Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:28, курсовая работа
Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Стабилизация
экономического положения страны позволила
значительно увеличить расходы
государственного бюджета на образование
(таблица 1).
Таблица
1 – Расходы государственного бюджета
на образование (млн. тенге)
2000
2001
2002
2003
2004
Дошкольное
воспитание и обучение
2975
3322
3880
4553
5742
Среднее общее образование
60007
67224
81744
98906
124979
Начальное
профессиональное образование
2693
3018
3910
5299
6540
Среднее
профессиональное образование
2662
2528
2989
3495
5001
Высшее
и послевузовское образование
8120
9344
11783
12763
15506
Прочие программы
4959
17640
14671
24505
33547
Итого
81416
103076
118977
149521
191315
в % к ВВП
3,1
3,1
3,2
3,4
3,8
Увеличение
расходов государства на образование
было не только абсолютным, но и в
процентном отношении к ВВП несмотря
на значительные темпы его роста.
В соответствии
с функциональной классификацией расходы
на образование в бюджетах всех уровней
относятся к функциональной группе
«04 Образование» (Ф-04). Названия, номера,
количество программ, а также число
администраторов, исполняющих программы
Ф-04, из года в год изменяются.
В таблице
2 представлены данные о динамике изменения
программ функциональной группы «04 Образование»
в разрезе трех лет: 2002-2005.
Таким
образом, после резкого уменьшения
количества программ в 2004 (42 в 2004 году против
85 в 2002 году), в 2005 году количество программ
группы образование увеличилось
до 57.
Таблица 2 - Программы функциональной группы «04 Образование»
№№ п/п
Годы
Количество
администраторов программ
функц.
группы
04 Образование
Количество
программ функц. группы
04 Образование
Всего программ
Программ администратора 225 МОиН
Программ
других администраторов
1
2003
19
85
48
37
2
2004
12
42
21
21
3
2005
14
57
26
31
В таблице
3 и на рисунке 1 представлены сравнительные
данные об общих расходах бюджета
и расходах на финансирование образовательных
программ.
Рисунок
1 – Удельный вес расходов на образование
в бюджете РК (%)
Таблица 3 - Сравнительная таблица расходов бюджета и бюджета образования
Наименование
Бюджет Республики Казахстан
Абсолютное
Отклонение расходов тыс. тг 2005/
2004гг
Уд. вес расходов на образование в расходах бюджета РК ( %)
Темп
роста (%)
2002
2004
2005
2002
2004
2005
2002/
2004
2004/
2005
Расходы бюджета
567856905
1026969555
1089469412
62499857
-
-
-
180,85
106,09
В том числе на образование
16452861
36128220
57371693
21243473
2,90
3,52
5,27
219,59
158,80
Таким
образом, по данным рисунка 1 видно, что
в 2002 – 2005 годах расходы на образование
стабильно растут. Причем темпы роста
бюджета образования опережают
темпы роста расходов республиканского
бюджета. Увеличивается также и
удельный вес бюджета образования
в расходах республиканского бюджета
(рисунок 2).
Рисунок
2 – Удельный вес программ в бюджете
образования РК (%)
Таким
образом, в структуре бюджетов 2002,
2004, 2005 годов наибольший удельный вес
приходится на программы по подготовке
специалистов с высшим и послевузовским
профессиональным образованием. (Рис.
2). Причем их доля в бюджете постепенно
снижается от 70% в 2002 году до 37,12% в 2005
году. Но по абсолютной величине стоимость
этих программ увеличивается и темп
их роста в 2004/2005 годах составил 123%.
Доля расходов республиканского бюджета
на подготовку специалистов со средним
профессиональным образованием снижается:
от 6,06% в 2002 году до 3,09% в 2005 году. По программам,
исполняемым другими
Интересна
динамика финансирования программ по
повышению квалификации и переподготовке
кадров, исполняемых администратором
225 МОиН (таблица 4).
По
данным таблицы 4 видно, что в 2002 – 2004
годах финансирование по этим программам
уменьшилось и по удельному весу,
(с 1,19% до 0,11%) и по абсолютной величине:
с 196383 до 40878 тыс. тенге, темп роста 20,82%.
В бюджете же 2005 года происходит
резкое увеличение финансирования этих
программ: с 40878 до 156544 тыс. тенге и
темп роста составил 382,95%.
Таблица 4 - Соотношение затрат на переподготовку и повышение квалификации по МОиН и другим администраторам
Администратор
Название
Сумма, тыс. тенге
Удельный
вес в бюджете образования
%
225
МОиН
2002
2004гг
2005
2002
2004
2005
Образование
16452861
36128220
57371693
10/ повышение
квалификации и переподготовка
кадров на республиканском
196383
1,19
023/повышение
квалификации и переподготовка
кадров гос. организаций
40878
0,11
023/
повышение квалификации и
619044
1,08
ИТОГО
ДРУГИЕ АДМИНИСТРАТОРЫ
ЗА 2002 ГОД
351222
2,13
ЗА
2004 ГОД
412412
1,14
ЗА
2005 ГОД
1291213
2,25
Кроме
программы 023 в республиканском бюджете
2005 года впервые появились программы
038 и 039 Целевые текущие трансферты
на переподготовку и повышение квалификации
педагогических работников и на укрепление
материально-технической базы областных
(городских) институтов повышения квалификации
педагогических кадров. И хотя доля
этих программ в бюджете, включая
программу 023, незначительна, всего 1,08%,
но по абсолютной величине их финансирование
увеличилось в 15,1 раза, темп роста
составил 1514,4%.
Таким
образом, в результате анализа динамики
бюджета образования Республики
Казахстан за 2002-2005 года выявлено, что
бюджеты образования РК 2004, 2005 годов
по сравнению с 2002 годом по абсолютной
величине увеличились, а количество
бюджетных программ уменьшилось.
Наибольший
удельный вес в структуре бюджета
образования РК приходится на программы
по подготовке специалистов с высшим
и послевузовским профессиональным
образованием, строительству и реконструкции
объектов образования и целевые
трансферты областным бюджетам, бюджетам
городов Астана и Алматы.
В бюджетах
РК 2004, 2005 годов появились программы
целевых трансфертов областным
бюджетам, бюджетам городов Астаны,
Алматы. В 2005 году по сравнению с 2004
годом увеличилось и их количество,
и их доля в бюджетах. Однако прозрачность
бюджетов 2004, 2005 годов по сравнению
с бюджетом 2002 года уменьшилась.
В 2005
году впервые выделены целевые текущие
трансферты на переподготовку и повышение
квалификации педагогических работников
и на укрепление материально-технической
базы областных (городских) институтов
повышения квалификации педагогических
кадров. Эти программы адм. 225 МОиН
имеют наибольший темп роста в
бюджете 2005 года.
2.2 Анализ
бюджета образования Караганды
и Карагандинской области
Если
проанализировать областные бюджеты
на образования (рисунок 3), то видно, что
в 2005 году бюджеты образования во
всех рассматриваемых областях, кроме
Карагандинской, по сравнению с 2004 годом
по абсолютной величине уменьшились, также
уменьшилось и количество бюджетных
программ.
Рисунок
3 – Удельный вес расходов на образование
в бюджетах областей Республики Казахстан
(%)
Но
вместе с тем доля образования
в бюджетах этих областей в 2005 году
возросла. С 2004 года в бюджетах областей
нет программ, направленных на укрепление
материально-технической базы, капитальный
ремонт, строительство и реконструкцию
объектов образования (программы 064, 066,
072, 074, 073, 40, 30, 53, 77, 80). Можно предположить,
что все эти программы
Информация о работе Формирование расходов бюджета на образование