Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:50, дипломная работа
Целью ВКР является изучение финансов сферы здравоохранения.
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические и нормативные основ финансов сферы здравоохранения;
2. Показать принципы организации финансирования здравоохранения;
3. Рассмотреть направления совершенствования финансирования здравоохранения;
Введение 4
Глава 1 Здравоохранение, его роль и финансирование 7
1.1 Сущность сферы здравоохранения 7
1.2 Современное состояние российского здравоохранения 11
1.3 Источники финансирования сферы здравоохранения 16
1.4 Финансы бюджетных учреждений сферы здравоохранения 18
Глава 2 Анализ финансирования Военно-Морского Госпиталя Северного Флота за 2007-2011 гг. 24
2.1 Характеристика Военно-Морского Госпиталя Северного Флота 24
2.2 Анализ плановых и фактических показателей бюджетного финансирования за 2007 -2011 год 29
2.3 Анализ плановых и фактических показателей предпринимательской деятельности за 2007 -2011 год 39
2.4 Особенности исполнения смет 48
Глава 3 Современные проблемы бюджетного финансирования учреждений сферы здравоохранения и пути их решения 55
3.1 Современные проблемы финансирования учреждений сферы здравоохранения и пути их решения 55
3.2 Современные проблемы Филиала № 2 ФГУ « 1469 Военно-Морской Госпиталь Северного Флота» 60
3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности Филиала № 2 ФГУ « 1469 Военно-Морской Госпиталь Северного Флота» 63
Заключение 71
Список литературы 74
Успех проводимых экономических преобразований в сфере здравоохранения, включая финансовое обеспечение отрасли, во многом зависит от решения ряда ключевых вопросов.
Поскольку здравоохранение как социальный институт по своей природе системно, то его преобразования должны одновременно затрагивать все звенья, образующие систему. Изменения характера политической власти, смена экономических отношений в обществе, замена одной правовой среды функционирования здравоохранения другой требуют согласованных и сочетанных преобразований во всех элементах данного системного механизма.
Для успешного функционирования здравоохранения и возможности выполнения задач, возложенных на отрасль, необходимо решить вопрос, связанный с оценкой характера затрат на здравоохранение. Несмотря на предпринятые попытки осуществить экономическую реформу в отрасли, теоретические подходы к оценке роли и места здравоохранения в системе общественного воспроизводства во многом остались прежними. Не произошло переоценки роли и места здравоохранения в экономической системе. Это находит свое проявление главным образом в общем размере финансовых ресурсов, направляемых в сферу здравоохранения.
В России расходы на здравоохранение остаются по-прежнему не связанными с объективными потребностями воспроизводства населения. Подтверждением этому служит тот факт, что общая величина расходов на здравоохранение по отношению к валовому внутреннему продукту находится ниже необходимого уровня для оказания медицинской помощи в современных условиях. Минимальная величина средств, направляемых в отрасль, определяется условиями простого воспроизводства. Размер финансовых ресурсов, поступающих в сферу здравоохранения, должен обеспечить покрытие затрат, связанных с сохранением здоровья трудовых ресурсов как важного фактора производственного процесса. Таким образом, количественные параметры инвестирования средств в сферу здравоохранения объективно детерминированы. Поэтому общество не свободно в выборе масштабов вложений финансовых ресурсов в здравоохранение.
В ведущих зарубежных странах расходы на здравоохранение, независимо от применяемой модели финансового обеспечения отрасли, достигают большего удельного веса в ВВП, чем в Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на период 2008-2010 годы по сравнению с 2007 годом возросли на 33% (см. таблицу 2).
Таблица 2 - Ассигнования федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» за период 2008-2010 годы
Раздел |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Общий объем, млрд. рублей |
206,4 |
218,3 |
234,2 |
274,6* |
Доля в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, % |
3,8 |
3,3 |
3,1 |
3,4 |
Прирост к предыдущему году, млрд. рублей |
11,9 |
15,9 |
40,4 | |
Прирост к предыдущему году, % |
5,8 |
7,2 |
17,2 |
* Включая зарезервированные
Основное место в структуре ассигнований по данному разделу занимают расходы на здравоохранение, в которых, в свою очередь, наибольшая доля приходится на оказание стационарной медицинской помощи (см. таблицу 3).
Таблица 3 - Структура бюджетных ассигнований
проекта федерального бюджета по разделу
«Здравоохранение, физическая культура
и спорт»
Раздел расходов |
2008 |
2009 |
2010 |
Стационарная медицинская помощь |
62,2 |
64,8 |
70,6 |
Амбулаторная помощь |
5,1 |
5,2 |
4,8 |
Скорая медицинская помощь |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
Санаторно-оздоровительная помощь |
7,2 |
7,1 |
6,4 |
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов |
1,1 |
1,1 |
1,0 |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
3,3 |
3,3 |
3,6 |
Физическая культура и спорт |
6,2 |
5,6 |
3,2 |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорт |
1,5 |
1,4 |
1,2 |
Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта |
13,2 |
11,3 |
9,1 |
Итого по разделу |
100 |
100 |
100 |
В 2010 г. значительно выросла доля ассигнования стационарной медицинской помощи. Произошло это за счет уменьшения долей ассигнования на амбулаторную помощь, санаторно-оздоровительную, физкультуру и спорт. Следует отметить планомерное уменьшение доли ассигнования прикладных научных исследований в области здравоохранения, физической культуры и спорта. [37]
Правительству Российской Федерации пока не удалось в полной мере решить задачу по завершению формирования системы финансирования стационарных медицинских учреждений, основанной на стандартизации медицинской помощи с ориентацией на конечный результат. Эта система предусматривает поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование, при котором действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе.
Избирательностью и
По мнению Российской медицинской ассоциации, появление и длительная персистенция многих негативных процессов в системе организации и оказания медицинской помощи в нашей стране объяснима отстраненностью Министерства здравоохранения от тех политических процессов, которые происходили и происходят в государстве в связи с формированием принципиально новой политической, правовой и экономической среды рыночного и демократического характера и совершенно недостаточной методологической ролью министерства в формировании политических новаций, затрагивающих механизмы функционирования системы здравоохранения России. [29]
Системы финансирования сферы здравоохранения различаются между собой по источнику формирования финансовых средств и форме взаимодействия с медицинскими организациями. В настоящее время для финансирования здравоохранения используются три основных модели:
1. Бюджетно-страховая модель. В
рамках ее сфера
2. Бюджетная модель. Финансирование осуществляется главным образом за счет бюджетных средств.
3. Предпринимательская модель, в
рамках которой финансовое
До 1991 г. в России в финансировании
здравоохранения действовала
Система финансового обеспечения здравоохранения, источники и направления их использования представлены в следующей схеме (рисунок.1).
Рисунок 1 - Финансовое обеспечение здравоохранения
Государственное финансирование здравоохранения обеспечивается за счет бюджетных средств и средств ОМС. Средства бюджетной системы: расходы на здравоохранение осуществляются из всех звеньев бюджетной системы.
За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения.
Финансирование Программы
Средства населения являются вторым по размеру источником финансирования здравоохранения. Средства ведомств и предприятий - это третий существенный источник ассигнований, направляемых в здравоохранение.
К субъектам медицинского страхования относятся граждане, страхователи, страховые медицинские организации и медицинские учреждения. [4] Медицинское страхование позволяет гарантировать гражданину бесплатное предоставление определённого объёма медицинских услуг при возникновении страхового случая (нарушении здоровья) при наличии договора со страховой медицинской организацией. [4] Последняя несёт затраты по оплате случая оказания медицинской помощи (риска) с момента уплаты гражданином первого взноса в соответствующий фонд. [45]
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных источников, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли. [17]
Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов. Финансируется из бюджета любого уровня и не ведет самостоятельной хозяйственной деятельности, а имеет смету расходов бюджетных средств, получаемую от вышестоящих органов. [3]
Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией №107н.
Смета бюджетного учреждения – в РФ вид финансового плана, основа для определения величины расходов, финансируемых из бюджета. Сметы составляют и используют организации и учреждения в основном сферы нематериального производства, состоящие на бюджетном финансировании. До перехода РФ к рыночным отношениям смета традиционно включала раздел расходов, разделенный на отдельные виды в соответствии с бюджетной классификацией расходов (заработная плата, начисления на нее и др.). В рыночных условиях структура сметы и методы расчетов ряда статей ее значительно изменились. Эти изменения связаны в значительной мере с потребностями всемерного развития социальной сферы (образования. здравоохранения и др.) в условиях появления новых источников для покрытия их расходов — средств благотворительных фондов, внебюджетных фондов, спонсорских взносов, своих средств от оказания платных услуг, аренды и др.
Теперь бывшая смета расходов именуется как “Смета доходов и расходов” конкретного учреждения по соответствующему бюджету. Смета включает два раздела с прилагаемыми расчетами к ним:
- Раздел 1. Доходы и поступления;
- Раздел 2. Расходы и направления.
В разделах конкретно по каждому виду расходов показана сумма на год в поквартальном разрезе.
Третьим (неофициальным) разделом сметы можно назвать приложение к ней в виде расчетов статей сметы, состоящих из ряда таблиц: распределение расходов; производственные показатели; расчет расходов на оплату труда, на коммунальные услуги, тарифный список работников и др.
Основной системой предоставления денежных средств учреждениям сферы здравоохранения на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом, является бюджетное финансирование, основанное на определенных принципах, характеризующееся специфическими формами и методами предоставления средств. Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:
1) получение максимального
2) целевой характер использования бюджетных ассигнований. Бюджетополучателям средства из бюджета перечисляются только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
Информация о работе Финансы учреждений сферы здравоохранения