Государственные внебюджетные фонды РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих фондов. Это вызвано некоторыми преимуществами наличия в финансовой системе института независимых, находящихся вне бюджета, фондов. К этим преимуществам относятся, во-первых, автономность фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий и возрастания дефицита государственного бюджета позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий в соответствии с задачами внебюджетных фондов. Во-вторых, преимуществом внебюджетных фондов является их лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом, что позволяет фондам при наличии положительного сальдо играть роль кредиторов бюджета, предоставляя последнему ссуды.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

Содержание

Введение
Понятие и сущность государственных внебюджетных фондов………………..
Виды государственных внебюджетных фондов РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации РФ…………………………………
Фонд социального страхования РФ………………………………………………
2.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ………….
3. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды…………………………
4. Анализ структуры и динамики бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ..
5. Проблемы функционирования государственных внебюджетных фондов РФ……………
Заключение……………………………………………………………………………………..
Библиографический список……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

государственные внебюджетные фонды рф.docx

— 200.92 Кб (Скачать)

Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное  управление - исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в  субъектах федерации являются отделения  РФ, а в городах и районах - уполномоченные отделения.

В большинстве субъектов РФ назначение и выплата пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые  средства ПФ доводят до пенсионеров  через отделения федеральной  почтовой связи или путём перевода на счетах пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ. В семи субъектах РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и назначение и выплата  пенсий проводятся отделениями Пенсионного  фонда.

Аккумуляция и перераспределение  средств ПФ проходит по следующему маршруту: страховые взносы собираются на счетах отделений, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. На федеральном уровне Правление  ПФ и его исполнительная дирекция прогнозирует и устанавливает объёмы перераспределение средств между  регионами для сбалансированности доходов и расходов с учётом обеспечения  неснижаемого остатка на счетах и  оптимизации сумм в пути.

Трудовая пенсия в РФ состоит  из трех частей:

  • базовая – одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом, она индексируется с учетом инфляции;
  • страховая – зависит от трудового стажа и заработной платы,
  • накопительная – зависит от заработной платы и дохода от инвестирования пенсионных накоплений – для лиц, которым до выхода на пенсию осталось менее 10 лет накопительная часть не формируется (мужчины, родившихся в 1953 г. и позднее, и женщин, родившихся в 1957 г. и позднее)

Таким образом ПФР  осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

   




учет страховых средств, поступающих  по обязательному пенсионному страхованию;

  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • реализация Программы государственного софинансирования пенсии. [8]                                                    

 

    1. Фонд социального страхования

(ФСС) призван способствовать  материальному обеспечению лиц,  по ряду причин не участвующих  в трудовом процессе,. ФСС управляет  средствами государственного социального  страхования РФ и представляет  собой централизованный фонд  финансовых ресурсов, аккумулирующий  предназначенные для оказания  социальной помощи и социальных  услуг денежные средства, формируемый  на страховой основе и распределяемый  по территориальному принципу.

Денежные средства фонда – государственная  собственность, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Основные задачи ФСС:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
  • участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС.

 

Средства ФСС образуются за счет:

  • отчислений от единого социального налога;
  • отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;
  • отчислений от единого налога на вмененный налог;
  • страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • прочих доходов.

Основную часть доходов фонда  составляют поступления от единого  социального налога и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Средства Фонда направляются на следующие цели:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижении им полутора лет, на погребение;
  • санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на частичное содержание находящихся на балансе организации санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;
  • проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования;
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда;
  • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения.

Наибольшая часть мобилизованных в Фонд средств используется для  выплаты пособий по временной  нетрудоспособности – 34%. На пособия  по беременности и родам направляется 9%, на пособия по уходу за ребенком до 1,5 года – 10%, на пособия при рождении ребенка – 4%, на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию – 2,4%.

Главный недостаток многих социальных выплат – отсутствие адресности. В  настоящее время порядок выплат пересмотрен с учетом доходов  семьи и прожиточного минимума. [9]

 

 

    1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 

Занимает  значительное место в структуре  социальных внебюджетных фондов.

Обязательное медицинское страхование  – составная часть государственного социального страхования, оно призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи.

Фонды ОМС представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для  целей медицинского страхования  как формы социальной защиты населения.

Основные задачи ОМС:

  • обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
  • обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС в субъектах РФ. т.е. выравнивание условий деятельности территориальных фондов по финансированию ОМС;
  • обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
  • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства Федерального фонда ОМС находятся в государственной  собственности РФ, они не входят в состав бюджетов, других фондов и  изъятию не подлежат.

Финансовые средства Федерального фонда ОМС образуются за счет:

  • части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;
  • взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
  • ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда.

Основной источник доходов Федерального фонда ОМС – поступления единого  социального налога (взноса). Кроме  того, доходы бюджета ФОМС составляют поступления от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности и  др. [10]

Перечень заболеваний, видов, объемов  и условий оказания медицинской  помощи, входящих в федеральную программу  госгарантий, утверждается приказом Минздрава  России. В соответствии с ним гражданам  России не надо платить за скорую и  неотложную помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина, при осложнениях беременности, родах, за стационарную медицинскую помощь при острых заболеваниях и обострениях  хронических болезней, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального  режима. Право на получение определенного  объема бесплатных медицинских услуг  граждане приобретают после вручения им страхового полиса. К сожалению, программа исходит не из потребностей населения в медицинской помощи и из финансовых возможностей людей, а из жестких ограничений в  объеме финансовых ресурсов, что фактически не гарантирует бесплатного обеспечения  дорогостоящими видами медицинской  помощи.

Средства фонда ОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых  гражданам, финансирование целевых  медицинских программ, мероприятий  по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение  материально-технического обеспечения  здравоохранения и другие цели. [1]

 

 

 

3. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Рассмотрение этих обязательных платежей необходимо в данной работе, так  как они являются основными источниками  доходов бюджетов Пенсионного фонда  РФ, Фонда социального страхования  РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ и играют важную роль в функционировании этих фондов.

С 1 января 2010 г. гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ утратила силу. ЕСН заменен  страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование.

   Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). [4]

   Плательщиками страховых взносов являются:

  • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
    • организации;
    • индивидуальные предприниматели;
    • физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, непроизводящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам (самозанятое население).

База для начисления страховых  взносов для плательщиков страховых  взносов – физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, определяется как сумма выплат и  иных вознаграждений за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением  сумм, которые не подлежат обложению  страховыми взносами.

Плательщики страховых взносов  определяют базу для начисления страховых  взносов отдельно в отношении  каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении  каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами:

  • государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов  Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в  том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения  по обязательному социальному страхованию;
  • все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:
  • суммы единовременной материальной помощи:
  • доходы (за исключением оплаты труда работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
  • суммы страховых платежей:
  • взносы работодателя, уплаченные в рамках Программы государственного софинансирования трудовой пенсии в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя
  • взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в размере уплаченных взносов;
  • стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • стоимость форменной одежды и обмундирования, которые выдаются работникам, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остаются в их личном постоянном пользовании;
  • стоимость льгот по проезду, которые предоставляются отдельным категориям работников на основании законодательства РФ;
  • суммы материальной помощи, которую оказывают работодатели своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период;
  • суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников;
  • суммы, которые выплачивают организации (индивидуальные предприниматели) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;
  • суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и других выплат, которые получают военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы, лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющие специальные звания;
  • суммы выплат и других вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды РФ