Финансы учреждений сферы здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:50, дипломная работа

Описание работы

Целью ВКР является изучение финансов сферы здравоохранения.
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические и нормативные основ финансов сферы здравоохранения;
2. Показать принципы организации финансирования здравоохранения;
3. Рассмотреть направления совершенствования финансирования здравоохранения;

Содержание

Введение 4
Глава 1 Здравоохранение, его роль и финансирование 7
1.1 Сущность сферы здравоохранения 7
1.2 Современное состояние российского здравоохранения 11
1.3 Источники финансирования сферы здравоохранения 16
1.4 Финансы бюджетных учреждений сферы здравоохранения 18
Глава 2 Анализ финансирования Военно-Морского Госпиталя Северного Флота за 2007-2011 гг. 24
2.1 Характеристика Военно-Морского Госпиталя Северного Флота 24
2.2 Анализ плановых и фактических показателей бюджетного финансирования за 2007 -2011 год 29
2.3 Анализ плановых и фактических показателей предпринимательской деятельности за 2007 -2011 год 39
2.4 Особенности исполнения смет 48
Глава 3 Современные проблемы бюджетного финансирования учреждений сферы здравоохранения и пути их решения 55
3.1 Современные проблемы финансирования учреждений сферы здравоохранения и пути их решения 55
3.2 Современные проблемы Филиала № 2 ФГУ « 1469 Военно-Морской Госпиталь Северного Флота» 60
3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности Филиала № 2 ФГУ « 1469 Военно-Морской Госпиталь Северного Флота» 63
Заключение 71
Список литературы 74

Работа содержит 1 файл

Финансы учреждений сферы здравоохранения (на примере филиала №2 ФГУ 1469 Военно-морской госпиталь Северного флота за 2007-2011гг) .doc

— 1.22 Мб (Скачать)

Содержание


 

 

Введение

 

Здравоохранение относится к ведущим  отраслям сферы обслуживания населения. Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли в сфере обслуживания заключается в том, что, сберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составляющей производительных сил общества, оно тем самым способствует росту производительности труда, росту национального дохода и благосостоянию.

В настоящее время в нашей стране финансирование здравоохранения осуществляется  за счет следующих источников: бюджетное финансирование; страховые взносы ОМС; страховые взносы ДМС; платные услуги; доходы от ценных бумаг; безвозмездные взносы и пожертвования; иные источники, не запрещенные законодательством.

Средств из бюджета катастрофически  не хватает. Бюджетное финансирование осуществляется не в полной мере, т.е. уровень средств очень низок, а список заболеваний, по которому происходит бюджетное финансирование, очень мал.

Бюджетные учреждения могут иметь средства не только в виде бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений, последние разделяются на подгруппы:

— целевые средства и безвозмездные  поступления;

— средства, поступившие во временное  распоряжение учреждения;

— средства, полученные от государственных  внебюджетных фондов и др.;

— средства, полученные от предпринимательской  деятельности.

Предпринимательская деятельность не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее, в последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигновании руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств.

В соответствии с ГК РФ, предпринимательской деятельностью является  «самостоятельная, осуществляемая на свои риск  деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Актуальность ВКР состоит в  том, что система предоставления населению необходимой медицинской помощи приобретает в современных условиях значение жизненно важной для сохранения общества и для обеспечения национальной безопасности. Между тем, состояние системы здравоохранения характеризуется наличием фундаментальных проблем, требующих принятия принципиальных решений о дальнейших действиях государства. Главными при этом являются финансовые проблемы.

Целью ВКР является изучение финансов сферы здравоохранения.

Для решения этой цели поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть теоретические и нормативные основ финансов сферы здравоохранения;
  2. Показать принципы организации финансирования здравоохранения;
  3. Рассмотреть направления совершенствования финансирования здравоохранения;
  4. Изучить финансирование учреждений здравоохранения на практическом примере конкретной организации.

Объектом исследования является Филиал №2 ФГУ "1469 ВМКГ СФ"                           г. Северодвинск (Военно-Морской Госпиталь Северного Флота). Далее – Госпиталь.

Временной период исследования - деятельность Госпиталя                                       за 2007-2011 гг.

Необходимо изучить Положение Госпиталя, проанализировать его сметы за период 2007-2011гг.

Предметом ВКР являются организационно-экономические  отношения, возникающие при финансировании в сфере здравоохранения.

В первой главе ВКР рассмотрено  здравоохранение, его роль, финансирование, современное состояние, сущность сферы здравоохранения и источники ее финансирования.

Во второй главе ВКР рассмотрены  и проанализированы бюджетные сметы  и сметы предпринимательской  деятельности Военно-Морского Госпиталя Северного Флота за 2007-2011 года.

В третьей главе рассмотрены современные проблемы бюджетного финансирования учреждений сферы здравоохранения и пути их решения.

Работа состоит из введения, трех глав в соответствие с задачами работы. Список литературы включает в себя 51наименование. В работе представлено 25 таблиц и 25 рисунков.

 

Глава 1 Здравоохранение, его роль и финансирование

1.1 Сущность сферы здравоохранения

 

Для проведения объективного анализа  явлений и процессов, происходящих в национальном здравоохранении России, для оценки ситуации, описания проблем, выработки рекомендаций необходимо четкое определение понятия, что вообще собой представляет система здравоохранения.

Во внемедицинской среде и даже среди ученых немедицинского профиля, как правило, не делается различий между медициной как таковой и системой здравоохранения.

Приведем два официальных определения  здравоохранения, помещенных в Советском и в Российском энциклопедических словарях и разнесенных по времени на 16 лет:

  1. Здравоохранение как система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. [19]
  2. Здравоохранение – система социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья населения. Основные формы оказания медицинской помощи – частнопрактикующая, государственная и страховая. [38]

Перечисленные в Большом энциклопедическом словаре разные формы оказания медицинской помощи отражают официальный взгляд на предмет, но не раскрывают самого понятия «система здравоохранения», хотя и называют составные части национальной системы здравоохранения.

В отечественной социологической  и экономической литературе система  здравоохранения достаточно часто  называется «социальным институтом». Здравоохранение как социальный институт, отечественная наука определяет и рассматривает в качестве некой формы организации социальных отношений в обществе, посредством которых удовлетворяются те или иные потребности граждан и общества в целом. В частности, организуется удовлетворение потребности человека в получении адекватной и качественной медицинской помощи. Посредством этого института защищаются также социальные, экономические и политические интересы самого государства. [11]

Для упрощения понимания системы  здравоохранения в качестве социального института, его (здравоохранение) можно рассматривать в виде национального системного механизма, обеспечивающего доступность медицинской помощи для всех граждан страны, это -  во-первых. А во- вторых – в виде совокупности системных механизмов, обеспечивающих мониторинг и оздоровление среды обитания населения, а также совокупности механизмов организации разработки, производства и обеспечения потребностей медицины в лекарствах, инструментах, специальной медицинской технике и в изделиях медицинского назначения. В-третьих, здравоохранение как системный механизм позволяет желающим того гражданам получить медицинскую профессию: инвестировать свои способности, познавательный труд, личные и семейные финансовые средства в приобретение знаний, умений, навыков, практического опыта и определенного профессионального авторитета, необходимых для профессиональной деятельности по избранной медицинской специальности. При этом общество и государство выступают в качестве соинвесторов каждого конкретного человека. И наконец, в-четвертых, здравоохранение как системный механизм представляет собой совокупность политических, правовых, экономических, организационных и специальных медицинских технологий, обеспечивающих доступность и адекватность медицинской помощи каждому конкретному пациенту. [48]

В сфере здравоохранения действует  следующее Законодательство:

  1. Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 (ред. от 24.07.2009) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". [4]

Данный закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивают конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь.

  1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»  от 9.11.11 г. [7]

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере  охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

1) правовые, организационные  и экономические основы охраны  здоровья граждан;

2) права и обязанности  человека и гражданина, отдельных  групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности  медицинских организаций, иных  организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности  медицинских работников и фармацевтических  работников.

  1. Постановление от 22 июля 2011 г. № 608 «О субсидиях, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов российской федерации в сфере здравоохранения и социального развития, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов российской федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов российской федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в сфере здравоохранения и социального развития, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов». [8]

Данное положение устанавливает порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социального развития, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в сфере здравоохранения и социального развития, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, в отношении которых главным распределителем средств федерального бюджета, предусмотренных для предоставления субсидий, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

  1. Постановление от 30 июня 2004 г. № 323 «Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития». [9]

 

    1.  Современное состояние российского здравоохранения

 

Отечественное здравоохранение в  настоящее время находится в  тяжелом положении. Показатели здоровья населения ухудшаются. В России сохраняется низкая рождаемость. Средняя продолжительность жизни граждан Российской Федерации ниже, чем в индустриально развитых странах. Остаются высокими показатели смертности в зрелом возрасте. Старая система здравоохранения уже не может обеспечить граждан доступной, бесплатной, квалифицированной медицинской помощью. Такое положение еще больше усугубляется кризисными явлениями в экономике страны. [40]

С 2009 года приоритетный национальный проект "Здоровье" преобразован в государственную программу развития здравоохранения до 2012 года, при этом к нему добавились три новых направления, в том числе по борьбе с онкологическими заболеваниями и туберкулезом, по дополнительной диспансеризации подростков.

Кроме того, осуществлены изменения  структуры органов исполнительной власти в сфере здравоохранения. Упразднены Росздрав и Росмедтехнологии, функции и полномочия которых переданы Минздравсоцразвития России и ФМБА России.

Основная часть функций в  сфере здравоохранения относится  к ведению органов власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления. Федеральные  расходы на здравоохранение направлены на финансирование федеральных медицинских центров, большинство из которых оказывает высокотехнологичные виды медицинской помощи жителям Российской Федерации, финансирование научных исследований и высшего образования в сфере здравоохранения, борьбу с социально–значимыми заболеваниями.

В 2009 году расходы федерального бюджета  на здравоохранение возросли на 24%, в 2010 году – на 36% по сравнению с 2008 годом                         (см. таблицу 1).

По оценкам Всемирной организации  здравоохранения, минимальная величина средств, направляемых на здравоохранение, в современных условиях должна составлять не менее 6% валового внутреннего продукта. На развитие отечественного здравоохранения в последние годы направлялось около 2% валового внутреннего продукта, то есть значительно меньше.

 

Таблица 1 - Основные расходы федерального бюджета на здравоохранение

Наименование

Сумма на год, млн. руб.

2009/2008

2010/2008

2008

2009

2010

млн. руб.

%

млн.руб.

%

В с е г о по всем расходам

6894997,00

6544106,00

7067787,00

-350891,00

-5,09

172790,00

2,5

Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации

192391,00

174406,00

144224,00

-17985,00

-9,35

-48167,00

-25,0

Здравоохранение, физическая культура и спорт

109409,00

130436,00

115419,00

21027,00

19,22

6010,00

5,5

Стационарная медицинская помощь

56812,00

78999,00

69256,00

22187,00

39,05

12444,00

21,9

Здравоохранение в общем объеме государственных расходов

1,59%

1,99%

1,63%

0,41%

25,61

0,05%

2,9

Информация о работе Финансы учреждений сферы здравоохранения