Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:38, курсовая работа
В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих фондов. Это вызвано некоторыми преимуществами наличия в финансовой системе института независимых, находящихся вне бюджета, фондов. К этим преимуществам относятся, во-первых, автономность фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий и возрастания дефицита государственного бюджета позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий в соответствии с задачами внебюджетных фондов. Во-вторых, преимуществом внебюджетных фондов является их лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом, что позволяет фондам при наличии положительного сальдо играть роль кредиторов бюджета, предоставляя последнему ссуды.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.
Введение
Понятие и сущность государственных внебюджетных фондов………………..
Виды государственных внебюджетных фондов РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации РФ…………………………………
Фонд социального страхования РФ………………………………………………
2.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ………….
3. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды…………………………
4. Анализ структуры и динамики бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ..
5. Проблемы функционирования государственных внебюджетных фондов РФ……………
Заключение……………………………………………………………………………………..
Библиографический список……………………………………………………………………
Таблица 3.1. Тарифы страховых взносов в 2010 году.
Пенсионный фонд РФ Для лиц года рождения: |
ФСС РФ |
ФОМС |
Итого | ||||
1966 г. и старше |
1967 г. и моложе |
ФФОМС |
ТФОМС | ||||
Страховая часть |
Страховая часть |
Накопительная часть | |||||
Общий режим |
14 |
14 |
6 |
2,9 |
1,1 |
2 |
26 |
Плательщики, применяющие ЕСХН |
10,3 |
4,3 |
6 |
0 |
0 |
0 |
10,3 |
Начисления инвалидов и общественных организаций инвалидов |
14 |
8 |
6 |
0 |
0 |
0 |
14 |
Организации,
имеющие статус резидента технико- | |||||||
Организации и ИП, применяющие УСН или ЕНВД | |||||||
учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей | |||||||
Организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, которые занимаются традиционными отраслями хозяйствования. |
15,8 |
9,8 |
6 |
1,9 |
1,1 |
1,2 |
20 |
Таблица 3.2. Тарифы страховых взносов в 2011 году.
Пенсионный фонд РФ Для лиц года рождения: |
ФСС РФ |
ФОМС |
Итого | ||||
1966 г. и старше |
1967 г. и моложе |
ФФОМС |
ТФОМС | ||||
Страховая часть |
Страховая часть |
Накопительная часть | |||||
Общий режим |
26 |
20 |
6 |
2,9 |
3,1 |
2 |
34 |
Плательщики, применяющие УСН | |||||||
Плательщики переведенные на ЕНВД | |||||||
Организации, осуществляющие д-ть в области СМИ (за искл. рекламы и эротики) |
20 |
14 |
6 |
2,9 |
1,1 |
2 |
26 |
Организации и ИП, указанные в 8 212-ФЗ от 24.07.2009 г. * |
18 |
12 |
6 |
2,9 |
3,1 |
2 |
26 |
Начисления инвалидов и общественных организаций инвалидов |
16 |
10 |
6 |
1,9 |
1,1 |
1,2 |
20,2 |
Плательщики, применяющие ЕСХН | |||||||
Сельскохозяйственные товаропроизводители | |||||||
Организации,
имеющие статус резидента технико- |
8 |
2 |
6 |
2 |
2 |
2 |
14 |
Хозяйственные общества, созданные после 13.08.09 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с 127-ФЗ | |||||||
Организации осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, БД |
*
- для организаций и
4. Анализ структуры и динамики
бюджетов государственных
В данном разделе
Пенсионный фонд РФ
Бюджет Пенсионного Фонда имеет стабильный профицитный характер и положительную динамику за 2004 -2010 гг. [Приложения 1,2]
Рисунок 4.1. Динамика доходов и расходов бюджета Пенсионного Фонда РФ за 2004-2010 гг., в млн.руб.
В 2010 году наблюдается значительный рост величины доходов и расходов данного бюджета. На практике же средств Пенсионного Фонда не хватает для обеспечения пособиями и пенсиями всех категории пенсионеров. В этом можно убедиться, рассмотрев структуру доходов бюджета Пенсионного фонда РФ. [Приложение 4]
Рисунок 4.2. Структура доходов бюджета Пенсионного Фонда РФ.
Доходная часть бюджета Пенсионного Фонда РФ состоит из двух основных разделов - это «Доходы» и «Безвозмездные платежи», так вот на второй раздел приходится почти половина всех финансовых поступлений. Что касается доходов непосредственно Пенсионного Фонда РФ, основной в разделе «Доходы» является подраздел «Налоги и взносы на социальные нужды» и включает следующие статьи - «страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии», которая имеет наибольший удельный вес (40-45%), «страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии» имеет удельный около 10%.
Незначительную долю занимают статьи: «фиксированные взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии» и «дополнительный тариф для членов экипажей гражданской авиации».
Динамика структуры некоторых статей доходов ПФР имеет нестабильный характер. [Приложение 4] Наблюдается снижение величины удельного веса в структуре доходов бюджета ПФР «безвозмездных поступлений» и «прочих неналоговых доходов» за 2004-2010 года. В 2009 году доля «доходов от продажи материальных и нематериальных активов» увеличивается в 30 раз, однако в 2010 году уменьшается на 33,3 %.
Наибольшее изменение удельного веса в структуре доходов бюджета ПФР в 2010 году наблюдается по статье «доходы от использования государственного и муниципального имущества», в том числе: «доходы от инвестирования средств, перечисленные управляющими компаниями в ПФР» - увеличение доли в 166,6 раз, «доходы от временного размещения ПФР средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии» - в 3,75 раз.
Основными разделами расходов бюджета ПФР являются:
Совсем незначительную долю занимают расходы на образование – 0,005% и на общегосударственные вопросы – 0,006%, межбюджетные трансферты составляют - 0,2%.
Наибольший удельный вес приходится на раздел «Социальная политика» - около 99,7%, из которых в среднем 92% приходится на «обязательное пенсионное страхование»:
На выплату базовой части трудовой пенсии – 33%, страховой – 55%. На выплату финансируемых за счёт средств федерального бюджета пенсий – около 7%.
Динамика структуры расходов бюджета Пенсионного Фонда РФ за 2004-2010 года весьма нестабильна. [Приложение 6]
Доли различных статей расходов имеют то отрицательную то положительную динамику.
Особенно резкие скачки наблюдаются по межбюджетным трансфертам: в 2005 году они отсутствуют, в 2007 году по сравнению с 2006 годом их доля уменьшается на 14,3% , а в 2008 и 2009 году увеличивается в 190 раз, затем в 2,6 раз, однако в 2010 – уменьшается на 33,7%; по расходам по выплате досрочно назначенных пенсий – их доля в структуре расходов ПФР в 2020 году увеличивается в 8,9 раз, Расходы по реализации функций в области социальной политики увеличиваются в 2008 году по сравнению с 2007 в 9,4 раз.
Фонд социального страхования РФ
Бюджет Фонда социального страхования имеет положительную динамику за рассматриваемый период времени и дефицитный характер, т.е. расходы превышают доходы. Исключением является 2006 год – когда бюджет ФСС был профицитным. [Приложения 7,8].
Рисунок 4.3. Динамика доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования РФ за 2004-2010 гг., в млн.руб.
Основным источником доходов бюджета ФСС является «единый социальный налог», а с 1 января 2010 года страховые взносы – составляет около 66% от общей суммы доходов. На втором месте находятся «Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» - в среднем 17%. Затем следуют «безвозмездные поступления от других бюджетов» - около 14%. [Приложение 9]
Рисунок 4.4. Структура доходов бюджета Фонда социального страхования.
При рассмотрении динамики структуры доходов ФСС за 2004-2010 гг. можно увидеть, что наиболее нестабильный характер динамики удельного веса наблюдается у таких статей доходов бюджета ФСС, как «расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно»: в 2008 доля средств, передаваемая ФСС на эти цели снизилась по сравнению с 2007 на 98,4%, однако в 2009 увеличилась в 19 раз ; «расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий» - их доля в структуре доходов ФСС в 2008 году снизилась на 59,4% еще в 2009 на 13%, а в 2010 году увеличилась в 2,12 раз. [Приложение 10]
Теперь рассмотрим структуру расходов бюджета Фонда социального страхования РФ за 2004 - 2010 гг. [Приложение 11]
Рисунок 4.5. Структура расходов бюджета Фонда социального страхования.
Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета ФСС имеют «расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию» - в среднем 39%. За ними следуют «расходы на ежемесячные страховые выплаты» - в среднем 10,5%, «расходы на пособия по беременности и родам» и «расходы на пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет» - в среднем 9,6%,
И статьи «Оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи» - 8,2%, «Оздоровление детей» - 5,9%,
В 2010 году в структуре расходов ФСС наблюдается отрицательная динамика удельного веса статей бюджета ФСС: «Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации», «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников».
Снижение удельного веса таких статей как «Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию» и «Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний» связано с более ответственным подходом руководителей организаций, работодателей к организации трудового процесса. [Приложение12].
Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Доходы и расходы ФОМС до 2008 года имеют положительную динамику, затем происходит снижение суммы доходов и расходов. С 2004 по 2007 год бюджет ФОМС имеет профицитный характер, а с 2007 – дефицитный, т.е. расходы превышают доходы. [Приложение 13,14].
Рисунок 4.6. Динамика доходов и расходов бюджета Фонда обязательного медицинского страхования РФ за 2004-2010 гг., в млн.руб.
Таблица 4.1. Структура доходов бюджета Фонда обязательного медицинского страхования РФ , в %.
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Единый социальный налог |
40,3 |
40 |
41 |
41,5 |
54,3 |
70,2 |
68 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
Единый налог на вмененный доход
для отдельных видов |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
8 |
9,397 |
8 |
6,3 |
0,3 |
0,1 |
1,9 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
5,596 |
4 |
4,397 |
4,6 |
0,1 |
0,5 |
0,3 |
Единый сельскохозяйственный налог |
0,004 |
0,003 |
0,003 |
0,002 |
0,003 |
0,003 |
0 |
Средства федерального бюджета |
45 |
45,9 |
46 |
46,5 |
45,0 |
28,5 |
29 |
В том числе: | |||||||
на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
1 |
0,9 |
1 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) |
24 |
22 |
20 |
22,2 |
21,8 |
3,0 |
4 |
на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан |
2,5 |
3 |
3 |
2,3 |
2,4 |
3,2 |
3 |
на обеспечение расходов в связи с недопоступлением налоговых доходов в бюджет Фонда |
7,5 |
15 |
14 |
12,0 |
11,8 |
13,5 |
15 |
в целях предоставления трансфертов бюджетам ТФОМС на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи |
10 |
5 |
8 |
9,5 |
8,3 |
8,3 |
6,4 |