Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:28, курсовая работа
Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Ограничительные
меры носят качественный характер.
Сокращение объема выделяемых ресурсов
привело к снижению уровня требований
к качеству. Наиболее простой и
обычный путь свертывания затрат
- это пассивное отношение к
вопросам образования. Такой тактики
придерживаются весьма часто, что, в
конечном счете, приводит к ухудшению
материального положения
Передача
части учебных заведений в
ведение местных органов или
частного сектора привело к тому,
что учреждения, находящиеся в
республиканском подчинении, оказались
в более выгодном положении, чем
учреждения и учебные заведения,
финансируемые из местных бюджетов.
В большинстве
стран значительное количество мероприятий
в сфере образования не оплачивается
государством, и наше государство
с 1992 года практикует частное финансирование
государственных учреждений, имеется
в виду внебюджетные поступления, например,
платные услуги, плата за обучение
по прямым оплачиваемым договорам, арендные
и квартирные платы и т.д.
Однако
все перечисленные мероприятия
не удовлетворяют на сегодняшний
день потребности в финансовых ресурсах
системы высшего образования, даже
в части насущной потребности
данной системы как финансирование
текущих и эксплуатационных расходов.
Для
осуществления количественного, финансового
анализа источников внебюджетных дополнительных
средств объектов системы высшего
образования, основные виды доходов
и поступлений учреждений, состоящих
на республиканском и местных
бюджетах приведем в следующей группировке:
А. Внутренние
источники финансирования:
- средства
отдельных граждан;
- корпоративное
финансирование;
- средства
от реализации ценных бумаг
в области образования;
- лизинг
учебного оборудования, образовательной
технологии и т.д.
Средства,
привлекаемые от граждан и корпораций
на внутреннем рынке могут быть сгруппированы
в следующем порядке:
- Доходы
от предоставления
- Доходы
от предоставления платных
- Доходы
от изготовления и реализации
учебно-бланочной продукции.
- Доходы
от изготовления и реализации
продукции мастерских.
- Доходы
от хоздоговорных научно-
- Доходы
от депозитных вкладов и
- Доходы
от сдач в аренду
- Значительный
удельный вес в общих доходах
учреждений образования по
- Доходы
от аренды - средства, поступающие
от сдачи в аренду временно
свободных площадей
- Доходы
от предоставления платных
- Кроме
того, к дополнительным средствам
относятся суммы по поручениям,
депозитные суммы, спонсорские
и другие.
Расширение
деятельности объектов системы высшего
образования, с точки зрения количества
предоставляемых услуг и
Вместе
с тем, размер получаемых доходов
от дополнительных источников финансирования
на рынке услуг, в свою очередь, зависит
от изменений налоговой структуры
(например, от изменений ставки НДС
или льгот по его уплате). При
общей политике государства, нацеленной
на экономический рост, снижение бюджетных
ресурсов в сферу образования
должно быть компенсировано смягчением
налогового бремени, например, расширением
налоговых льгот, снижением ставки
НДС или их дифференциацией.
На
практике, в результате внесенных
изменений и дополнений Законом
Республики Казахстан от 8.12.1997г. № 2001,
Указ Президента Республики Казахстан,
имеющий силу Закона от 24.04.1995 г. № 2235
"О налогах и других обязательных
платежах в бюджет", получается двойное
обложение сферы образования. С
одной стороны, бюджетное финансирование
очень жесткое, с другой, предоставление
платных услуг отнесено к предпринимательской
деятельности. Данная ситуация требует
внесения соответствующих коррективов
в названный Указ Президента Республики
Казахстан.
Б. Внешние
источники финансирования:
Внешние
инвестиции из правительственных и
неправительственных фондов; От реализации
ценных бумаг в области образования
на внешних рынках и т.д. В настоящее
время внешние инвестиции, как
источник дополнительных поступлений
для объектов сферы высшего образования,
в основном, имеют форму грантов,
гуманитарной, культурной и технической
помощи от зарубежных партнеров на
конкретные цели развития.
Цели
грантов технической, гуманитарной
и культурной помощи состоят в
содействии финансовому потоку и
их эффективному использованию, в усилении
способности развития получателя. Составной
частью грантов является определение,
составление, осуществление и эксплуатация
проектов развития, усовершенствование
институциональных способностей получателя,
выработка стратегий, планов и программ
развития, и проведение исследований,
ориентированных на конкретный сектор,
стимулирование передачи технологии.
Имущество
(основные фонды) социальной сферы, находящиеся
в государственной
Учитывая
тяжелое финансовое положение объектов
системы высшего образования
и его приоритетное значение в
рамках стратегии развития Республики
Казахстан "Казахстан - 2030" - делегирование
прав распоряжения имуществом и залога
объектам сферы позволит осуществить
внедрение и развитие внутренних
механизмов финансирования отрасли
как одного из феноменов социальных
инвестиций. При этом, принимая во внимание
достижения рынка ценных бумаг отечественной
экономики и опыт зарубежной практики
необходимо разработать и ввести
новый финансовый инструмент механизма
финансирования социальной сферы.
Известно,
что сбалансированное состояние
или поступательное развитие любого
общества базируется на его интеллектуальном
потенциале. Соответственно государственная
политика Республики Казахстан в
области высшего образования
должна быть построена на принципиальных
положениях, учитывать мировой опыт,
а также практику отечественного
образования. Принципы многомерны, но,
прежде всего, они должны отражать интересы
общества в целом, государства и
самой системы высшего
Главой
государства Н.А.Назарбаевым
Нашему
государству, как в любой другой
стране, принадлежат вопросы
Инструменты
косвенного регулирования являются
элементами рыночной экономики. Их введение
предполагает максимально эффективную
деятельность отрасли, оживление внутренних
механизмов самовосстановления и самоорганизации.
При этом внедрение косвенных
инструментов возможно в рамках действующих
законодательных актов.
Гармоничное
взаимодействие прямых и косвенных
инструментов государственного регулирования
может привести к модели устойчивого
развития общества. С точки зрения
системы высшего образования (СВО),
реформирование его составляющих может
быть успешным и отвечающим задачам
Стратегических приоритетов развития
общества до 2030 года только в случае
повышения эффективности
Заключение
Проведенное
исследование позволило сформулировать
основные выводы по курсовой работе.
Государственный
бюджет выполняет специфическое
общественное назначение — служит
удовлетворению общегосударственных
потребностей. Из государственного бюджета
Республики Казахстан финансируются
текущие расходы функциональных
групп и обслуживание государственного
долга.
Таким
образом, государственные расходы
представляют собой денежные издержки,
связанные с функционированием
государства. Преобладающая часть
государственных расходов направляется
для производства или обеспечения
общественными товарами, благами
и услугами населения страны.
Государственные
расходы на образование подразумевают
под собой выделение бюджетных
ассигнований на образование с учетом
его приоритетности по текущим бюджетным
программам и бюджетным программам
развития.
Расходная
часть текущего бюджета формируется
на основе бюджетных программ с указанием
конкретных целей.
Нормативно-правовое
обеспечение финансирования бюджетных
программ на образование составляют
следующие законодательные
1. Конституция
Республики Казахстан;
2. Бюджетный
Кодекс Республики Казахстан;
3. Закон
Республики Казахстан «О
4. Постановление
Правительства Республики
5. Закон
Республики Казахстан от 5 декабря
2003 года № 505-11 «О республиканском
бюджете» на соответствующий
год;
6. Решения
маслихатов о местном бюджете
на соответствующий год;
7. Закон
Республики Казахстан «Об
Стабилизация
экономического положения страны позволила
значительно увеличить расходы
государственного бюджета на образование.
Тем
не менее, в результате анализа динамики
бюджета образования Республики
Казахстан за 2002-2005 года выявлено, что
бюджеты образования РК 2004, 2005 годов
по сравнению с 2002 годом по абсолютной
величине увеличились, а количество
бюджетных программ уменьшилось.
Информация о работе Формирование расходов бюджета на образование