Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:47, курс лекций

Описание работы

Важнейшую роль в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.
Государство возникло вследствие общественного разделения труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода человеческого развития понятие государства непременно отождествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть той или иной группой людей приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало господство одних групп населения и угнетение других. И поэтому в имеющихся публикациях, в том числе и научных, государство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.

Работа содержит 1 файл

АНТОНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.doc

— 1.64 Мб (Скачать)

Перечисленные принципы могут быть дополнены, что по сути и происходит во всех странах по мере развития и совершенствования системы налогообложения.

Налоги в зависимости  от взимающего органа подразделяются на государственные и местные; по использованию – на общие и целевые. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов; целевые налоги имеют целевое назначение (отчисления в пенсионный фонд, дорожные фонды, на социальное страхование).

По характеру  взимания налоговых ставок выделяются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги, а также твердый налог. При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода; при регрессивном – понижается по мере снижения дохода; при пропорциональном – остается неизменной независимо от размера дохода. Ставка твердого налога устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода.

В зависимости от характера взимания и способа уплаты налоги подразделяют на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся уплачиваемые непосредственно из прибыли (дохода) или из заработной платы работающих (налоги на прибыль, недвижимость, подоходный налог с граждан). Косвенные налоги включаются в себестоимость продукции, их фактическими плательщиками являются покупатели (налог на добавленную стоимость, акцизы, плата за землю). В налоговых поступлениях госбюджета Республики Беларусь преобладают косвенные налоги (около 70 %).

Прямые налоги активно  воздействуют на интересы производителей или отдельных граждан, так как  являются прямым вычетом из их доходов. Близки к ним по действию некоторые косвенные налоги: плата за землю, налоги за пользование природными ресурсами. Они хотя и включаются в себестоимость продукции, но в зависимости от степени использования природных ресурсов влияют на доходность производства.

Косвенные налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы – предназначены, в первую очередь, для формирования финансовых ресурсов государства. Они расширяют базу налогообложения, так как их бремя перекладывается на потребителей. Эти налоги воздействуют на интересы граждан через цены на товары, облагаемые налогом на добавленную стоимость или акцизами. Уменьшение спроса в результате завышения цен влияет и на доходы производителей. Причем налог на добавленную стоимость и акцизы носят регрессивный характер, т. е. чем меньше величина дохода потребителя, тем выше его доля, уплачиваемая на указанные налоги. Следовательно, увеличение доли косвенных налогов в формировании доходной части госбюджета означает перенесение центра тяжести налогообложения на население, и в первую очередь, на его менее обеспеченные слои.

Прогрессивное налогообложение  связано в основном с прямыми  налогами на доходы и наследство; регрессивное и пропорциональное – с косвенными налогами (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж).

Анализируя развитие налогового регулирования экономики  развитых стран мира, можно отметить следующее:

    • в большинстве стран растет доля огосударствления создаваемого

 продукта через  налоговую систему: например, в  США в довоенный период удельный  вес налогов в национальном доходе составлял примерно 20 %, в середине 1970-х гг. – 3 6 %, а в начале 90-х – 1/3 ВНП;

    • налоговые реформы в большинстве западных стран направлены на

снижение ставок налогов, сокращение налоговых льгот, расширение базы налогообложения;

    • реформы способствуют притоку инвестиций в промышленность,

 сферу услуг и  торговлю. Благодаря инвестициям  ВНП должен покрывать государственные расходы без существенного повышения налоговых ставок. В США средняя налоговая ставка на прибыль корпораций снизилась с 47,7 % в 1983 г. до 28,7 % в 1986 г.; в западноевропейских странах она несколько выше: в Великобритании – 35 %, во Франции – 42 %, в ФРГ – 50 %; в Японии эта ставка составляет 37,5 %. Во всех странах она имеет тенденцию к существенному снижению.

Налоговая система государства функционирует на правовой основе, в Республике Беларусь правовую основу обеспечивают:

Конституция Республики Беларусь, в которой закреплены основные нормы, обязывающие граждан платить налоги, и права государства в области налогообложения (право законодательной инициативы, право распределения поступлений от налогов и др.);

специальное налоговое законодательство, определяющее общие для всех налогов правила и нормы и регулирующее учреждение и порядок взимания каждого налога (Законы Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость», «О налоге на прибыль предприятий, объединений, организаций», «О налогах за пользование природными ресурсами (экологический налог)», «О налоге на недвижимость», «О подоходном налоге с граждан» и др.);

нормативные акты исполнительной власти, регулирующие налоговые отношения в тех целях и объемах, которые предписаны для них налоговым законодательством.

Правовая основа, определяющая деятельность налоговой системы  в республике, была заложена в начале 1990-х годов с принятием Закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (1991), который установил круг налогоплательщиков, их права, обязанности, меры ответственности, а также виды общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, предоставление льгот. Закон определил регламент работы и контроль налоговых органов, порядок обжалования действий должностных лиц. Налоговое законодательство формировалось с учетом ситуации в стране, необходимости становления рыночных отношений, невысокого жизненного уровня населения, глубокого кризиса экономики, последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, сокращения армии, ликвидации оборонных производств.

Налоговая система, учитывая особенности экономического и политического положения республики, призвана способствовать решению важнейших задач: замедлению темпов инфляции; прекращению экономического спада, достижению устойчивого быстрого роста производства; сокращению дефицита государственного бюджета; приватизации государственной собственности; развитию предпринимательства, малого бизнеса, фермерства; рациональному использованию производственных ресурсов, являющихся общенациональным достоянием; привлечению иностранного капитала в отечественную экономику и скорейшему вовлечению республики в равноправные мирохозяйственные связи; финансовому обеспечению всех сфер деятельности государства, в том числе и тех, которые ранее относились к ведению союзного бюджета (оборона, внешняя торговля, внешняя политика); обеспечению народного хозяйства топливно-сырьевыми ресурсами; коренной структурной перестройке народного хозяйства в направлении увеличения доли наукоемких отраслей, снижения ресурсоемкости производства, повышения самообеспечения республики, увеличения экспортоориентированных производств; направлению огромных средств на ликвидацию или смягчение последствий катастрофы на ЧАЭС; перепрофилированию предприятий оборонного комплекса на выпуск продукции гражданского назначения, и прежде всего товаров народного потребления; созданию дополнительных рабочих мест с учетом высвобождения рабочей силы по мере развития рыночных отношений, а также сокращения армии.

Действовавшая в республике с 1992 г. система налогообложения  имела ярко выраженную социальную направленность. Так, в расходах государственного бюджета на 1992 г., доходная часть которого на 97,7 % обеспечивалась поступлениями от налогов, удельный вес расходов на финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий по социальной защите населения составлял 30,6 %, а на финансирование народного хозяйства – 41,9 %; в 1996 г. – 48,7 % и 19,9 %, соответственно.

Налоговая реформа 1992 г. была ориентирована на гармонизацию с европейскими налоговыми системами, увеличение поступлений в бюджет. Введены были следующие налоги и платежи в государственный и местные бюджеты: налог на добавленную стоимость, налоги на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций, акцизы, налог на недвижимость, налог за использование природных ресурсов (экологический), плата за землю, подоходный налог с граждан, государственная пошлина, лесной доход, чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (12 % от фонда оплаты труда), налог на топливо (10 % от его стоимости), налог на приобретение автотранспортных средств, транзитный налог, отчисления средств пользователями автомобильных дорог, отчисления от доходов по эксплуатации автомобильного транспорта, налог на экспорт и импорт, отчисления от фонда оплаты труда на развитие здравоохранения (3,6 %). Кроме этих налогов, за счет себестоимости продукции предусматривались целевые отчисления на государственное социальное страхование (35 % от фонда оплаты труда), в государственный фонд занятости, в инвестиционные фонды и некоторые другие.

В общей сумме доходов  государственного бюджета 1994 г. наиболее значительны доли налогов на прибыль, на добавленную стоимость, акцизов (30,7 %; 27,4 %; 10,6 %, соответственно); в 2000 г. их доли составили: 25,8 %; 12,6 %; 8,0 %.

В налоговых поступлениях госбюджета Беларуси налог на добавленную стоимость играет важную роль. Наряду с акцизами НДС введен вместо налога с оборота, последний был ориентирован на применение фиксированных розничных и оптовых цен. Устанавливавшиеся в административном порядке ставки налога с оборота зачастую использовались для поддержания на определенном уровне рентабельности производителей (причем часто индивидуального для отдельных предприятий). Это вело к перераспределению средств от предприятий, работающих лучше к работающим хуже. Налог уплачивался в бюджет до реализации продукции, хотя иногда продукция не находила сбыта (например, была некачественной). Возникали проблемы с распределением полученных сумм по территориям.

Устранить недостатки налога с оборота позволил налог на добавленную  стоимость. Его объектом является стоимость, добавленная предприятием (как в сфере производства, так и в сфере обращения) к стоимости сырья, материалов, используемых при производстве и реализации продукции и товаров, выполнении работ и оказании услуг. Другими словами, добавленная стоимость определяется исходя из суммы, полученной за произведенные товары, выполненные услуги, за вычетом материальных затрат на производство этой продукции. Амортизация основных фондов в состав материальных затрат не включается. Налог на добавленную стоимость – это налог на условно чистую продукцию. Сумма налога на добавленную сто имость включается в отпускную цену товара.

Не облагается налогом  на добавленную стоимость продукция, реализуемая за пределами Республики Беларусь, за исключением банковских, страховых и финансовых услуг, а также товарообменных (бартерных) операций, кроме предназначенных для производственных целей и обновления основных фондов.

Налог на добавленную  стоимость распределяется между  республиканским и местным бюджетами по нормативам, дифференцированным по территориям. Это обусловлено различиями в уровне социально-экономического развития регионов, необходимостью обеспечения финансовыми средствами расходов республиканского и местных бюджетов и установления равных условий бюджетного дефицита по областям и г. Минску в силу общей нехватки финансовых ресурсов по республике в целом.

Налог на добавленную  стоимость используется в более чем 40 странах мира, в том числе в 17 европейских странах – членах ЕЭС. Например, в Великобритании в 1993 г. действовала единая ставка НДС – 17,5 %, во Франции в 1989 г. действовали 3 ставки: минимальная (5,5 %) – на товары и услуги первой необходимости, нормальная (18,6 %) – на все основные виды товаров и услуг и предельная (28 %) – на предметы роскоши, табак, алкоголь. В дальнейшем в рамках соглашения по ЕЭС предполагается оставить две ставки.

Высокий удельный вес  поступлений в бюджет Республики Беларусь обеспечивает налог на прибыль, а точнее целая группа налогов на доходы и прибыль предприятий. Объектами налогообложения являются доходы предприятий от акций, облигаций, других ценных бумаг, от долевого участия в совместных предприятиях. Для целей налогообложения указанные выше доходы определяются как разница между выручкой и материальными затратами. Облагаемая налогом прибыль рассчитывается из балансовой прибыли, уменьшенной на сумму исчисленного налога на недвижимость. Установлены разные ставки в зависимости от вида дохода. Налоги на прибыль и доходы предприятий коммунальной собственности, общественных организаций, потребительской кооперации, кооперативов полностью зачисляются в местные бюджеты; а налоги на прибыль и доходы предприятий республиканского подчинения направляются в республиканский и местные бюджеты в равных долях.

Акцизы также занимают в сумме налоговых поступлений важное место; часть их поступает в республиканский бюджет, часть – в местные. Акцизы – это налоги, применяемые ввиду монопольного положения отдельных предприятий и товаров на рынке, что обеспечивает им высокий уровень доходности по причинам, не зависящим от работы предприятий. Акцизами облагаются товары, имеющие монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Объектом обложения является выручка товаропроизводителей, полученная от реализации произведенной продукции. Под реализацией понимается продажа, обмен, безвозмездная передача товаров, использование их на собственные нужды предприятий, не связанные с основным производством, передача товаров в чью-либо собственность. Сумма акциза включается в цену товаров.

Акцизы по всем группам  подакцизной продукции рассчитываются на основе Указа Президента Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 636 «О ставках акцизов на подакцизные товары».

Чрезвычайный налог введен и используется для финансирования расходов по ликвидации катастрофы на Чернобылькой АЭС. Он исчисляется от фонда заработной платы. Плательщиками являются все юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, независимо от форм собственности.

Подоходный налог взимается с граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Республики Беларусь.

В Беларуси с 2009 года осуществлен  переход к линейной ставке подоходного налога с физических лиц в размере 12%.  Вся сумма налога зачисляется в местные бюджеты.

Впервые в 1992 г. введены налог за пользование природными ресурсами (экологический налог) и платежи за землю (земельный налог). До 1992 г. предприятия, колхозы и совхозы практически бесплатно пользовались природными богатствами страны. Указанные налоги наряду с налогом на недвижимость призваны обеспечить государственный контроль за рациональным использованием важнейших ресурсов. Повышенные ставки налога за вновь начинаемое незавершенное строительство регулируют структуру капиталовложений в народном хозяйстве.

Информация о работе Государственное регулирование