Общее руководство Пенсионным фондом
осуществляется Правлением, оперативное
управление - исполнительной дирекцией.
Органами оперативного управления в
субъектах федерации являются отделения
РФ, а в городах и районах - уполномоченные
отделения.
В большинстве субъектов РФ назначение
и выплата пенсий производятся органами
социальной защиты населения, которые
средства ПФ доводят до пенсионеров
через отделения федеральной
почтовой связи или путём перевода
на счетах пенсионеров, открытых в основном
в филиалах Сбербанка РФ. В семи
субъектах РФ в порядке эксперимента
организована единая пенсионная служба,
где и назначение и выплата
пенсий проводятся отделениями Пенсионного
фонда.
Аккумуляция и перераспределение
средств ПФ проходит по следующему
маршруту: страховые взносы собираются
на счетах отделений, откуда и осуществляется
финансирование расходов в регионе.
На федеральном уровне Правление
ПФ и его исполнительная дирекция
прогнозирует и устанавливает объёмы
перераспределение средств между
регионами для сбалансированности
доходов и расходов с учётом обеспечения
неснижаемого остатка на счетах и
оптимизации сумм в пути.
Трудовая пенсия в РФ состоит
из трех частей:
- базовая – одинакова
для большинства пенсионеров и не зависит
от заработка, который получал пенсионер
в прошлом, она индексируется с учетом
инфляции;
- страховая – зависит
от трудового стажа и заработной платы,
- накопительная – зависит
от заработной платы и дохода от инвестирования
пенсионных накоплений – для лиц,
которым до выхода на пенсию осталось
менее 10 лет накопительная часть не формируется
(мужчины, родившихся в 1953 г. и позднее, и женщин, родившихся в 1957 г. и позднее)
Таким образом ПФР
осуществляет ряд социально значимых
функций, в т.ч.:
учет страховых средств, поступающих
по обязательному пенсионному страхованию;
- назначение
и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии
(по старости, по инвалидности, по случаю
потери кормильца), пенсии по государственному
пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих
и их семей, социальные пенсии, пенсии
госслужащих. За счет средств Фонда получают
пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
- назначение
и реализация социальных выплат отдельным
категориям граждан: ветеранам, инвалидам,
инвалидам вследствие военной травмы,
Героям Советского Союза, Героям Российской
Федерации и др.
- персонифицированный
учет участников системы обязательного
пенсионного страхования. В системе учитываются
страховые пенсионные платежи почти 63
млн. россиян;
- взаимодействие
с работодателями - плательщиками страховых
пенсионных взносов. Информация о гражданах,
застрахованных в пенсионной системе,
поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
- выдача
сертификатов на получение материнского
(семейного) капитала;
- управление
средствами пенсионной системы, в т.ч.
накопительной частью трудовой пенсии,
которое осуществляется через государственную
управляющую компанию (Внешэкономбанк)
и частные управляющие компании;
- реализация
Программы государственного софинансирования
пенсии. [8]
- Фонд социального страхования
(ФСС) призван способствовать
материальному обеспечению лиц,
по ряду причин не участвующих
в трудовом процессе,. ФСС управляет
средствами государственного социального
страхования РФ и представляет
собой централизованный фонд
финансовых ресурсов, аккумулирующий
предназначенные для оказания
социальной помощи и социальных
услуг денежные средства, формируемый
на страховой основе и распределяемый
по территориальному принципу.
Денежные средства фонда – государственная
собственность, они не входят в состав
бюджетов соответствующих уровней,
других фондов и изъятию не подлежат.
Основные задачи ФСС:
- обеспечение гарантированных
государством пособий по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам, при рождении
ребенка, на погребение, на санаторно-курортное
лечение и оздоровление работников и членов
их семей, а также на другие цели государственного
социального страхования, предусмотренные
законодательством;
- участие в разработке и реализации
государственных программ по охране здоровья
работников, мер по совершенствованию
социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих
финансовую устойчивость ФСС.
Средства ФСС образуются за счет:
- отчислений от единого социального
налога;
- отчислений от единого налога
по упрощенной системе налогообложения;
- отчислений от единого налога
на вмененный налог;
- страховых взносов субъектов
хозяйствования по социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;
- доходов от инвестирования
части временно свободных средств ФСС
в ликвидные государственные ценные бумаги
и банковские вклады;
- ассигнований из федерального
бюджета РФ на покрытие расходов, связанных
с предоставлением льгот (пособий и компенсаций)
лицам, пострадавшим вследствие радиационных
аварий и их последствий, а также в других
установленных законом случаях;
- добровольных взносов граждан
и юридических лиц, поступлений иных финансовых
средств, не запрещенных законодательством;
- прочих доходов.
Основную часть доходов фонда
составляют поступления от единого
социального налога и взносы на обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.
Средства Фонда направляются на
следующие цели:
- выплату пособий по временной
нетрудоспособности, беременности и родам,
при рождении ребенка, по уходу за ребенком
до достижении им полутора лет, на погребение;
- санаторно-курортное лечение
и оздоровление работников и членов их
семей, а также на частичное содержание
находящихся на балансе организации санаториев-профилакториев,
санаторных и оздоровительных лагерей
для детей и юношества;
- проведение научно-исследовательских
работ по вопросам социального страхования;
- обеспечение текущей деятельности,
содержание аппарата управления Фонда;
- финансирование деятельности
подразделений органов исполнительной
власти, обеспечивающих государственную
защиту трудовых прав работников, охрану
труда;
- осуществление иных мероприятий
в соответствии с задачами Фонда, включая
разъяснительную работу среди населения.
Наибольшая часть мобилизованных
в Фонд средств используется для
выплаты пособий по временной
нетрудоспособности – 34%. На пособия
по беременности и родам направляется
9%, на пособия по уходу за ребенком
до 1,5 года – 10%, на пособия при рождении
ребенка – 4%, на медицинскую, социальную
и профессиональную реабилитацию –
2,4%.
Главный недостаток многих социальных
выплат – отсутствие адресности. В
настоящее время порядок выплат
пересмотрен с учетом доходов
семьи и прожиточного минимума. [9]
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Занимает
значительное место в структуре
социальных внебюджетных фондов.
Обязательное медицинское страхование
– составная часть государственного
социального страхования, оно призвано
обеспечить гражданам РФ равные возможности
в получении медицинской и
лекарственной помощи.
Фонды ОМС представляют собой централизованные
источники финансовых ресурсов для
целей медицинского страхования
как формы социальной защиты населения.
Основные задачи ОМС:
- обеспечение реализации Закона
РФ «О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации»;
- обеспечение финансовой устойчивости
системы ОМС в субъектах РФ. т.е. выравнивание
условий деятельности территориальных
фондов по финансированию ОМС;
- обеспечение предусмотренных
законодательством РФ прав граждан в системе
обязательного медицинского страхования;
- участие в разработке и осуществлении
государственной финансовой политики
в области обязательного медицинского
страхования.
Финансовые средства Федерального
фонда ОМС находятся в государственной
собственности РФ, они не входят
в состав бюджетов, других фондов и
изъятию не подлежат.
Финансовые средства Федерального
фонда ОМС образуются за счет:
- части страховых взносов предприятий,
организаций, учреждений и иных хозяйствующих
субъектов, независимо от форм собственности,
на обязательное медицинское страхование
в размерах, устанавливаемых законодательством
РФ;
- взносов территориальных фондов
на реализацию совместных программ, выполняемых
на договорных началах;
- ассигнований из федерального
бюджета на выполнение республиканских
программ обязательного медицинского
страхования;
- добровольных взносов юридических
и физических лиц;
- доходов от использования
временно свободных финансовых средств
фонда.
Основной источник доходов Федерального
фонда ОМС – поступления единого
социального налога (взноса). Кроме
того, доходы бюджета ФОМС составляют
поступления от единого налога, взимаемого
в связи с применением упрощенной
системы налогообложения; единого
налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности и
др. [10]
Перечень заболеваний, видов, объемов
и условий оказания медицинской
помощи, входящих в федеральную программу
госгарантий, утверждается приказом Минздрава
России. В соответствии с ним гражданам
России не надо платить за скорую и
неотложную помощь при состояниях,
угрожающих жизни или здоровью гражданина,
при осложнениях беременности, родах,
за стационарную медицинскую помощь
при острых заболеваниях и обострениях
хронических болезней, травмах, ожогах
и отравлениях, требующих госпитального
режима. Право на получение определенного
объема бесплатных медицинских услуг
граждане приобретают после вручения
им страхового полиса. К сожалению,
программа исходит не из потребностей
населения в медицинской помощи
и из финансовых возможностей людей,
а из жестких ограничений в
объеме финансовых ресурсов, что фактически
не гарантирует бесплатного обеспечения
дорогостоящими видами медицинской
помощи.
Средства фонда ОМС используются
на оплату медицинских услуг, предоставляемых
гражданам, финансирование целевых
медицинских программ, мероприятий
по подготовке и переподготовке специалистов,
на развитие медицинской науки, на улучшение
материально-технического обеспечения
здравоохранения и другие цели. [1]
3. Страховые взносы в государственные
внебюджетные фонды.
Рассмотрение этих обязательных платежей
необходимо в данной работе, так
как они являются основными источниками
доходов бюджетов Пенсионного фонда
РФ, Фонда социального страхования
РФ, Фонда обязательного медицинского
страхования РФ и играют важную роль
в функционировании этих фондов.
С 1 января 2010 г. гл. 24 "Единый социальный
налог" НК РФ утратила силу. ЕСН заменен
страховыми взносами на обязательное
пенсионное страхование, обязательное
медицинское страхование и обязательное
социальное страхование.
Эта система позволяет существенно увеличить
уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью
попадающих под действие страховой системы,
коэффициент замещения пенсией зарплаты,
с которой уплачивались страховые взносы,
составит не менее 40 % после 30 лет уплаты
этих взносов при наступлении страхового
случая (то есть старости, определяемой
путем достижения гражданином установленного
законодательством возраста — 55 лет для
женщин и 60 лет для мужчин). [4]
Плательщиками
страховых взносов являются:
- лица,
производящие выплаты и иные вознаграждения
физическим лицам:
- организации;
- индивидуальные
предприниматели;
- физические
лица, не признаваемые индивидуальными
предпринимателями;
- индивидуальные
предприниматели, адвокаты, нотариусы,
занимающиеся частной практикой, непроизводящие
выплаты и другие вознаграждения физическим
лицам (самозанятое население).
База для начисления страховых
взносов для плательщиков страховых
взносов – физических лиц, не признаваемых
индивидуальными предпринимателями,
определяется как сумма выплат и
иных вознаграждений за расчетный период
в пользу физических лиц, за исключением
сумм, которые не подлежат обложению
страховыми взносами.
Плательщики страховых взносов
определяют базу для начисления страховых
взносов отдельно в отношении
каждого физического лица с начала
расчетного периода по истечении
каждого календарного месяца нарастающим
итогом.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми
взносами:
- государственные
пособия, выплачиваемые в соответствии
с законодательством Российской
Федерации, законодательными актами субъектов
Российской Федерации, решениями представительных
органов местного самоуправления, в
том числе пособия по безработице,
а также пособия и иные виды
обязательного страхового обеспечения
по обязательному социальному страхованию;
- все виды
установленных законодательством Российской
Федерации, законодательными актами субъектов
Российской Федерации, решениями представительных
органов местного самоуправления компенсационных
выплат (в пределах норм, установленных
в соответствии с законодательством Российской
Федерации), связанных:
- суммы
единовременной материальной помощи:
- доходы
(за исключением оплаты труда работников),
получаемые членами зарегистрированных
в установленном порядке семейных (родовых)
общин коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации от реализации продукции, полученной
в результате ведения ими традиционных
видов промысла;
- суммы
страховых платежей:
- взносы
работодателя, уплаченные в рамках Программы
государственного софинансирования трудовой
пенсии в размере уплаченных взносов,
но не более 12 000 руб. в год в расчете на
каждого работника, в пользу которого
уплачивались взносы работодателя
- взносы
работодателя, уплачиваемые в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о дополнительном социальном обеспечении
отдельных категорий работников, в размере
уплаченных взносов;
- стоимость
проезда работников и членов их семей
к месту проведения отпуска и обратно,
оплачиваемая плательщиком страховых
взносов лицам, работающим и проживающим
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях;
- стоимость
форменной одежды и обмундирования, которые
выдаются работникам, а также государственным
служащим федеральных органов государственной
власти бесплатно или с частичной оплатой
и остаются в их личном постоянном пользовании;
- стоимость
льгот по проезду, которые предоставляются
отдельным категориям работников на основании
законодательства РФ;
- суммы
материальной помощи, которую оказывают
работодатели своим работникам, не превышающие
4 000 руб. на одного работника за расчетный
период;
- суммы
платы за обучение по основным и дополнительным
профессиональным образовательным программам,
в том числе за профессиональную подготовку
и переподготовку работников;
- суммы,
которые выплачивают организации (индивидуальные
предприниматели) своим работникам на
возмещение затрат по уплате процентов
по займам (кредитам) на приобретение и
(или) строительство жилого помещения;
- суммы
денежного довольствия, продовольственного
и вещевого обеспечения и других выплат,
которые получают военнослужащие, лица
рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел Российской Федерации,
федеральной противопожарной службы,
лица начальствующего состава федеральной
фельдъегерской связи, сотрудники учреждений
и органов уголовно-исполнительной системы,
таможенных органов Российской Федерации
и органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, имеющие
специальные звания;
- суммы
выплат и других вознаграждений по трудовым
договорам и гражданско-правовым договорам,
в том числе по договорам авторского заказа
в пользу иностранных граждан и лиц без
гражданства, временно пребывающих на
территории Российской Федерации.