Формирование расходов бюджета на образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа формирование гос бюджетов.docx

— 54.04 Кб (Скачать)

     Стабилизация  экономического положения страны позволила  значительно увеличить расходы  государственного бюджета на образование (таблица 1). 
 

     Таблица 1 – Расходы государственного бюджета  на образование (млн. тенге) 

     2000 

     2001 

     2002 

     2003 

     2004 

     Дошкольное  

     воспитание  и обучение 

     2975 

     3322 

     3880 

     4553 

     5742 

     Среднее общее образование 

     60007 

     67224 

     81744 

     98906 

     124979 

     Начальное  

     профессиональное  образование 

     2693 

     3018 

     3910 

     5299 

     6540 

     Среднее  

     профессиональное  образование 

     2662 

     2528 

     2989 

     3495 

     5001 

     Высшее  

     и послевузовское образование 

     8120 

     9344 

     11783 

     12763 

     15506 

     Прочие  программы 

     4959 

     17640 

     14671 

     24505 

     33547 

     Итого 

     81416 

     103076 

     118977 

     149521 

     191315 

     в % к ВВП 

     3,1 

     3,1 

     3,2 

     3,4 

     3,8 
 
 

     Увеличение  расходов государства на образование  было не только абсолютным, но и в  процентном отношении к ВВП несмотря на значительные темпы его роста. 

     В соответствии с функциональной классификацией расходы  на образование в бюджетах всех уровней  относятся к функциональной группе «04 Образование» (Ф-04). Названия, номера, количество программ, а также число  администраторов, исполняющих программы  Ф-04, из года в год изменяются.  

     В таблице 2 представлены данные о динамике изменения  программ функциональной группы «04 Образование» в разрезе трех лет: 2002-2005. 

     Таким образом, после резкого уменьшения количества программ в 2004 (42 в 2004 году против 85 в 2002 году), в 2005 году количество программ группы образование увеличилось  до 57. 
 

     Таблица 2 - Программы функциональной группы «04 Образование»

     №№  п/п 

     Годы 

     Количество  администраторов программ 

     функц. группы 

     04 Образование 

     Количество  программ функц. группы 

     04 Образование 

     Всего программ 

     Программ  администратора 225 МОиН 

     Программ  других администраторов 

     

     2003 

     19 

     85 

     48 

     37 

     

     2004 

     12 

     42 

     21 

     21 

     

     2005 

     14 

     57 

     26 

     31 
 
 

     В таблице 3 и на рисунке 1 представлены сравнительные  данные об общих расходах бюджета  и расходах на финансирование образовательных  программ. 
 
 

     Рисунок 1 – Удельный вес расходов на образование  в бюджете РК (%) 
 

     Таблица 3 - Сравнительная таблица расходов бюджета и бюджета образования 

     Наименование 

     Бюджет  Республики Казахстан 

     Абсолютное  Отклонение расходов тыс. тг 2005/ 

     2004гг 

     Уд. вес расходов на образование в  расходах бюджета РК ( %) 

     Темп  роста (%) 
 

     2002 

     2004 

     2005 

     2002 

     2004 

     2005 

     2002/ 

     2004 

     2004/ 

     2005 

     Расходы бюджета 

     567856905 

     1026969555 

     1089469412 

     62499857 

     

     

     

     180,85 

     106,09 

     В том  числе на образование 

     16452861 

     36128220 

     57371693 

     21243473 

     2,90 

     3,52 

     5,27 

     219,59 

     158,80 
 
 

     Таким образом, по данным рисунка 1 видно, что  в 2002 – 2005 годах расходы на образование  стабильно растут. Причем темпы роста  бюджета образования опережают  темпы роста расходов республиканского бюджета. Увеличивается также и  удельный вес бюджета образования  в расходах республиканского бюджета (рисунок 2).  
 
 

        
 
 
 

     Рисунок 2 – Удельный вес программ в бюджете  образования РК (%) 
 

     Таким образом, в структуре бюджетов 2002, 2004, 2005 годов наибольший удельный вес  приходится на программы по подготовке специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием. (Рис. 2). Причем их доля в бюджете постепенно снижается от 70% в 2002 году до 37,12% в 2005 году. Но по абсолютной величине стоимость  этих программ увеличивается и темп их роста в 2004/2005 годах составил 123%. Доля расходов республиканского бюджета  на подготовку специалистов со средним  профессиональным образованием снижается: от 6,06% в 2002 году до 3,09% в 2005 году. По программам, исполняемым другими администраторами, темп роста составляет 114,03%, тогда  как по программам, исполняемым администратором 225 МОиН темп роста 75,07%.  

     Интересна динамика финансирования программ по повышению квалификации и переподготовке кадров, исполняемых администратором 225 МОиН (таблица 4).  

     По  данным таблицы 4 видно, что в 2002 – 2004 годах финансирование по этим программам уменьшилось и по удельному весу, (с 1,19% до 0,11%) и по абсолютной величине: с 196383 до 40878 тыс. тенге, темп роста 20,82%. В бюджете же 2005 года происходит резкое увеличение финансирования этих программ: с 40878 до 156544 тыс. тенге и  темп роста составил 382,95%.  
 

     Таблица 4 - Соотношение затрат на переподготовку и повышение квалификации по МОиН и другим администраторам

     Администратор 

     Название 

     Сумма, тыс. тенге 

     Удельный  вес в бюджете образования 

     % 

     225 

     МОиН  

     2002 

     2004гг 

     2005 

     2002 

     2004 

     2005 

     Образование 

     16452861 

     36128220 

     57371693  
 
 
 

     10/ повышение  квалификации и переподготовка  кадров на республиканском уровне 

     196383  
 

     1,19  
 
 

     023/повышение  квалификации и переподготовка  кадров гос. организаций образования  

     40878  
 

     0,11  
 

     023/ повышение квалификации и переподготовка  кадров  
 

     619044  
 

     1,08 

     ИТОГО ДРУГИЕ АДМИНИСТРАТОРЫ  
 
 
 
 
 
 

     ЗА 2002 ГОД 

     351222  
 

     2,13  
 
 

     ЗА 2004 ГОД  

     412412 
 
 

     1,14  
 

     ЗА 2005 ГОД  
 

     1291213  
 

     2,25 
 
 

     Кроме программы 023 в республиканском бюджете 2005 года впервые появились программы 038 и 039 Целевые текущие трансферты на переподготовку и повышение квалификации педагогических работников и на укрепление материально-технической базы областных (городских) институтов повышения квалификации педагогических кадров. И хотя доля этих программ в бюджете, включая  программу 023, незначительна, всего 1,08%, но по абсолютной величине их финансирование увеличилось в 15,1 раза, темп роста  составил 1514,4%.  

     Таким образом, в результате анализа динамики бюджета образования Республики Казахстан за 2002-2005 года выявлено, что  бюджеты образования РК 2004, 2005 годов  по сравнению с 2002 годом по абсолютной величине увеличились, а количество бюджетных программ уменьшилось. 

     Наибольший  удельный вес в структуре бюджета  образования РК приходится на программы  по подготовке специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием, строительству и реконструкции  объектов образования и целевые  трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астана и Алматы.  

     В бюджетах РК 2004, 2005 годов появились программы  целевых трансфертов областным  бюджетам, бюджетам городов Астаны, Алматы. В 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличилось и их количество, и их доля в бюджетах. Однако прозрачность бюджетов 2004, 2005 годов по сравнению  с бюджетом 2002 года уменьшилась. 

     В 2005 году впервые выделены целевые текущие  трансферты на переподготовку и повышение  квалификации педагогических работников и на укрепление материально-технической  базы областных (городских) институтов повышения квалификации педагогических кадров. Эти программы адм. 225 МОиН имеют наибольший темп роста в  бюджете 2005 года. 

     2.2 Анализ  бюджета образования Караганды  и Карагандинской области 
 

     Если  проанализировать областные бюджеты  на образования (рисунок 3), то видно, что  в 2005 году бюджеты образования во всех рассматриваемых областях, кроме  Карагандинской, по сравнению с 2004 годом  по абсолютной величине уменьшились, также  уменьшилось и количество бюджетных  программ.  
 
 

     Рисунок 3 – Удельный вес расходов на образование  в бюджетах областей Республики Казахстан (%) 
 

     Но  вместе с тем доля образования  в бюджетах этих областей в 2005 году возросла. С 2004 года в бюджетах областей нет программ, направленных на укрепление материально-технической базы, капитальный  ремонт, строительство и реконструкцию  объектов образования (программы 064, 066, 072, 074, 073, 40, 30, 53, 77, 80). Можно предположить, что все эти программы объединены в программе 016, которая появилась  в бюджетах СКО, ВКО и Карагандинской областей 2004 года. Стоимость программы 016 больше стоимости вместе взятых вышеуказанных  программ 2003 года, но объединение их в одной программе снижает  прозрачность бюджета: невозможно сделать  вывод о том, на что идет и как  изменяется финансирование мероприятий  данной программы. Следует также  отметить, что в 2004 году в бюджетах ЗКО и Жамбылской области нет  и программы 016, и вышеперечисленных  программ бюджета 2003 года. Также в 2004 году в бюджетах всех областей отсутствует  программа 40 «Методологическое обеспечение  на местном уровне», которая в 2003 году незначительно финансировалась  только в ЗКО и Жамбылской области.  

Информация о работе Формирование расходов бюджета на образование