Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:38, курсовая работа
В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих фондов. Это вызвано некоторыми преимуществами наличия в финансовой системе института независимых, находящихся вне бюджета, фондов. К этим преимуществам относятся, во-первых, автономность фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий и возрастания дефицита государственного бюджета позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий в соответствии с задачами внебюджетных фондов. Во-вторых, преимуществом внебюджетных фондов является их лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом, что позволяет фондам при наличии положительного сальдо играть роль кредиторов бюджета, предоставляя последнему ссуды.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.
Введение
Понятие и сущность государственных внебюджетных фондов………………..
Виды государственных внебюджетных фондов РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации РФ…………………………………
Фонд социального страхования РФ………………………………………………
2.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ………….
3. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды…………………………
4. Анализ структуры и динамики бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ..
5. Проблемы функционирования государственных внебюджетных фондов РФ……………
Заключение……………………………………………………………………………………..
Библиографический список……………………………………………………………………
Основным источником доходов ФОМС РФ является «Единый социальный налог», а с 1 января 2010 года сумма страховых взносов - в среднем 55,2%, затем средства федерального бюджета – 38%, которые в основном идут на на обеспечение расходов в связи с недопоступлением налоговых доходов в бюджет Фонда – в среднем 12,7%, а также в целях предоставления трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи – в среднем 7,9%.
Статья «Штрафы, санкции, возмещение ущерба» составляет в среднем 4,8 % от общей суммы доходов бюджета ФОМС, а доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства в среднем составляют 2%.
При рассмотрении динамики структуры доходов ФОМС особое внимание привлекает статья «Штрафы, санкции, возмещение ущерба», удельный вес которой снижается с 2004 по 2009 год, а в 2010 увеличивается в 22,9 раз. Удельный вес доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства увеличивается в 2009 году в 5,5 раз, а в 2010 году уменьшается в 2 раза. [Приложение 15]
Таблица 4.2. Структура расходов бюджета Фонда обязательного медицинского страхования РФ за 2004-2010 года, в %.
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Аппарат органов управления |
0,6 |
0,4 |
0,2 |
0,1 |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
Субсидии на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой части ОМС |
22 |
24 |
25 |
25,6 |
26 |
22,0 |
23 |
Средства, передаваемые бюджету ФСС РФ на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи |
13 |
11 |
10 |
10,8 |
12 |
13,0 |
14 |
Оказание государственной |
19,3 |
21 |
20 |
21,4 |
20 |
18,0 |
17 |
Субвенции бюджетам ТФОМС на проведение диспансеризации |
0,7 |
0,6 |
0,8 |
0,2 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
Субсидии ТФОМС | |||||||
на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан |
3 |
2 |
3 |
2,5 |
3 |
2,9 |
3,1 |
на оказание учреждениями здравоохранения
муниципальных образований |
11 |
14 |
12 |
12,3 |
10 |
11,0 |
9 |
на реализацию мероприятий в рамках базовой программы ОМС |
5 |
4 |
4 |
3,7 |
3 |
4,0 |
3 |
на проведение пилотного проекта |
5 |
4 |
3 |
2,5 |
2 |
3,0 |
4 |
на ОМС неработающего населения (детей) |
21 |
19 |
22 |
20,9 |
23 |
25,0 |
26 |
Наибольший удельный вес в расходах бюджета ФОМС занимают Субсидии на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой части ОМС – в среднем 23,9%; Субсидии бюджетам ТФОМС на ОМС неработающего населения (детей) и на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой части ОМС – в среднем 22,4%., субсидии ТФОМС в целом составляют около 45%; также значительный удельный вес имеют расходы на оказание государственной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами – 19,5% и средства, передаваемые бюджету ФСС РФ на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи составляют – 11,9%.
Рассмотрев динамику структуры расходов бюджета ФОМС можно заметить резкое изменение доли субвенций бюджетам ТФОМС на проведение диспансеризации: в 2007 году она уменьшается на 77% по сравнению с 2006 годом, а в 2008 году увеличивается в 2,7 раз. Доля расходов на аппарат органов управления постепенно снижается каждый год вдвое до 2008 года, а в 2008 году увеличивается в 5,5 раз.
За рассматриваемый период доля расходов на оказание государственной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами в среднем уменьшилась на 5,4 %. [Приложение 16]
Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования. (КОТФОМС)
В данной работе уже рассмотрены структура и динамика бюджета ФФОМС, структуру и динамику ТФОМС рассмотрим на примере ТФОМС Кировской области. [Приложения17,18]
4.3. Динамика доходов и расходов бюджета КОТФОМС за 2008-2010 гг., в тыс.руб.
2008 |
2009 |
Темп роста 2009 к 2008 |
2010 |
Темп роста 2010 к 2009 | |
Расходы бюджета – всего |
3927,4 |
4534,2 |
115,4% |
4688,5 |
103,4% |
Доходы бюджета – всего |
4069,1 |
4576 |
112,5% |
4499,2 |
98,3% |
Профицит / дефицит |
141,7 |
41,8 |
29,5% |
-189,3 |
↓ в 5,5 раз |
В 2008 и 2009 году бюджет КОТФОМС профицитный, однако в 2009 году по сравнению с 2008 годом разница между доходами и расходами бюджета уменьшилась на 70,5%, в 2010 году по сравнению с 2009 эта величина сократилась в 5,5 раз, что показывает дефицит бюджета. Также в 2010 году наблюдается уменьшение доходной части на 1,7%, по расходной части - увеличение на 3,4% по сравнению с 2009 годом.
В 2010 году сократились доходы по следующим статьям бюджета: средства ФОМС на выполнение территориальной программы ОМС – на 13,7%, на финансовое обеспечение дополнительных выплат работникам участковой службы – на 0,2%; субсидии на диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – на 0,9%. Также сократилась сумма других неналоговых поступлений на 15%. Налоговые же доходы выросли на 7%.
Несмотря на то, что сумма средств ФОМС на выполнение территориальной программы ОМС в 2010 году по сравнению с 2009 стала меньше – расходы на выполнение этой программы в свою очередь увеличились на 4%.
Происходит постепенное снижение суммы расходов на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан: в 2009 году на 10,3%, в 2010 на 19,8%. Похожая ситуация с диспансеризацией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – расходы на её проведение сократились в 2009 году на 5,9%, а в 2010 – на 17,5%.
Таблица 4.4. Структура доходов бюджета кировского областного территориального Фонда обязательного медицинского страхованиям за 2008-2010 гг, в %.
2008 |
2009 |
2010 | |
Налоговые доходы |
24,3 |
22,3 |
24,3 |
Страховые взносы на ОМС неработающего населения, уплачиваемые органами исполнительной власти субъектов РФ, включая недоимку пени и штрафы прошлых лет |
29,5 |
32,3 |
33,9 |
Межбюджетные трансферты из бюджетов городских округов |
0,2 |
- |
0,5 |
Другие неналоговые поступления |
2,2 |
2 |
1,8 |
Средства ФФОМС | |||
на финансовое обеспечение дополнительных выплат работникам участковой службы |
3,7 |
3,6 |
3,7 |
на выполнение территориальной программы ОМС |
39,3 |
39,2 |
34,5 |
Субсидии: | |||
на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан |
0,6 |
0,5 |
1,1 |
на проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Основным источником доходов КОТФОМС являются средства ФФОМС на на выполнение территориальной программы ОМС – в среднем они составляют 37,7%, затем «страховые взносы на ОМС неработающего населения, уплачиваемые органами исполнительной власти субъектов РФ, включая недоимку пени и штрафы прошлых лет» - 31,9%. Также средства ФФОМС направляются на на финансовое обеспечение дополнительных выплат работникам участковой службы, что составляет в среднем – 3,7% Налоговые доходы имеют удельный вес, равный в среднем 23,6%. В структуре доходов КОТФОМС также имеются субсидии: на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан составляют около 0,7%, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей – 0,2%.
Таблица 4.5. Структура расходов бюджета кировского областного территориального Фонда обязательного медицинского страхования за 2008-2010 гг., в %.
2008 |
2009 |
2010 | |
На выполнение территориальной программы ОМС |
92,7 |
93,8 |
94,4 |
Финансовое обеспечение государственного задания, оказываемого работниками участковой службы |
4,2 |
3,7 |
3,5 |
Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан |
1,7 |
1,3 |
1 |
Проведение диспансеризации |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
На выполнение управленческих функций |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
Наибольшую
часть в структуре расходов КОТФОМС
занимают расходы на выполнение территориальной
программы обязательного
5. Проблемы функционирования
Пенсионный Фонд РФ
В
настоящее время пенсионная система
нуждается в реформировании, что
обусловлено целым рядом
Пенсионная
система России построена по распределительному
принципу, основанному на солидарности
поколений. При этом на выплаты пенсий
пожилым людям используются поступления
в фонды пенсионного
Преимущества распределительных пенсионных систем состояли в следующем:
-
возможность начать выплату
-
размеры пенсий не зависят
от результатов
-
финансируемые таким образом
пенсии обеспечивают более
Однако в распределительной системе величина пенсионных фондов непосредственно зависит от демографических факторов и состояния рынка труда. При такой системе размер пенсий находится в тесной связи с размером заработной платы. И если заработная плата снижается по каким-либо причинам, то снижаются и возможности по выплате пенсий. При такой системе неизбежны также сокрытия заработной платы от уплаты страховых взносов. Ярким примером тому является ситуация в России, где за последние годы не только существенно сократилась доля заработной платы в ВВП (на 45%), но и широкое распространение получили разные способы сокрытия заработной платы. Так, предприятия часто используют специальные ссудные счета, натуральные формы оплаты. Возросло число «самозанятых» лиц, которые уклоняются от уплаты налогов.