Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:44, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ процесса организации государственных и муниципальных закупок и осуществление его в РФ.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
уточнить понятие государственных и муниципальных закупок, принципы государственных и муниципальных закупок;
проанализировать основные этапы и процедуры государственных и муниципальных закупок;
Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1.Основы государственных и муниципальных закупок………………...5
1.1. Основные понятие государственных и муниципальных закупок………...5
1.2. Принципы государственных и муниципальных закупок…………...……10
Глава 2. Основные этапы и процедуры государственных и муниципальных закупок……………………………………………………………………………13
2.1. Планирование государственных и муниципальных закупок……….……13
2.2. Размещение государственных и муниципальных заказов………………..17
2.3. Заключение сделок…………………………………………………….……25
2.4. Контроль и анализ закупочной деятельности……………………….…….31
Глава 3.Нормативная правовая база и практика государственных и муниципальных закупок в РФ…………………………………………………35
3.1.Нормативно правовые акты федеральных органов власти…………….…35
3.2.Полномочия региональных органов местного самоуправления в регулировании бюджетных закупок……………………………………..……..38
3.3. Основные проблемы проведения бюджетных закупок на региональном и местном уровнях…………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………….43
Список используемой литературы и источников…………………….………..44
В целях проведения проверок следует установить норму о хранении всех материалов закупочных процедур, включая протоколы проведения конкурса и заявки участников, в течение трех лет с даты заключения контракта (при заключении контракта) или с даты принятия решения о выборе поставщика (для прочих закупок).
Глава 3. Нормативная правовая база и практика государственных и муниципальных закупок в РФ.
Правила и ограничения, установленные федеральным законодательством и регулирующие сферу закупок, закреплены в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и специальных федеральных законов.
К настоящему моменту на региональный уровень распространяются следующие федеральные нормативные акты, регламентирующие процессы бюджетных закупок:
Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит лишь ряд отдельных норм, затрагивающих сферу конкурсных закупок, преимущественно в сфере организации финансирования и учета.
Положение к Указу Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» впервые подробно регламентировало порядок проведения конкурсных закупок для государственных (муниципальных) нужд и распространялось на федеральный уровень. Положение к Указу рекомендовалось использовать при организации размещения государственного и муниципального заказов в регионах.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступивший в действие с 1 января 2006 г., является главным законодательным актом в комплексе правовой) регулирования закупок. Данный закон отличается от предыдущих тем, что регулирует все виды размещения заказа - конкурсные и внеконкурсные. Действовавший до вступления в силу нового закона Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», регулировавший сферу закупок на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации, регламентировал только конкурсные процедуры размещения заказа, что не способствовало эффективному расходованию средств соответствующих бюджетов.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94. ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» содержит все базовые определения, что позволяет точно и подробно описать процедуры размещения заказов. В частности, в нем закреплены определения государственных (муниципальных) нужд, государственного (муниципального контракта) и описания всех главных участников системы закупок и размещения заказа. Указан состав сведений, которые должны содержаться в реестрах государственных (муниципальных) контрактов. Описаны правила информационного обеспечения процедур размещения заказа и проведения закупок.
В статье 3 этого закона даны определения государственных и муниципальных нужд как удовлетворяемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в товарах, работах, услугах, обеспечивающих выполнение функции государства (органов местного самоуправления), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Участниками размещения заказов в указанном законе названы лица, претендующие на заключение договоров. Это может быть как юридическое лицо любой организационно-правовой формы, так и физические лица. Ограничения могут быть указаны только в данном либо другом федеральном законе.
У казаны участники процессов закупок: заказчик, уполномоченный орган (создаваемый для осуществления функций по координации и решению заказов); специализированная организация (нанимаемая заказчиком или уполномоченным органом для осуществления функций по проведению торгов); комиссия по размещению заказов (конкурсная, аукционная, котировочная).
Определено, что государственный (муниципальный) контракт — это договор, заключенный заказчиком соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В том случае, когда создан
специальный орган
Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании уполномоченного органа.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливает общие, но достаточно детальные правила информационного обеспечения размещения заказов: предусмотрено обязательное размещение извещения о проводящихся закупках на сайте муниципалитета или субъекта Федерации (причем, если у муниципалитета нет своего сайта, необходимо размещать информацию на сайте того субъекта Федерации, на территории которого находится муниципальное образование). Правила размещения информации в средствах массовой информации остаются практически неизменными.
Указано, что реестры государственных (муниципальных) контрактов должен вести орган, Уполномоченный на ведение таких реестров контрактов. Соответствующим уполномоченным органам дана свобода в организационном поении систем ведения реестров контрактов. Точно определен состав фиксируемых о контактах сведений, предусмотрено размещение информации реестра на соответствующем сайте Муниципального образования (субъекта Федерации). Указано, что контракты, связанные с государственной тайной, учитываются в отдельном реестре, сведения о котором доступны не всем желающим.
Указанный закон устанавливает: ведение реестров недобросовестных поставщиков («черных списков поставщиков») осуществляется органом федеральной власти, «уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказа». Указан состав сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков.
Одним из принципиальных положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» является регламентация применения конкурсной документации. Приведено содержание конкурсной документации, и это дает возможность унификации форм конкурсной документации. Вместе с тем законодательно не закреплено обязательное ее использование.
Существенным положением этого закона является детальное описание процедур проведения всех видов размещения заказов, включая стадию заключения контрактов.
При этом не все проблемы в сфере бюджетных закупок решены с принятием данного закона или будут решены после разработки и принятия дополняющих его нормативных правовых актов. К числу основных вопросов, которые не урегулированы в вопросе или урегулированы отличным от принятого в международной практике способом, можно отнести следующие:
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» налагает жесткие по международным меркам ограничения на процесс проведения закупок, не создавая одновременно условий для повышения качества и достоверности планирования закупок и не ориентируясь при этом на реальные технологические возможности проведения закупок в соответствии с этими условиями, что приводит в ряде случаев не к росту, а снижению качества и эффективности бюджетных закупок.
3.2 Полномочия региональных органов власти и органов местного самоуправления в регулировании бюджетных закупок.
Согласно действующему законодательству в Российской Федерации действуют единые правила организации и осуществления бюджетных закупок на федеральном, региональном и местном уровнях.
При этом в компетенции региональных и местных органов власти находятся следующие основные вопросы:
3.3. Основные проблемы проведения бюджетных закупок на региональном и местном уровнях.
Регулирование бюджетных закупок на региональном и муниципальном уровнях имеет свои особенности. Очевидно, что все нормы, детально регламентирующие технологии закупок продукции для государственных и муниципальных нужд на бюджетные средства, должны устанавливаться на региональном (местном) уровне. Управление формированием государственного (муниципального) заказа встроено в систему управления расходами, является его частью и управляется на тех же принципах.
В настоящее время ключевыми процессами и соответственно, основными проблемами являются следующие: интеграция механизма планирования закупок в процесс бюджетного планирования, нормирование натуральных показателей и механизмы ценообразования.
Бюджетный процесс в настоящее время не включает в себя действенную систему экономического обоснования объемов закупок и соответствующих финансовых затрат на эти цели. Потребности в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения закупок, формируются на основании предложений заказчиков с учетом макроэкономических показателей, и закупочный процесс фактически «встречается» с бюджетным процессом только на стадии оплаты контрактов, когда осуществляется финансирование поставленной продукции. Такая традиционная концепция обоснования затрат по принципу «от достигнутого» не позволяет оценить реальные потребности государства в необходимых для реализации его функций товарах (paботах, услугах). Общей для субъектов Федерации и муниципальных образований проблемой является также отсутствие адаптированной к реальным условиям процедуры нормирования натуральных показателей, применяемой при осуществлении как бюджетного планирования, формирования планов закупок (заказов), а также отсутствие адекватных индексов, отражающих изменение цен на тарифы естественных монополий (электроэнергия и природный газ) в планируемом периоде. Указанная ситуация приводит к необходимости внесения изменений в бюджет в течение финансового года, что приводит к вынужденному перераспределению средств с других статей регионального бюджета на статьи, связанные с оплатой коммунальных услуг. В связи с наличием энергетической составляющей в структуре себестоимости всех промышленных товаров, закупаемых для нужд бюджета, кумулятивный эффект от изменения тарифов носит системный характер.
В связи с этим необходимо решить задачу по формированию системы обоснования расходов на закупку товаров (работ, услуг) для государственных нужд в целях прогнозирования и перспективного планирования соответствующих расходов.
Информация о работе Государственные и муниципальные закупки: вопросы управления