Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 14:38, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Введение ............................................................................................... 2
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ............................... 5
1.1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета ......... 5
1.2. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета . 9
1.3. Принципы построения бюджета .......................................................... 11
1.4. Баланс бюджета. Дефицит бюджета ................................................... 13
1.5. Роль налогов в формировании государственного бюджета ............. 16
Глава 2. О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН .............................................................................................. 25
2.1.Бюджетная система и бюджетное устройство Республики Казахстан………………………………………………………………….... 25
2.2. Закон Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года О бюджетной системе ........................................................................................................... 27
2.2.1. Общие положения ............................................................................... 27
2.2.2. Бюджетная система ............................................................................. 32
2.2.3. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета ..................... 40
2.2.4. Правительственное кредитование и государственный долг .......... 47
2.2.5. Исполнение бюджета ......................................................................... 48
2.2.6. Контроль за исполнением бюджета .................................................. 53
2.2.7.Ответственность за нарушения бюджетного законодательства .... 53
Глава 3. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ...... 54
3.1. Закон Республики Казахстан О республиканском бюджете на 2002 год ................................................................................................................... 54
3.2. Организация бюджетного процесса Республики Казахстан ............. 63
Заключение .................................................................................................. 71
Список использованной литературы .....................................................
Статья 28. Чрезвычайный государственный бюджет
На территории Республики Казахстан по предложению Правительства РК решением Президента Республики Казахстан может вводиться чрезвычайный бюджет Республики Казахстан, включающий в себя все финансовые ресурсы государства. На время действия чрезвычайного бюджета прекращается действие закона о республиканском бюджете и решений о бюджетах всех уровней.
О принятии чрезвычайного
бюджета незамедлительно
Статья 29. Финансовые процедуры и учет исполнения бюджетов
Министерство финансов Республики Казахстан разрабатывает Правила финансовых процедур и ведения форм отчетности (периодической и годовой) для организаций, содержащихся за счет государственного бюджета.
Министерство финансов РК в соответствии с нормативными правовыми актами определяет порядок открытия и закрытия бюджетных счетов государственных учреждений.
В течение счетного периода завершаются операции в рамках исполнения бюджета отчетного финансового года.
Статья 30. Отчетность об исполнении бюджета
Правительство Республики
Казахстан либо по его поручению
Министерство финансов Республики Казахстан
представляет Парламенту РК и Счетному
комитету по контролю за исполнением
республиканского бюджета годовой
отчет об исполнении республиканского
бюджета с пояснительной
Местные исполнительные органы ежемесячно представляют отчет об исполнении бюджета вышестоящему исполнительному органу и соответствующему маслихату для утверждения в сроки, определенные для представления проекта решения маслихата о местном бюджете на предстоящий год.
Министерство финансов Республики Казахстан ежемесячно составляет сводный отчет об исполнении республиканского и местных бюджетов за отчетный период нарастающим итогом и представляет его Правительству Республики Казахстан.
Все государственные учреждения обязаны руководствоваться нормативными актами по составлению и исполнению бюджета, разработанными Министерством финансов РК в соответствии с настоящим Законом.
2.2.6. Контроль за исполнением бюджета
Статья 31.
Контроль за правильностью
составления смет расходов бюджетных
ассигнований, их утверждения и за
эффективным и целевым
Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета.
Контроль за формированием
и исполнением местных бюджетов
осуществляется ревизионными комиссиями
представительных органов соответствующего
уровня, а также Министерством
финансов РК и его территориальными
органами с обязательным информированием
соответствующих местных
Порядок и периодичность
проведения ревизий и проверок планирования
и использования средств
2.2.7.Ответственность
за нарушения бюджетного
Статья 32. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства
Нарушения бюджетного
законодательства влекут ответственность
в порядке, предусмотренном
Глава 3. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1. Закон Республики Казахстан О республиканском бюджете на 2002 год № 273-II ЗРК
Статья
1. Утвердить республиканский доходы -- 465 612 615 тыс. тенге; полученные официальные трансферты -- 49 064 505 тыс. тенге; возврат кредитов -- 10 727 276 тыс. тенге; затраты -- 572 856 905 тыс. тенге; кредиты -- 33 024 491 тыс. тенге; дефицит -- 80 477 000 тыс. тенге, или 2,3 процента к прогнозируемому объему валового внутреннего продукта страны. Правительству Республики Казахстан обеспечить финансирование дефицита республиканского бюджета в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Статья 2. Арендная плата за пользование Российской Федерацией военными полигонами в сумме 4 251 500 тыс. тенге отражается в доходах республиканского бюджета, из которой: 494 720 тыс. тенге поступает в денежной форме; 3 756 780 тыс. тенге
осуществляется на Предусмотреть в республиканском бюджете на 2002 год поступления арендной платы за пользование комплексом «Байконур» в сумме 17 779 000 тыс. тенге. Статья 3. Установить,
что в 2002 году доля Республики Казахстан
по разделу продукции, получаемая по
контрактам «О разделе продукции»,
зачисляется в республиканский
бюджет в размере 100 процентов, кроме
Западно-Казахстанской области, в
которой в республиканский Статья 4. Недропользователи,
ранее вносившие платежи в
Республиканский фонд охраны недр и
воспроизводства минерально- Статья 5. Утвердить объемы налоговых поступлений от организаций сырьевого сектора, зачисляемых в республиканский бюджет, в разрезе областей согласно приложению 2. Статья 6. Установить на 2002 год по Западно-Казахстанской области объем доли Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам от организаций сырьевого сектора в сумме 215 089 тыс. тенге, зачисляемой в местные бюджеты. Статья 7. Плательщики
перечисляют в доход по коду «Роялти»
классификации доходов единой бюджетной
классификации задолженность по коду «Социальный налог» классификации доходов единой бюджетной классификации -- задолженность по взносам, ранее перечислявшимся в Пенсионный фонд, Государственный центр по выплате пенсий, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости, а также отчисления пользователей автомобильных дорог, ранее поступавшие в Дорожный фонд; как акцизы на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо, кроме реализуемых со специально оборудованных стационарных пунктов конечному потребителю, -- задолженность по сбору с бензина и дизельного топлива, ранее поступавшую в Дорожный фонд. Статья 8. Отрицательное сальдо, образовавшееся по состоянию на 31 декабря 1998 года в результате превышения сумм начисленных работодателями пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, выплачивавшихся из Фонда государственного социального страхования, над начисленной суммой отчислений в указанный фонд, ежемесячно засчитывается в счет уплаты социального налога в пределах 3 процентов от фонда заработной платы. Статья 9. Утвердить объемы поступлений в республиканский бюджет на 2002 год от акционерных обществ -- национальных компаний согласно приложению 3. Статья 10. Утвердить объемы поступлений в республиканский бюджет на 2002 год от республиканских государственных предприятий (на праве хозяйственного ведения) согласно приложению 4. Статья 11. Установить на 2002 год размеры бюджетных изъятий из областных бюджетов и бюджета города Алматы в республиканский бюджет в общей сумме 49 064 505 тыс. тенге, в том числе: Актюбинской -- 569 100 тыс. тенге; Атырауской -- 19 602 863 тыс. тенге; Карагандинской -- 81 131 тыс. тенге; Мангистауской -- 9 000 442 тыс. тенге; Павлодарской -- 1 895 969 тыс. тенге; г. Алматы -- 17 915 000 тыс. тенге. Статья 12. Поступления
от реализации товаров и услуг, предоставляемых
государственными учреждениями образования,
санитарно-эпидемиологическими Статья 13. Установить с 1 января 2002 года: 1) минимальные размеры: месячной заработной платы -- 4 181 тенге; пенсии -- 4 336 тенге; 2) месячный расчетный
показатель для исчисления Статья 14. Установить
с 1 января 2002 года месячный размер денежной
компенсации военнослужащим (кроме
военнослужащих срочной службы), а
также сотрудникам оперативно- Статья 15. Установить,
что с 1 января 2002 года затраты на
содержание, обслуживание и ремонт
служебных помещений и Статья 16. Предусмотреть
в республиканском бюджете на
2002 год целевые трансферты областным
бюджетам областей, на территории которых
расположены летно- Распределение указанных
средств областным бюджетам осуществляется
на основании решений Статья 17. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2002 год средства в сумме 309 200 тыс. тенге на выполнение обязательств Правительства Республики Казахстан перед Правительством Республики Узбекистан по задолженности, образовавшейся в результате взаиморасчетов за 1992 год согласно Соглашению между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании долговых обязательств и требований за 1992 год от 27 марта 1998 года. Статья 18. Установить на 2002 год размеры субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в областные бюджеты, в общей сумме 59 763 278 тыс. тенге, в том числе: Акмолинской -- 7 191 511 тыс. тенге; Алматинской -- 10 289 366 тыс. тенге; Восточно-Казахстанской -- 5 189 908 тыс. тенге; Жамбылской -- 6 877 104 тыс. тенге; Западно-Казахстанской -- 1 285 861 тыс. тенге; Костанайской -- 4 181 616 тыс. тенге; Кызылординской -- 6 645 453 тыс. тенге; Северо-Казахстанской -- 5 201 645 тыс. тенге; Южно-Казахстанской -- 12 900 814 тыс. тенге. Статья 19. Установить,
что в областном бюджете Статья 20. Установить,
что в составе расходов республиканского
бюджета на 2002 год на оборону учтены
затраты на строительство Статья 21. Предусмотреть
в республиканском бюджете на
2002 год средства в сумме 1 500 000 тыс.
тенге на подготовку к празднованию
2000-летия г.Тараза. Распределение
указанных средств Статья 22. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2002 год трансферты в сумме 100 000 тыс. тенге на поддержание инфраструктуры города Приозерска Карагандинской области в соответствии с Соглашением между Республикой Казахстан и Российской Федерацией об условиях использования и аренды испытательного полигона Сары-Шаган и обеспечения жизнедеятельности г. Приозерска от 20 января 1995 года. Статья 23. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2002 год средства в сумме 2 500 000 тыс. тенге на формирование уставного капитала Банка развития Казахстана. Статья 24. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2002 год трансферты, передаваемые в Национальный фонд Республики Казахстан, в сумме 12 614 796 тыс. тенге. Статья 25. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2002 год средства на строительство и реконструкцию систем обеспечения водой в сумме 2 320 000 тыс. тенге в составе расходов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан. Распределение указанных
средств осуществляется на основании
решений Правительства Статья 26. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2002 год учреждениям по охране лесов и животного мира Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан затраты в сумме 919 649 тыс. тенге, в том числе на проведение работ по лесоразведению и лесовосстановлению -- 168 000 тыс. тенге. |
|||
Статья 27.
Предусмотреть в Статья 28. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2002 год на выполнение обязательств прошлых лет 1 286 068 тыс. тенге, из них: Министерству иностранных дел Республики Казахстан -- 193 858 тыс. тенге на приобретение недвижимости в собственность Республики Казахстан за рубежом; Министерству обороны Республики Казахстан -- 500 000 тыс. тенге на погашение кредиторской задолженности по обязательствам, выполняемым за счет средств республиканского бюджета; Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан -- 460 000 тыс. тенге на выплату надбавок к пенсиям граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне; Агентству Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами -- 132 210 тыс. тенге на землеустроительные работы. Статья 29. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2002 год 178 009 тыс. тенге на выплату курсовой разницы по платежам 1999 и 2000 годов заемщиков льготных жилищных кредитов, полученных через закрытое акционерное общество «Жилстройбанк». Статья 30. Утвердить резерв Правительства Республики Казахстан на 2002 год в сумме 5 258 913 тыс. тенге, в том числе: для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иных непредвиденных расходов, определяемых решениями Правительства Республики Казахстан, -- 4 428 000 тыс. тенге; для погашения обязательств
Правительства Республики Казахстан,
центральных государственных специальный резерв для кредитования нижестоящих бюджетов на покрытие кассового разрыва -- 600 000 тыс. тенге. Статья 31. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2002 год 300 000 тыс. тенге для пополнения кредитных ресурсов закрытого акционерного общества «Фонд развития малого предпринимательства», в том числе 150 000 тыс. тенге на развитие женского предпринимательства. Статья 32. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2002 год 13 553 571 тыс. тенге для погашения и обслуживания займов, ранее полученных под государственные гарантии Республики Казахстан. Статья 33. Установить лимит предоставления государственных гарантий Республики Казахстан в 2002 году в размере 7 730 000 тыс. тенге. Статья 34. Установить на 31 декабря 2002 года лимит правительственного долга в размере 750 000 000 тыс. тенге. Статья 35. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2002 год средства: на кредитование
в соответствии с решениями Правительства
Республики Казахстан местных на возмещение вознаграждения
(интереса) по кредитам, предоставляемым
из республиканского бюджета местным
исполнительным органам на проведение
весенне-полевых и уборочных Статья 36. Утвердить перечень текущих бюджетных программ республиканского бюджета на 2002 год согласно приложению 5. Статья 37. Утвердить перечень бюджетных программ развития республиканского бюджета на 2002 год согласно приложению 6. Статья 38. Утвердить перечень республиканских бюджетных программ, не подлежащих секвестрированию в процессе исполнения республиканского бюджета на 2002 год, согласно приложению 7. Установить, что в процессе исполнения местных бюджетов на 2002 год не подлежат секвестрированию местные бюджетные программы согласно приложению 8. Статья 39 . Настоящий Закон вводится в действие с 1.01.2002 года |
|||
3.2. Организация бюджетного процесса Республики Казахстан
Бюджетный процесс -- это регламентированная законом деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению, контролю за ис-полнением и утверждению отчетов об исполнении бюдже-тов.
Составной частью бюджетного процесса является бюд-жетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Бюджетный процесс
в Республике Казахстан опреде-ляется
Законом «О бюджетной системе
Республики Казах-стан», Законом о
республиканском бюджете, иными
за-конами республики, а также решениями
органов испол-нительной
Составлению проектов бюджетов предшествует разра-ботка планов и программ развития территорий и целевых программ, на основании ежегодного послания Президен-та народу Казахстана, параметров индикативного плана социально-экономического развития Республики Казах-стан, принимаемого Правительством.
Органы исполнительной
власти вносят предложения в соответствующие
представительные органы о постатейном
установлении бюджетных расходов. Одновременно
пред-ставляются расчеты по определению
доходов органами государственной
налоговой службы. Для разработки
про-екта государственного бюджета
и определения парамет-ров
В проекте закона
о республиканском бюджете
Одобренный Правительством проект закона о респуб-ликанском бюджете со всеми приложениями не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому, вно-сится на рассмотрение Парламента Республики Казахстан.
С докладом по проекту республиканского бюджета по поручению Правительства на совместном заседании па-лат Парламента Республики Казахстан выступает министр финансов Республики Казахстан и с содокладами -- ми-нистр экономики Республики Казахстан и председатель Национального банка Республики Казахстан.
В случае, если к 15 декабря текущего финансового года республиканский бюджет на предстоящий финансовый год не утвержден, Президент Республики Казахстан вправе принять Указ о республиканском финансовом плане на I квартал предстоящего финансового года, действующий до принятия Парламентом Закона о республиканском бюд-жете.
Уточнение республиканского
бюджета Парламентом Республики
Казахстан в течение года осуществляется
на основании предложений
Составление,
утверждение и исполнение местн
Министерство финансов Республики Казахстан не позд-нее 15 августа года, предшествующего планируемому, со-общает местным исполнительным органам (областей и го-родов республиканского подчинения), проектируемые раз-меры отчислений в доходы их бюджетов от общегосудар-ственных налогов, суммы средств из республиканского бюджета на финансирование общегосударственных про-грамм, суммы трансфертов и кредитов, предельные лимиты расходов на содержание аппарата управления мест-ных органов.
На основе сообщенных
показателей и своих прогноз-
Распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами областей и городов областного значе-ния и бюджетами районов производится областными, пред-ставительными органами в соответствии с их решениями об областном (городском) бюджете на финансовый год. Объем официальных трансфертов, предоставляемых в виде субвенции из республиканского бюджета нижестоящим бюджетам для реализации конкретных программ по функ-циональным группам, определяется в Законе о республи-канском бюджете.
В местных бюджетах образуется оборотный резерв на-личности за счет остатка средств местных бюджетов на начало планируемого финансового года, который исполь-зуется местными исполнительными органами для управ-ления ликвидностью в течение финансового года. Размер оборотного резерва наличности определяется при утверж-дении соответствующих местных бюджетов.
Акимы областей и городов республиканского значения не позднее 2-недельного срока после вступления в силу Закона о республиканском бюджете на финансовый год вносят на рассмотрение соответствующего маслихата про-ект областного и городского (городов республиканского значения) бюджета, который в течение двух недель при-нимает решение по его утверждению.
Акимы районов и
городов (областного значения) в 2-недельный
срок после утверждения областного
бюдже-та вносят проект бюджетов на рассмотрение соответству-
Исполнение республиканского бюджета организует Пра-вительство Республики Казахстан. Организации в соот-ветствии с бюджетными назначениями производят расхо-ды на основании казначейского разрешения, выдаваемого Департаментом казначейства Министерства финансов Рес-публики Казахстан. Министерство финансов Республики Казахстан вправе не выделять бюджетные средства, отзы-вать и запрещать их расходование в случае непредоставления сметы расходов на соответствующий финансовый год и нецелевого или неэффективного использования выделенных средств.
Все государственные
органы обязаны предоставлять
Правительство Республики
Казахстан имеет право в
Организации, содержащиеся за счет республиканского бюджета, могут с согласия Министерства финансов Рес-публики Казахстан переводить средства из одной програм-мы, подпрограммы и специфики в другую.
Если в ходе исполнения бюджета центральными госу-дарственными органами принимаются акты, в соответст-вии с которыми увеличиваются расходы или уменьшают-ся доходы бюджетов областей и городов республиканско-го значения, или возмещаются потери за счет средств рес-публиканского бюджета при уменьшении их расходов или увеличении доходов уменьшаются субвенции, а при их отсутствии -- относятся на взаиморасчет.