Государственные и муниципальные закупки: вопросы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ процесса организации государственных и муниципальных закупок и осуществление его в РФ.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
 уточнить понятие государственных и муниципальных закупок, принципы государственных и муниципальных закупок;
 проанализировать основные этапы и процедуры государственных и муниципальных закупок;

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1.Основы государственных и муниципальных закупок………………...5
1.1. Основные понятие государственных и муниципальных закупок………...5
1.2. Принципы государственных и муниципальных закупок…………...……10
Глава 2. Основные этапы и процедуры государственных и муниципальных закупок……………………………………………………………………………13
2.1. Планирование государственных и муниципальных закупок……….……13
2.2. Размещение государственных и муниципальных заказов………………..17
2.3. Заключение сделок…………………………………………………….……25
2.4. Контроль и анализ закупочной деятельности……………………….…….31
Глава 3.Нормативная правовая база и практика государственных и муниципальных закупок в РФ…………………………………………………35
3.1.Нормативно правовые акты федеральных органов власти…………….…35
3.2.Полномочия региональных органов местного самоуправления в регулировании бюджетных закупок……………………………………..……..38
3.3. Основные проблемы проведения бюджетных закупок на региональном и местном уровнях…………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………….43
Список используемой литературы и источников…………………….………..44

Работа содержит 1 файл

Гос. и мун. закупки.docx

— 102.57 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное Государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Петрозаводский Государственный  Университет

 

Экономический факультет

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Государственные и муниципальные закупки: вопросы управления».

 

Выполнила студентка:

4 курса группы 84401

Николаенко Н.Ю.

Научный руководитель:

Шобей Л.Г.,

старший преподаватель.

 

 

 

 

Петрозаводск

2011

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………...……………………3

Глава 1.Основы государственных и муниципальных закупок………………...5

1.1. Основные понятие государственных и муниципальных закупок………...5

1.2. Принципы государственных и муниципальных закупок…………...……10

Глава 2. Основные этапы и  процедуры государственных и  муниципальных закупок……………………………………………………………………………13

2.1. Планирование государственных и муниципальных закупок……….……13

2.2. Размещение государственных и муниципальных заказов………………..17

2.3. Заключение сделок…………………………………………………….……25

2.4. Контроль и анализ закупочной деятельности……………………….…….31

Глава 3.Нормативная правовая база и практика государственных и муниципальных закупок в РФ…………………………………………………35

3.1.Нормативно правовые акты федеральных органов власти…………….…35

3.2.Полномочия региональных органов местного самоуправления в регулировании бюджетных закупок……………………………………..……..38

3.3. Основные проблемы проведения бюджетных закупок на региональном и местном уровнях…………………………………………………………………40

Заключение……………………………………………………………………….43

Список используемой литературы и источников…………………….………..44

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Существование государства, как общественно необходимой  организации, обуславливает наличие  определенных потребностей, которые  связанны с осуществлением им (государством) определенных функций. В этой связи  государство следует считать  полноправным субъектом рынка, который, приобретая для своих нужд общественные блага, формирует рынок государственных  закупок.

С переходом России к рыночным отношениям потребовался коренной пересмотр  системы государственных закупок. От плановых, жестко регламентированных поставок продукции необходимо переключаться  на приобретение товаров в среде, где перед покупателем всякий раз открываются широкие возможности  выбора из многочисленных предложений  поставщиков.

Рынок государственных  и муниципальных закупок - это не совсем частнокапиталистический рынок, где конкуренция продавцов и личная заинтересованность покупателя оказываются мощнейшим экономическим стимулом. Государственный чиновник не похож на типичного субъекта рынка: ему часто проще приобретать товары у одного, возможно, давно знакомого ему поставщика. У чиновника практически нет стимулов для тщательного отбора выгодных для государства предложений. Более того, при отсутствии четкой регламентации процесса государственных и муниципальных закупок этот сектор быстро становится питательной средой для злоупотреблений и коррупции.

Мировая практика выработала достаточно надежный инструмент решения задачи оптимизации государственных и муниципальных закупок и борьбы с коррупцией - законодательно закрепленное проведение открытых торгов (конкурсов) когда государственный чиновник жестко ограничен в выборе механизма приобретения товаров, работ и услуг.

В России за последние несколько лет был принят ряд законов и руководящих документов, регулирующих механизм государственных и муниципальных закупок и перевод их на конкурсную основу, но им присущи внутренняя несогласованность и неполнота. Многие из них содержат в принципе невыполнимые субъектами хозяйствования положения, другие - делают невозможным успешное функционирование системы государственных и муниципальных закупок.

 

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является анализ процесса организации государственных и муниципальных закупок и осуществление его в РФ.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • уточнить понятие государственных и муниципальных закупок, принципы государственных и муниципальных  закупок;
  • проанализировать основные этапы и процедуры государственных и муниципальных закупок;
  • изучить нормативно правовую базу государственных и муниципальных закупок;
  • рассмотреть практику государственных и муниципальных закупок в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Основы государственных и муниципальных закупок.

Государство не только само производит общественные товары и предоставляет  социальные услуги широким слоям  населения, но также и является активным покупателем необходимых для своей деятельности продукции, работ и услуг, производимых негосударственным (как коммерческим, так и некоммерческим) сектором экономики. Выступая в форме покупателя ресурсов на рынке труда, органы власти всех уровней являются нанимателями в рамках системы государственной службы. Роль заемщика капитала на финансовом рынке государство играет при проведении долговой политики, тесно увязанной со стратегическим планированием и инвестиционной политикой. Приобретая товары и услуги, необходимые для их деятельности, органы власти делают это в рамках системы государственных и муниципальных закупок.

 

    1. Понятие государственных и муниципальных закупок.

В большинстве стран государство  является крупнейшим потребителем продукции  целого ряда отраслей. В Российской Федерации государственные закупки  составляют порядка 10% ВВП. Осуществляемые государством закупки оказывают существенное воздействие на динамику и структуру экономики, способствуют решению многих социально-экономических вопросов, создают условия для развития добросовестной конкуренции и делового климата в стране.

Система государственных  закупок решает на различных уровнях проблемы своевременного и эффективного обеспечения государственных потребностей в качественной продукции, необходимой для выполнения органами власти своих функций и обязанностей по отношению к населению. Основой для определения сущности государственных потребностей является понятие «государственные нужды».

Под государственными нуждами понимаются общественные потребности, которые по ряду причин не могут быть удовлетворены частным предпринимательством. Это потребности в продукции, необходимой для обеспечения национальной безопасности, формирование государственных резервных фондов, исполнения международных обязательств, выполнения федеральных программ и др. Размещение государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, удовлетворяющих такого рода потребности, финансируются государством. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 525), государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Государственным заказом является обоснованная и оформленная потребность в поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд. Соответственно размещение государственного заказа – это действия по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Государственная закупка является конечным этапом процесса реализации государственного заказа, а именно приобретением продукции для государственных нужд.

Государственные закупки – это приобретение на бюджетные средства товаров, услуг и работ для удовлетворения государственных нужд. Государственные закупки товаров и услуг могут включать в себя приобретение медикаментов, страхование автомобилей, ремонт помещений, строительство госучреждений и т.п. Собственно, государственные закупки охватывают практически все сферы рынка, и государство на этом рынке выступает покупателем. Однако для того, чтобы государственные закупки товаров и услуг не были связаны с коррупцией, произволом властей, во всем мире принято осуществлять закупки для государственных нужд по определенной системе госзакупок, которая регламентируется законодательством. Набор четких правил проведения государственных закупок позволяет сделать прозрачным расходование средств налогоплательщиков на удовлетворение государственных нужд.1

Муниципальные закупки – это приобретение товаров и услуг за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования для нужд муниципальных органов и учреждений. Государственные и муниципальные закупки позволяют поставлять в больницы лекарства и новое оборудование, делать в школах ремонт, приобретать для детских домов новые кровати. Государственные и муниципальные закупки действительно важны для общества. 2

Система государственных (муниципальных) бюджетных закупок создается  для удовлетворения потребностей органов государственной власти и местного самоуправления в товарах и услугах (автотранспорт, медицинская техника и медикаменты, учебная мебель, строительные материалы и т. д.), которые необходимы им для исполнения возложенных на них функций.

Основное предназначение системы закупок - производить отбор поставщиков и закупать у них продукцию по заказам бюджетных учреждений и подразделений органов власти, выступающих в качестве получателей бюджетных средств. Поиск оптимальных способов удовлетворения потребности в бюджетных закупках возможен только в рамках принятых политических решений. Так, очевидно, что, например, выбор между заказом на строительство новой школы или приобретение школьных автобусов для подвоза школьников в укрупненную школу - это выбор в рамках образовательной политики, стратегический выбор. А выбор лучшего подрядчика - строительной компании либо оптимального поставщика автобусов - это и есть задача системы закупок.

Система бюджетных  закупок - система правил, процедур и технологий, целью которой является своевременное и эффективное обеспечение потребности бюджетных учреждений, администрации субъекта Федерации (муниципального образования) в товарах, работах и услугах надлежащего качества, необходимых для полноценного выполнения органами государственной власти (местного самоуправления) своих государственных (муниципальных) функций и обязанностей по отношению к населению.

Закупки товаров, работ и  услуг происходят путем планирования, формирования, размещения и исполнения государственного (муниципального) заказа. Таким образом, по сути государственный (муниципальный) заказ -это обобщенная, обоснованная и оформленная должным образом потребность государственных (муниципальных) органов в товарах, работах или услугах, оплата которых производится за счет соответствующих бюджетов.

Основные (универсальные) понятия  в сфере государственных закупок приведены в табл. 1.3

Таблица 1.

Государственные (муниципальные) закупки

Процесс приобретения государственным (муниципальным) заказчиком товаров, работ  или услуг для государственных (муниципальных) нужд за счет средств  соответствующих бюджетов и/или фондов

Государственные (муниципальные) нужды

Удовлетворяемые за счет средств соответствующих бюджетов потребности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления в товарах, работах, услугах, обеспечивающих выполнение функций государства (органов местного самоуправления), предусмотренных законодательством Российской Федерации

Государственный (муниципальный) заказ

Обобщенная, обоснованная и  оформленная должным образом  потребность государственных (муниципальных) органов в товарах, работах или  услугах, оплата которых производится за счет средств бюджетов или государственных (муниципальных) внебюджетных источников

Государственный (муниципальный) заказчик

Государственные (муниципальные) организации (органы власти, а также  учреждения и предприятия, находящиеся  в государственной или муниципальной  собственности), получившие и использующие средства бюджета субъекта Федерации (муниципального образования) и/или внебюджетных источников на закупку товаров, работ или услуг для государственных (муниципальных) нужд

Государственный (муниципальный) контракт

Договор на закупку товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд, заключенный государственным (муниципальным) заказчиком с юридическим/физическим лицом и/или объединением лиц. Государственный контракт является основным документом, определяющим права и обязанности сторон по поставке продукции для государственных нужд, регламентирующим экономические, организационно-технические и другие взаимоотношения государственного заказчика и исполнителя (поставщика). Заключается в письменной форме, включает все приложения и дополнения к нему, а также документацию, на которую в контракте есть ссылки. Содержание государственного контракта определяется соглашением сторон в соответствии с законодательством Российской Федерации

Работы

Деятельность, связанная  с изменением свойств материальных объектов, а также результаты такой  деятельности (подрядные работы, строительно-монтажные  и ремонтные работы и т. п.)

Реестр государственных (муниципальных) контрактов

Сводный учетный документ, содержащий перечень заключенных государственных  или муниципальных контрактов, а также фактически произведенных закупок за счет средств, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета конкретному получателю средств бюджета, включающий все подведомственные учреждения и предприятия, в отношении которых осуществлено финансирование

Товары

Материальные объекты, готовые  к использованию по своему прямому  назначению, а также стоимость  работ по их приведению к состоянию, в котором они могут быть использованы по своему прямому назначению, если стоимость таких работ не превышает  стоимости самих объектов

Условия контракта

Обобщающий термин, объединяющий условия, на которых заключается  государственный контракт. Условия  контракта могут включать общие  и специальные условия контракта, в которых определены права и  обязанности сторон

Услуги

Для целей государственных  закупок — деятельность, непосредственно  не связанная с изменением свойств материальных объектов, а также результаты такой деятельности (консультационные, аудиторские, бухгалтерские, страховые, оценочные услуги и прочие виды интеллектуальной деятельности, включая научно-исследовательскую), или же деятельность, когда стоимость произведенных материальных объектов существенно ниже стоимости самой деятельности (например, по результатам оказания услуг по разработке технического проекта разрабатываются чертежи, планы, сметы и тому подобное; стоимость бумаги, ресурсов принтера и электроэнергии, потребленной этим принтером, существенно ниже стоимости самих услуг, т. е. деятельности по составлению чертежей, планов, смет и т. д.)

Централизованные закупки

Директивное закрепление  обязанности проведения закупок  всеми подведомственными организациями через единый орган головной организации. Централизация закупок может быть на уровне отраслевого ведомства или на уровне региона (муниципалитета), включая закупки отраслевых ведомств

Информация о работе Государственные и муниципальные закупки: вопросы управления