Государственный бюджет РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Содержание

Введение ............................................................................................... 2
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ............................... 5
1.1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета ......... 5
1.2. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета . 9
1.3. Принципы построения бюджета .......................................................... 11
1.4. Баланс бюджета. Дефицит бюджета ................................................... 13
1.5. Роль налогов в формировании государственного бюджета ............. 16
Глава 2. О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН .............................................................................................. 25
2.1.Бюджетная система и бюджетное устройство Республики Казахстан………………………………………………………………….... 25
2.2. Закон Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года О бюджетной системе ........................................................................................................... 27
2.2.1. Общие положения ............................................................................... 27
2.2.2. Бюджетная система ............................................................................. 32
2.2.3. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета ..................... 40
2.2.4. Правительственное кредитование и государственный долг .......... 47
2.2.5. Исполнение бюджета ......................................................................... 48
2.2.6. Контроль за исполнением бюджета .................................................. 53
2.2.7.Ответственность за нарушения бюджетного законодательства .... 53
Глава 3. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ...... 54
3.1. Закон Республики Казахстан О республиканском бюджете на 2002 год ................................................................................................................... 54
3.2. Организация бюджетного процесса Республики Казахстан ............. 63
Заключение .................................................................................................. 71
Список использованной литературы .....................................................

Работа содержит 1 файл

ПЛАН.docx

— 83.35 Кб (Скачать)

Роль государственного бюджета в общественном вос-производстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода и  от 10 до 15% валового общественного продукта (расход-ная часть). Он распределяет денежные средства между раз-личными  отраслями народного хозяйства, секторами про-изводства, сферами  общественной деятельности, эконо-мическими  районами и территориями страны.

Государственный бюджет активно воздействует на эко-номику в целом, так как он выступает  в качестве бюджета всего народного  хозяйства. Большую роль играет государ-ственный бюджет в сфере материального  производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюд-жета используются для обеспечения  как индивидуально-го (в рамках отдельных  предприятий), так и обществен-ного (в масштабе всего народного хозяйства) кругооборо-та фондов. Бюджетное финансирование капитальных вло-жений и оборотных  средств на действующих и вновь  вво-димых предприятиях, обеспечение  операционных и других расходов позволяет  бюджету включаться в индивиду-альный кругооборот фондов на отдельных  предприятиях, способствуя его бесперебойности  и равномерности.

Бюджетные ассигнования в непроизводственной сфере являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и ор-ганизаций  этой сферы не имеет собственных  источников доходов и находится  на бюджетном финансировании. Рас-ходы государства на просвещение и  здравоохранение, со-циальное обеспечение, науку, культуру и искусство яв-ляются той финансовой базой, без которой  невозможно проведение социально-культурных мероприятий общего-сударственного масштаба. Большое значение имеет  бюд-жет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми  ресурсами функционирование непроизводственной сфе-ры, государство через бюджет может формировать окон-чательные  размеры фонда потребления, влиять на терри-ториальные пропорции в  его использовании.

1.2. Состав и структура  доходов и расходов государственного бюджета

Функционирование  бюджета, связанное с формирова-нием и использованием централизованного  фонда денеж-ных средств государства, происходит посредством особых экономических  форм --доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обес-печивают государство необходимыми денежными средст-вами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав и структура  доходов и расходов зависят от на-правлений осуществления бюджетной  и налоговой поли-тик государства, осуществляемых в конкретных социаль-но-экономических  и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных ус-ловиях формы и  методы формирования доходов и осу-ществления расходов.

Подробный перечень и группировка доходов и расхо-дов  определяется бюджетной классификацией. Бюджетная классификация -- это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, за-ложенная в основу всей бюджетной деятельности финансо-вых органов государства.

Бюджетная классификация  обеспечивает тесную связь бюджета  с планами, прогнозами и программами  эконо-мического и социального  развития государства, с финан-совыми планами министерств и ведомств, организаций и учреждений; позволяет  объединить индивидуальные сме-ты и  финпланы в сводные сметы и  планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью.

До 1996 г. бюджетная  классификация содержала сле-дующие структурные подразделения: раздел, параграф, ста-тью, главу.

Однако применяемая  долгое время классификация перестала  отвечать современным требованиям  прогнози-рования, учета и контроля бюджетных средств, а также осуществления  бюджетного процесса.

Поэтому с 1996 года она  заменена на новую, соответст-вующую международным  стандартам. Доходы классифи-цируются по четырем подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории включают: налоговые по-ступления; неналоговые поступления; доходы от опера-ций с капиталом; полученные официальные трансферты; погашение займов и продажа государственных инвести-ций; общее финансирование.

Остальные подразделения  характеризуют доходы в по-рядке  все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых  поступлениях класс означает на-логовую группу, подкласс --вид налога, специфика -- кон-кретно плательщика или объект налога.

В расходах предусмотрена функциональная и экономи-ческая классификация. Согласно функциональной классифи-кации расходы подразделяются на шесть разделов: функциональная группа, функция, подфункция, учреждение, про-грамма, подпрограмма. Предусмотрено 15 групп, 11 функ-ций, 99 подфункций, 696 учреждений, 99 программ и 99 подпрограмм. Функциональная классификация представ-ляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.

Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим признакам по четырем разделам: ка-тегория, класс, подкласс, специфика. Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги -- заработ-ная плата рабочих и служащих -- основная заработная плата рабочих и служащих.

Бюджетная классификация  позволяет всесторонне, чет-ко и  адресно систематизировать поступления  и расходы для достижения высокой  оперативности управления с применением  средств автоматизации.

1.3. Принципы построения  бюджета

Государственный бюджет основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности.

1) Принцип единства означает степень организационно-экономической централизации бюджетной системы. Наи-более полно принцип единства проявлялся в бюджетной системе СССР. В настоящее время этот принцип ослаб-лен в связи с обретением самостоятельности местных ор-ганов власти и передачей им части прав по распоряжению финансовыми ресурсами. Единство выражается в сущест-вовании единой бюджетной системы в государстве, общей системы государственных доходов, действующих на тер-ритории страны, единообразии государственных расходов, единстве финансовых документов, бюджетной классифи-кации. Этот принцип гарантирует единство методологии и организации бюджетного планирования, его взаимосвязь с социально-экономическим прогнозированием. Задачей принципа единства бюджета является установление эф-фективного контроля со стороны парламента за движени-ем бюджетных средств.

2) Принцип полноты означает сосредоточение в бюджете всех финансовых операций правительства, всех собирае-мых им доходов и производимых расходов, составление такого бюджета, где по каждой статье учитываются все поступления и затраты государства. В нашей практике этот принцип в настоящее время не применяется, так как счи-тается более целесообразным не перегружать бюджет рас-ходами, имеющими строго функциональное назначение; поэтому в последнее время из государственного бюджета выделены средства внебюджетных фондов: пенсионного, социального страхования, дорожного, содействия заня-тости населения.

3) Принцип реальности необходим для предотвращения и устранения фальсификаций бюджетных росписей. Он предусматривает правдивое отражение в бюджете финан-совых операций государства, соответствие утвержденных сумм исполнению бюджетных назначений. Реальность оп-ределяется обоснованностью расчетов всех источников доходов и направлений расходов, базирующихся на пока-зателях прогнозов и программ развития и подкрепленных наличием бюджетных резервов.

4) Принцип гласности означает требование публиковать данные о доходах и расходах бюджета в печати для озна-комления общественности с составом и структурой бюд-жета, размерами дефицита и способами его покрытия (со-кращение расходов, увеличение доходов, займы, эмиссия денег).

1.4. Баланс бюджета. Дефицит бюджета

В каждом бюджете  желательно уравновесить, то есть сбалансировать доходную и расходную часть. Баланс -- это равновесие, и при составлении бюджета основным вопро-сом является достижение такого состояния денежных по-ступлений и расходов государства. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек (профицит). Он направляется на погашениегосударственного долга или мо-жет составить свободные остатки бюджетных средств (в республиканском и местных бюджетах). Свободные ос-татки бюджетных средств, образовавшиеся на конец бюд-жетного периода по завершенному бюджетному году, зачисляются на специальные счета правительства респуб-лики и местных исполнительных органов и используются на прирост оборотной кассовой наличности, а затем на по-крытие государственного долга соответствующего органа власти. При отсутствии такой необходимости решения об использовании данных средств принимаются соответст-вующими администрациями. Превышение расходов над до-ходами вызывает дефицит государственного бюджета. На-личие значительного и постоянного дефицита характери-зует кризисное состояние финансов. Допустимым уров-нем дефицита считается 2--3% от величины валового внут-реннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть покрыт с помощью выпуска государственных зай-мов или эмиссии бумажных денег. При значительном и хроническом дефиците бюджета займы не покрывают по-требностей государства, которые обеспечиваются допол-нительной (то есть сверх потребностей товарооборота) эмиссией денег, что ведет к развитию инфляции, наруше-нию законов денежного обращения, обесценению денег, снижению реальных доходов и падению жизненного уровня населения.

Бюджетный дефицит  отражает состояние экономики, а  его наличие вызывается следующими причинами:

1) общий спад производства  в народном хозяйстве стра-ны;

2) рост издержек  общественного производства;

3) чрезмерный выпуск  в обращение денег, не покрыва-емых  товарными массами;

4) преобладание в  расходах бюджета значительных  со-циальных расходов, не соответствующих  уровню разви-тия экономики;

5) большие объемы  финансирования военных расхо-дов,  на содержание военно-промышленного  комплекса, на управление;

6) крупномасштабный  оборот «теневой» экономики;

7) непроизводительные  расходы и потери в народном  хозяйстве.

Существуют следующие  способы покрытия бюджетно-го дефицита:

а) государственные  займы;

б) увеличение налогообложения;

в) эмиссия денег.

В свою очередь эмиссия  денег может выражаться как в  прямом выпуске денежных знаков в  обращение, так и косвенно -- путем  выпуска казначейских обязательств и реализации их через Национальный банк коммерческим банкам, которые увеличивают свои резервы и посредст-вом банковского мультипликатора увеличивают количе-ство денег в обращении.

Фискальная политика в отношении бюджетного дефи-цита основывается на трех концепциях.

1. Ежегодно балансируемый бюджет.

Подобный бюджет до последнего времени считался целью  фискальной политики. Однако такое  состояние бюджета уменьшает  стабилизирующую, антициклическую  направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может  даже усугубить колебания экономическо-го цикла. При наличии безработицы  и падении доходов населения  налоговые поступления автоматически  сокра-щаются. В этом случае для сбалансирования  бюджета го-сударству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить  государственные расходы, либо осуществить  оба эти действия. Итогом будет  сокращение совокупного спро-са и  еще большее падение производства.

Политика сбалансирования  бюджета может также уси-лить инфляцию. При наличии инфляции повышение  де-нежных доходов автоматически  увеличивает налоговые поступления. Для ликвидации бюджетного излишка  го-сударство должно принять следующие  меры: либо сни-зить ставки налогов, либо увеличить государственные рас-ходы, либо использовать сочетание этих двух мер. В лю-бом из этих случаев усилится инфляция.

2. Бюджет, балансируемый на циклической основе. Со-гласно этой концепции бюджет балансируется в ходе эко-номического цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увели-чивает расходы, намеренно создавая дефицит. При после-дующем подъеме экономики государство увеличивает на-логи и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким образом, проводятся антициклическая фис-кальная политика и балансирование бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции является то, что спады и подъемы могут быть не одинаковы по глубине и длительности, что может нарушить цик-лическую сбалансированность бюджета.

Информация о работе Государственный бюджет РК