Финансы учреждений сферы здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:50, дипломная работа

Описание работы

Целью ВКР является изучение финансов сферы здравоохранения.
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические и нормативные основ финансов сферы здравоохранения;
2. Показать принципы организации финансирования здравоохранения;
3. Рассмотреть направления совершенствования финансирования здравоохранения;

Содержание

Введение 4
Глава 1 Здравоохранение, его роль и финансирование 7
1.1 Сущность сферы здравоохранения 7
1.2 Современное состояние российского здравоохранения 11
1.3 Источники финансирования сферы здравоохранения 16
1.4 Финансы бюджетных учреждений сферы здравоохранения 18
Глава 2 Анализ финансирования Военно-Морского Госпиталя Северного Флота за 2007-2011 гг. 24
2.1 Характеристика Военно-Морского Госпиталя Северного Флота 24
2.2 Анализ плановых и фактических показателей бюджетного финансирования за 2007 -2011 год 29
2.3 Анализ плановых и фактических показателей предпринимательской деятельности за 2007 -2011 год 39
2.4 Особенности исполнения смет 48
Глава 3 Современные проблемы бюджетного финансирования учреждений сферы здравоохранения и пути их решения 55
3.1 Современные проблемы финансирования учреждений сферы здравоохранения и пути их решения 55
3.2 Современные проблемы Филиала № 2 ФГУ « 1469 Военно-Морской Госпиталь Северного Флота» 60
3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности Филиала № 2 ФГУ « 1469 Военно-Морской Госпиталь Северного Флота» 63
Заключение 71
Список литературы 74

Работа содержит 1 файл

Финансы учреждений сферы здравоохранения (на примере филиала №2 ФГУ 1469 Военно-морской госпиталь Северного флота за 2007-2011гг) .doc

— 1.22 Мб (Скачать)

В 2010 году поступление нефинансовых активов планировалось в  размере 3 792 653,72 руб. (72,85% от всех расходов), в том числе увеличение стоимости основных средств 1 130 987,60 руб., увеличение стоимости материальных запасов 2 661 666,12 руб. (рисунок 13).

В 2011 году поступление нефинансовых активов планировалось в  размере 3 807 953,38 руб. (72,88% от всех расходов), в том числе увеличение стоимости основных средств 1 146 287,26  руб., увеличение стоимости материальных запасов 2 661 666,12 руб. (рисунок 13).

Рост расходов на оплату труда за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в рассматриваемом периоде  оставил 1,14 раза, это связано с ростом уровня заработной платы и увеличением численности работников.

Увеличение расходов на приобретение услуг в 1,04 раза так же объясняется ростом услуг связи и ростом услуг по содержанию имущества.

Планируемые общие  расходы за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на содержание Госпиталя за  2007-2011гг возросли в 1,04 раза.

 

Внебюджетные сметы Госпиталя за 2007-2011 гг. представлены в приложении В. Таблицы с расчетами для анализа представлены в приложении Г (Таблицы Г.11, Г.12, Г.13).

 

Рисунок 14 - Динамика расходов за 2007-2010 гг.

 

За счет предпринимательской и  иной приносящей доход деятельности в 2008 году общие расходы составили 3 925 688,68 руб. (рисунок 14).

За счет предпринимательской и  иной приносящей доход деятельности в  2009 году общие расходы составили 3 986 341,68 руб. (рисунок 14).

В 2010 году за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности общие расходы составили 4 013 724,67 руб. (рисунок 14).

В 2011 году за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности общие расходы составили 3 745 382,07 руб. (рисунок 14).

 

Рисунок 15 - Затраты на оплату труда за 2007-2010 гг.

 

В 2007 году расходы на оплату труда за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности составили 68 080,30 руб.( 1,73 % от всех расходов), в том числе на заработную плату 54 600,00 руб., начисления на оплату труда 13 480,30 руб. (рисунок 15).

За счет предпринимательской и  иной приносящей доход деятельности в 2008 году расходы на оплату труда составили 68903,6 руб.( 1,73 % от всех расходов), в том числе на заработную плату 55100,00 руб., начисления на оплату труда 13803,6 руб. (рисунок 15).

За счет предпринимательской и  иной приносящей доход деятельности в  2009 году расходы на оплату труда составили 70230,3 руб.( 1,75 % от всех расходов), в том числе на заработную плату 55650 руб., начисления на оплату труда 14580,3 руб. (рисунок 15).

В 2010 году расходы на оплату труда составили 21580,2 руб.               (0,58 % от всех расходов), в том числе на заработную плату 17100 руб., начисления на оплату труда 4480,2 руб. (рисунок 15).

 

Рисунок 16 - Затраты на приобретение услуг за 2007-2010 гг.

 

В 2007 году расходы на приобретение услуг составили 893 762,39 руб.( 22,77% от всех расходов), в том числе оплата услуг связи 164 895,76 руб., услуги по содержанию имущества 240 376,92 руб. (рисунок 16).

В 2008 году расходы на приобретение услуг составили 904881,9 руб.      ( 22,7 % от всех расходов), в том числе оплата услуг связи 173449,16 руб., услуги по содержанию имущества 241759,37 руб. (рисунок 16).

В 2009 году расходы на приобретение услуг составили 927052,57 руб.    ( 23,1 % от всех расходов), в том числе оплата услуг связи 188586,39 руб., услуги по содержанию имущества 239856,43 руб. (рисунок 16).

В 2010 году расходы на приобретение услуг планировались в размере 1236962,58  руб.( 33,03% от всех расходов), в том числе оплата услуг связи 101907,37  руб., услуги по содержанию имущества 569772,13 руб.                              (рисунок 16).

 

Рисунок 17 - Затраты на поступление  нефинансовых активов за 2007-2010 гг.

 

В 2007 году нефинансовых активов поступило 2 930 578,50 руб.   (74,65 % от всех расходов), в том числе увеличение стоимости основных средств 996 391,77 руб., увеличение стоимости материальных запасов                          1 934 186,73  руб. (рисунок 17).

В 2008 году поступление нефинансовых активов составило 2 969 321,8 руб. (74,49 % от всех расходов), в том числе увеличение стоимости основных средств 1 016 823,32 руб., увеличение стоимости материальных запасов 1 952 498,48 руб. (рисунок 17).

В 2009 году поступление нефинансовых активов составило              2 987 205,18 руб. (74,42 % от всех расходов), в том числе увеличение стоимости основных средств 1 027 742,01 руб., увеличение стоимости материальных запасов 1 959 463,17 руб. (рисунок 17).

В 2010 году нефинансовых активов поступило 2 486 582,81 руб.    (66,39 % от всех расходов), в том числе увеличение стоимости основных средств 624 420,22 руб., увеличение стоимости материальных запасов    1 862 162,59  руб. (рисунок 17).

Расходы на оплату труда за счет предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности в рассматриваемом периоде  уменьшились в 0,32 раза, это связано с сокращением численности рабочих.

Увеличение расходов на приобретение услуг в 1,38 раза так же объясняется ростом услуг по содержанию имущества, ростом транспортных услуг и услуг связи.

Расходы, связанные с поступлением нефинансовых активов уменьшились в 0,85 раза, это связано с уменьшением стоимости основных средств и материальных запасов.

Общие  расходы за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на содержание Госпиталя за  2007-2010 гг. уменьшились в 0,95 раза.

2.4 Особенности исполнения смет

 

Особенности исполнения бюджетных  смет. Таблицы с расчетами для анализа представлены в приложении Г (Таблицы Г.14, Г.15, Г.16, Г.17).

Рисунок 18 - Динамика расходов за 2007-2010 гг.

При сравнении  данных показателей  за анализируемый период, выявлено, что бюджетные средства осваиваются госпиталем почти в полном объеме. Так, в 2007 году средства по смете освоены на 90,27 %, в 2008 году –95 %, в 2009 году – 97,68 %, в 2010 году – 96,35%  (рисунок 18).

 

Рисунок 19 - Затраты на оплату труда  за 2007-2010 гг.

В период 2008-2010гг наблюдается перевыполнение плана по статьям 211 «Заработная  плата» и 213 «Начисления на оплату труда». Это связано с ростом уровня заработной платы (рисунок 19).

Рисунок 20 - Затраты на приобретение услуг за 2007-2010 гг.

 

В 2007г наибольшее отклонение фактических  показателей от плановых имеется  по статье КОСГУ 220 «Приобретение услуг, всего» (22,23%), поскольку по факту на услуги по содержанию имущества из бюджетных средств не оплачивались, хотя в плане по данной статье начисления имеются. Аналогичная ситуация и во всех последующих годах (рисунок 20).

 

Рисунок 21 - Затраты на поступление  нефинансовых активов за 2007-2010 гг.

 

В 2007г большое отклонение фактических показателей от плановых имеется по статье КОСГУ 300 «Поступление нефинансовых активов» (38,09%), поскольку по плану предусмотрено увеличение стоимости основных средств за счет бюджета, а по факту этого не произошло. Аналогичная ситуация и во всех последующих годах (рисунок 21).

Если не брать в расчет отсутствие выполнений бюджетов по статьям 310 «Увеличение стоимости основных средств» и 225 «Услуги по содержанию имущества», то в период  2007 и 2010гг все бюджетные назначения имеют незначительные отклонения или исполнены в полном объеме.

Данный анализ свидетельствует о достоверности планирования показателей смет. 

 

Особенности исполнения смет по предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности. Таблицы с расчетами для анализа представлены в приложении Г (Таблицы Г.18, Г.19, Г.20,                                          Г.21, Г.22).

Рисунок 22 - Динамика расходов за 2007-2010 гг.

 

Так, в 2007 году внебюджетные средства по смете освоены на 74,37 %, в 2008 году – 76,9 %, в 2009 году – 76,92 %, в 2010 году – 71,94% (рисунок 22). Проанализировав данные показатели, выявили, что внебюджетные средства осваиваются Госпиталем практически в полном объеме.

 

Рисунок 23 - Затраты на оплату труда  за 2007-2010 гг.

 

В период 2007-2009 гг. фактическое исполнение по коду КОСГУ 210 «Оплата труда и начисления на оплату труда» превышает плановые показатели. Это связано с увеличением уровня заработной платы и увеличением числа рабочих. В 2010 г. наблюдается резкое снижение исполнения плана: 33,14%. Это связано в первую очередь с большими сокращениями в военной сфере и, как следствие, сокращение врачебного персонала, обслуживающего ее (рисунок 23).

 

Рисунок 24 - Затраты на приобретение услуг за 2007-2010 гг.

 

По коду КОСГУ 225 «Услуги по содержанию имущества» в период 2007-2009 наблюдается стабильное невыполнение плана более чем наполовину.  В 2010 г. план выполнен практически полностью (98,41%)  (рисунок 24).

 

Рисунок 25 - Затраты на поступление  нефинансовых активов за 2007-2010 гг.

 

В период 2007-2009 гг. по коду КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» наблюдается практическое полное выполнение плана. В 2010 г. план выполнен лишь на 55,21 %. Это связано с сокращение численности персонала Госпиталя и как следствие уменьшение затрат на основные средства (рисунок 25).

Выполнение плана по доходам  и расходам от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности свидетельствует о достижении и  своевременном выполнении учреждением целей и задач, а также о грамотном планировании расходов.

 

Глава 3 Современные проблемы бюджетного финансирования учреждений сферы здравоохранения и пути их решения

    1.  Современные проблемы финансирования учреждений сферы здравоохранения и пути их решения

 

Правительство страны, понимая недостатки существующей системы здравоохранения, на протяжении нескольких лет предпринимает усилия, направленные на совершенствование существующей системы здравоохранения. За последние несколько лет Россия регрессировала по основным показателям здоровья населения: уровню смертности и средней продолжительности жизни, заболеваемости и инвалидности населения, в том числе в связи с проблемами в системе здравоохранения.

Существует мнение, что рост заболеваемости можно объяснить улучшением диагностики, что действительно и происходит в последнее десятилетие, отставанием развития лечебных технологий и повышением достоверности статистических данных. Однако, рост показателей смертности, инвалидности и диссонанс с аналогичными показателями заболеваемости населения развитых стран свидетельствуют о действительном росте заболеваемости.

Возрастает стоимость национального  груза болезней, включающая:

  • прямую стоимость медицинской помощи (больничной, амбулаторно-поликлинической, скорой) и социальной помощи заболевшим в период частичной утраты трудоспособности;
  • непрямую стоимость (немедицинские затраты), выраженную в потерях валового внутреннего продукта, обусловленных потерей трудоспособности в связи с болезнью, отсутствием людей на работе.

Формирующиеся рыночные отношения  на основе различных видов собственности изменили здравоохранение как социальный институт, в котором остались прежние принципы финансирования сети учреждений при снижении относительных показателей их обеспеченности финансовыми ресурсами. При этом государственные и муниципальные учреждения здравоохранения вынуждены приобретать материально-технические ресурсы по рыночным ценам. Возник дисбаланс доходов и расходов учреждений. Обязательное медицинское страхование не ввело страховые механизмы, способствующие развитию конкуренции, и не включило в оборот здравоохранения необходимый объем финансовых ресурсов, не стало механизмом их эффективного расходования.

До настоящего времени развитие здравоохранения в нашей стране не зависит от потребностей граждан  как потребителей медицинской помощи. В странах с развитой социально-ориентированной экономикой центральной фигурой правоотношений при получении медицинской помощи определенного уровня и качества является человек, его потребности, на обеспечение которых направлена деятельность государства, определяющего с учетом имеющихся ресурсов уровень здоровья населения, необходимый для экономического роста. Для его достижения формируется определенная система здравоохранения и ее организационно-экономическая модель (государственная, страховая, частная, смешанная).[9]

Реформирование здравоохранения  любой страны основывается на национальных целях, стратегии приоритетов, оптимальном  использовании ресурсов и целостном  подходе.

К предпосылкам реформирования со стороны  государства относятся: негативная динамика показателей здоровья населения, низкая доступность и качество бесплатной квалифицированной медицинской помощи, неэффективность громоздкой системы здравоохранения.

Предпосылки реформирования здравоохранения  имеют экономическую и организационную  природу. К ним относятся:

  • ограниченность ресурсов отрасли, включая сокращение государственных расходов на здравоохранение;
  • экстенсивное развитие отрасли, не базирующееся на реальных потребностях населения;
  • неэффективное использование ресурсов системы здравоохранения, в том числе трудовых;
  • отсутствие экономической мотивации у медицинских работников в оказании качественных услуг;
  • увеличение доли соучастия пациентов в оплате медицинской помощи;
  • распространение теневой оплаты медицинских услуг (сопоставимой с расходами государства на здравоохранение);
  • неэффективная система управления отраслью;
  • неэффективная система оказания медицинской помощи (наряду с недостаточным внедрением в деятельность учреждений общественного здравоохранения современных медицинских технологий в структуре медицинской помощи существует громоздкая система издержек).

Предпосылки реформирования здравоохранения  со стороны медицинских работников:

  • появление профессиональных потребностей медицинских работников в более высоком уровне и качестве оказываемой медицинской помощи, обусловленное развитием медицинской науки;
  • низкий уровень оплаты труда работников здравоохранения.

Информация о работе Финансы учреждений сферы здравоохранения