Государственные и муниципальные закупки: вопросы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ процесса организации государственных и муниципальных закупок и осуществление его в РФ.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
 уточнить понятие государственных и муниципальных закупок, принципы государственных и муниципальных закупок;
 проанализировать основные этапы и процедуры государственных и муниципальных закупок;

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1.Основы государственных и муниципальных закупок………………...5
1.1. Основные понятие государственных и муниципальных закупок………...5
1.2. Принципы государственных и муниципальных закупок…………...……10
Глава 2. Основные этапы и процедуры государственных и муниципальных закупок……………………………………………………………………………13
2.1. Планирование государственных и муниципальных закупок……….……13
2.2. Размещение государственных и муниципальных заказов………………..17
2.3. Заключение сделок…………………………………………………….……25
2.4. Контроль и анализ закупочной деятельности……………………….…….31
Глава 3.Нормативная правовая база и практика государственных и муниципальных закупок в РФ…………………………………………………35
3.1.Нормативно правовые акты федеральных органов власти…………….…35
3.2.Полномочия региональных органов местного самоуправления в регулировании бюджетных закупок……………………………………..……..38
3.3. Основные проблемы проведения бюджетных закупок на региональном и местном уровнях…………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………….43
Список используемой литературы и источников…………………….………..44

Работа содержит 1 файл

Гос. и мун. закупки.docx

— 102.57 Кб (Скачать)

Делегирование полномочий муниципального заказчика на региональный уровень осуществляется в целях централизации закупочных процедур на уровне региона, снижения стоимости закупаемой продукции в связи с укрупнением лотов, что должно привести к снижению затрат на проведение закупочных процедур.

Основой для планирования объема и состава бюджетных закупок являются календарные планы-графики бюджетных закупок.

Формирование календарных  планов-графиков бюджетных закупок  включает следующие этапы:

  1. государственные (муниципальные) заказчики формируют планы бюджетных закупок на текущий финансовый год на основе лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый период и представляют его в уполномоченный координационный орган. Впоследствии при переходе на трехлетнее бюджетное планирование прогнозирование закупок будет осуществляться на более продолжительный срок, но основой как показывает международный опыт, все равно будет являться планирование на предстоящий финансовый год;
  2. координационный орган на основании представленных прогнозов формирует сводный план закупок товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужду осуществляемых за счет средств бюджета, внебюджетных источников финансирования и размещаемых на конкурсной и внеконкурсной основе;
  3. государственные (муниципальные) заказчики на основании сформированных сводных планов закупок формируют планы-графики закупок продукции для государственных (муниципальных) нужд, в которых устанавливаются:
  • номенклатура закупаемой продукции в соответствии с кодами экономической классификации;
  • способ закупки (открытый конкурс, аукцион и т. д.);
  • стоимостные показатели в разрезе номенклатуры закупаемой продукции.

 

2.2 .Размещение государственных (муниципальных) заказов

Процедуры размещения государственного (муниципального) заказа (процедуры  закупок) служат для определения  поставщика и заключения договора на поставку.


Исходя из основных принципов  построения и развития системы бюджетных закупок, применимых к организации закупочных процедур, ключевые требования, которым должен отвечать механизм размещения заказов в рамках системы закупок, заключаются в следующем:

  • четкая регламентация всех этапов осуществления;
  • контроль за соблюдением всех правил и требований с целью минимизации возможных злоупотреблений и нарушений;
  • применение четких и ясно сформулированных квалификационных критериев и критериев оценки;
  • использование специально разработанных типовых форм и пакетов документации в целях упорядочения процесса закупок;
  • возможность применения различных способов закупок в соответствии с объемами заказа, спецификой объекта закупки, различными сопутствующими обстоятельствами;
  • широкое использование автоматизации, вплоть до применения электронных торгов.

В рамках региональной системы  бюджетных закупок рекомендуется применять два основных вида размещения государственного (муниципального) заказа: конкурсный и внеконкурсный. Конкурсное размещение предусматривает выбор поставщика из определенного числа претендентов на основе сравнительного анализа их предложений и заявок. Внеконкурсное размещение подразумевает отсутствие конкуренции при размещении заказа. К внеконкурсным процедурам размещения государственного (муниципального) заказа относится закупка у единственного поставщика.

Только данные процедуры  могут применяться заказчиками при размещении всех государственных заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).

В случае если объем закупки  меньше 60 тыс. рублей, применение каких-либо специально регламентированных процедур считается нецелесообразным и государственный (муниципальный) заказчик вправе действовать по своему усмотрению, исходя из общих целей и принципов осуществления закупок и норм действующего законодательства. Данная категория - прямая (простая) закупка, без проведения процедур закупок. Прямые закупки должны отражаться при планировании размещения государственного (муниципального) заказа и в отчетности наравне с остальными.

Основными способами осуществления  закупок должны являться конкурсные, которые должны исключать создание преимущественных условий каким-либо отдельным участникам или группам участников. Нарушение данного правила должно служить основанием для признания конкурса недействительным.

При проведении открытого  конкурса государственный (муниципальный) заказчик публикует извещение о проведении конкурса в СМИ. Государственный (муниципальный) контракт заключается с участником конкурса, занявшим первое место по результатам технической и коммерческой оценки конкурсных заявок в соответствии с требованиями конкурсной документации.

Публикация извещения  о проведении конкурса. Извещение о проведении конкурса в обязательном порядке должно публиковаться государственным (муниципальным) заказчиком в официальном издании региона, а также размещаться на официальном сайте в специализированном тематическом разделе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Извещение о проведении конкурса также может дополнительно публиковаться в федеральном бюллетене (бюллетень «Конкурсные торги»). При закупках на сумму свыше 100 тыс. МРОТ такая публикация обязательна.

Вместе с тем извещение  о проведении конкурса может быть опубликовано в любых иных средствах  массовой информации, включая Интернет. Извещение о проведении конкурса должно публиковаться заблаговременно и обеспечивать возможность всем заинтересованным лицам ознакомиться с конкурсной документацией и представить конкурсные заявки в установленный конкурсной документацией срок.

Извещение о проведении конкурса публикуется на русском языке, а также на одном из иностранных языков, используемых в международной торговле, если предлагаемая цена государственного (муниципального) контракта превысит 50 тыс. МРОТ.

Общим требованием в рамках системы бюджетных закупок должно быть опубликование извещения на русском языке не менее чем за 30 дней до даты проведения конкурса, при публикации на иностранном языке — не менее чем за 40 дней до даты проведения конкурса, по закупкам свыше 100 тыс. МРОТ или при закупках сложного оборудования, работ, услуг — не менее чем за 45 дней.

Региональные (муниципальные) издания, в которых обязаны публиковаться  извещение, сроки публикации и подробное  содержание извещения должны быть указаны в законодательстве субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Конкурсная документация. Государственные (муниципальные) заказчики на основе утвержденных типовых пакетов готовят подробную документацию по проведению конкурса, которая утверждается конкурсной комиссией и в определенных случаях координационным органом. Конкурсная документация должна быть подготовлена к моменту публикации извещения о проведении конкурса.

Конкурсная документация должна содержать перечень квалификационных требований, предъявляемых к участнику, четкие и объективные сведения о предмете государственного (муниципального) контракта в целях создания условий для добросовестной и открытой конкуренции между участниками, подробные инструкции о подготовке конкурсных заявок, их форме и содержании, обеспечении, порядке, месте и сроке подачи, отзыва, вскрытия, рассмотрения и критерии оценки конкурсных заявок, иные необходимые сведения.

Содержание конкурсных заявок должно быть четко регламентировано. Необходимо разработать (либо использовать разработанные на федеральном уровне) типовые пакеты конкурсной документации, соответствующие основным видам товаров, работ и услуг. Государственные (муниципальные) заказчики на основе утвержденных законодательством типовых пакетов готовят подробную документацию по проведению конкурса, которая утверждается конкурсной комиссией и в определенных случаях координационным органом. Заказчик обязан по заявлению любого заинтересованного лица (участника) предоставить конкурсную документацию в порядке, предусмотренном в извещении о проведении конкурса, при условии предварительного внесения участником платы за предоставление такой документации, если эта плата установлена.

При закупках сложной продукции  либо дорогостоящих (на сумму более 100 тыс. МРОТ) товаров, объектов и услуг предлагается обязать заказчиков до объявления конкурса выставлять проект конкурсной документации, включающий технические требования, на широкое обсуждение путем размещения в открытом доступе в Интернете и публикации в печатных средствах массовой информации. Это позволит получить и использовать заказчику комментарии специалистов по доработке условий конкурса и технических требований, приемлемых  для широкого круга участников, что будет способствовать увеличению конкуренции. Обсуждение должно завершаться как минимум за две недели до объявления конкурса.

Плата за конкурсную документацию не должна превышать расходов государственного (муниципального) заказчика на изготовление копий указанной документации и  доставку ее участнику обычным способом почтовой связи. Конкурсная документация, а также изменения и разъяснения к ней могут быть предоставлены в электронной форме.

К конкурсной документации должен прилагаться проект государственного (муниципального) контракта, который будет заключен по итогам размещения заказа.

При закупках на значительную сумму (свыше 10 тыс. МРОТ) в конкурсной документации должно содержаться условие о необходимости предоставления победителем конкурса обеспечения выполнения контракта — в размере не менее 5 % от цены заключаемого контракта, действительное до момента исполнения поставщиком своих обязательств по контракту.

Конкурсная заявка. Под конкурсной заявкой понимается предложение поставщика, участвующего в конкурсе, на заключение договора на определенных условиях. Содержание, порядок оформления и представления (подачи) конкурсных заявок должны однозначно и четко определяться конкурсной документацией. При разработке методических основ региональной (муниципальной) системы закупок необходимо реализовать предписанные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» требования.

В соответствии с законодательством, если на момент окончания срока представления  конкурсных заявок представлена только одна заявка, то конкурс должен объявляться несостоявшимся. Государственный (муниципальный) заказчик в этом случае должен провести новый конкурс или же, если заявка соответствует конкурсным требованиям, подать запрос в  координационный орган с достаточной аргументацией о необходимости закупки у единственного источника и, в случае получения разрешения, провести данную процедуру.

Рассмотрение, оценка и сопоставление конкурсных заявок. Рассмотрение, оценка и сопоставление конкурсных заявок осуществляется конкурсной комиссией в соответствии с порядком, предусмотренным конкурсной документацией и Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание слуг для государственных и муниципальных нужд». Основными принципами проведения оценки должны быть точное следование методике оценки, предусмотренной в конкурсной документации, а также обеспечение беспристрастного и комплексного подхода к рассмотрению заявок. Рекомендуется процесс оценки предложений проводить в несколько этапов. Основными этапами должны быть:

  • рассмотрение и оценка квалификации участников и конкурсных заявок на предмет их соответствия требованиям конкурсной документации;
  • рассмотрение, оценка и сопоставление предложений участников в целях определения победителя конкурса.

На первом этапе рассмотрения необходима четкая регламентация порядка направления запросов и предоставления разъяснений, а также оснований для отклонения заявок.

На втором этапе рассмотрения определяющее значение имеют применяемые критерии оценки, изложенные в конкурсной документации. Критериями, на основании которых конкурсная комиссия выносит решение о победителе конкурса, могут быть следующие:

  1. функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
  2. расходы на эксплуатацию товара;
  3. расходы на техническое обслуживание товара;
  4. сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  5. срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
  6. объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
  7. Цена контракта.

При этом в конкурсной документации должны быть указаны точные критерии оценки и методология проведения оценки (формула счета количественной оценки). Исключается

дискриминация участников из других регионов и муниципальных  образований.

При закупке однородных товаров  и простого оборудования, а также всегда при проведении закупки путем запроса котировок критерием присуждения контракта должен выступать показатель «минимальная цена заявки при условии соблюдения всех требований конкурсной документации».

Критерии сравнения в  максимально возможной степени должны быть объективными и поддающимися количественной оценке в денежной форме.

Основные критерии должны определяться спецификой объекта закупки. Рекомендуется применение следующего подхода:

  • в конкурсах на закупку товаров, оборудования и работ оценка должна проводиться по наименьшей цене заявки, полностью соответствующей техническим и коммерческим требованиям конкурсной документации и удовлетворяющей критериям квалификации;
  • в конкурсах на закупку услуг и НИОКР должна применяться балльная оценка заявок в сопоставлении с ценой с указанием четкой и прозрачной методики оценки, точного перечня критериев, максимального количества баллов по каждому критерию и веса каждого критерия в совокупной оценке.

Информация о работе Государственные и муниципальные закупки: вопросы управления