Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, дипломная работа
Задачами дипломной работы являются:
- раскрытие экономической сущности государственного долга и его
составляющих;
- исследование механизма нормативно-правового регулирования
государственного долга России;
- изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
- проведение исследований в области истории долгового финансирования
дефицита бюджета России;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации;
- раскрытие проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего
государственного долга;
- оценка влияния государственного долга на экономику России;
- анализ путей оптимизации внешней и внутренней задолженности
Российской Федерации.
Введение 3
1. Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование
государственного долга России. 6
1.2. Механизм роста государственного долга. 12
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
24
2.1. История внешнего долгового финансирования
дефицита бюджета России. 24
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации. 31
2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации. 46
2.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. 58
2.5. Проблемы влияния государственного долга на экономику России 61
3. Пути оптимизации государственного долга россии 74
3.1. Общие принципы организации и задачи системы управления
государственным долгом. 74
3.2. Методы управления государственным долгом. 83
3.3. Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного
долга России. 101
Заключение 113
Список использованной литературы 117
Приложения 123
федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема
государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований,
если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках
установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год государственного долга, и иной порядок реструктуризации не
предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год. Данное право, согласно п. 4 ст. 108 БК РФ, распространяется
исключительно на несвязанные (финансовые) внешние заимствования РФ [1, ст.
108].
Привлечение долговых источников финансирования бюджетного дефицита
осуществляется на основе предварительно составленных программ внешних и
внутренних заимствований.
Программа
государственных внешних
Российской Федерацией государственных кредитов представляет собой перечень
внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с
указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований,
объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема
заимствований в данном финансовом году [1, ст. 108].
В Программу
государственных внешних
порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если
такие соглашения не утратили силу в установленном порядке [1, ст. 108] (см.
также Приложение 4).
Программы государственных заимствований Российской Федерации
представляются федеральным органом исполнительной власти Российской
Федерации законодательному органу в составе документов и материалов,
представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
В случае выпуска долговых обязательств РФ с обеспечением исполнения
обязательств в виде обособленного имущества программа государственных
внутренних заимствований Российской Федерации должна содержать
количественные данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в
валюте Российской Федерации, а также примерный перечень имущества, которое
может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока
заимствования [1, ст. 110].
В программу государственных внутренних заимствований Российской
Федерации в обязательном порядке включаются соглашения о займах,
заключенные в предыдущие годы, если такие соглашение не утратили силу в
установленном порядке.
Все поступления средств в бюджет от заимствований и других долговых
обязательств, включая средства, которые расходуются на обслуживание и
погашение государственного или муниципального долга, отражаются в бюджете
как источники финансирования дефицита бюджета. Все расходы на обслуживание
долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам,
отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или
муниципального долга [1, ст. 113].
В расходы
на обслуживание
на исполнение обязательств по государственным или муниципальным гарантиям
при наступлении гарантийного случая [1, ст. 113].
Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-
правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация – гарант дает
письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается
государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или
частично. Гарантия выдается в письменной форме, на срок, определяемый
сроком исполнения гарантированного ею обязательства.
Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность
дополнительно к ответственности должника по гарантированному им
обязательству. Предусмотренное обязательство гаранта перед третьим лицом
ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия [1, ст. 115].
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год
должны быть установлены верхний предел общей суммы государственных гарантий
Российской Федерации, предоставляемых в валюте Российской Федерации, и
верхний предел государственных гарантий Российской Федерации,
предоставляемых для обеспечения обязательств в иностранной валюте.
Общая сумма предоставленных государственных гарантий Российской
Федерации для обеспечения обязательств в валюте Российской Федерации
включается в состав государственного внутреннего долга России как вид
долгового обязательства. Федеральным законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год утверждаются государственные гарантии Российской
Федерации, выдаваемые отдельному субъекту Российской Федерации,
муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1
млн. минимальных размеров оплаты труда [1, ст. 116].
Общая сумма предоставленных государственных гарантий Российской
Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в
состав государственного внешнего долга Российской Федерации как вид
долгового обязательства. Кроме того, должны отдельно утверждаться
государственные гарантии Российской Федерации на сумму, превышающую сумму,
эквивалентную 10 млн. долларов США. Предоставление государственных гарантий
Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте
утверждается в порядке, предусмотренном для государственных внешних
заимствований в составе Программы государственных внешних заимствований
России [1, ст. 116].
Одним из концептуальных подходов в управлении госдолгом является
согласование общей
установки в отношении
следует из практики большинства стран, не вызывает обычно опасений
задолженность порядка 50-70% ВВП [56, 55].
Так, согласно ФЗ № 227 от 31.12.99 г. «О федеральном бюджете на 2000
год» на 2000 год установлен предел государственного внутреннего долга РФ:
по долговым обязательствам РФ – в сумме 593,2 млрд. руб.; по целевым
долговым обязательствам РФ – в сумме 30 млрд. руб. [5, ст. 106] и
предельный размер государственных внешних заимствований РФ (несвязанных
кредитов) в сумме до 9 млрд. долл. [5, ст. 122].
Управление
размещением государственного
прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих
выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование
привлечения не гарантированных кредитов частными фирмами. Можно выделить 3
способа возможного использования привлекаемых ресурсов:
- финансовое размещение, когда из внешнего источника осуществляется
финансирование инвестиционных проектов и развития экономики;
- бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы
направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на
обслуживание внешней задолженности;
- смешанное бюджетно-
используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на
развитие экономики в целом. В российской практике большое распространение
получил наименее эффективный способ - новые заимствования направляются на
финансирование текущих расходов бюджета, включая и обеспечение
существующего внешнего долга.
Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета;
за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. В
российской практике золотовалютные резервы направлялись на погашение
задолженности только в период долгового кризиса в 1991-1992 годах.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых
обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств
федерального бюджета [1, ст. 119].
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации
производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено
Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по
размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и
выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по
обслуживанию государственного
внутреннего долга
агентов (других специализированных финансовых институтов) по размещению и
обслуживанию государственного долга осуществляется в пределах норм,
утверждаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств
федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга [1,
ст. 119].
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации
государственных заимствований Российской Федерации. Субъекты Российской
Федерации, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в
Министерстве финансов Российской Федерации. Министерство финансов
Российской Федерации ведет государственные книги внутреннего и внешнего
долга Российской Федерации (Государственная долговая книга Российской
Федерации) [1, ст. 120].
Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом
в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не
превышающий три
дня с момента возникновения
соответствующего обязательства.
Как уже было отмечено в начале этого параграфа, система управления
государственным долгом России нуждается в совершенствовании.
Предлагаемый Златкис Б.И., руководителем Департамента управления