Государственные и муниципальные закупки: вопросы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ процесса организации государственных и муниципальных закупок и осуществление его в РФ.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
 уточнить понятие государственных и муниципальных закупок, принципы государственных и муниципальных закупок;
 проанализировать основные этапы и процедуры государственных и муниципальных закупок;

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1.Основы государственных и муниципальных закупок………………...5
1.1. Основные понятие государственных и муниципальных закупок………...5
1.2. Принципы государственных и муниципальных закупок…………...……10
Глава 2. Основные этапы и процедуры государственных и муниципальных закупок……………………………………………………………………………13
2.1. Планирование государственных и муниципальных закупок……….……13
2.2. Размещение государственных и муниципальных заказов………………..17
2.3. Заключение сделок…………………………………………………….……25
2.4. Контроль и анализ закупочной деятельности……………………….…….31
Глава 3.Нормативная правовая база и практика государственных и муниципальных закупок в РФ…………………………………………………35
3.1.Нормативно правовые акты федеральных органов власти…………….…35
3.2.Полномочия региональных органов местного самоуправления в регулировании бюджетных закупок……………………………………..……..38
3.3. Основные проблемы проведения бюджетных закупок на региональном и местном уровнях…………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………….43
Список используемой литературы и источников…………………….………..44

Работа содержит 1 файл

Гос. и мун. закупки.docx

— 102.57 Кб (Скачать)

В отличие от товаров, обладающих рядом стандартных технических  характеристик, определить которые не составляет большого труда, услуги могут быть оценены лишь по окончательному результату, а значит, основным способом выбора поставщика услуги является определение его опыта, технических и финансовых возможностей, квалификации персонала. Для этого при проведении конкурсов на закупку услуг рекомендуется применять несколько типовых пакетов конкурсной документации и, соответственно, различные критерии оценки заявок в зависимости от специфики объекта закупок, в частности:

  • выбор консультанта по качеству и цене предложения;
  • выбор консультанта по качеству;
  • выбор консультанта по наименьшей цене.

На уровне субъектов Федерации (муниципальных образований) необходимо разработать и законодательно закрепить методику оценки заявок поставщиков, исключающую возможность субъективной (по неформальным критериям) оценки при рассмотрении заявок. Методика должна предусматривать применение балльной совокупной оценки предложений, т. е. когда каждому неквалификационному критерию даются определенные максимальные баллы при оценке, а выигравшей признается та конкурсная заявка, которая получила наибольший совокупный балл.

При определении конкретных критериев оценки конкурсной заявки заказчики должны в тендерной  документации указывать жесткие  квалификационные требования к поставщикам.

Во избежание присуждения  контракта недобросовестному поставщику и подписания с ним контракта целесообразно использование заказчиками соответствующих реестров поставщиков в виде электронных баз данных, включающих в себя перечень поставщиков, отрицательно зарекомендовавших себя при выполнении государственных контрактов или в ходе проведения закупочных процедур, а также «черный список» поставщиков, исключенных из числа участников системы бюджетных закупок за систематические нарушения.

Победителя рекомендуется  определять по совокупности результатов  оценки предложений и оформлять  результаты оценки соответствующим  протоколом, который подписывается  членами конкурсной комиссии и утверждается ее председателем. Для большей прозрачности процедуры оценки заявок целесообразны разработка применение типовых протоколов сравнения и оценки заявок в соответствии с используемыми новыми пакетами конкурсной документации. Победителем должен объявляться участник, конкурсная заявка которого заняла первое место в конкурсе в соответствии с установленными правилами.

Завершающие мероприятия.

После присуждения государственного (муниципального) контракта организатор  конкурса проводит завершающие мероприятия. Для их успешного проведения необходима регламентация и закрепление в региональной нормативной базе следующих основных порядков и шагов:

  • порядок уведомления победителя и всех остальных участников о результатах конкурса (рекомендуется установить предельный срок в размере трех дней);
  • обязательная публикация информации о результатах конкурса в официальном издании региона и (в случае закупок на сумму свыше 100 тыс. МРОТ) в федеральном бюллетене «Конкурсные торги»;
  • подготовка отчетности о проведении конкурса, в частности, оформление протокола и внесение данных о конкурсе в реестр закупок;
  • действия организатора в случае отказа победителя конкурса подписать государственный (муниципальный) контракт в установленные сроки;
  • порядок и механизм заключения государственного (муниципального) контракта.

Основным документом, содержащим информацию обо всех этапах проведения конкурса, должен являться сводный протокол проведения конкурса. Его обязан вести каждый государственный (муниципальный) заказчик. Протокол должен включать:

  • решение государственного (муниципального) заказчика о размещении государственного (муниципального) заказа, содержащее на вид конкурса с обоснованием решения о выборе вида конкурса;
  • текст извещения о проведении конкурса и ссылка на издание, в котором оно опубликовано;
  • конкурсную документацию, утвержденную государственным (муниципальным) заказчиком, и изменения к ней;
  • запросы участников о разъяснении конкурсной документации, ответы государственного (муниципального) заказчика на указанные запросы;
  • протоколы проведения встреч участников по содержанию конкурсной документации;
  • протоколы вскрытия заявок;
  • оригиналы конкурсных заявок всех участников;
  • протокол сравнения и оценки конкурсных заявок;
  • наименование и адрес победителя конкурса с обоснованием решения о признании его победителем;
  • копию заключенного государственного (муниципального) контракта.

Протокол проведения конкурса должен подписываться всеми членами конкурсной комиссии и храниться у государственного (муниципального) заказчика и у организатора конкурса (если это другая организация) не менее трех лет.

Другие виды конкурсов. Принцип конкурентного размещения заказа может быть реализован также посредством проведения закрытого конкурса, двухэтапного конкурса (как открытого, так и закрытого), а также объединенного конкурса. Эти процедуры должны применяться, в случае если организация открытого конкурса невозможна или нецелесообразна.

Закрытый  конкурс — это способ размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, при котором приглашение каждому участнику направляется персонально и предметом которого является продукция, представляющая государственную тайну.

Два и более заказчика  при размещении заказов на одноименные товары (работы, услуги) или однотипную продукцию вправе проводить объединенные конкурсы, которые являются в этом случае наиболее предпочтительным способом закупок.

В практике регионов данные процедуры в настоящее время  применяются весьма ограниченно или же не применяются вообще (то же относится и к проведению предварительного квалификационного отбора). Во многом это объясняется несовершенством нормативной базы, отсутствием опыта и недостаточной подготовкой кадров.

Запрос  котировок — это упрощенный способ проведения конкурса, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Порядок проведения запроса  котировок Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регламентирован достаточно ясно, четко и подробно. При этом государственный (муниципальный) заказчик не должен иметь возможность разделять свои заказы на отдельные части для проведения закупок путем запроса котировок.

Для применения способа запроса  котировок необходимо соблюдение одновременно двух следующих условий:

  1. закупаемые товары (работы, услуги) — стандартная продукция, для которой существует сложившийся рынок;
  2. цена государственного (муниципального) контракта не превышает 250 тыс. рублей.

 

2.3. Заключение сделок.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 71), все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2 тыс. МРОТ необходимо осуществлять исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов, т. е. договоров, заключенных в письменной форме. Для закупок на сумму менее 2 тыс. МРОТ Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 70) допускает оплату бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения договоров в письменной форме.

Для систематизации процедур принятия денежных обязательств в регионах целесообразно осуществить градацию заключаемых сделок по сумме сделки на две категории:

  1. закупки на сумму, превышающую 60 тыс. рублей, требующие заключения контракта;
  2. закупки на суммы, не превышающие 60 тыс. рублей, для которых не требуется заключения контракта.

Экономическим обоснованием данной величины является установленное Центральным банком Российской Федерации ограничение суммы наличных денежных средств, используемых при расчетах между юридическими лицами (60 тыс. рублей).

Принятие денежных обязательств при осуществлении закупок без заключения контрактов позволяет снизить общие трудозатраты и повысить оперативность решений.

В соответствии с гражданским  законодательством, при заключении сделок первой и второй категории необходимо соблюдение письменной формы. Подтверждением письменной формы сделок при закупках на суммы, не превышающие 60 тыс. рублей, будет являться обмен документами (заявка на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и счет на оплату, чек, либо заявка и письменное подтверждение согласия (акцепт) осуществить поставку, выполнить работу, оказать услугу).

Общие подходы к заключению контрактов. Совершенствование региональных (муниципальных) систем бюджетных закупок требует разработки новых типовых форм государственных (муниципальных) контрактов на основе международных правил Incoterms («Инкотермс», последнее издание), учитывающих специфику и объемы закупаемой продукции.

Новые типовые формы государственных (муниципальных) контрактов должны быть обязательны к применению всеми региональными и муниципальными заказчиками. Типовые формы должны быть закреплены соответствующим нормативным актом субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В состав конкурсной документации, как один из ее разделов, должна обязательно  входить форма государственного (муниципального) контракта, причем независимо от способа закупок — и для открытых/закрытых конкурсов, и для закупки методом запроса котировок. Тем самым потенциальный поставщик заранее будет информирован об условиях выполнения государственного (муниципального) контракта и сможет оценить свои возможности по его выполнению.

Основные цели разработки типовых форм контракта — это  снижение трудозатрат на подготовку контракта и упрощение процедуры составления и заключения контракта за счет стандартизации условий.

В общем виде типовая форма  должна включать общие неизменяемые условия и специальные (уточняющие) условия контракта. Она применяется для закупки товаров, работ и услуг, заключаемых по результатам открытых или закрытых торгов.

Общими условиями предлагаемой формы контракта является стандартный  набор статей (существенных условий), постоянно используемых и не требующих изменений при их переносе в другие контракты:

  1. стороны договора;
  2. предмет договора;
  3. права и обязанности сторон;
  4. сроки исполнения обязательств;
  5. ответственность сторон;
  6. определение обстоятельств неодолимой силы (например, стихийного бедствия и т.д.).

Специальные условия контракта - это дополнения, необходимые для детализации и уточнения Общих условий контракта в соответствии со спецификой конкретной закупки. Техническое задание (технические требования к закупаемой продукции, ее спецификация) является приложением к Специальным условиям двухкомпонентного контракта. Специальные условия контракта имеют приоритет по отношению к Общим условиям контракта.

Одновременно необходимо разработать упрощенную однокомпонентную типовую форму контракта, которая будет использоваться заказчиком для подготовки и заключения контракта для закупки товаров, работ и услуг по результатам торгов методом запроса котировок (например, когда общая стоимость закупки не превышает 2 тыс. МРОТ и не ниже 60 тыс. рублей). Такая типовая форма контракта должна включать в себя все существенные условия для определенного вида договоров, предусмотренных законодательством.

Типовые формы контрактов должны разрабатываться с учетом специфики закупаемых товаров, работ и услуг. Рекомендуется разработка типовых форм контрактов для следующих групп продукции:

  1. товары:

- товары широкого потребления,

- сырьевые товары,

- товары производственного  назначения,

- сложное техническое  оборудование,

- компьютерная техника  и программное обеспечение,

- горюче-смазочные материалы,

- медикаменты,

Информация о работе Государственные и муниципальные закупки: вопросы управления