Государственные внебюджетные фонды РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих фондов. Это вызвано некоторыми преимуществами наличия в финансовой системе института независимых, находящихся вне бюджета, фондов. К этим преимуществам относятся, во-первых, автономность фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий и возрастания дефицита государственного бюджета позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий в соответствии с задачами внебюджетных фондов. Во-вторых, преимуществом внебюджетных фондов является их лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом, что позволяет фондам при наличии положительного сальдо играть роль кредиторов бюджета, предоставляя последнему ссуды.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

Содержание

Введение
Понятие и сущность государственных внебюджетных фондов………………..
Виды государственных внебюджетных фондов РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации РФ…………………………………
Фонд социального страхования РФ………………………………………………
2.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ………….
3. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды…………………………
4. Анализ структуры и динамики бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ..
5. Проблемы функционирования государственных внебюджетных фондов РФ……………
Заключение……………………………………………………………………………………..
Библиографический список……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

государственные внебюджетные фонды рф.docx

— 200.92 Кб (Скачать)

 

Основным  источником доходов ФОМС РФ является «Единый социальный налог», а с 1 января 2010 года сумма страховых взносов - в среднем 55,2%, затем средства федерального бюджета – 38%, которые в основном идут на на обеспечение расходов в связи с недопоступлением налоговых доходов в бюджет Фонда – в среднем 12,7%, а также в целях предоставления трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи – в среднем 7,9%.

Статья  «Штрафы, санкции, возмещение ущерба»  составляет в среднем 4,8 % от общей  суммы доходов бюджета ФОМС, а доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства в среднем составляют 2%.

            При рассмотрении динамики структуры доходов ФОМС особое внимание привлекает статья «Штрафы, санкции, возмещение ущерба», удельный вес которой снижается с 2004 по 2009 год, а в 2010 увеличивается в 22,9 раз. Удельный вес доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства увеличивается в 2009 году в 5,5 раз, а в 2010 году уменьшается в 2 раза. [Приложение 15]

 

Таблица 4.2. Структура расходов бюджета Фонда  обязательного медицинского страхования РФ за 2004-2010 года, в %.

 

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Аппарат органов управления

0,6

0,4

0,2

0,1

0,5

0,6

0,5

Субсидии на выполнение территориальных  программ ОМС в рамках базовой  части ОМС

22

24

25

25,6

26

22,0

23

Средства, передаваемые бюджету ФСС  РФ на оказание работающим гражданам  первичной медико-санитарной помощи

13

11

10

10,8

12

13,0

14

Оказание государственной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами

19,3

21

20

21,4

20

18,0

17

Субвенции бюджетам ТФОМС на проведение диспансеризации

0,7

0,6

0,8

0,2

0,5

0,5

0,4

Субсидии ТФОМС

на проведение дополнительной диспансеризации  работающих граждан

3

2

3

2,5

3

2,9

3,1

на оказание учреждениями здравоохранения  муниципальных образований первичной  медико-санитарной помощи

11

14

12

12,3

10

11,0

9

на реализацию мероприятий в рамках базовой программы ОМС

5

4

4

3,7

3

4,0

3

на проведение пилотного проекта

5

4

3

2,5

2

3,0

4

на ОМС неработающего населения (детей)

21

19

22

20,9

23

25,0

26


 

Наибольший  удельный вес в расходах бюджета  ФОМС занимают Субсидии на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой части ОМС – в среднем 23,9%; Субсидии бюджетам ТФОМС на ОМС неработающего населения (детей)  и на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой части ОМС – в среднем 22,4%., субсидии ТФОМС в целом составляют около 45%; также значительный удельный вес имеют расходы на оказание государственной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами – 19,5%  и средства, передаваемые бюджету ФСС РФ на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи составляют – 11,9%.

 

Рассмотрев  динамику структуры расходов бюджета  ФОМС можно заметить резкое изменение  доли субвенций бюджетам ТФОМС на проведение диспансеризации:  в 2007 году она уменьшается на 77% по сравнению с 2006 годом, а в 2008 году увеличивается в 2,7 раз. Доля расходов на аппарат органов управления постепенно снижается каждый год вдвое до 2008 года, а в 2008 году увеличивается в 5,5 раз.

За рассматриваемый  период доля расходов на оказание государственной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами в среднем уменьшилась на 5,4 %. [Приложение 16]

 

 

Кировский областной  территориальный фонд обязательного медицинского страхования. (КОТФОМС)

В данной работе уже рассмотрены структура  и динамика бюджета ФФОМС, структуру  и динамику ТФОМС рассмотрим на примере  ТФОМС Кировской области. [Приложения17,18]

4.3. Динамика доходов и расходов бюджета КОТФОМС за 2008-2010 гг., в тыс.руб.

 

2008

2009

Темп роста 2009 к 2008

2010

Темп роста 2010 к 2009

Расходы бюджета – всего

3927,4

4534,2

115,4%

4688,5

103,4%

Доходы бюджета – всего

4069,1

4576

112,5%

4499,2

98,3%

Профицит / дефицит

141,7

41,8

29,5%

-189,3

↓ в 5,5 раз


 

В 2008 и 2009 году бюджет КОТФОМС профицитный, однако в 2009 году по сравнению с 2008 годом  разница между доходами и расходами  бюджета уменьшилась на 70,5%, в 2010 году по сравнению с 2009  эта величина сократилась в 5,5 раз, что показывает дефицит бюджета. Также в 2010 году наблюдается уменьшение доходной части на 1,7%, по расходной части - увеличение на 3,4% по сравнению с 2009 годом.

В 2010 году сократились доходы по следующим  статьям бюджета: средства ФОМС на выполнение территориальной программы ОМС – на 13,7%, на финансовое обеспечение дополнительных выплат работникам участковой службы – на 0,2%; субсидии на диспансеризации детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей – на 0,9%. Также сократилась сумма других неналоговых поступлений на 15%. Налоговые же доходы выросли на 7%.

Несмотря  на то, что сумма средств ФОМС на выполнение территориальной программы ОМС в 2010 году по сравнению с 2009 стала меньше – расходы на выполнение этой программы в свою очередь увеличились на 4%.

Происходит  постепенное снижение суммы расходов на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан: в 2009 году на 10,3%, в 2010 на 19,8%. Похожая ситуация с диспансеризацией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – расходы на её проведение сократились в 2009 году на 5,9%, а в 2010 – на 17,5%.

 

Таблица 4.4. Структура доходов бюджета кировского областного территориального Фонда обязательного медицинского страхованиям за 2008-2010 гг, в %.

 

2008

2009

2010

Налоговые доходы

24,3

22,3

24,3

Страховые взносы на ОМС неработающего населения, уплачиваемые органами исполнительной власти субъектов РФ, включая недоимку пени и штрафы прошлых лет

29,5

32,3

33,9

Межбюджетные трансферты из бюджетов городских округов

0,2

-

0,5

Другие неналоговые поступления

2,2

2

1,8

Средства ФФОМС

на финансовое обеспечение дополнительных выплат работникам участковой службы

3,7

3,6

3,7

на выполнение территориальной программы ОМС

39,3

39,2

34,5

Субсидии:

на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан

0,6

0,5

1,1

на проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

0,2

0,2

0,2


Основным  источником доходов КОТФОМС являются средства ФФОМС на  на выполнение территориальной программы ОМС – в среднем они составляют 37,7%,  затем «страховые взносы на ОМС неработающего населения, уплачиваемые органами исполнительной власти субъектов РФ, включая недоимку пени и штрафы прошлых лет» - 31,9%.  Также средства ФФОМС направляются на на финансовое обеспечение дополнительных выплат работникам участковой службы, что составляет в среднем – 3,7% Налоговые доходы имеют удельный вес, равный  в среднем 23,6%. В структуре доходов КОТФОМС также имеются субсидии: на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан составляют около 0,7%, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей – 0,2%.

 

Таблица 4.5. Структура расходов бюджета кировского областного территориального Фонда обязательного медицинского страхования за 2008-2010 гг., в %.

 

2008

2009

2010

На выполнение территориальной программы ОМС

92,7

93,8

94,4

Финансовое обеспечение государственного задания, оказываемого работниками участковой службы

4,2

3,7

3,5

Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан

1,7

1,3

1

Проведение диспансеризации детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей

0,5

0,4

0,3

На выполнение управленческих функций

0,9

0,8

0,8


 

Наибольшую  часть в структуре расходов КОТФОМС  занимают расходы на выполнение территориальной  программы обязательного медицинского страхования – в среднем 93,6%. На финансовое обеспечение государственного задания, оказываемого работниками участковой службы приходится в среднем 3,8% от общей суммы расходов. Расходы на выполнение управленческих функций составляют около 0,83%; на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан – 1,3%, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей детей – 0,4%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Проблемы функционирования государственных  внебюджетных фондов РФ 

 

Пенсионный  Фонд РФ

В настоящее время пенсионная система  нуждается в реформировании, что  обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего, наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств, необходимых  для выплаты пенсий, не обеспечивается поступлением страховых платежей. Средний  размер пенсии близок к прожиточному минимуму пенсионера, а минимальный  составляет четверть минимума. Одним  из самых негативных социальных явлений  стали задержки с выплатой пенсий. Кроме того, несовершенным является сложившийся механизм взаимоотношений  федерального бюджета и ПФ по возмещению расходов на пенсии, подлежащие финансированию из федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии военнослужащим и т.п.). Несовершенной  является и сам механизм пенсионной системы.

Пенсионная  система России построена по распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. При этом на выплаты пенсий пожилым людям используются поступления  в фонды пенсионного страхования  от работающего населения. Лица, платившие  страховые взносы, получают при достижении пенсионного возраста право на пенсию, которая финансируется, в свою очередь, следующими поколениями плательщиков страховых взносов. В данном случае говорят о так называемом договоре между поколениями.

Преимущества  распределительных пенсионных систем состояли в следующем:

- возможность начать выплату пенсий  незамедлительно, поскольку не  требуется времени для накопления;

- размеры пенсий не зависят  от результатов функционирования  финансовых рынков и деятельности  руководства пенсионных фондов;

- финансируемые таким образом  пенсии обеспечивают более надежную  защиту и более высокую норму  замещения (отношение пенсии к  заработной плате) для лиц с  невысокой заработной платой.

Однако  в распределительной системе  величина пенсионных фондов непосредственно  зависит от демографических факторов и состояния рынка труда. При  такой системе размер пенсий находится  в тесной связи с размером заработной платы. И если заработная плата снижается  по каким-либо причинам, то снижаются  и возможности по выплате пенсий. При такой системе неизбежны  также сокрытия заработной платы  от уплаты страховых взносов. Ярким  примером тому является ситуация в  России, где за последние годы не только существенно сократилась доля заработной платы в ВВП (на 45%), но и широкое распространение получили разные способы сокрытия заработной платы. Так, предприятия часто используют специальные ссудные счета, натуральные формы оплаты. Возросло число «самозанятых» лиц, которые уклоняются от уплаты налогов.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды РФ