Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:47, курс лекций

Описание работы

Важнейшую роль в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.
Государство возникло вследствие общественного разделения труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода человеческого развития понятие государства непременно отождествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть той или иной группой людей приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало господство одних групп населения и угнетение других. И поэтому в имеющихся публикациях, в том числе и научных, государство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.

Работа содержит 1 файл

АНТОНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.doc

— 1.64 Мб (Скачать)

Вместе с тем крупные предприятия, будучи недостаточно гибкими, медленно реагируют на изменяющийся спрос и медленно перепрофилируют производство или направления деятельности. Мелкие предприятия отличаются большей предприимчивостью и эффективностью. В странах с рыночной экономикой они занимают самый крупный сектор экономики. Например, в Японии половина всех трудящихся работает на мелких предприятиях (до 20 чел.), а 3/4 ─ на предприятиях численностью до 100 человек.

Однако принципиально  важна роль предприятия или фирмы на рынке, а не их размер. Предприятия-монополисты способы самостоятельно, или совместно с другими хозяйствующими субъектами воздействовать на соответствующий рынок в своих интересах. В результате страдают, в первую очередь, малые и средние предприятия, не выдерживая конкурентной борьбы. В этом проявляется отрицательная сторона деятельности предприятий-монополистов.

Гocyдapcmво берет на себя ответственность за эффективное функционирование рынка, поддержание рыночной конкурентной среды, предотвращение злоупотреблений на рынке, что находит воплощение в системе антимонопольного регулирования.

Антимонопольное регулирование – это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции. Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер. Цели и направления антимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира:

  • обеспечение и сохранение конкуренции;
  • контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами;
  • контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения

 и т. п.);

  • защита интересов потребителя;
  • защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

Меры антимонопольного регулирования в зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычайными или повседневными, запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства. Законодательство, как правило, имеет территориальный характер, т. е. охватывает национальный рынок, но некоторые законы могут быть и экстерриториальными: например, в рамках ЕЭС, в зонах США, Канады.

Основные направления  антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой государства, направленной против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. В развитых капиталистических странах антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение установления монопольных цен; обеспечение, сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т. е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.

6.2. Становление и развитие антимонопольного  регулирования в странах с  рыночной экономикой

 

Антимонопольное регулирование  в различных странах имеет  свои отличия и акценты, что связано с особенностями развития и функционирования национальных экономик. Например, в Западной Европе антимонопольное регулирование направлено в основном против злоупотреблений на рынке, в США – на профилактические меры по предупреждению монополизации. Направления и особенности антимонопольного регулирования отражены в антимонопольном законодательстве стран.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство наиболее развито в США. На примере этой страны рассмотрим историю его развития и проследим объективную необходимость вмешательства государства в деятельность отдельных хозяйствующих субъектов для поддержания главной движущей силы рынка – конкуренции.

К концу XIX в. в США обострились злоупотребления и противоконкурентное поведение на рынке, особенно корпораций-гигантов, что выражалось в ограничении свободы торговли, использовании незаконных методов борьбы с соперниками: искусственно занижались цены, велся промышленный шпионаж, заключались корпоративные, а также незаконные соглашения с государственными чиновниками и т. д.

Наиболее злоупотребляли своим особым положением железнодорожный транспорт, тресты, контролирующие производство горючего, сахара, хлопкового и льняного масла, виски, свинца. Так, например, устанавливались соглашения между транспортными группировками и крупными грузоотправителями, между грузоотправителями и местными властями на услуги железнодорожного транспорта, их объемы, тарифы. Железнодорожные компании-монополисты взвинчивали цены на одних маршрутах и за счет получаемых прибылей сбивали цены на конкурирующих.

Такое нерегулируемое поведение на рынке затрагивало интересы всего общества и вызывало массовое недовольство. Возникла объективная необходимость государственного вмешательства. Требовалось принятие законодательных актов, запрещающих ограничивающие свободу торговли действия и направленных на поддержание и развитие конкуренции. Система общего права в США была не способна охватить противоконкурентное поведение и злоупотребления на рынке. Государством были предприняты меры для разрешения сложившейся ситуации как организационного, так и законодательного характера.

В числе первых законодательных  актов по защите конкуренции был Закон Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 году. Он стал основным в антимонопольном  регулировании в США.

Закон Шермана, по оценке самого автора, основан на юридических принципах общего американского права. Его цель – прекратить или не допустить монопольную власть и контроль за рынком.

В соответствии с Законом Шермана запрещается:

      • тайный сговор между компаниями и все соглашения, ограничи-

вающие предпринимательскую деятельность;

      • монополизация рынка и попытки его монополизации.

Эти запрещения в равной степени касались коллективных и односторонних действий, которые могли проявляться в монополизации торговли и коммерции, незаконных  соглашениях, объединениях, тайных сговорах или иных действиях, направленных на ограничение торговли или коммерции между штатами или с иностранными государствами. Согласно закону, все перечисленные действия – уголовное преступление против федерального правительства, а иски в суды могут предъявлять все, пострадавшие от деятельности монополий, а также Министерство юстиции. К нарушителям закона по решению суда применялись меры от возмещения причиненного ущерба, штрафа до тюремного заключения и ликвидации компании.

Но принятие закона Шермана  не решало ряда вопросов, например, четко не разграничивались законные и незаконные действия, не была определена роль правительственных органов в сфере антимонопольного регулирования), требовалось дальнейшее совершенствование и развитие принятых законодательных актов.

В 1914 г. Конгрессом США принят Закон Клейтона, усиливавший положения закона Шермана и, в отличие от него, делавший упор на поддержание конкурентной среды. Действия, ослабляющие конкуренцию, были провозглашены незаконными. К ним относились ценовая дискриминация, принудительные соглашения, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты, которые были причинами ослабления конкуренции. Закон Клейтона объявлял некоторые виды деятельности противозаконными, но не являющимися уголовными преступлениями.

Принятие закона Клейтона позволило антимонопольным органам  США отслеживать горизонтальные, вертикальные и конгломератные слияния  и поглощения, проводить превентивную антимонопольную политику, снизить вероятность возникновения ситуаций, требующих принятия крайних мер, в том числе реформирования компаний.

В 1914 г. Конгрессом США  был принят еще один очень важный закон – «О федеральной торговой комиссии», направленный на предотвращение и пресечение недобросовестных методов конкуренции и установление контроля за коммерческой этикой компаний. Созданный на основе этого закона орган – Федеральная торговая комиссия – наделялся широкими правами и был уполномочен:

      • издавать инструкции и правила регулирования торговли,

запретительные предписания;

      • осуществлять контроль за деятельностью любой компании и при

необходимости расследовать ее действия.

Закон Робинсона – Пэтмана, принятый в 1936 г., запретил ограничительную деловую практику в области торговли – так называемые «ножницы цен», ценовую дискриминацию. Это было вызвано участившимися продажами одного и того же товара различным группам потребителей по разным ценам, хотя не изменялись издержки производства.

В 1938 г. была принята поправка Уиллера – Ли к закону «О Федеральной торговой комиссии». Она расширила права Федеральной торговой комиссии в отношении компаний, наносящих вред не только конкурентам, но и потребителям и обществу в целом, а также в отношении ложной или вводящей в заблуждение рекламы и искаженной информации о качестве продуктов.

В связи с развитием  фондовых рынков в 1950 г. в Закон Клейтона была внесена важная поправка. Она  запрещает использовать рынок ценных бумаг для монополизации рынков, ограничивает горизонтальные влияния  и поглощения компаний. Поправка Селлера – Кефовера запрещала одной фирме приобретать, кроме акций, активы другой фирмы, если в результате происходило ослабление конкуренции. В соответствии с данной поправкой закон получил название Закона Селлера – Кефовера.

Антимонопольное регулирование в США имеет динамичный характер, корректируется с учетом изменяющихся хозяйственных и социальных условий развития страны. Антитрестовское законодательство США дает возможность государству регулировать деятельность и соглашения фирм и компаний, способных действовать антиконкурентно. В современных условиях можно выделить два направления антитрестовского законодательства США:

      • против действий, противозаконных по своей сути;
      • против действий, законность которых определяется правилом

разумности.

В рамках первого направления достаточно наличия факта незаконных действий или соглашений, подрывающих конкуренцию, чтобы вина компании (фирмы) была доказана. В США противозаконными по своей сути действиями компаний являются:

    • горизонтальное фиксирование цен;
    • горизонтальный сговор о доле рынка;
    • групповой бойкот (согласованный отказ торговать);
    • договоренность о взаимных продажах и закупках;
    • связанные продажи (продажа только в ассортименте, установлен-

ном поставщиком).

По второму направлению, согласно правилу разумности, все действия и соглашения, способные оказать как анти-, так и проконкурентное воздействие, должны подвергаться тщательному анализу для выяснения их истинных мотивов и целей. В зависимости от того, превалируют аспекты «за» или «против», принимается решение. К подобным действиям и соглашениям относятся:

    • поддержание перепродажной цены (вертикальное фиксирование цен);
    • отказ в поставках со стороны отдельной фирмы;
    • исключительные сделки (например, компания-дилер снабжается

продукцией лишь одним  производителем и обязуется не заключать контракты с другими производителями);

    • исключительные дистрибутивные контракты (например, компания-

производитель, заключившая  сделки с несколькими дилерами, может  договориться о закреплении за каждым из них определенного территориального рынка).

Объектом особого регулирования  в США являются естественные монополии. Их существование зависит от эффекта масштабности, когда одна фирма способна снабжать рынок товаром по цене, более низкой, если бы это могли делать конкурирующие фирмы. Поведение естественной монополии на рынке определяется государственной собственностью и государственным регулированием, которое осуществляют федеральные регулирующие комиссии (Федеральная комиссия по торговле между штатами, Федеральная комиссия по управлению энергетикой, Федеральная комиссия по связи). Глубокие качественные изменения, произошедшие в мировом хозяйстве в 80-х – начале 90-х гг., повлекли за собой либерализацию антимонопольного регулирования в США.

Информация о работе Государственное регулирование