Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, дипломная работа
Задачами дипломной работы являются:
- раскрытие экономической сущности государственного долга и его
составляющих;
- исследование механизма нормативно-правового регулирования
государственного долга России;
- изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
- проведение исследований в области истории долгового финансирования
дефицита бюджета России;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации;
- раскрытие проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего
государственного долга;
- оценка влияния государственного долга на экономику России;
- анализ путей оптимизации внешней и внутренней задолженности
Российской Федерации.
Введение 3
1. Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование
государственного долга России. 6
1.2. Механизм роста государственного долга. 12
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
24
2.1. История внешнего долгового финансирования
дефицита бюджета России. 24
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации. 31
2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации. 46
2.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. 58
2.5. Проблемы влияния государственного долга на экономику России 61
3. Пути оптимизации государственного долга россии 74
3.1. Общие принципы организации и задачи системы управления
государственным долгом. 74
3.2. Методы управления государственным долгом. 83
3.3. Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного
долга России. 101
Заключение 113
Список использованной литературы 117
Приложения 123
Если предположить, что реальный процент обратно пропорционален
дисконтирующему множителю, R = 1 / ?, а график выплат по долгу и величина
долга на конец периода b* известны, то терминальный долг b* можно
рассматривать в качестве целевого ориентира долгосрочной долговой политики
государства, а величины xt и st - как экзогенные случайные.
Финансовые рынки могут быть настолько развиты, что орган управления
государственным долгом может полностью оградиться от всех рисков, влияющих
на реальные выплаты (иначе такую ситуацию можно описать набором полных
рынков) [65, 23]. В таком случае правительству можно обеспечить
запланированные финансовые потоки в реальном выражении для любого периода
времени и при любом состоянии.
В системе
полных рынков реальные
во времени, то есть оптимальным является стабильный уровень сеньоража. При
этом оптимальный сеньораж может быть определен как разность ожидаемого
среднего дефицита
и дисконтированного
Если
же число инструментов
факторов неопределенности, система рынков называется неполной [65, 25], что
в наибольшей мере отвечает реальному уровню развития рынка государственных
обязательств России. Необходимым условием оптимальности для задачи
управления долгом (19)-(21) являются в таком случае следующие соотношения:
Символ
условного математического
делается на основе всей доступной информации. При оптимальной политике
сеньораж в текущем периоде равен ожидаемой денежной эмиссии в следующем
периоде. Эти требования соответствуют стратегии сглаживания инфляционной
нагрузки во времени в условиях неопределенности. Используя соотношения
(22), можно решить задачу управления долгом (19) – (21) в виде уравнения
(23):
где
? – срок до окончания
дефицит, ожидаемый на период (T- ?, T):
причем весами служат нормированные дисконтирующие множители:
которые
обеспечивают приведение
периоду Т-? [65, 25].
Согласно (23) – (25), сеньораж равен сумме среднего дефицита deT- ? ,
ожидаемого за период (Т-?, Т), и долговых обязательств государства к
погашению, определяемых как разность текущего и приведенного терминального
долгов (bT-? - ?t,T- ? b*).
Как
видно из проведенного анализа,
системе полных рынков государство застраховано от неожиданных изменений
дефицита. В случае неполных рынков размеры денежной эмиссии пересматривают
ежегодно на основе новой информации об ожидаемом среднем дефиците на
остающийся период. Сеньораж покрывает не только приведенный ожидаемый
дефицит, но и накопленный к текущему периоду t новый долг bt. По мере
приближения к конечному периоду все больший «вес» приобретает терминальный
долг. Это так, поскольку коэффициент приведения ?t,T- ? со временем
увеличивается. Следует отметить, что в обоих случаях размеры сеньоража
одинаковы для начального периода, поскольку b0 = 0, и прогноз дефицита
строится на базе информации, доступной к начальному моменту времени 0.
В случае отсутствия финансовых рынков (например, в такой ситуации
оказалась система государственных финансов России после кризиса 1998 г.,
когда у фискальных властей не осталось иного выбора, кроме инфляционного
финансирования
дефицита) новые заимствования
в каждый период времени t = 1, …, T сеньораж равен реальному дефициту:
mt = dt.
Тривиальным
решением этой задачи при
= 0, является последовательность денежных эмиссий mt [65, 26]. Сеньораж в
каждый период обеспечивает выполнение бюджетных ограничений (20), однако
инфляционная нагрузка не перераспределяется во времени.
С
целью использования
оптимальной денежной эмиссии необходимо специфицировать случайные процессы
для реального обменного курса доллара и первичного профицита бюджета. Будем
считать, что реальный обменный курс доллара задается процессом случайного
блуждания:
где ?xt – случайная переменная с математическим ожиданием 0.
Для
начального периода времени
1, поэтому ожидаемый реальный курс доллара E0xt равен 1. Динамика
первичного профицита подчиняется авторегрессионному процессу первого
порядка AR(1):
где
а- коэффициент авторегрессии; s*
- долгосрочное значение
профицита; ?st – случайная переменная с нулевым средним [52, 27].
Ожидаемый в начальный момент времени поток бюджетного дефицита имеет
следующий вид:
Предположив, что зафиксированные в графике ежегодные выплаты равномерно
распределяются во времени, то есть ?t = ? = const, получаем:
где se = as0 + (1 - a)s* - средний первичный профицит за период (0, Т)
[65, 27].
Таким
образом, величина оптимальной
правилу, определяемому соотношением (30). Ее величина равняется разности
между выплатами по базовому внешнему долгу и суммой ожидаемого первичного
профицита и приведенного терминального долга. При этом ожидаемый профицит
рассчитывается как линейная комбинация данного показателя в начальном
периоде и его долговременного значения. При этом для случая полных рынков
оптимальная эмиссия, выраженная правилом (30), относится не только к
начальному периоду, но и ко всем последующим, включая терминальный. Для
случая неполных рынков данное правило задает ожидаемый в начальный момент
уровень сеньоража, что следует из условия сглаживания инфляционной нагрузки
во времени (22).
Очевидно,
что в ситуации долгового
дефицита необходимо, с одной стороны, для обеспечения выплат по базовому
долгу, а с другой – для реализации целевой установки на определенный
уровень долговой нагрузки. В то же время, чтобы не допустить усиления
инфляции, необходимо определить границу экономически безопасной инфляции и
задать максимально допустимый прирост денежной базы.
Кроме того, определенные резервы сокращения общей величины
государственного долга и выплат по нему имеются и в сфере сокращения оттока
капитала из России. С учетом того, что из России ежегодно вывозилось, по
различным оценкам, 10-25 млрд. долл., ясно, что Россия в принципе смогла бы
обслуживать свои внешние и внутренние обязательства [75, 72].
В настоящее
время ссудный капитал из
форме банковских кредитов, торговых кредитов и авансов, наличной
иностранной валюты и др., а предпринимательский капитал – в форме прямых и
портфельных инвестиций. При этом наряду с классическими стимулами к вывозу
капитала (освоение зарубежных рынков сбыта, доступ к зарубежным источникам
сырья, получение за рубежом более высокой прибыли и т.п.) весьма сильны
мотивы, характерные для так называемого «бегства» капитала.
Теоретически любое превышение вывоза капитала над ввозом может
трактоваться как «бегство» капитала из-за ограниченности возможностей
инвестирования этих средств во внутренней экономике.
Бегство капитала из России происходит как в легальной, так и
нелегальной форме. К легальному бегству капитала можно отнести портфельные
инвестиции, накопление наличной иностранной валюты, капитальные трансферты
эмигрантов и другие трансферты, отраженные в статье «Прочие активы» в
платежном балансе. Нелегальное бегство капитала осуществляется такими
способами, как непоступление в срок экспортной выручки, непогашение в срок
импортных авансов, неэквивалентный бартер, контрабандный экспорт и другими,
отраженными в статье «Чистые ошибки и пропуски» [22, 56].
Формирующаяся
теория «бегства капитала»
потенциальную налоговую базу страны, нередко сопровождается ростом внешней
задолженности и космополитизацией значительной части национального
капитала.
Вывоз капитала из России является одной из причин существенного
снижения объема внутренних капиталовложений [22, 58]. Результатом
сложившегося положения являются высокие ставки банковских кредитов, намного
превышающие уровень инфляции даже с учетом возможных банковских рисков.
Очевидно
и отрицательное воздействие
платежного баланса России и размеры ее золотовалютных резервов. Объем
официальных золотовалютных резервов России продолжает оставаться немногим
больше величины, исчисляемой согласно принятому в мировой практике критерию
достаточности этих резервов (трехмесячный импорт товаров и услуг).
Максимальный размер этих резервов в середине 1997 г. составил 24,5 млрд.
долл. [22, 60].
В результате Россия вынуждена прибегать ко все новым займам для
финансирования дефицита платежного баланса, просрочке платежей по
обслуживанию государственного внешнего долга и переносу этих платежей [22,
59].
Прекращение
оттока капитала для России
способствовало бы
доверия инвесторов и кредиторов и увеличению внутренних накопления,
необходимых российской экономике. Есть два основных пути решения названной
задачи: 1) усиление административного контроля за финансовыми потоками,