Формирование расходов бюджета на образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа формирование гос бюджетов.docx

— 54.04 Кб (Скачать)

     Ограничительные меры носят качественный характер. Сокращение объема выделяемых ресурсов привело к снижению уровня требований к качеству. Наиболее простой и  обычный путь свертывания затрат - это пассивное отношение к  вопросам образования. Такой тактики  придерживаются весьма часто, что, в  конечном счете, приводит к ухудшению  материального положения преподавателей учителей, снижению качества обучения на всех уровнях. 

     Передача  части учебных заведений в  ведение местных органов или  частного сектора привело к тому, что учреждения, находящиеся в  республиканском подчинении, оказались  в более выгодном положении, чем  учреждения и учебные заведения, финансируемые из местных бюджетов. 

     В большинстве  стран значительное количество мероприятий  в сфере образования не оплачивается государством, и наше государство  с 1992 года практикует частное финансирование государственных учреждений, имеется  в виду внебюджетные поступления, например, платные услуги, плата за обучение по прямым оплачиваемым договорам, арендные и квартирные платы и т.д. 

     Однако  все перечисленные мероприятия  не удовлетворяют на сегодняшний  день потребности в финансовых ресурсах системы высшего образования, даже в части насущной потребности  данной системы как финансирование текущих и эксплуатационных расходов. 

     Для осуществления количественного, финансового  анализа источников внебюджетных дополнительных средств объектов системы высшего  образования, основные виды доходов  и поступлений учреждений, состоящих  на республиканском и местных  бюджетах приведем в следующей группировке:  

     А. Внутренние источники финансирования: 

     - средства  отдельных граждан;  

     - корпоративное  финансирование;  

     - средства  от реализации ценных бумаг  в области образования;  

     - лизинг  учебного оборудования, образовательной  технологии и т.д.  

     Средства, привлекаемые от граждан и корпораций на внутреннем рынке могут быть сгруппированы  в следующем порядке: 

     - Доходы  от предоставления образовательных  услуг в рамках государственного  стандарта.  

     - Доходы  от предоставления платных услуг.  

     - Доходы  от изготовления и реализации  учебно-бланочной продукции.  

     - Доходы  от изготовления и реализации  продукции мастерских.  

     - Доходы  от хоздоговорных научно-исследовательских  работ.  

     - Доходы  от депозитных вкладов и ценных  бумаг.  

     - Доходы  от сдач в аренду автотранспорта, спортивных сооружений, временно  свободных площадей, эффективного  использования материальной базы  и т.д. 

     - Значительный  удельный вес в общих доходах  учреждений образования по результатам  анализа последних лет, как  правило, приходится на доходы  от предоставления образовательных  услуг (79,1%), на доходы от аренды (8,2%) и на доходы от предоставления  платных услуг (5,7%). В том числе,  доходы от образовательных услуг  в рамках государственного стандарта  состоят, в основном из средств,  поступающих от юридических и  физических лиц по прямым оплачиваемым  договорам за подготовку и  переподготовку специалистов. 

     - Доходы  от аренды - средства, поступающие  от сдачи в аренду временно  свободных площадей учреждениями  образования. 

     - Доходы  от предоставления платных услуг  состоят из специальных средств,  поступающих за обучение по  дополнительным образовательным  программам, преподавание специальных  курсов и циклов дисциплин,  репетиторство, занятие углубленным  изучением предметов и другие, стоящие за рамками соответствующих  образовательных программ и государственных  образовательных стандартов. 

     - Кроме  того, к дополнительным средствам  относятся суммы по поручениям, депозитные суммы, спонсорские  и другие. 

     Расширение  деятельности объектов системы высшего  образования, с точки зрения количества предоставляемых услуг и выполняемых  работ, связано с развитием и  модернизацией отечественного рынка  услуг и работ, а также соответствующим  нормативно-правовым оформлением. 

     Вместе  с тем, размер получаемых доходов  от дополнительных источников финансирования на рынке услуг, в свою очередь, зависит  от изменений налоговой структуры (например, от изменений ставки НДС  или льгот по его уплате). При  общей политике государства, нацеленной на экономический рост, снижение бюджетных  ресурсов в сферу образования  должно быть компенсировано смягчением налогового бремени, например, расширением  налоговых льгот, снижением ставки НДС или их дифференциацией. 

     На  практике, в результате внесенных  изменений и дополнений Законом  Республики Казахстан от 8.12.1997г. № 2001, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 24.04.1995 г. № 2235 "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", получается двойное  обложение сферы образования. С  одной стороны, бюджетное финансирование очень жесткое, с другой, предоставление платных услуг отнесено к предпринимательской  деятельности. Данная ситуация требует  внесения соответствующих коррективов  в названный Указ Президента Республики Казахстан. 

     Б. Внешние  источники финансирования: 

     Внешние инвестиции из правительственных и  неправительственных фондов; От реализации ценных бумаг в области образования  на внешних рынках и т.д. В настоящее  время внешние инвестиции, как  источник дополнительных поступлений  для объектов сферы высшего образования, в основном, имеют форму грантов, гуманитарной, культурной и технической  помощи от зарубежных партнеров на конкретные цели развития.  

     Цели  грантов технической, гуманитарной и культурной помощи состоят в  содействии финансовому потоку и  их эффективному использованию, в усилении способности развития получателя. Составной  частью грантов является определение, составление, осуществление и эксплуатация проектов развития, усовершенствование институциональных способностей получателя, выработка стратегий, планов и программ развития, и проведение исследований, ориентированных на конкретный сектор, стимулирование передачи технологии. 

     Имущество (основные фонды) социальной сферы, находящиеся  в государственной собственности, закреплено за государственными учреждениями и организациями данной сферы  на праве оперативного управления, в соответствии со статьями 192, 202 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27.12.94г., что в настоящее время  ограничивает возможности финансово-экономического механизма социальной сферы. По данным экономического анализа, имея достаточные  фонды, доходы от внебюджетной деятельности за 1998 год в целом составили - 19,9% к сумме открытых кредитов (бюджетному финансированию). 

     Учитывая  тяжелое финансовое положение объектов системы высшего образования  и его приоритетное значение в  рамках стратегии развития Республики Казахстан "Казахстан - 2030" - делегирование  прав распоряжения имуществом и залога объектам сферы позволит осуществить  внедрение и развитие внутренних механизмов финансирования отрасли  как одного из феноменов социальных инвестиций. При этом, принимая во внимание достижения рынка ценных бумаг отечественной  экономики и опыт зарубежной практики необходимо разработать и ввести новый финансовый инструмент механизма  финансирования социальной сферы. 

     Известно, что сбалансированное состояние  или поступательное развитие любого общества базируется на его интеллектуальном потенциале. Соответственно государственная  политика Республики Казахстан в  области высшего образования  должна быть построена на принципиальных положениях, учитывать мировой опыт, а также практику отечественного образования. Принципы многомерны, но, прежде всего, они должны отражать интересы общества в целом, государства и  самой системы высшего образования. 

     Главой  государства Н.А.Назарбаевым определены стратегические приоритеты развития страны до 2030 года "Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев". Их реализация предполагает переход общества к модели устойчивого  развития. Соответственно, задачей  системы высшего образования (СВО) является сохранение высокообразованного  населения республики с достаточным  уровнем научного и творческого  потенциала. 

     Нашему  государству, как в любой другой стране, принадлежат вопросы регулирования, перераспределения финансовых потоков  с целью создания условий развития приоритетных отраслей. Прямое государственное  регулирование обеспечивается введением  налогового инструмента, созданием  централизованных фондов отрасли непосредственно  у хозяйствующего субъекта в пользу, например, развития системы высшего  образования, внесением соответствующих  изменений и дополнений в законодательные  нормативные документы. 

     Инструменты косвенного регулирования являются элементами рыночной экономики. Их введение предполагает максимально эффективную  деятельность отрасли, оживление внутренних механизмов самовосстановления и самоорганизации. При этом внедрение косвенных  инструментов возможно в рамках действующих  законодательных актов. 

     Гармоничное взаимодействие прямых и косвенных  инструментов государственного регулирования  может привести к модели устойчивого  развития общества. С точки зрения системы высшего образования (СВО), реформирование его составляющих может  быть успешным и отвечающим задачам  Стратегических приоритетов развития общества до 2030 года только в случае повышения эффективности управления системы и улучшения качества подготовки специалистов.  
 

     Заключение 
 

     Проведенное исследование позволило сформулировать основные выводы по курсовой работе.  

     Государственный бюджет выполняет специфическое  общественное назначение — служит удовлетворению общегосударственных  потребностей. Из государственного бюджета  Республики Казахстан финансируются  текущие расходы функциональных групп и обслуживание государственного долга.  

     Таким образом, государственные расходы  представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием  государства. Преобладающая часть  государственных расходов направляется для производства или обеспечения  общественными товарами, благами  и услугами населения страны.  

     Государственные расходы на образование подразумевают  под собой выделение бюджетных  ассигнований на образование с учетом его приоритетности по текущим бюджетным  программам и бюджетным программам развития. 

     Расходная часть текущего бюджета формируется  на основе бюджетных программ с указанием  конкретных целей.  

     Нормативно-правовое обеспечение финансирования бюджетных  программ на образование составляют следующие законодательные акты:  

     1. Конституция  Республики Казахстан; 

     2. Бюджетный  Кодекс Республики Казахстан;  

     3. Закон  Республики Казахстан «О бюджетной  системе» от 1 апреля 1999года №  357-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными в соответствии с  Законом Республики Казахстан  от 07 декабря 2001года; 

     4. Постановление  Правительства Республики Казахстан  от 25 июля 2002 года N 832 «Об утверждении  Правил финансовых процедур по  исполнению бюджета и ведению  форм отчетности (периодической  и годовой) для государственных  учреждений, содержащихся за счет  государственного бюджета»; 

     5. Закон  Республики Казахстан от 5 декабря  2003 года № 505-11 «О республиканском  бюджете» на соответствующий  год;  

     6. Решения  маслихатов о местном бюджете  на соответствующий год; 

     7. Закон  Республики Казахстан «Об образовании»  от 07 июля 2004 года. 

     Стабилизация  экономического положения страны позволила  значительно увеличить расходы  государственного бюджета на образование. 

     Тем не менее, в результате анализа динамики бюджета образования Республики Казахстан за 2002-2005 года выявлено, что  бюджеты образования РК 2004, 2005 годов  по сравнению с 2002 годом по абсолютной величине увеличились, а количество бюджетных программ уменьшилось. 

Информация о работе Формирование расходов бюджета на образование