Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:47, курс лекций

Описание работы

Важнейшую роль в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.
Государство возникло вследствие общественного разделения труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода человеческого развития понятие государства непременно отождествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть той или иной группой людей приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало господство одних групп населения и угнетение других. И поэтому в имеющихся публикациях, в том числе и научных, государство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.

Работа содержит 1 файл

АНТОНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.doc

— 1.64 Мб (Скачать)

Антимонопольное регулирование в западноевропейских странах основано на принципе свободной конкуренции, являющемся основой успешного функционирования экономики, всемерного развертывания предпринимательской инициативы и удовлетворения интересов широких масс потребителей. В послевоенный период в странах Западной Европы бизнес нуждался в помощи государства, чтобы сгладить отрицательные последствия собственной деятельности и сохранить нормальное товарное производство. Антимонопольное регулирование в каждой стране формировалось с учетом специфики национальной экономики, а основы общеевропейского законодательства были заложены в 1957 г. Римским договором в связи с образованием общеевропейского рынка. В антиконкурентной деятельности предприятий европейских стран четко выражены два направления:

первое – организационно-хозяйственная деятельность по созданию монополистических объединений на основе договора, предполагающая коллективную антиконкурентную практику (разделы рынков, организационные соглашения, слияния и т.д.);

второе – оперативно-хозяйственная деятельность, использующая преимущественное положение на рынке для получения выгоды.

Особое, доминирующее положение на рынке отдельных предприятий или группы предприятий в европейских странах рассматривается как антиконкурентный фактор и служит сигналом для повышенного внимания к их деятельности со стороны государства. За этими предприятиями устанавливается контроль, они обязаны предоставлять специальным органам сведения о хозяйственной и коммерческой деятельности. Вторым фактором являются соглашения, т. е. скоординированные действия предприятий, основанные не на юридическом договоре, а на сговоре.

Общеевропейское антимонопольное регулирование основано на двух принципах: запрещение монополий, контроль и регулирование деятельности монополий.

Согласно первому принципу, создание объединений, стремящихся занять монопольное положение на рынке, рассматривается как незаконная акция. Согласно второму принципу, создание монополий и монопольные соглашения запрещаются, если они нарушают нормативно установленные условия свободы конкуренции. Если же нарушений нет, то они не исключаются. В национальных системах европейских государств предпочтение может отдаваться тому либо другому принципу (например, в ФРГ – первому, во Франции – второму), некоторые страны при разработке законодательных мер используют опыт США. Однако в большинстве европейских стран основой антимонопольного регулирования служит второй принцип.

Общеевропейское антимонопольное право, по сравнению с национальными, отличается более мягкими нормами. Оно направлено против злоупотреблений, способных повлиять на эффективность торговли между европейскими странами и создать помехи образованию единого рынка товаров и услуг. Европейское право содержит понятие «эффективная конкуренция», т. е. конкуренция, способствующая структурной перестройке национальных экономик с целью создания экономического единства. Национальное и общеевропейское право способствуют укреплению малого и среднего бизнеса, поддержанию на должном уровне конкуренции, развитию и совершенствованию процесса производства, особо выделяют охрану интересов потребителей.

Антимонопольное регулирование  в восточноевропейских странах стало развиваться в начале 90-х гг.: в 1990 г. в Польше был принят Закон «О противодействии монопольной практике», в 1990 г. в Венгрии – Закон «О запрещении недобросовестной рыночной практики», в 1991 г. в ЧСФР – Закон «О защите конкуренции». Антимонопольная политика восточноевропейских стран была направлена на решение двух важнейших проблем:

  • ликвидацию монопольного положения отдельных производителей

 на рынке;

  • ограничение и пресечение монополистической деятельности.

Целью антимонопольного регулирования в восточноевропейских странах является защита и поощрение конкуренции. Становление и развитие антимонопольного регулирования в этих странах происходит в условиях радикальных экономических реформ, сохраняющегося, а иногда и усиливающегося монопольного положения многих предприятий, жесткого ограничения сферы монополистической деятельности, формирования и развития рыночных отношений, а также демонополизации экономики.

Законодательные акты восточноевропейских  стран структурно схожи: их основные положения сконцентрированы на межфирменных соглашениях, деятельности доминирующих компаний, слияниях и организационных структурных изменениях. Есть и отличия. В законах отдельных стран выделены положения о недобросовестной конкуренции, принудительном разукрупнении монополистических компаний. По духу и содержанию законы восточноевропейских стран близки к законам о конкуренции Европейского сообщества.

В процессе развития государственного противодействия монополистической деятельности была отмечена необходимость административной и юридической самостоятельности антимонопольных органов, их независимость от других органов государственного управления. Но на практике это положение в полной мере не соблюдается, хотя антимонопольные органы обладают достаточно большими правами.

6.3. Условия становления, организация  антимонопольного регулирования в Республике Беларусь

 

Антимонопольное регулирование  в Республике Беларусь начало развиваться с 1991 г., когда республика встала на путь формирования рыночных отношений. Его становление осуществлялось в условиях глубокого кризиса экономики и необходимости реализации комплекса мер по стратегически важным направлениям: трансформации отношений собственности, демонополизации экономики, развитию конкурентной среды. Необходимо было выделить и учесть причины высокого уровня монополизации экономики, решать проблемы, связанные с доминированием хозяйствующих субъектов на рынке не в силу успешного удовлетворения ими потребительского спроса, а в силу их недавнего положения как государственных монополий.

Для Республики Беларусь был характерен монополизм особого рода - как типичное для постсоциалистических стран положение предприятия, являвшегося единственным поставщиком определенной продукции. Такие предприятия создавались как единый технологический комплекс, что в современных условиях является серьезным препятствием для их принудительной демонополизации, и тем самым отличает наш монополизм от традиционного монополизма капиталистических стран.

Сохранение монополизма  в Республике Беларусь обусловили следующие причины:

    • высокий уровень концентрации производства (на среднем промыш-

ленном предприятии  в республике по состоянию на 1 января 1997 г. было занято 486 чел., что в 6 раз больше, чем в странах Западной Европы; но это уже меньше, чем в 1990 г. – 1010 человек, в 1992 г. – 854 чел.;

    • не получившая развития диверсификация производства (отдельные

виды продукции производятся на 1 – 4 предприятиях республики, на долю которых приходится около 70 % всего выпуска);

    • ряд предприятий не сумел адаптироваться к новым правовым и эконо-

мическим условиям, что  сдерживает их переориентацию в соответствии с требованиями потребителей;

    • замедленные темпы приватизации;
    • отечественный малый и средний бизнес не составляют серьезной кон-

куренции государственным  предприятиям-монополистам, особенно в сфере материального производства;

    • смещение антимонопольного регулирования на периферию государст

венного регулирования;

    • нуждается в расширении и совершенствовании нормативно-правовая

база, регламентирующая деятельность предприятий-монополистов;

    • ведомственные интересы отраслевых органов управления.

Система и органы антимонопольного регулирования в тот период были сформированы нa фоне этих факторов, обусловивших высокий уровень монополизации экономики страны. В 1991 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, его основными задачами были:

    • разработка и осуществление совместно с органами государственного

управления мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности;

    • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Рес-

публики Беларусь;

    • содействие созданию конкурентной среды и развитию предпринима-

тельства.

В сентябре 1994 г. Антимонопольный комитет был преобразован в Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь, которое в 1996 г. было упразднено, а антимонопольное регулирование возложено на Министерство предпринимательства и инвестиций, подчиненное Совету Министров Республики Беларусь. Перед Министерством в области антимонопольного регулирования ставились задачи: противодействие монополистической деятельности, развитие конкуренции; регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь», принятым 24 сентября 2001 г., функции управления, связанные с противодействием монополистической деятельности и развитием конкуренции, возложены на Министерство экономики Республики Беларусь.

Министерство экономики  в настоящее время обеспечивает координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности; развитие конкуренции и предпринимательства; является органом, обеспечивающим реализацию государственной антимонопольной политики в Республике Беларусь.

6.4. Антимонопольное регулирование  и антимонопольное законодательство в Республике Беларусь

 

Деятельность государства  в лице органов государственного управления, направленная на развитие конкуренции и препятствующая монополизации рынков, осуществляется через систему экономических и организационных мер и находит свое отражение в государственной антимонопольной политике.

На современном этапе  развития белорусской экономики  государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкурентной среды. Она должна способствовать снижению и ликвидации административных экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективной защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы конкурентная политика и антимонопольное регулирование должны обеспечить создание условий для свободной добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке посредством:

  • предупреждения, ограничения и пресечения монополистической

деятельности хозяйствующих  субъектов и государственных органов управления;

  • пресечения недобросовестной конкуренции;
  • контроля за экономической концентрацией на товарных рынках;
  • совершенствования государственного регулирования деятельности

 субъектов естественных  монополий.

В области конкурентной политики и антимонопольного регулирования предусматриваются:

    • создание и совершенствование законодательной базы в сферах

естественных монополий, недобросовестной конкуренции;

    • выработка подходов и методов по предупреждению и пресечению зло

употреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов;

    • выявление картельных соглашений;
    • защита прав потребителей;
    • возникновение системы судебных прецедентов. Особое внимание пре-

дусматривается уделить  выявлению и борьбе с реальными  формами монополистического проявления – созданию барьеров входа на товарные рынки новых хозяйствующих субъектов, ограничению свободы конкуренции действующих на рынке хозяйствующих субъектов, прямому или косвенному установлению монопольных цен, изъятию товаров из обращения, ограничению производств имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарных рынках;

    • создание механизма, ориентированного на стимулирование и поддер-

жание конкурентных отношений  на товарных и финансовых рынках, использование подходов и методов по оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках, выявление целесообразности и форм воздействия на изменение ситуации в процессе ее формирования;

    • предупреждение, ограничение и пресечение нарушений антимоно-

польного законодательства, пресечение монополизма, связанного с  различного рода объединениями, созданием новых и реорганизацией хозяйствующих субъектов, обеспечение условий для повышения конкурентоспособности действующих на товарных рынках субъектов.

Информация о работе Государственное регулирование