Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, дипломная работа
Задачами дипломной работы являются:
- раскрытие экономической сущности государственного долга и его
составляющих;
- исследование механизма нормативно-правового регулирования
государственного долга России;
- изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
- проведение исследований в области истории долгового финансирования
дефицита бюджета России;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации;
- раскрытие проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего
государственного долга;
- оценка влияния государственного долга на экономику России;
- анализ путей оптимизации внешней и внутренней задолженности
Российской Федерации.
Введение 3
1. Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование
государственного долга России. 6
1.2. Механизм роста государственного долга. 12
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
24
2.1. История внешнего долгового финансирования
дефицита бюджета России. 24
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации. 31
2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации. 46
2.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. 58
2.5. Проблемы влияния государственного долга на экономику России 61
3. Пути оптимизации государственного долга россии 74
3.1. Общие принципы организации и задачи системы управления
государственным долгом. 74
3.2. Методы управления государственным долгом. 83
3.3. Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного
долга России. 101
Заключение 113
Список использованной литературы 117
Приложения 123
чем совокупный долг страны.
Наличие «долгового навеса» может негативно сказаться на мотивации
страны-заемщика к выплате долгов. В этом случае частичное списание долга
оказывается для кредиторов более предпочтительной стратегией по сравнению с
предоставлением дополнительных займов в надежде на их будущее возмещение.
Если
обязательства страны
внешний долг выступает в качестве пропорционального налога, так как
дополнительные доходы государства направляются не собственным гражданам, а
кредиторам. При этом правительство становится менее заинтересовано
проводить жесткую экономическую политику, предусматривающую непопулярные
меры, а избыточный «долговой навес» негативно отражается на благосостоянии
граждан из-за увеличения налогового бремени и снижения инвестиционной
активности. Анализ данного вопроса может основываться на рассмотрении
долговой кривой Лаффера (рисунок 4), определяющей оптимальный уровень
списания долга,
при котором достигаются
85]. Проблема «долгового навеса» в данном случае описывается участком
кривой правее точки С, когда дальнейшее наращивание государственного долга
ведет к снижению его стоимости.
На вертикальной
оси откладывается стоимость
долга (ожидаемый
дисконтированный поток
трансферов), на горизонтальной – общий объем С
R
обязательств. Прямая ОС имеет угол наклона 450
и, таким образом, отрезок ОС описывает ситуацию,
когда величина долга (с учетом соответствующих 0 Долг
процентов) совпадает с рыночной стоимостью. Рисунок 4.
Как видно из рисунка, при
небольших объемах
объем выплат по долгу
совпадает с объемом
что долг будет погашен полностью. Однако с некоторого момента величина
долга начинает превышать объем ожидаемых выплат по нему. Растущая
вероятность дефолта приводит к падению стоимости долга. В точке L,
например, отношение ожидаемого приведенного потока трансферов к величине
долга может быть измерено наклоном хорды, проведенной к этой точке из
начала координат. При отсутствии трансакционных издержек тангенс угла
наклона может
рассматриваться как
С дальнейшим увеличением
вместе с рыночной ценой падает и суммарная стоимость долга. Дестимулирующее
воздействие, которое оказывает избыточное налоговое бремя, становится
настолько сильным, что кривая из восходящей переходит в нисходящую. В этом
случае необходимо списание или реструктуризация части долга.
Несмотря на то, что на практике определение текущего положения страны
на кривой Лаффера достаточно сложно, этот подход имеет несомненную
теоретическую ценность как при рассмотрении возможности проведения
согласованной, так и при анализе рыночной реструктуризации.
В настоящее время списание долга практикуется главным образом в
отношении беднейших стран, имеющих «критические» показатели задолженности.
Соответствующие критерии представлены в таблице 3.1. Списание долга
считается оправданным, если из последних четырех показателей три превышают
критический уровень.
Пороговые показатели внешней
задолженности и положение
|Критерии
|
|
|ВВП на душу
населения, долл./год
|Внешний долг
к ВВП, %
|Внешний долг к годовому экспорту, % |275 |
|Погашение и обслуживание внешнего долга, % к годовому |30 |
|экспорту
|Обслуживание
внешнего долга к годовому
экспорту, % |20
|
В 1992 г., например, произошло 50-процентное списание долга Польши и
Египта.
Частичное прощение долга экономически выгодно и самим кредиторам.
«Инициатива Бейкера», выдвинутая в 90-е годы для урегулирования внешних
долгов, причитающихся США, обосновывала целесообразность списания большей
части долгов тем, чтобы восстановить условия для нормального
функционирования экономики страны-заемщика и тем самым увеличить
вероятность возврата оставшейся части кредитных средств.
В общем случае страна, которой списывают долги, автоматически теряет не
только значительную часть политической самостоятельности, но и надолго
лишается доступа к международному рынку капитала в качестве
самостоятельного заемщика. Поскольку Россия не относится к беднейшим
странам, на списание задолженности внешними кредиторами вряд ли стоит
надеяться.
Некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы
золотовалютных резервов или могут достаточно быстро их нарастить за счет
стимулирования экспортных отраслей. В то же время долги этих государств на
рынке торгуются с большим дисконтом, что свидетельствует об опасениях
инвесторов в отношении платежеспособности заемщики. В такой ситуации можно
было бы разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на
вторичном рынке ценных бумаг [23, 85].
Однако, согласно стандартным условиям предоставления займов, должник не
имеет права на досрочный выкуп своих долгов по двум причинам. Во-первых,
нарушается принцип главенства кредиторов, то есть их право на
преимущественное
получение любых свободных
платеж. Во-вторых, возникают феномены «морального риска» и «обратного
отбора», когда фактический выигрыш получают наихудшие заемщики, долги
которых торгуются с наибольшим дисконтом.
Если решение о выкупе принимается с согласия кредиторов, то подобные
проблемы можно разрешить, например, устанавливая максимальные объемы
выкупа.
Механизм досрочного выкупа суверенного долга ограничивается не только
позицией кредиторов, но и объемами доступных стране валютных резервов. Это
ограничение может быть преодолено с помощью секьюритизации, основная идея
проведения которой заключается в том, что страна-должник эмитирует новые
долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно
обмениваются на старый долг, либо продаются. В случае продажи полученные
средства направляются на выкуп старых обязательств. В последнее время
наибольшее распространение получила секьюритизация банковских долгов, то
есть обмен обязательств перед банками-кредиторами на облигации.
Если новые бумаги торгуются на рынке с меньшим дисконтом, такая
операция приведет к сокращению общего объема задолженности.
Подобная схема реструктуризации реализуема на добровольной основе
только в случае, если новые обязательства признаются приоритетными по
отношению к старым долгам. В противном случае ожидаемые платежи по старому
долгу эквивалентны платежам по новому, который будет торговаться с тем же
дисконтом, что и существующий. Снижения налогового бремени не происходит.
На практике достичь такой приоритетности достаточно трудно. Простое
декларирование главенства одних обязательств над другими автоматически
ведет к нарушению международных норм права. Тем не менее, в ряде случаев
это возможно. Например, в рамках так называемого «плана Моргана для
Мексики» главенство было достигнуто за счет того, что старые мексиканские
долги имели форму банковских займов, а новые обязательства – облигаций.
Реструктуризация
1982 г. не затронула облигации
из-за малого их объема и невысокой значимости как инструмента привлечения
ресурсов. Это позволило руководству страны объявить их главенство по
отношению к банковским долгам. Правда, в целом данная программа
реструктуризации не принесла какого-либо существенного снижения общего
долгового бремени [23, 86].
Однако реструктуризировать весь долг практически невозможно, поэтому
прибегают к конверсии.
Главный финансовый механизм конверсионной схемы заключается в
ликвидации части внешних долговых требований путем их обмена (свопа) в
национальные активы. Схема базируется на принципе «непарного обмена»:
номинальный долг свопируется по специальному курсу погашения, который
ориентируется на котировки вторичного рынка соответствующих долговых
требований.
Преимущество
крупномасштабных
с облегчением долгового бремени они могут способствовать притоку прямых
иностранных инвестиций на развитие приоритетных экспортных и
импортозамещающих производств, проведение приватизации, реформирование
финансовой сферы, а также затормозить отток капитала из страны и
стимулировать его возвращение.
Возможны следующие своп-операции:
- «долг на наличность»: выкуп долга с дисконтом по негарантированной