Финансы предприятий в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:34, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – исследование вопросов организации финансовой работы на ОАО «Березинский сыродельный завод», определение проблем в организации финансовой работы и выработка основных направлений по совершенствованию финансовой работы на исследуемом предприятии.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить роль финансовой работы на предприятии в системе организации его финансов. ...
4. Рассмотреть современные требования с финансовой службе предприятия и проблемы их соблюдении.
5. Выработать предложения по активизации финансовой работы на ОАО «Березинский сыродельный завод».

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4
1.Финансы предприятий в условиях рыночной экономики…………………7
1.1. Экономическое содержание финансов предприятий и их роль
в рыночных преобразованиях…………………………………………………7
1.2. Финансовая работа на предприятии и основные направления
её совершенствования в современных условиях……………………………29
2. 2. Оценка финансовой работы предприятия на ОАО «Лента» и
основные направления ее развития……………………………………….....44
2.1 Анализ финансового состояния ОАО «Лента» ………………………...44
2.2. Управление финансовой работой ОАО «Лента»……………………….58
2.3. Пути активизации финансовой работы в ОАО «Лента»………...……..68
Заключение…………………………………………………………………….75
Список использованных источников………………………………………...78
Приложения……………………………………………………………………82

Работа содержит 12 файлов

2.3.doc

— 63.50 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 1.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Контрольно-аналитическая  работа призвана отследить, выполнение показателей финансового, кассового, кредитного планов, а также планов по прибыли и дать объективную  оценку этим процессам как отправной  точке для совершенствования  деятельности предприятия на перспективу.

Основными приемами контрольно-аналитической  работы являются финансовый анализ и  финансовый контроль.

Финансовый  анализ является неотъемлемой частью финансовой работы на предприятии. Назначением финансового анализа является оценка финансовых результатов и финансового состояния предприятия, а также экономическая диагностика будущего потенциала.

Финансовый  контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой  деятельности.

Финансовый контроль присущ всем финансово - правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово - правовых норм, регулирующих организацию  и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово - правовых институтах.

Содержание финансовой работы не является чем-то постоянным, оно постоянно изменяется. Отдельные  устаревшие виды финансовой работы уходят из ее состава. Другие, наиболее передовые, востребованные временем, наоборот вводятся в ее состав.

В условиях современной  быстроразвивающейся экономики  предприятиям становится все сложнее  удерживать стабильные позиции, оставаться платежеспособными, рентабельными и конкурентоспособными. С другой стороны, сам бизнес становится все более стабильным. Уже нельзя принимать решения, основываясь только на интуиции и личном представлении о положении дел. Чтобы удержать достигнутые позиции, руководители предприятий вынуждены использовать новые технологии управления. Особенно это касается повышения эффективности управления материальными и финансовыми ресурсами. Для оптимизации процесса принятия управленческих решений, для оценки возможных последствий этих решений на предприятиях постепенно стали внедрять системы бюджетирования и контроллинга, которые в значительной мере стали заменять финансовое планирование и финансовый анализ в прежнем их понимании.

Бюджетирование и контроллинг  позволяют получить конкурентные преимущества через создание эффективной системы управления ресурсами и благодаря использованию возможности предотвращения нежелательных для предприятия последствий, предугадывать возможные проблемы и соответствующим образом планировать будущие действия.

Очень важным является и то, что создание систем бюджетирования и контроллинга требует интеграции управленческих и информационных технологий, что приводит к повышению эффективности управления.

Рассмотрим подробнее  каждую систему.

Бюджетирование (планирование, budgeting) представляет собой процесс планирования движения ресурсов по предприятию на заданный будущий период и (или) проект. Внедрение бюджетирования помогает создать целостную и достаточно эффективную систему управления. Причем грамотно поставленная система бюджетирования должна помогать не только решать задачи оперативного управления, но и достигать стратегических целей, которые ставит руководство предприятия.

Существует семь основных принципов, построения полноценной  системы бюджетирования. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1.  Бюджетирование – это инструмент достижения целей предприятия. Прежде чем разработать план, нужно определить цели. Планирование без постановки цели – довольно бессмысленное дело. Цели формируются на стратегическом уровне корпоративного управления. Таким образом, бюджетирование является инструментом выполнения стратегии предприятия.

2. Бюджетирование –  это управление бизнесом. Основой постановки бюджетирования является финансовая структура. Она должна отражать, прежде всего, структуру бизнеса и видов деятельности, которыми занимается предприятие.

3. Бюджетирование –  это управление на основе сбалансированных  финансовых показателей. Прежде чем приступать к разработке бюджетов, необходимо определить, на какие финансовые показатели ориентируется руководство предприятия, какие индикаторы принимаются в качестве критериев успеха деятельности предприятия на период планирования.

4. Бюджетирование –  это управление с помощью бюджетов. Главными инструментами технологии бюджетного управления являются три основных бюджета:

- бюджет движения денежных  средств, предназначенный для  управления ликвидностью;

- бюджет доходов и  расходов, помогающий управлять  операционной эффективностью;

- прогнозный баланс, необходимый  для управления стоимостью активов  предприятия.

5. Бюджетирование охватывает  полный контур управления. Любой управленческий процесс представляет собой замкнутый контур, включающий этапы планирования, контроля, анализа и регулирования.

6. Бюджетирование охватывает  все уровни управления. Одним из важных признаков эффективной системы бюджетирования является ее «тотальное» распространение на все уровни организационной структуры.

7. Бюджетирование осуществляется  на регулярной основе. Бюджетирование, как всякий управленческий процесс, должно осуществляться непрерывно. [4 с.38]

Внедрение системы бюджетирования на предприятии позволит руководству  планировать финансово-хозяйственную  деятельность с расчетом на достижение определенного финансового результата, четко определить цели и установить поддающиеся измерению контрольные показатели деятельности. Кроме того, появится возможность направить деятельность всех подразделений на достижение целевого финансового результата, выделив сферы ответственности и распределив функции финансового управления между руководителями подразделений. Улучшатся информационный обмен и взаимодействие структурных подразделений между собой. [32 с.39]

Бюджетирование поможет оптимизировать финансовые потоки, заранее определив критические периоды в деятельности предприятия и необходимость внешнего финансирования. С помощью бюджетирования можно обнаруживать слабые места в управлении и вовремя принимать необходимые управленческие решения.

Таки образом, бюджетирование – это технология управления бизнесом на всех уровнях предприятия, обеспечивающая достижение его стратегических целей с помощью бюджетов, на основе сбалансированных финансовых показателей. 

Контроллинг - система эффективного управления предприятием,  
ориентированная на его долгосрочное функционирование и основанная на внедрении в практику методов и средств современного менеджмента.  
Контроллинг интегрирует в единую систему учет, контроль и анализ на основе целей функционирования. Основой контроллинга является текущее сопоставление плановых и фактических показателей. [49 с.14]

Контроллинг, как система, позволяет, оптимизировать решение  проблемы ограниченности ресурсов - безграничности потребностей.  Другими словами  эта система взаимосвязи управленческих воздействий, посредствам различных  инструментов, на объекты управления с целью достижения максимальной эффективности деятельности.

Целевая задача контроллинга заключается в системно - интегрированной информационной, аналитической, инструментальной и методической поддержке руководства для обеспечения долгосрочного существования и развития предприятия.

Основными задачами, которые  ставятся при внедрении системы  контроллинга на предприятии,  являются:

-     оптимизация  управления организационной структурой  предприятия;

-     организация  эффективной системы учета операций  и результатов;

-      внедрение  систем планирования, контроля и  анализа деятельности;

-  обеспечение мотивации персонала  в повышении эффективности работы  предприятия;

-   автоматизация  систем учета и управления  предприятием.

Решение поставленных задач  достигается при помощи:

1. Планирования деятельности  предприятия. Это достигается при помощи разработки системы планирования, которая включает в себя планирование доходов, планирование расходов (анализ структуры расходов и их классификация; создание центров затрат на базе подразделений предприятия; составление планов расходов по направлениям, по подразделениям; разработка платежного календаря) и планирование финансовых результатов (определение плановой прибыли по направлениям деятельности; расчет ожидаемой суммы платежей в бюджет; разработка методики налогового планирования на предприятии; разработка сводного плана доходов и расходов; разработка сводного финансового плана).

2. Управленческого   учета. Для этого необходимо приведение учетной политики предприятия в соответствие требованиям управленческого учета, разработка методики оперативного учета затрат и разработка и внедрение системы управленческого учета по продуктам, бизнесам, направлениям деятельности.

3. Организации работы  подразделений. Для этого необходимо осуществить приведение организационной структуры в соответствие целям, задачам и функциям предприятия, разработать положения об организационной структуре и структурных подразделениях, должностные инструкции для работников, систему показателей работы предприятия - подразделения – сотрудника, а так же рассмотреть вопрос внедрения системы контроля и мотивации персонала, системы внутреннего документооборота и отчетности.

4. Разработки системы  анализа показателей эффективности  работы предприятия по подразделениям  и по направлениям. К анализируемым показателям относятся: финансовые (экономическая эффективность, финансовая устойчивость, платежеспособность, уровень безубыточности), работы с клиентами (качество продукта и удовлетворенность покупателя, доля рынка, динамика объемов реализации, цен, текучесть клиентской базы), уровень технологии и отражения производственного процесса, состояние внешней среды ведения бизнеса.

5. Организации работы  финансово-экономической и контрольно-аналитической  служб.  Это обуславливает создание контрольно-аналитического подразделения обеспечивающего решение вопросов развития, текущего контроля и предоставления руководству наиболее объективной информации.

6. Автоматизации процессов  управления.  Это подразумевает процесс автоматизации выполнения следующих действий:

- планирование доходов и расходов, движения денежных средств; планирование предстоящих налоговых платежей;

- оперативное формирование сводок о текущем состоянии показателей деятельности предприятия; анализ финансовых показателей за период и план/фактных отклонений;

- внутренний документооборот и отчетность.

Для автоматизации необходимо использовать комплексные и модульные  автоматизированные системы управления предприятием, разработанные на платформе "1С: Предприятие 7.7" и полностью интегрированные с системой бухгалтерского учета. [31 с.6]

Таким образом, контроллинг – это ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно - аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия.

Результатом от внедрения  контроллинга на предприятии  становится система, которая способствует повышению  эффективности деятельности предприятия  и позволяет:

-   предвидеть результаты  деятельности предприятия; 

-  планировать деятельность предприятия;

-   повышать эффективность использования ресурсов предприятия;

-  своевременно получать  точную информацию необходимую  для принятия управленческих  решений;

-  эффективно использовать налоговое планирование и схемы оптимизации (минимизации) налогообложения. [15 с.243]

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что внедрение  систем бюджетирования и контроллинга на современных предприятиях приведет к более эффективной форме осуществления финансовой работы, чем используемые в данный момент на многих предприятиях виды финансовой работы, такие как финансовое планирование, финансовый анализ и финансовый контроль.

 Кроме того, в системе организации финансов предприятия финансовая служба выступает в качестве организующей подсистемы, а финансовая работа – организуемой подсистемы [43 с.352].

Руководство и организацию  финансовой работы на предприятии осуществляет финансовая служба. Под финансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее свои определенные функции в системе организации деятельности предприятия.

Финансовой службой  предприятия выполняются многочисленные функции:

Глава 2.doc

— 536.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 3.doc

— 97.00 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ+.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

план диплома+.doc

— 21.50 Кб (Открыть, Скачать)

план диплома.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 5.doc

— 1.40 Мб (Открыть, Скачать)

список использованных источников+.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

список использованных источников.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансы предприятий в условиях рыночной экономики