Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:44, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ процесса организации государственных и муниципальных закупок и осуществление его в РФ.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
уточнить понятие государственных и муниципальных закупок, принципы государственных и муниципальных закупок;
проанализировать основные этапы и процедуры государственных и муниципальных закупок;
Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1.Основы государственных и муниципальных закупок………………...5
1.1. Основные понятие государственных и муниципальных закупок………...5
1.2. Принципы государственных и муниципальных закупок…………...……10
Глава 2. Основные этапы и процедуры государственных и муниципальных закупок……………………………………………………………………………13
2.1. Планирование государственных и муниципальных закупок……….……13
2.2. Размещение государственных и муниципальных заказов………………..17
2.3. Заключение сделок…………………………………………………….……25
2.4. Контроль и анализ закупочной деятельности……………………….…….31
Глава 3.Нормативная правовая база и практика государственных и муниципальных закупок в РФ…………………………………………………35
3.1.Нормативно правовые акты федеральных органов власти…………….…35
3.2.Полномочия региональных органов местного самоуправления в регулировании бюджетных закупок……………………………………..……..38
3.3. Основные проблемы проведения бюджетных закупок на региональном и местном уровнях…………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………….43
Список используемой литературы и источников…………………….………..44
Казалось бы, что может быть проще на свободном рынке, чем приобрести товары или услуги? Однако в том, что касается государственных и муниципальных закупок, все отнюдь не просто. Государство в лице органов государственного управления - полноправный субъект рыночных отношений, однако во всем мире государственные и муниципальные закупки – во-первых, область для злоупотреблений; во-вторых, сфера, где покупатель часто не заинтересован в том, чтобы купить качественные товары по оптимальным ценам.
Именно поэтому управление государственными и муниципальными закупками осуществляется посредством проведения тендеров (открытых конкурсов, аукционов и т.д.). Управление государственными и муниципальными закупками по очень четкой, прописанной схеме позволяет сделать государственные и муниципальные закупки максимально эффективными.
1.2. Принципы государственных и муниципальных закупок.
Проведение бюджетных закупок для государственных и муниципальных нужд должно происходить в соответствии со следующими базовыми принципами:
Обоснованность закупок. Потребность в закупаемых на средства бюджетов товарах, работах и услугах должна быть обоснована в рамках стандартной формальной процедуры. Обоснование по сути заключается в доказательстве факта, что закупаемая продукция необходима для реализации органами власти своих функций и обязательств перед населением.
Принцип состязательности. Размещение заказов на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться на принципе открытого соревнования поставщиков, предложения которых сравниваются с целью выбора наиболее выгодных условий сделки. Реализация этого принципа осуществляется путем использования конкурсных способов закупок и прежде всего открытого конкурса. Это не только обеспечивает конкуренцию между поставщиками, но и способствует открытости закупочных процедур и повышению эффективности управления расходами.
Равное и справедливое отношение ко всем участникам процессов закупок. Условия проведения конкурсных закупок, принципы, критерии и порядок определения потенциального поставщика по государственному (муниципальному) заказу устанавливаются заранее. Они должны быть одинаковы для всех претендентов. В ходе проведения отбора поставщика и при заключении контракта с победителем изменять эти условия не позволяется.
Реализация принципа равного и справедливого отношения осуществляется путем установления организатором конкурса (заказчиком) единых требований ко всем участникам по качеству товаров, опыту работы поставщика, наличию необходимых лицензий и иным параметрам. Недопустимо установление требований дискриминационного характера или преференций по отношению к кому-либо из претендентов в зависимости от вида деятельности, организационно- правовой формы и формы собственности, национальной принадлежности и происхождения товаров, работ, услуг, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Эффективность расходов. Это означает осуществление закупок требуемой продукции с максимальной экономией для покупателя.
Реализация принципа эффективности расходов бюджетных средств осуществляется путем построения оптимального плана закупок, создания условий для широкой конкуренции и формирования справедливых условий контрактов, что в совокупности создает предпосылки к получению экономически привлекательных предложений и заключению выгодных контрактов. Процедуры и правила выбора способа закупки должны быть установлены законодательно, исходя из экономической целесообразности применения тех или иных способов закупки.
Открытость информации о закупках и прозрачность процедур. Информация о проведении бюджетных закупок должна быть открытой и своевременной для всех участников рынка, при этом все основные этапы проведения бюджетных закупок должны осуществляться гласно и быть доступными для общественного контроля.
Реализация принципа открытости и прозрачности заключается в своевременном информировании участников рынка о планах бюджетных закупок и об основных этапах процедур закупки, в том числе путем публикации объявлений о проведении закупки и о ее результатах в средствах массовой информации.
Подотчетность процессов закупок. Принцип подотчетности закупок заключается в осуществлении административного контроля над ходом проведения закупок.
Реализация принципа подотчетности осуществляется путем придания обязательного характера ведению и хранению письменной отчетности по всем важным этапам осуществления процедуры закупок и по всем важным принимаемым решениям и предоставлению этой информации заинтересованным лицам.
Ответственность участников процессов закупок. За нарушение установленного порядка и правил проведения закупок (законодательства о закупках) к виновным лицам (любым участникам процесса закупок, в том числе уполномоченным лицам заказчика) должны применяться законодательно определенные меры взыскания (санкции).
Поставщики отвечают за сделанные ими предложения и исполнение заключенных контрактов согласно действующему законодательству. Кроме того, органы власти и отдельные служащие, принимающие решения, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность наравне с другими субъектами права. В случае нарушения процедур закупок или неисполнения обязательств в соответствии с контрактом действия органа власти могут быть обжалованы, в том числе в судебном порядке. Государственный (муниципальный) служащий, принимающий решения, искусственно ограничивающие конкуренцию, может быть привлечен к административной или уголовной ответственности. Такие нарушения подпадают под действие антимонопольного и административного права.
Глава 2. Основные этапы и процедуры государственных и муниципальных закупок.
Методические основы осуществления закупок для государственных (муниципальных) нужд представляют собой описание основных этапов и процедур закупок: формирование, размещение, реализация заказа, подписание акта о приемке, контроль результатов закупок.
2.1. Планирование государственных и муниципальных закупок
Основными целями планирования государственных (муниципальных) закупок являются:
В процессе планирования формируется государственный (муниципальный) заказ на очередной финансовый год, что позволяет:
Государственный (муниципальный) заказ формируется на трех уровнях системы управления:
Основой достоверного планирования государственного (муниципального) заказа должна стать методика определения прогнозируемых цен на единицу продукции.
Методика определения прогнозируемых цен должна осуществляться в разрезе предметных позиций используемого классификатора продукции для государственных и муниципальных нужд (или действующего реестра цен на закупаемые товары, работы и услуги).
Для контроля цен необходимо использовать следующий принципиальный подход. В первую очередь, цены должны быть зафиксированы на стадии планирования закупок. На этапе поиска поставщиков, заключения контракта и закупки следует создавать условия для обеспечения справедливости, открытости и высокой конкуренции, которые будут способствовать получению оптимальных цен. При этом государственный (муниципальный) контракт должен подписываться с указанием цен, полученных на конкурсе.
Определение прогнозных единичных цен продукции и бюджетов закупок, включаемых в государственного (муниципального) заказа за очередной год, производится следующим образом:
Важную роль в формируемом механизме прогнозирования цен должен занять порядок, сформулированный в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 августа 2003 г. № 516 «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию» и устанавливающий критерии формирования тарифов на электроэнергию и тепловую энергию, а также срок их доведения до субъектов бюджетного планирования — до первого чтения проекта Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.
В официально принятую и используемую методику определения прогнозируемых цен на уровне субъекта Российской Федерации должны быть внесены следующие положения:
Необходимо стремиться к расширению практики использования инструментов увязки планируемых натуральных показателей с заданиями по предоставлению государственных услуг, устанавливаемыми для главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей и получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений). В частности, следует совершенствовать существующую практику введения лимитов расходов в регионах по услугам естественных монополий.
В связи с тем, что расходы на оплату потребляемых коммунальных услуг занимают значительный удельный вес в расходах бюджетов, представляется правильным осуществить переход от оплаты услуг в соответствии с расчетными показателями потребления коммунальных услуг бюджетными учреждениями (например, питьевой воды на одного больного и т. д.) к оплате по фактически предоставленным услугам. Указанный механизм может быть реализован только при внедрении практики установки индивидуальных узлов учета потребляемых услуг в бюджетных учреждениях.
Вышеизложенная модель может быть использована на уровне муниципального образования, где ее применение подразумевает большую централизацию закупок, чем на региональном уровне. Такая централизация может выражаться двумя способами: в создании единого закупочного органа в муниципальном образовании (например, службы единого заказчика муниципалитета) или путем передачи функций по закупкам в закупочный орган субъекта Федерации. В последнем случае субъект Федерации формирует консолидированный заказ, который объединяет муниципальные заказы с государственным заказом соответствующего субъекта Федерации.
Информация о работе Государственные и муниципальные закупки: вопросы управления