Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:47, курс лекций
Важнейшую роль в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.
Государство возникло вследствие общественного разделения труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода человеческого развития понятие государства непременно отождествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть той или иной группой людей приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало господство одних групп населения и угнетение других. И поэтому в имеющихся публикациях, в том числе и научных, государство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.
Операции на открытом рынке широко применяются в странах с хорошо развитым денежным рынком, когда государственный долг достигает больших размеров. Посредством их предоставляются денежные средства коммерческим банкам (путем покупки ценных бумаг) или изымаются денежные ресурсы (путем продажи ценных бумаг). Этим же целям служит выпуск государственных ценных бумаг. Причем их эмиссия позволяет не только изъять излишнюю денежную массу у инвесторов, приобретающих данные ценные бумаги, но и пополнить бюджет без выпуска в обращение новых денег. Очевидны преимущества использования такого регулятора в периоды высокой инфляции.
Наиболее распространенными вид
Ценная бумага представляет собой потенциальный денежный капитал, обладающий высокой степенью ликвидности, т.е. который может быть легко обращен в наличные средства.
Акция – это свидетельство на вложенный капитал. Она не имеет установленного срока обращения и удостоверяет право ее держателя (акционера) на участие в управлении делами, на получение части прибыли акционерного общества.
Облигация – это ценная бумага с фиксированным доходом, имеющая форму долгового обязательства, выдаваемого на определенный срок, в течение которого оно должно быть выкуплено.
Купля-продажа ценных бумаг происходит на рынке ценных бумаг, который подразделяется на первичный и вторичный. Первичный рынок ценных бумаг – продажа новых выпусков ценных бумаг их эмитентом в целях получения необходимых денежных средств. Вторичный рынок ценных бумаг – это перепродажа ценных бумаг от первоначального инвестора (покупателя на первичном рынке) последующим инвесторам, что влечет за собой перераспределение ресурсов. Вторичным рынком ценных бумаг является фондовая биржа.
Государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по трем основным направлениям:
1) обеспечивает нормативно-
2) присутствует на рынке в качестве субъекта экономических отношений: пускает в обращение государственные ценные бумаги - казначейские боны, ноты, государственные облигации, казначейские векселя, билеты;
3) воздействует на
состояние фондового рынка
В Республике Беларусь последовательно осуществляется переход к преимущественно рыночным методам регулирования кредитно-денежных отношений. В качестве регулирующих инструментов используются традиционные:
акций);
по которой коммерческие банки приобретают кредитные ресурсы у Национального банка Республики Беларусь;
ческим банкам (величина процента отчислений в резервный фонд центрального банка от величины привлеченных коммерческими банками средств);
ликвидности,
Кроме того, используются и меры административного воздействия.
В Беларуси рассматриваемые рычаги управления экономическими процессами впервые были использованы в 1994 году. Начиная с 20 октября 1994 г., Национальный банк (НБ) Республики Беларусь стал активно использовать ставку рефинансирования.
Положительная учетная
ставка – важнейшее условие
Одновременно с регулированием учетной ставки НБ обязывает коммерческие банки поддерживать процентные ставки по депозитам не ниже минимального уровня, который, в свою очередь, зависит от текущей ставки рефинансирования.
Активной является политика Национального банка по поддержанию курса белорусского рубля к доллару США, по формированию золотовалютных резервов. От величины золотовалютных резервов напрямую зависит способность корректировать курсы иностранных валют относительно национальной в интересах страны.
Стратегическая цель кредитно-денежной политики республики в ближайшие пять лет в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2050 гг. – обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений. В свою очередь, денежно-кредитная политика будет направлена на снижения уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики.
Одно из главных мест в системе государственного регулирования экономики занимают цены. Именно цены в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации.
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям цены становятся важнейшей сферой экономических преобразований. Ценовая политика, принципы формирования и регулирования цен должны соответствовать современным требованиям развития демократического общества. В ценах перекрещиваются интересы государства, производственных коллективов и потребителей. Для оптимального сочетания этих интересов, стимулирования с помощью цен технического прогресса и повышения эффективности производства, достижения сбалансированности спроса и предложения необходимы постоянное совершенствование системы ценообразования, поиски путей и методов наиболее полного использования цен в решении социально-экономических задач, стоящих перед нашей республикой.
Цены регулируют все процессы, протекающие в микро- и макроэкономике. На уровне микроэкономики цены регулируют хозяйственную деятельность предприятий, организаций, фирм, домохозяйств. По сути, с цены начинается деятельность любого хозяйствующего субъекта и ценой она заканчивается. Цена обусловливает экономическое процветание или может привести к краху.
На уровне макроэкономики цены формируют структуру народнохозяйственного комплекса страны, способствуют совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т. д.), сигнализируют о возникающих дисбалансах. Если, к примеру, какая-либо продукция на рынке становится дефицитной, т. е. спрос превышает предложение, цены отреагируют повышением. Высокие цены привлекут для производства этой продукции свободный капитал, инвестиции. В результате предложение товара увеличится – и цены постепенно снизятся. Аналогичные процессы происходят при появлении на рынке новых видов товаров, услуг, отвечающих запросам потребителей. При этом цена выступает инструментом рационирования ресурсов в обществе: при ее росте сокращается потребление товара и расширяется производство, а при падении – увеличивается потребление, сокращается производство и уменьшаются излишние запасы товара. В условиях свободного ценообразования экономика все время структурно совершенствуется, подстраиваясь в пределах имеющихся ресурсов под потребности общества, что обеспечивает ее прогрессивное развитие.
Государство при помощи цен решает многие проблемы экономического и социального характера. Например, путем регулирования и контроля цен на социально значимые товары государство делает их доступными всем слоям населения. Через цены ограничивается и пресекается монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, стимулируется и поддерживается конкуренция.
Цена,
являясь объективной
полезности продукции;
В условиях рынка цену определяют спрос и предложение, отражая происходящие на рынке изменения, регулируя рыночное равновесие. Соотношение спроса и предложения определяют две группы факторов, влияющих на формирование цены - внутренние и внешние.
Внутренние, т. е. факторы микроэкономического уровня, зависят от деятельности предприятия, фирмы. К ним относятся: особые свойства товара, способ производства, ориентация на рыночные сегменты, жизненный цикл товара, длительность цикла товародвижения, организация сервиса, «реноме» предприятия на рынке, реклама, продвижение товара.
Товар с особыми свойствами, уникальными достоинствами и технологией изготовления непременно будет иметь высокую цену, отражающую его качество и технический уровень.
От способа производства зависит серийность выпуска продукции. Как правило, себестоимость и, соответственно, цена продукции мелкосерийного и индивидуального производства высокие. Массовое производство товара требует меньших затрат, и на него устанавливается более низкая цена. При частых и интенсивных технологических изменениях товар будет дорожать.
При ориентации предприятия на несколько сегментов рынка необходима дифференциация цен, приспособление их к различным категориям покупателей. Цена теснейшим образом связана с жизненным циклом товара. Продукция имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле и относительно низкую – при длительном. Более того, уровень цены меняется на различных стадиях жизненного цикла товара в связи с конъюнктурой рынка и объемом продаж.
Длина цепочки «производитель – потребитель», каналы распределения, посредники также влияют на цену. Хорошо организованные сервис при продаже и послепродажное обслуживание, удачная и оригинальная реклама товара, активное его продвижение на рынок, авторитет предприятия на внутреннем и внешнем рынках позволяют устанавливать более высокие цены.
В цене товара заложены производственные, маркетинговые и другие издержки. Они формируют нижнюю границу цены, т. к. предприниматель стремится, в первую очередь, возместить собственные затраты. Влияние этого фактора на цены отчетливо проявляется в современных условиях преобразования национальной экономики.
Внешние, макроэкономические факторы не зависят от деятельности предприятия, они учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами: политическую стабильность в стране, обеспеченность основными ресурсами, масштабы государственного регулирования экономики и цен, общий уровень инфляции, характер спроса, наличие и уровень конкуренции, совершенство налогового законодательства, внешнеэкономическую политику государства.
Политическая стабильность в стране создает предприятиям предпосылки для работы на перспективу, не толкает к получению сиюминутной выгоды за счет взвинчивания цен. Отсутствие на рынке каких-либо ресурсов (например, топливно-энергетических в Беларуси) делает предприятия зависимыми от импорта. Разрыв хозяйственных связей между бывшими республиками СССР явился одной из причин резкого роста затрат и цен на продукцию белорусских предприятий.
На цены непосредственно влияют масштабы их государственного регулирования, зависящие от общего состояния экономики. Опыт многих стран с рыночной экономикой показывает, что все государства вмешиваются в рыночное равновесие и процессы ценообразования. Степень вмешательства зависит от уровня развития экономики. При жестком регулировании другие факторы оказывают второстепенное воздействие на цены. Регулирование цен на ряд товаров и услуг в Беларуси исключает их свободное установление предприятиями, сдерживает влияние и ограничивает действие рыночных факторов. По мере продвижения экономических реформ ценовые ограничения будут отменяться и государственное регулирование ослабеет.
Наличие и уровень конкуренции между производителями или потребителями, характер спроса также отражаются на ценах. Конкуренция, соперничество предприятий на рынке способствуют расширению ассортимента товаров и услуг по сравнительно низким ценам, повышению эффективности хозяйствования. Конкуренция стимулирует внедрение новой техники и технологий в производство с целью снижения затрат, увеличения выпуска более дешевой продукции. Таким образом, зависимость между уровнем конкуренции и ценами для производителей однородной продукции обратная (с увеличением конкуренции цены снижаются).
Ажиотажный спрос может спровоцировать резкое повышение цен. Монополистические структуры в отличие от конкурентных устанавливают более высокие цены и стремятся контролировать рынок. Преодоление высокой степени монополизма в отечественном производстве и создание конкурентной среды – одно из основных условий формирования рынка и стабилизации цен в республике.