Государственные внебюджетные фонды РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих фондов. Это вызвано некоторыми преимуществами наличия в финансовой системе института независимых, находящихся вне бюджета, фондов. К этим преимуществам относятся, во-первых, автономность фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий и возрастания дефицита государственного бюджета позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий в соответствии с задачами внебюджетных фондов. Во-вторых, преимуществом внебюджетных фондов является их лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом, что позволяет фондам при наличии положительного сальдо играть роль кредиторов бюджета, предоставляя последнему ссуды.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

Содержание

Введение
Понятие и сущность государственных внебюджетных фондов………………..
Виды государственных внебюджетных фондов РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации РФ…………………………………
Фонд социального страхования РФ………………………………………………
2.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ………….
3. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды…………………………
4. Анализ структуры и динамики бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ..
5. Проблемы функционирования государственных внебюджетных фондов РФ……………
Заключение……………………………………………………………………………………..
Библиографический список……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

государственные внебюджетные фонды рф.docx

— 200.92 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение

  1. Понятие и сущность государственных внебюджетных фондов………………..
  2. Виды государственных внебюджетных фондов РФ
    1. Пенсионный фонд Российской Федерации РФ…………………………………
    2. Фонд социального страхования РФ………………………………………………

2.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ………….

3. Страховые взносы в государственные  внебюджетные фонды…………………………

4. Анализ структуры и динамики бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ..

5. Проблемы функционирования государственных внебюджетных фондов РФ…………… 

Заключение……………………………………………………………………………………..

Библиографический список……………………………………………………………………

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          В современных условиях повышается  значение внебюджетных фондов, увеличиваются  количество и объем этих фондов. Это вызвано некоторыми преимуществами  наличия в финансовой системе  института независимых, находящихся  вне бюджета, фондов. К этим  преимуществам относятся, во-первых, автономность фондов от бюджета,  что в условиях нестабильности  экономических условий и возрастания  дефицита государственного бюджета  позволяет обеспечивать финансирование  специальных мероприятий в соответствии  с задачами внебюджетных фондов. Во-вторых, преимуществом внебюджетных  фондов является их лучшая  наполняемость по сравнению с  бюджетом, что позволяет фондам  при наличии положительного сальдо  играть роль кредиторов бюджета,  предоставляя последнему ссуды.

           Внебюджетные фонды - один из  методов перераспределения национального  дохода органами власти в пользу  определенных социальных групп  населения. Государство мобилизует  в фонды часть доходов населения  для финансирования своих мероприятий. 

  Внебюджетные фонды решают две  важные задачи: обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных  услуг населения. Именно от  качества функционирования внебюджетных  фондов во многом зависит социальная  политика государства и состояние  социально незащищенных слоев  населения. 

              Исходя из всего сказанного  выше, можно сделать определенный  вывод, что тема, выбранная для  исследования в курсовой работе, является актуальной.

  Целью работы является теоретическое  исследование работы внебюджетных  фондов.

Объектами исследования в работе выступают  внебюджетных фонды РФ.

Методологической  и теоретической основой исследования являются законодательные акты РФ, научная и учебная литература по исследуемым в работе вопросам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность государственных внебюджетных фондов

Государственные внебюджетные фонды — это целевые  централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических  и физических лиц и предназначенные  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации  в настоящее время входят:

  • Пенсионный фонд РФ
  • Фонд социального страхования РФ
  • Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ

Эти фонды аккумулируют средства для  реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного  обеспечения, оказания бесплатной медицинской  помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска  по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Со вступлением  в силу 01.01.2001 г. второй части Налогового кодекса РФ (гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)») страховые взносы, существовавшие до этого времени и уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ и фонды обязательного  медицинского страхования РФ были заменены единым социальным налогом (взносом), а  также произошла ликвидация Государственного фонда занятости РФ и переход  на финансирование активных программ содействия занятости населения  на условиях софинансирования из федерального и территориальных бюджетов. Необходимость  введения единого социального налога диктовалась, прежде всего, интересами предприятий и организации, являющихся плательщиками страховых взносов. Зачисление социального налога носит  строго целевой характер, и каждый из фондов получает определенную часть  налога в соответствии с предусмотренной  налоговой ставкой.

Государственные внебюджетные фонды  — самостоятельные финансово-кредитные  учреждения. Однако эта самостоятельность  имеет свои особенности, существенно  отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных  предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют мобилизацию  и использование средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются  автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого  назначения. В третью входят различные  внебюджетные фонды территориального назначения.

Государственные внебюджетные фонды  первой группы.

Конституция РФ гарантирует каждому  гражданину социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, устанавливаемых  законом (ст.29). Каждый имеет право: на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41,п. 1), на защиту от безработицы (ст.37 п.3).

Финансовой основной реализации конституционных  гарантий и прав российских граждан  являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:

• всеобщность - охватывает всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;

• необлагаемость налогом;

• общедоступность, многообразие видов социального обеспечения;

• гласность, демократический характер.

В первую группу входит также Республиканский  фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91. В отличие от предыдущих четырёх  фондов, формируемых в основном за счёт обязательных страховых взносов  работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счёт добровольных и иных поступлений. [5]

Доходы внебюджетных фондов социального  страхования формируются за счёт постоянного источника - обязательных страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд - ещё и  взносов работников. Тарифы устанавливаются  Федеральным собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению  с налогами.

Сроки уплаты страховых взносов, как  правило, один раз в месяц.

Плательщики обязаны зарегистрироваться в территориальном органе каждого  фонда. Вновь созданные предприятия  регистрируются в качестве плательщиков в 30-дневный срок со дня учреждения.

 

Не являются плательщиками страховых  взносов:

воинские  формирования РФ - по денежному довольствию  военнослужащих, лиц рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел  и Федеральной службы налоговой  полиции; общественные организации  инвалидов и находящиеся в  их собственности предприятия, созданные  для осуществления уставных целей  учредителей.

 

Не являются плательщиками отдельных  страховых взносов:

В ПФ - общественные организации, созданные  для осуществления уставных целей  учредителей; в ГФЗН - общественные организации инвалидов, религиозные  объединения и находящиеся в  их собственности предприятия, созданные  для осуществления уставных целей  учредителей.

 

Каждый из государственных внебюджетных фондов является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением. Средства расходуются  на уставную деятельность, обусловленную  социальным назначением фонда. Кроме  того, как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать  на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения создаются  на федеральном уровне для финансирования затрат на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР), стабилизацию и развитие хозяйственной  отрасли, социальное и материально-техническое  обеспечение отдельных ведомств. В 1994 г. насчитывалось 30 межотраслевых  и отраслевых внебюджетных фондов, в том числе 1 межотраслевой - Российский фонд технологического развития. Доходы этих фондов формировались за счёт специальных отчислений от себестоимости  продукции. Самым крупным считался Фонд стабилизации и развития РАО "Газпром", в котором аккумулировались 10 трлн. Из 16 трлн.руб., собранных остальными 29 внебюджетными фондами.

Территориальные внебюджетные фонды  отличаются названиями, определяющими  их целевую направленность, но суть их одна:

1) аккумулировать некоторые неналоговые  доходы на специальных счетах, открываемых органом исполнительной  власти субъекта РФ или органами  местного самоуправления в банковских  учреждениях; 

2) расходовать средства по своему  усмотрению в соответствии с  положением о данном фонде. [2]

2. Виды государственных внебюджетных фондов РФ

2.1. Пенсионный фонд Российской  Федерации 

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная  система оказания социальных услуг  в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы Фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому  гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах  Российской Федерации, 81 Отделение  Пенсионного фонда в субъектах  РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных  управлений во всех регионах страны. В  системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн граждан России.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий.            

Источниками формирования средств  Пенсионного фонда являются обязательные страховые взносы работодателей  и работающих граждан, ассигнования из федерального бюджета, а также  займы, привлекаемые для покрытия временных  затруднений. Кроме того, при эффективной  организации финансового менеджмента  Пенсионный фонд, капитализируя временно свободные средства в государственные  ценные бумаги или помещая их на депозитные вклады в банках, может  иметь определённый доход.

Начисление страховых взносов  производится работодателем по отношению  к выплатам, начисленным работнику, независимо от источников их финансирования. Виды выплат, на которые не начисляются  страховые взносы в Пенсионный фонд, определяются федеральным правительством.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды РФ