Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, дипломная работа
Задачами дипломной работы являются:
- раскрытие экономической сущности государственного долга и его
составляющих;
- исследование механизма нормативно-правового регулирования
государственного долга России;
- изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
- проведение исследований в области истории долгового финансирования
дефицита бюджета России;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации;
- раскрытие проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего
государственного долга;
- оценка влияния государственного долга на экономику России;
- анализ путей оптимизации внешней и внутренней задолженности
Российской Федерации.
Введение 3
1. Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование
государственного долга России. 6
1.2. Механизм роста государственного долга. 12
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
24
2.1. История внешнего долгового финансирования
дефицита бюджета России. 24
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации. 31
2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации. 46
2.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. 58
2.5. Проблемы влияния государственного долга на экономику России 61
3. Пути оптимизации государственного долга россии 74
3.1. Общие принципы организации и задачи системы управления
государственным долгом. 74
3.2. Методы управления государственным долгом. 83
3.3. Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного
долга России. 101
Заключение 113
Список использованной литературы 117
Приложения 123
Приоритетной задачей на период 2001-2002 гг. будет сокращение
государственного долга и минимизация объемов заимствований, а также их
стоимости.
Следует отметить, что государственный внешний долг Российской Федерации
в первом полугодии 2000 года сократился на 4,3 миллиарда долларов, или на 3
процента, и на 1 июля составил 141,1 миллиарда долларов. Но при этом сумма
задолженности, которую Россия унаследовала от СССР, осталась неизменной в
размере 97,7 миллиарда долларов. [27]
Поэтому важно уделить внимание именно «советским» долгам, их
сокращению.
Если
в 2001 году основной объем
всей видимости, за счет облигаций нерыночного займа, то в дальнейшем можно
будет привлекать заимствования в том числе и за счет рыночного размещения
обязательств. При этом объемы привлечения за счет государственных ценных
бумаг должны быть крайне умеренными, до 30 млрд. руб. в 2002 г.
В отношении
минимизации стоимости
были достигнуты в результате реструктуризации задолженности Лондонскому
клубу (см. Приложение 8 [43, 12]). Судя по таблице 2 в Приложении 8, можно
сделать следующие выводы:
- после
переоформления России будет
необходимо выплатить
течение 30 лет сумму в размере 43,27 млрд. долл., или на 25,7% меньше, чем
по первоначальным договоренностям.
- с учетом
сложившейся доходности на
колеблется в настоящий момент от 16 до 18% годовых, реальное списание долга
составило более 50%.
- дюрация долга увеличилась на 21%, что также является положительным
результатом.
- на 33% снизилась
общая величина требований
пресс-релизе России и Лондонского клуба отмечалось снижение объема
обязательств на 36,5%, однако, эта цифра указана без учета требований PDI.
Помимо этого уменьшилась величина ежегодного обслуживания долга с 7,2 до
6,2%.
Все
вышесказанное действительно
значительном снижении долговой нагрузки по Лондонскому клубу. График
платежей стал
более равномерным и
2002 до 2022 г. колеблются от 1 до 2,5 млрд. долл. Пик платежей приходится
на 2009 г.- более 2,7 млрд. долл. Это несопоставимо с первоначальным
графиком, по которому в 2008 – 2011 гг. пришлось бы выплачивать более чем
по 5 млрд. долл. [35, 14].
Ряд экономистов утверждает, что соглашение с Лондонским клубом создаст
прецедент для переговоров с Парижским клубом о возможном списании части
долга и долгосрочной реструктуризации другой его части. Правда, основные
участники Парижского клуба этот подход пока не разделяют, причем против
списания части долгов СССР особенно резко выступает Германия, которая
является основным
торгово-экономическим
нее приходится 40% российского внешнего долга [63, 46].
Есть и другие мнения. Например, что повторная досрочная
реструктуризация российских долгов после прошедшей совсем недавно первой не
решает проблему задолженности, а только вновь ее откладывает. [42, 41].
Кроме того, существуют идеи о проведении операций типа «своп» между
Россией и, например, Парижским клубом, либо другой финансовой организаций,
в отношении долгов, причитающихся России. Это мнение основывается на том,
что суммы задолженностей практически уравновешиваются между собой.
Однако свыше 80% долгов других стран, причитавшихся ранее СССР, а затем
перешедших к России, приходится на 17 стран из числа развивающихся (Куба,
Монголия, Вьетнам, Афганистан, Эфиопия, Ангола, Никарагуа, КНДР, Камбоджа,
Лаос, Йемен, Сирия, Египет, Индия, Алжир, Ливия, Ирак). Остальная
задолженность (от 25 до 30 млрд. долл.) числится за так называемыми
наименее развитыми странами мира, которые за весь период кредитных
взаимоотношений с Советским Союзом практически не производили платежей по
своим обязательствам, получая постоянные отсрочки [20, 20].
Поэтому очевидно, что кредиты бывшего СССР развивающимся странам
никогда не будут погашены целиком. В то же время международная финансовая
практика располагает способами, которые позволяют вернуть, по крайней мере,
часть средств, замороженных в неликвидных долгах. Среди практикуемых
методов наиболее часто упоминаются:
- переуступка со скидкой части долгов специализированным фирмам и
банкам из третьих стран.
отношения со странами-
бывают очень значительными (от 50 до 90%);
- уплата должником части долга в виде отступного в обмен на отказ от
дальнейших претензий на всю
сумму причитающейся
- погашение задолженности полностью или частично местной валютой,
которая затем по усмотрению кредитора используется внутри страны для
организации производства с
продукции, для приобретения недвижимости, для вложений в ценные
бумаги и пр. [20, 22].
Кроме того, важно следить за целевым использованием ранее взятых
кредитов. Счетная палата отмечает, что в последние годы средства МБРР
использовались в основном для решения текущих вопросов, и часть проблем и
проектов, для решения которых привлекались займы МБРР, не связаны с
реальным сектором экономики и решением задач социально-экономического
развития РФ. Это свидетельствует об отсутствии долгосрочной стратегии
участия России в деятельности этого банка. Отставание сроков освоения
средств происходило в основном при реализации проектов, связанных с
решением приоритетных народнохозяйственных задач [39, 29].
За 2000-2002 гг. необходимо также завершить создание единой системы
мониторинга долга.
Серьезной проблемой для экономической безопасности страны могут стать
долговые проблемы субъектов Российской Федерации. Принятый в 1998 г. Закон
«Об особенностях
эмиссии и обращения
бумаг» стал значительным шагом в совершенствовании регулирования
региональных заимствований (в частности, установлена предельная величина
финансирования дефицита бюджета на уровне 30% собственных доходов,
предельная величина расходов на обслуживание долга в 15% собственных
расходов). Однако все еще не решается проблема создания на федеральном
уровне централизованной системы учета и регистрации всех заимствований,
осуществляемых субъектами Российской Федерации, а не только заимствования
путем выпуска ценных бумаг, что упростило бы задачу мониторинга уровня
долга и прогнозирования опасных точек.
Поэтому
необходимо дальнейшее
субнациональные заимствования. В этой связи целесообразно внесение
дополнений и изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации [36, 9].
Помимо варианта неэмиссионного финансирования всегда существует
возможность обслуживания и погашения государственного внешнего и особенно
внутреннего долга за счет эмиссии рублевой массы, хотя прямое использование
этого механизма невозможно без схем, предусматривающих списание или
долгосрочную реструктуризацию долговых обязательств [56, 55].
В пункте 3.2 был проведен анализ возможностей использования
инфляционного финансирования дефицита бюджета.
По мнению Трофимова Г., умеренная инфляция в пределах 30% годовых не
является серьезным препятствием для инвестиций в реальный сектор. Реформы в
области прав собственности, организации рынков труда и капитала, судебной
системы и так далее, на данном этапе гораздо важнее, чем усилия по
дальнейшему подавлению инфляции [65, 30].
По мнению Трофимова Г., оптимальная денежная эмиссия определяется как
разность ожидаемого потока дефицита и приведенного терминального долга.
Соответственно, чем более жесткие требования предъявляются к долговременной
долговой нагрузке на экономику, тем выше должен быть размер сеньоража в
каждом периоде. При доступности новых заимствований оптимальный уровень
инфляции устанавливается исходя из долговременных стратегических
ограничений.
Другим важным требованием к оптимальному режиму инфляционного
финансирования долговых выплат является условие стабильности. Формально оно
выражается как сглаживание размеров сеньоража во времени. В перспективе
фискальная власть может принять меры к снижению фактора неопределенности и
устранению колебаний сеньоража, используя различные схемы страхования
долговых выплат в реальном или долларовом выражении [65, 29].
Заслуживает
внимания также стратегия
России, предложенная Семенищевым С. [64]. По мнению этого экономиста ни в
каких кредитах страна абсолютно не нуждалась, доказательством чего служит
положительное сальдо торгового баланса, которое за семь лет (1992-1999 гг.)
составило примерно 110 млрд. долл., этих денег хватило бы как на выплату
всего внешнего долга,
так и на приобретение необходимых
технологий [64, 9].
Основной причиной кризиса Семенищев С. считает отсутствие эффективной
ценовой политики в монопольных секторах и отраслях. Для решения проблемы
государственного долга и укрепления российской экономики, по его мнению,
необходимо одновременное проведение рефляционной и ценовой политики.
Рефляция означает восполнение сферы денежного обращения объемом денег,