Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:47, курс лекций

Описание работы

Важнейшую роль в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.
Государство возникло вследствие общественного разделения труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода человеческого развития понятие государства непременно отождествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть той или иной группой людей приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало господство одних групп населения и угнетение других. И поэтому в имеющихся публикациях, в том числе и научных, государство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.

Работа содержит 1 файл

АНТОНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.doc

— 1.64 Мб (Скачать)

Определение границ товарного рынка включает в себя: определение изучаемого товара по показателям, характеризующим его потребительские свойства, уровень новизны, условия реализации, удовлетворение спроса; определение товаров-заменителей по критериям взаимозаменяемости и формирование товарной группы, т. е. группы товаров, рынки которых расцениваются как один товар. Географические границы товарного рынка – это сфера обращения товара и его заменителей, определяемая экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности потребителей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Выделяют республиканский и местный товарные рынки.

Основными признаками единого географического рынка являются: во-первых, возможность перемещения спроса по территории, которая определяется доступностью транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу и незначительностью транспортных расходов; во-вторых, возможность перемещения товара между территориями единого географического рынка при незначительных дополнительных издержках на транспортировку при сохранении качества и потребительских свойств товара, отсутствии на данной территории административных ограничений на ввоз и вывоз товара, сопоставимости цен на соответствующие товары внутри рынка.

Объем товарного  рынка определяется общим объемом реализации товара в пределах границ географического рынка. Объем реализации определяется в стоимостных и натуральных показателях как сумма реализации товара на данном рынке всеми продавцами:

,                                                                                                       (23)

где V4 - общий объем реализации товара;

Oij - объем реализации i- товара конкретного продавца на/-ой территории.

Если данные об объемах реализации отсутствуют, объем рынка определяется путем расчета по формуле:

                                                                                         (24)

где V – объем рынка;

Пjj – объем производства i-товара на j-ой территории рынка местными товаропроизводителями;

Вbij – объем ввоза i-товара на j-ой территории рынка;

Ввывij – объем вывоза i-товара за пределы j-ой территории.

Доля хозяйствующего субъекта-продавца (Д) на товарном рынке определяется как отношение реализованной им продукции (О) к объему рынка (V):

                                                                                               (25)

При оценке рыночной силы хозяйствующего субъекта необходимо учитывать следующие факторы:

  • доступ к сырью и рынкам сбыта готовой продукции;
  • условия доступа доминирующего хозяйствующего субъекта и его конку-

рентов к технологии производства данного продукта;

  • формы использования прав на промышленную собственность (патентов,

лицензий, торговых знаков и т.д.);

  • возможность монопольного ценообразования и установление необосно-

ванно высоких цен;

  • наличие соглашений между конкурентами по поставкам необходимых то-

варов, услуг, прав на использование  патентов, ноу-хау и т. д.;

  • позиция за пределами данного географического рынка, в том числе на

 мировом рынке.

Активизация государственного регулирования рынка, усиление контроля за процессами концентрации экономической власти обусловили необходимость использовать количественную оценку уровня монополизации, с помощью которой можно определить степень присутствия монополиста на рынке и возможности его монопольной власти, другими словами - доминирующее положение на рынке.

Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, которое дает ему возможность самостоятельно или действуя совместно с другими хозяйствующими субъектами диктовать условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать конкуренцию. Доминирующее положение само по себе не является предосудительным, речь идет о злоупотреблении доминирующим положением. Вместе с тем оно обеспечивает хозяйствующему субъекту возможность препятствовать эффективной конкуренции. Используя силу своей власти на соответствующем рынке, он может вести себя совершенно независимо от конкурентов, а также покупателей и потребителей: завышать цены, устранять конкурента, препятствовать вхождению на рынок новых конкурентов, ограничивать поставки и т. д.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов), доля которого на товарном рынке превышает предельную величину, устанавливаемую соответствующими органами государственного управления. Факт доминирования устанавливается применительно к конкретному товарному рынку, на котором и анализируется положение хозяйствующего субъекта. При этом изучаются границы товарного рынка и способность хозяйствующего субъекта (или группы хозяйствующих субъектов) злоупотреблять доминирующим положением.

В разных странах устанавливаются  свои пороговые значения, по которым определяется доминирующее положение. В Германии это 1/3 рынка для одного предприятия, более 50 % – для двух, 2/3 – для трех предприятий; в Японии – более 50 % для одного предприятия, более 75 % – для двух предприятий; в Англии и Франции для одного предприятия – 25 %.

В мировой практике известны различные способы измерения  монопольной власти: коэффициент А. Лернера, индекс Харфиндела - Хиршмана и другие. Коэффициент А. Лернера (L) рассчитывается по формуле:

,                                                                                   (26)                                                                                       (26)

где Р – монопольная цена;

МС – предельные издержки.

Его величина колеблется от 0 до 1. Чем ближе коэффициент  к 1, тем больше монопольная власть хозяйствующего субъекта. Если L = 0, то имеет место свободная конкуренция.

Индекс Харфиндела – Хиршмана (ИХХ) представляет собой сумму квадратов удельных весов предприятий и определяется по формуле

,                                                                                            (27)

где X – доля i- фирмы на рынке (в %);

 n – общее число фирм.

В Республике Беларусь доминирующее положение на рынке определяется в соответствии с рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь. При его установлении основываются на следующих характеристиках хозяйствующего субъекта:

  • отсутствие конкурента на рынке соответствующего товара;
  • способность хозяйствующего субъекта, не являющегося единственным

производителем (продавцом) или потребителем (покупателем) данного  товара, навязывать неприемлемые для покупателя или продавца условия при продаже или покупке товара, при заключении договора о поставках;

  • способность ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъек-

тов на рынке материально-технических  ресурсов (сырье, материалы, оборудование, энергоресурсы и др.);

  • способность сокращать или ограничивать поставку товаров на рынок

сбыта с целью получения  односторонних выгод при продаже  товаров, заключении договоров и соглашений о поставках.

Наличие одного или нескольких из перечисленных  признаков является условием для признания доминирующего положения на рынке. Достаточным же условием для признания доминирующего положения является установление факта, что доля хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) на данном товарном рынке определенного товара превышает установленную предельную величину.

В Республике Беларусь доминирующее положение хозяйствующих субъектов на товарных рынках определяется в соответствии с инструкцией, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30 декабря 2004 года № 275.

При определении доминирующего  положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке используют показатели:

    • объем произведенной продукции в натуральном и стоимостном выра-

жении;

    • объем реализованной продукции – всего и в том числе на данном то-

варном рынке (республиканском, местном);

    • объем ввоза (включая импорт) данного товара на соответствующий

 рынок (республиканский,  местный);

    • объем вывоза (включая экспорт) данного товара за пределы соответст-

вующего рынка (республиканского, местного);

    • рентабельность продукции;
    • количество хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенную

 продукцию на данный  товарный рынок.

Могут быть использованы и другие показатели, отражающие специфику  товара, особенности его производства и реализации. При этом необходимо учитывать и возможность объединенного доминирования группы хозяйствующих субъектов. Это имеет место тогда, когда на рынке хозяйствующие субъекты в отдельности не имеют возможности злоупотреблять своим положением, но при объединении в группы и заключении между собой соглашения они ее получают.

Таким образом, при определении  доминирующего положения на товарном рынке следует учитывать, во-первых, наличие олигополистической структуры рынка и, во-вторых, возможность соглашений между хозяйствующими субъектами, ограничивающих конкуренцию. В условиях олигополистической структуры рынка устанавливается предельная доля на рынке для группы хозяйствующих субъектов и учитываются все признаки, характеризующие доминирующее положение отдельного хозяйствующего субъекта (при этом анализируются соглашения и появившаяся в результате их возможность доминирования).

Количественная  оценка доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) дается на основе комплексного показателя, рассчитываемого по формуле:

                                                              (28)

где N – количество хозяйствующих субъектов на товарном рынке (i = 1, N);

 К – количество видов взаимозаменяемых товаров (j - 1, К);

 dij – доля i-ro хозяйствующего субъекта по реализации j-го товара на товарном рынке;

Пу – объем j-ой продукции, реализованный i-ым предприятием на товарном рынке.

Как правило, объем продукции  исчисляется в натуральном выражении. Эij – объем j-ой продукции i-го предприятия, реализованный за пределами соответствующего товарного рынка; Иij - объем j-ой продукции, ввезенной и реализованной на данном товарном рынке. Рассчитанный показатель сравнивается с минимальными предельными величинами, приведенными в соответствующих таблицах (табл. 6.1, 6.2). При превышении расчетного показателя предельной минимальной величины устанавливается факт доминирования. Шкалы минимальных предельных величин разработаны:

а)  для хозяйствующих  субъектов – производителей продукции (услуг), кроме продукции производственно-технического назначения;

б)  для хозяйствующих субъектов – производителей продукции производственно-технического назначения.

 

Таблица 6.1.

 

Количество хозяйствующих  субъектов,

поставляющих производственную

продукцию на товарный рынок

Значение минимальной предельной величины,

%

один

30

два

54

три

78

четыре

95


 

Таблица 6.2

Количество крупнейших хозяйствующих

субъектов, поставляющих

производственную продукцию  на

товарный рынок

Значение минимальной

%

один

45

два

67

три

86

четыре

100

Информация о работе Государственное регулирование