Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:47, курс лекций
Важнейшую роль в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.
Государство возникло вследствие общественного разделения труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода человеческого развития понятие государства непременно отождествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть той или иной группой людей приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало господство одних групп населения и угнетение других. И поэтому в имеющихся публикациях, в том числе и научных, государство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.
нормальных
гулирование цен и
тарифов преимущественно эконом
коммунального хозяйства, на оказание транспортных услуг населению в увязке с ростом доходов населения;
механизмов ценообразования;
странах для защиты экономических интересов республики;
законодательства.
Работа в области регулируемого ценообразования будет направлена на поэтапное сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования в отдельных отраслях экономики, где на протяжении ряда лет сложились определенные перекосы и диспропорции.
Сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования в жилищно-коммунальном хозяйстве, на пассажирском транспорте предполагается осуществлять за счет проведения комплекса мер по снижению себестоимости предоставления данных видов услуг, уменьшению числа льготных категорий граждан, повышения уровня возмещения населением затрат в увязке с решением вопросов роста доходов и адресной поддержки малообеспеченных слоев населения.
На сельскохозяйственную
продукцию регулирование
Кроме того, в области ценообразования в республике в соответствии с Программой действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства будет проводиться поэтапная работа по сближению подходов к ценовому регулированию, унификации нормативно-правовых актов Республики Беларусь и Российской Федерации.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение финансовой системы, покажите ее роль и место в государственном регулировании экономики.
2. Что представляют
собой и какие функции
3. Какие можно
выделить наиболее значимые
4. Назовите методы финансового регулирования и дайте им характеристику.
5. Охарактеризуйте финансовую систему Республики Беларусь, покажите направления ее совершенствования.
6. В чем суть бюджетного регулирования и на чем оно основано?
7. Каковы отличительные
черты и особенности
8. Какие принципы лежат в основе формирования бюджетов и какие функции они выполняют?
9. Покажите содержание и дайте характеристику доходной части бюджета. За счет каких поступлений она формируется?
10. Чем определяются расходы бюджета?
11. Каков порядок составления
и принятия бюджетов в
12. Перечислите и дайте характеристику важнейших регуляторов, используемых в системе бюджетного регулирования в Республике Беларусь.
13. Чем определяется
действенность
14. Покажите основные
направления и приоритеты
15. Дайте определение, покажите назначение и функции налоговой системы.
16. Рассмотрите основополагающие принципы построения системы налогообложения страны.
17. По каким признакам можно группировать налоги? Перечислите основные виды налогов и дайте им характеристику.
18. Раскройте понятие
и охарактеризуйте правовую
19. Охарактеризуйте налоговую систему Республики Беларусь, покажите цель и направления ее реформирования.
20. Дайте понятие и характеристику кредитно-денежной системы страны.
21. Что представляет
собой кредитно-денежное
22. Дайте определение
кредита, покажите его
23. Какие общие и селективные инструменты используются в кредитно-денежном регулировании? Их сущность и направления применения?
24. Проследите основные
направления развития кредитно-
25. Каковы основные направления кредитно-денежной политики Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы?
26. Что представляет собой национальная валютная система и какова валютная политика Республики Беларусь на современном этапе?
27. Какую роль играют
цены в системе
28. Что такое цена и под влиянием каких факторов она складывается? Назовите основные виды цен.
29. Что представляют собой регулируемые цены? В каких формах и кем осуществляется регулирование цен?
30. Покажите особенности ценовой политики Республики Беларусь на современном этапе.
В Республике Беларусь проблема становления и развития антимонопольного регулирования возникла в начале 1990-х гг. в связи с провозглашением Беларуси суверенным государством, вставшим на путь формирования социально ориентированной рыночной экономики. Переход к рыночной экономике потребовал формирования условий для развития рыночных отношений, введения инструментов и механизмов их становления, среди которых ведущую роль должна играть конкуренция, а обеспечивать соблюдение «правил игры на рынке» ─ антимонопольное регулирование.
Для перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям необходимо было, прежде всего, сформировать полноценные конкурентные отношения, позволяющие исключить дефицит на внутреннем рынке республики, взвинчивание цен на жизненно важные товары и услуги, дискриминацию интересов экономических партнеров и населения. Конкуренция представляет собой соперничество, состязание между любыми субъектами, агентами экономической деятельности за рынки сбыта, за наиболее выгодные условия продажи или покупки товаров и услуг на рынках с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. В рыночном хозяйстве она обеспечивает эффективное, пропорциональное и динамичное функционирование рынка. Гибкий конкурентный механизм мгновенно реагирует на любые изменения ситуации на рынке, активизирует деятельность хозяйствующих субъектов.
На сегодняшний день в республике рыночной конкуренции уделяется большое внимание – ее рассматривают как движущую силу рынка, как борьбу хозяйствующих субъектов, выходящих на рынок, за безусловно ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей.
Рынок представляет собой общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавца для совершения ими сделки купли-продажи. В зависимости от того, какая из сторон (покупатель или продавец) является более сильной, различают «рынок покупателя» и «рынок продавца». В развитых странах рынок является «рынком покупателя», и продавцы борются между собой за покупателя.
Покупка товара определяется степенью его притягательности, или другими словами, конкурентоспособностью товара.
Максимальная цена, которую покупатель считает для себя выгодным заплатить за данный товар, определяет потребительскую ценность товара. Экономическая свобода дает право хозяйствующим субъектам в условиях рыночной экономики приобретать ресурсы и организовывать производство по своему усмотрению. Хозяйствующий субъект сам решает, что, сколько и как будет производить. Независим в условиях рынка и потребитель. Его поведение не ограничено нормами потребления, а определяется желанием и возможностями. Аналогичную продукцию продает и покупает множество частных лиц, фирм, предприятий и организаций. Существующий выбор ограничивает возможные злоупотребления.
По мере развития общества и производительных сил возрастало обобществление производства, что привело к появлению в индустриально развитых странах монополий. Монополия как экономическое явление означает, что хозяйствующий субъект обладает исключительными правами, позволяющими ему воздействовать на определенные сферы деятельности в собственных интересах и извлекать монопольную прибыль. Монопольное положение хозяйствующего субъекта обеспечивает ему возможность устанавливать свои правила поведения на рынке в ущерб интересам конкурентов и потребителей. Характерные признаки монополии:
равновесие;
При всей нежелательности
присутствия монополий в
Выделяют несколько видов монополии: чистую, естественную, государственную, искусственную. Чистая монополия предполагает на рынке деятельность одного хозяйствующего субъекта (производителя, продавца, покупателя), доля которого составляет, как правило, 100 %.
В любой экономике
есть сферы производственно-
Естественная монополия образуется в сфере деятельности, где по природным, технологическим и иным условиям исключается или ограничивается существование конкурентных рынков. В Республике Беларусь естественные монополии образуют электроэнергетика, железнодорожный и трубопроводный транспорт, системы водоснабжения и водоотведения, центральное отопление, услуги телефонной и телеграфной связи, телекоммуникации, городской пассажирский транспорт (кроме такси). Для существования естественной монополии необходимы: отсутствие товаров-аналогов, возможностей импорта, нецелесообразность привлечения на данный товарный рынок новых производителей.
Государственная монополия охватывает сферы деятельности органов власти и управления, в функции которых входит обеспечение безопасности и других интересов государства. Государственная монополия обусловлена экономическими, социальными и иными причинами, делающими невозможной или нецелесообразной конкуренцию. К сфере государственной монополии относятся: производство оружия, наркотиков, ядохимикатов, алкогольных напитков, табачных изделий, добыча и обработка драгоценных металлов и камней, а также высокотехнологичные отрасли машиностроения, химической и нефтехимической промышленности.
Все другие виды монополий, созданных в процессе концентрации и специализации производства, являются искусственными монополиями.
Монополия имеет и положительные, и отрицательные стороны. Положительно то, что монополия концентрирует ресурсы и экономит на издержках за счет высоких объемов производства, а также участвует в инновационном процессе, требующем вложения крупных средств на научные разработки. Богатая фирма может позволить себе вывести на рынок новый товар по ценам, не покрывающим издержки.
Крупные предприятия, как правило, менее гибкие, но в современных условиях являются стержнем любой экономики. Они способны обеспечить массовый выпуск стандартных продуктов, экономить на масштабах производства, увеличивать специализацию производства, имеют преимущества в финансировании НИОКР, рекламы, сбыта, привлекают низкими ценами, улучшенными качеством и сервисом, полнотой ассортимента и наиболее популярными товарами. Именно крупные предприятия наводняют экономику массовыми, стандартными и качественными товарами по доступным ценам. Для получения сверхприбылей они больше расходуют на научно-технические исследования, рекламу и маркетинг, направляют средства на капитальные вложения.