Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:47, курс лекций
Важнейшую роль в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.
Государство возникло вследствие общественного разделения труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода человеческого развития понятие государства непременно отождествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть той или иной группой людей приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало господство одних групп населения и угнетение других. И поэтому в имеющихся публикациях, в том числе и научных, государство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.
отмена налога с продаж автомобильного топлива и местного налога на приобретение бензина и дизельного топлива с соответствующим увеличением ставок акцизов на автомобильное топливо, поступающего в республиканский бюджет;
Формирование прозрачного и стабильного механизма налогообложения будет обеспечено в рамках разработки и принятия Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, которая определит по каждому налоговому платежу все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговые льготы, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроки их уплаты.
В результате налоговой реформы основу налоговой системы составят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль юридических и физических лиц, имущественные налоги, таможенные пошлины. Повысится фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды.
Имущественные налоги (прежде всего, земельный налог и налог на недвижимость) наряду с подоходным налогом с физических лиц и экологическими платежами должны стать основой формирования доходной части местных бюджетов.
В 2009 г. предлагаются следующие меры по упрощению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки:
1). Снижение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), с 2 до 1 %.
Тем самым решаются задачи повышения конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках и увеличения объемов экспорта и пополнения собственных оборотных средств предприятий.
2). Установление единых ставок местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5 %.
С реализацией данного предложения будут выполнены требования о недопустимости применения различных ставок налогов к реализации импортируемых и белорусских товаров. В настоящее время действуют ставки налога с продаж соответственно в размере 15 и 5 % выручки от реализации товаров. Налог на услуги взимается по ставке 10%.
3). Исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов (станки, оборудование) и распространение налога только на объекты недвижимого имущества (здания, сооружения, передаточные устройства).
Это позволяет упростить
порядок налогообложения
4). Уменьшение с 5 до 3 % размера ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств.
Это решение позволит
повысить конкурентоспособность
5). Переход к применению в Республике Беларусь линейной (единой) ставки подоходного налога с физических лиц в размере 12 %.
Предлагаемый размер линейной (единой) ставки подоходного налога определяется уровнем средней ставки изъятия этого налога (отношение суммы налога, поступившей в бюджет, к общей сумме доходов граждан), величина которого на протяжении ряда лет составляет в Республике Беларусь около 11%.
В целях недопущения роста налоговой нагрузки на граждан, доходы которых в настоящее время облагаются по минимальным ставкам, предлагается увеличить стандартный налоговый вычет на каждого работника с 1 базовой величины (сейчас это 35,0 тыс. рублей) до 250,0 тыс. рублей. Эта сумма, соответствующая прогнозному бюджету прожиточного минимума на 2009 год, не будет облагаться налогом. При этом воспользоваться вычетом смогут только граждане, у которых среднемесячный доход не превышает 1,5 млн рублей (т. е. та категория граждан, чья заработная плата будет находиться на уровне средней по стране и ниже).
В отношении доходов индивидуальных предпринимателей предлагается установить линейную (единую) ставку подоходного налога в размере 15 %, что соответствует уровню налоговых изъятий, когда предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения или уплачивает единый налог по ставкам в абсолютных суммах в зависимости от вида деятельности;
6). Отмена налога на доходы от операций с ценными бумагами и включение таких доходов в общую систему обложения налогом на прибыль. Одновременно будут определены особенности исчисления налоговой базы по доходам от операций с ценными бумагами, льготы по отдельным видам ценных бумаг и состав учитываемых при их налогообложении расходов.
Основу финансово-кредитного
регулирования экономики
Цель кредитно-денежного регулирования – поддержание покупательской способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.
Основная составляющая
кредитно-денежного
ми, которые устанавливаются
наличными денежными
вующими субъектами;
Кредит имеет многообразие форм (коммерческий, банковский, межхозяйственный, потребительский, лизинговый, ипотечный, государственный,
международный). Во внутреннем обращении главными являются кредитные деньги и их производные (векселя, банкноты, чеки, депозитные и электронные деньги).
С введением кредитных денег и их производных денежная система в чистом виде перестала существовать, на смену ей пришла кредитно-денежная система. Кредитно-денежная система – это совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования, финансово-кредитных институтов, регулирующих спрос и предложение денег, массу денег в обращении. С институциональной точки зрения, кредитно-денежная система – это комплекс валютно-финансовых учреждений (национальный банк, коммерческие банки, представляющие собой банковскую систему) и специализированных кредитно-финансовых институтов (учреждений, выполняющих определенные финансово-кредитные операции: инвестиционные, ипотечные, экспортно-импортные банки, сберегательные кассы, кредитные кооперативы, пенсионные фонды, страховые компании, ломбарды).
Кредитно-денежная система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал и организует переток его из одних секторов экономики в другие, создает и определяет инвестиционный климат и влияет на инвестиционную активность, задает «правила игры» в кредитно-денежном обращении, определяет структуру производства и совокупность спроса, влияет на составляющие экономического равновесия.
Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой центрального банка (ЦБ) страны (В Республике Беларусь – Национального банка). Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, Центральный Банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т. д.
Выделяют три направления кредитно-денежного регулирования:
Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т. е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на ставку банковских ссуд и депозитов, уровень рыночной нормы производства.
Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией.
Государственный долг регулируется через покупку или продажу государственных обязательств, изменение цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных инвесторов.
В большинстве стран
мира для кредитно-денежного
Учетная ставка (процентная ставка, или ставка рефинансирования) – это процент, под который ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Другими словами, это уровень платы за кредитные ресурсы. Такого рода кредитование возможно при монополизации банковской эмиссии центральными банками. Предлагая тот или иной уровень учетного процента, центральный банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставленных кредитов, регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность, объем денежной массы в стране. При повышении ставки рефинансирования коммерческие банки вынужденно сокращают размеры кредитов, получаемых от центрального банка, и, следовательно, уменьшают кредитные вложения в экономику. Это отвечает стремлению центрального банка ограничить предложение денег, т. е. кредиты. Деньги в этом случае становятся дорогими, а приобретение кредитных ресурсов – невыгодным. Снижение платы за кредитные ресурсы делает их дешевыми, что позволяет коммерческим банкам приобретать у центрального банка дополнительные ресурсы, увеличивать денежные предложения субъектам хозяйствования, расширять объемы кредитных вложений в экономику.
Однако при всей своей значимости регулирование через учетную ставку носит «пассивный» характер и воздействует на кредитно-денежную ситуацию слабее, чем, например, операции на открытом рынке, изменение резервных требований. «Пассивность» учетной ставки зависит от ограниченных возможностей получения кредитов у центрального банка, а также от инициативы коммерческих банков. Влияет и условие предоставления кредита коммерческому банку – прочность его финансового положения, когда необходимость кредита продиктована лишь временными трудностями.
Норма обязательных резервов (резервная норма) – это минимальный процент депозитных обязательств, которые банк должен держать в центральном банке. При увеличении нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы банков и мультипликационно уменьшается денежное предложение. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.
Политика обязательных резервов состоит в необходимости хранения коммерческим банком части средств на беспроцентных счетах в центральном банке. Изменяя норму обязательных резервов, центральный банк может регулировать условия предоставления кредитов экономике и объем кредитных вложений. Резервные требования устанавливаются в зависимости от используемой методики – в процентах, либо к фактическому объему кредитных вложений коммерческих банков, либо к сумме привлеченных ими средств.
Применение норм обязательных резервов позволяет:
банков на деньги центрального банка;
объема резервов, хранящихся на беспроцентных счетах, прямо отражается на рентабельности коммерческих банков;
нормы обязательных резервов на вклады в валюте.
Резервные требования являются административным инструментом кредитно-денежного регулирования, они глобально, сильно и пролонгированно воздействуют на ликвидность коммерческих банков, объемы их пассивных и активных операций. Поэтому к изменению нормы обязательных резервов прибегают редко и осторожно, предпочитая операции центрального банка на фондовом рынке.
Операции на открытом рынке служат основным инструментом регулирования денежной массы, используемым в большинстве стран мира. Через покупку или продажу казначейских ценных бумаг пополняют или снижают банковские резервы кредитной системы государства. Операции проводятся центральным банком страны совместно с группой крупных банков. Они заключаются в покупке и продаже центральным банком ценных бумаг (преимущественно государственных).