблагаемой  базы  за  счет  максимальной   реализации

производимых товаров  позволит безболезненно для бюджета  понизить  совокупную

налоговую ставку, что обеспечит темпы  роста  ВВП  и  обусловит  возможность

эффективного погашения  государственного долга [64, 14].

    При  инфляционном  характере  финансирования  дефицита  государственного

бюджета и обслуживании государственного долга следует  обратить  внимание  на

проблему кризиса  ликвидности. Отказ от выпуска  облигаций  Банка  России,  а

также погашение  двух  из  трех  существующих  выпусков  ГКО  практически  не

оставили на финансовом рынке  России  инструментов,  способных  регулировать

денежную ликвидность. В связи с  этим  необходимо  воссоздать  подобный  вид

ценных бума.

    В отношении  внутреннего  государственного  долга  Российской  Федерации

следует расширять  перечень средне- и краткосрочных  финансовых  инструментов

с учетом потребностей потенциальных инвесторов.

    По состоянию  на конец 2000 г. можно отметить, что в банковской  системе

отсутствуют так  называемые «длинные деньги» (для долгосрочного  кредитования

реального сектора, долгосрочных пассивов для банков).

    Важнейшим  источником таких средств для   инвестиционного  финансирования

являются  сбережения  населения.  Однако  их  основная  рублевая  часть  уже

инвестирована  в  государственный  долг  через  Сбербанк,  а   использование

валютной  составляющей  требует   дополнительных   мер   по   дедолларизации

денежного обращения [74, 4].

    Скудость  внутренних  источников  финансирования  экономики  существенно

усилила  роль  и  значение  внешних   инвестиций.   Потребности   страны   в

иностранной  валюте  определяются   двумя   моментами:   1)   необходимостью

финансирования  дефицита платежного баланса по текущим  операциям;  2)  целями

подъема экономики  и ее структурной перестройки [16, 37].

    Инвестиционный  климат  в  России  с  учетом  начавшегося  в  2000   г.

промышленного роста  несколько улучшился. В итоге  за 10 месяцев в  2000  году

прямые инвестиции уже выросли на 17%  по  отношению  к  началу  года.  Среди

основных факторов, препятствующих инвестициям, следует  упомянуть:

    1. Несовершенство  нормативно-правовой базы.

    2. Политическая  неопределенность.

    3. Коррумпированность  российской власти.

    4. Инфляция  и неопределенность курса рубля.

    5.  Обилие  неденежных  расчетов  в  экономике   России[7],   вызванное

       неплатежами.

    6. Монополизация  большей части российского   рынка,  отсутствие  условий

       честной конкуренции, неравный  доступ к ресурсам .

    Среди  факторов, способствующих инвестициям  в  экономику  России,  можно

отметить:

    1.  Высокая   норма   доходности   на   капитал   (вследствие   наличия

       высококвалифицированной и дешевой   рабочей  силы;  обилие  природных

       ресурсов и неосвоенных территорий).

    2. Низкий  курс рубля, стимулирующий экспорт.

    Согласно   Бюджетному   Посланию   Президента   Российской    Федерации

Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2001 год  и  на  среднесрочную

перспективу», при  решении первоочередных задач бюджетной  политики  в  2000-

2001 годах следует  исходить из основных приоритетов   бюджетной  политики,  к

которым отнесены, в частности:

- уточнение и  сокращение обязательств государства,  которые  не  могут  быть

   профинансированы  в 2000 - 2001 годах;

- урегулирование  кредиторской  задолженности   федерального  бюджета.  Часть

   существующей  задолженности может  быть  реструктурирована  путем   выпуска

   ценных  бумаг;

-    завершение    реструктуризации    государственного    долга,    начало

   функционирования  единой  системы  управления   государственным   долгом.

   Необходимо  завершить  переговоры  с   внешними   кредиторами   Российской

   Федерации,  чтобы получить возможность для  возобновления  заимствований   в

   целях рефинансирования  основной части  государственного  долга  в  рамках

   обеспечения  бездефицитности федерального бюджета  [13].

    При  этом следует отказаться от  использования  связанных   кредитов  как

неэффективной формы  поддержки инвестиционного процесса, а  также  необходимо

установить жесткие  рамки для любых видов субфедеральных заимствований.

    Но главная  задача  заключается  в  мобилизации   собственных  усилий  по

подъему российской экономики, то есть в  реализации  политики,  направленной

на увеличение государственных доходов,  расширение  экспортного  потенциала,

рационализацию  импорта,  повышение  эффективности   использования   внешних

кредитов. Осуществление  этих задач позволит уменьшить государственный  долг,

улучшить положение  с дефицитом государственного бюджета,  а  также  добиться

улучшения социально-экономического положения внутри страны. 
 
 

                                 Заключение 
 
 

    Государственный  долг  является  характеристикой   результативности  всех

совершенных  операций  в  сфере  государственного  кредита.  Его  абсолютная

величина,  динамика  и  темпы  изменений  отражают  состояние  экономики   и

финансов страны,  эффективность  функционирования  государственных  структур

[67, 337]. Государственный  долг  может  быть  представлен   также  как  общая

сумма всех выпущенных, но еще не  погашенных  государственных  займов  и  не

выплаченных по ним  процентов.

    Превышение  расходов  государственного   бюджета   над   его   доходами

составляет бюджетный  дефицит.  Если  же  доходы  государства  превышают  его

расходы,  то  их  разница  составляет  положительное  сальдо  бюджета,   или

профицит.  Непосредственным   итогом   бюджетных   дефицитов   является   их

накопленная сумма  –  государственный  долг.  Обслуживание  государственного

долга – это  выплата процентов по нему и выплаты  основной  суммы  долга  [35,

3]. Обслуживание  долга – одна из форм расходов  государственного  бюджета,  и

поэтому оно существенно  влияет на размер текущего дефицита. Дефицит  бюджета

без  учета  расходов  по  обслуживанию  государственного  долга   называется

первичным дефицитом.

    Таким   образом,  бюджетный  дефицит   является   важнейшим   обобщающим

показателем  бюджетно-налоговой  политики   в   краткосрочном   периоде,   а

государственный долг – в долгосрочном периоде [35, 3].

    Абсолютный  размер дефицита и долга связан  с масштабом экономики той  или

иной страны, поэтому  для описания бюджетно-налоговой  ситуации  используются

относительные величины – отношение бюджетного  дефицита  и  государственного

долга к объему ВВП. Эти показатели существенно  различаются в разных  странах

и в разные периоды  времени [35, 4].

    Как   правило,  из  текущих  бюджетных   доходов  не  удается   полностью

выплачивать проценты  и  в  срок  погашать  государственные  займы.  Поэтому

развивается тенденция  самовоспроизводства внешней задолженности,  когда  все

больше новых  заимствований используется на обслуживание старых долгов.

    Существует  три  основных  способа  финансирования  дефицита  бюджета  в

экономике  рыночного  типа:  монетизация  дефицита,  внешнее  и   внутреннее

долговое  финансирование.  Кроме  того,   мировая   практика   регулирования

бюджетного дефицита в качестве одного из  методов  решения  данной  проблемы

предлагает увеличение доходной или снижение расходной  частей бюджета.

    Различают  внутренний и внешний государственный   долг.  Согласно  ст.  6

Бюджетного кодекса  РФ  внешний  долг  –  это  обязательства,  возникающие  в

иностранной валюте, внутренний долг – обязательства,  возникающие  в  валюте

РФ.

    Дефицит  федерального бюджета  России  в  последние  годы  покрывался  в

основном за счет внешних  заимствований.  В  настоящее  время  внешний  долг

России складывается из кредитов Парижского и Лондонского  клубов  кредиторов,

кредитов СССР по двусторонним соглашениям, кредитов, выданных России с  1992

г.  по   двусторонним   соглашениям,   кредитов   международных   финансовых

организаций - Международного валютного фонда (МВФ) и  Мирового  банка  (МБ),

рыночных займов России (еврооблигаций). На мировом  рынке  также  обращается

часть внутреннего  долга России, оформленного в валютных  облигациях  Минфина

(ОВВЗ). Часто они  включаются в  объем  внешнего  долга  России,  особенно  в

исследованиях зарубежных экономистов.

    Государственный   внутренний  долг  России  разбит  на  две   категории:

долговые  обязательства  правительства  и  целевые  долговые  обязательства.

Внутренний долг классифицируется по инструментальному  и  институциональному

признаку.  Внутренние  долговые  обязательства  можно  классифицировать   на

рыночные, существующие в  форме  эмиссионных  ценных  бумаг,  и  нерыночные,

возникшие по итогам исполнения федерального  бюджета  и  выпущенные  в  счет

финансирования  образовавшейся задолженности.

    Рыночные  внутренние  долговые  обязательства   можно  включают  в  себя:

Информация о работе Государственный долг