Финансы организаций малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности и критериев малого предпринимательства, организации финансов на малом предприятии, а также способов государственной поддержки. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы, журналов и сайтов сети Internet, посвященных экономической тематике.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Определить сущность и критерии малого предпринимательства;
Описать организацию финансов малого предприятия, а именно: денежные фонды и резервы предприятия, финансовые ресурсы, принципы организации финансов;
Рассмотреть способы государственной поддержки малого предпринимательства в 2008, 2009, 2010 гг., а также определить возможные грядущие изменения в 2011-2012 гг.;
Произвести расчеты по предприятию, для закрепления полученных знаний и навыков, полученных при изучении дисциплины «финансы организации».

Содержание

Введение..................................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Развитие малого бизнеса в России.............................................................5
1.2. Понятие и субъекты малого бизнеса............................................................7
1.3. Условия, необходимые для формирования малого бизнеса................10
1.4. Преимущества и недостатки малого бизнеса..........................................12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1. Принципы организации финансов малого предприятия.....................17
2.2. Финансовые ресурсы малого предприятия............................................18
2.3. Система финансовых взаимоотношений предприятия........................19
2.4. Денежные фонды и резервы предприятий малого бизнеса..................20
2.5. Особенности организации финансов малого бизнеса...........................22
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ...............................................24
3.2. Антикризисные меры стимулирования малого бизнеса........................26
3.3. Мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства.........................................................................................29
3.4. Развитие субъектов малого предпринимательства в Смоленской области...................................................................................................................33
Заключение...........................................................................................................38
Список литературы ............................................................................................40
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.........................................................................................42
Приложение 1.......................................................................................................52
Приложение 2.......................................................................................................54
Приложение 3.......................................................................................................59

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИИ (теория)2.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

Кроме того, многие региональные  программы поддержки малого предпринимательства в 2011 году также включает в себя проведение различных конкурсов, конференций и форумов, на которых предприниматели смогут продемонстрировать свои достижения,  а также найти партнеров для ведения бизнеса.

По мнению многих бизнесменов, программы по поддержке малого предпринимательства в 2011 году действуют с малой эффективностью. Начинающий предприниматель сталкивается с обилием административных барьеров и коррупцией, что приводит к падению заинтересованности в организации и ведении собственного бизнеса.

Осуществление всех перечисленных  мер откроет малому предпринимательству  Россия дорогу для дальнейшего развития.

 

3.4.Развитие субъектов малого предпринимательства в Смоленской области

 

Малое и среднее предпринимательство стало неотъемлемой частью экономики Смоленской области. Участвуя практически во всех видах экономической деятельности, субъекты малого и среднего предпринимательства Смоленской области обеспечивают формирование конкурентной среды, увеличение валового регионального продукта, повышение доходов консолидированного бюджета Смоленской области, занятость и повышение уровня жизни населения, формирование среднего класса. Экономическое и социальное развитие Смоленской области напрямую зависит от данного сектора экономики.

В 2007 году малыми предприятиями Смоленской области было произведено продукции (товаров, работ, услуг) в фактических ценах по всем видам деятельности на сумму более 34,6 млрд. рублей, что на 23 % больше аналогичного показателя 2006 года.

Общий объем инвестиций, направленных предприятиями малого и среднего бизнеса в основной капитал, в 2007 году составил 2 671,4 млн. рублей, что в 4 раза больше, чем в 2006 году.

Общая сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет Смоленской области от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2007 году составила 890,5 млн. рублей, что на 7 % больше, чем в 2006 году.

Ежегодно увеличивается общее количество субъектов малого предпринимательства, численность работающих в нем и ее доля в общей численности занятых в экономике Смоленской области. В настоящее время в регионе действуют более 4,4 тысячи малых предприятий, свыше 24,8 тысячи индивидуальных предпринимателей, 425 крестьянских фермерских хозяйств. Всего в малом бизнесе трудится 16,4 % от среднегодовой численности занятых в экономике Смоленской области, или более 80 тыс. человек. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, по состоянию на 1 января 2008 года на 100 тысяч жителей Смоленской области приходилось 431 малое предприятие, по Российской Федерации этот показатель составил 792,8, по Брянской области - 341,6, по Тверской области - 505,1, по Калужской области - 665,7, по Орловской области - 403,6, по Курской области - 408,6. В экономически развитых странах, в том числе в странах Европейского союза, в малом и среднем предпринимательстве занято от 50 до 80 % от общей численности занятых.

Среднегодовой темп роста числа малых и средних предприятий в Смоленской области значительно опережает аналогичный показатель по Центральному федеральному округу Российской Федерации, о чем свидетельствуют данные, приведенные в Приложении 3.

Однако вклад малого и среднего предпринимательства в экономику Смоленской области еще пока незначителен и отстает от общероссийских показателей. Так, доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта составляет 9,7 % (общероссийский показатель - 11,4 %), доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций Смоленской области равна 10,7 % (общероссийский показатель - 17,8 %).

Сложившаяся отраслевая структура малого и среднего предпринимательства, численность занятых на малых и средних предприятиях и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) свидетельствуют о его преимущественном развитии в сфере торговли и общественного питания. В промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте доля малых и средних предприятий незначительна.

Несмотря на наметившееся в последние годы улучшение предпринимательского климата в Смоленской области, не устранены, однако, проблемы, тормозящие развитие как малого, так и среднего предпринимательства, в числе которых:

- неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующей деятельность малого и среднего предпринимательства;

- административные барьеры в сфере регулирования предпринимательской деятельности;

- недостаток финансовых ресурсов (недостаточность собственного капитала и оборотных средств) для модернизации и развития предприятий;

- трудности с получением банковского кредита и высокая процентная ставка по кредиту;

- недостаток производственных площадей, высокая арендная плата;

- ограниченные возможности в продвижении на рынок производимой продукции и оказываемых услуг малых и средних предприятий;

- слабое развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Смоленской области;

- недостаточный управленческий уровень и низкая обеспеченность кадрами;

- невысокая эффективность функционирования системы обучения и консультирования субъектов малого и среднего предпринимательства;

- недостаточное информационное обеспечение в сфере предпринимательской деятельности.

Сложившаяся ситуация в этом секторе экономики требует совершенствования государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Решение существующих проблем и дальнейшее поступательное развитие малого и среднего предпринимательства в Смоленской области возможны только на основе целенаправленной работы по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства путем оказания комплексной и адресной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в различных направлениях - информационном, обучающем, консультационном, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, оказании деловых услуг, налаживании деловых контактов и кооперации, а также в других аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.

Анализ факторов, влияющих на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, показывает, что существующие проблемы на территории региона можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественных объединений предпринимателей, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для обеспечения благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Смоленской области, необходимо решение следующих задач:

  1. создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

- имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

- строительство объектов недвижимости (бизнес-инкубаторов, технопарков, многофункциональных центров по развитию предпринимательства) для малых и средних предприятий;

- расширение доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам с использованием возможностей фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства, регионального венчурного фонда, фонда прямых инвестиций и организаций микрофинансирования;

  1. оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Задача решается путем предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  2. оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств:

- совершенствование нормативно-правовой базы и правового обеспечения предпринимательской деятельности в целях реализации государственной политики в отношении предпринимательства;

- популяризация и пропаганда идей малого и среднего предпринимательства, формирование среди населения положительного имиджа предпринимательства;

- обеспечение устойчивого развития малых и средних предприятий с использованием современных форм и методов информационной, маркетинговой и иной поддержки;

- организация выставочно-ярмарочной деятельности;

  1. поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров:

- удовлетворение потребностей малого и среднего предпринимательства в деловых услугах по ведению предпринимательской деятельности;

- организация подготовки и переподготовки специалистов для субъектов малого и среднего предпринимательства;

  1. информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Задача включает в себя информатизацию малого и среднего предпринимательства, внедрение современных технологий ведения бизнеса с широким использованием возможностей информационной сети “Интернет”;
  2. поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Задача включает в себя софинансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно  сделать вывод, что сущность малого бизнеса заключается в следующем: малым предпринимательством называется деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки. Основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, которые осуществляют свою деятельность относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Основным направлением развития малого предпринимательства  является его саморазвитие. Из немалого числа факторов, обеспечивающих саморазвитие, можно выделить основные - это самоограничение  и самоорганизация. Самоограничение - это сознательная бережливость, осуществляемая всеми участниками производства. Одним из ограничителей развития деятельности малого предпринимательства выступают сырьевые и финансовые ресурсы. Самофинансирование, на основе которого, как известно, функционирует малое предприятие, изначально предполагает всестороннее самоограничение при использовании финансовых средств как собственных, так и заемных.

Одним из важнейших направлений  развития малого предпринимательства  является его вклад в обеспечение  общенационального роста и развития. Субъекты малого предпринимательства активно включаются в производственную деятельность средних и крупных фирм. Такое положение, безусловно, выгодно последним, поскольку они на основе специализации и кооперации без значительных дополнительных вложений финансовых средств втягивают в свою орбиту малые предприятия, по существу, на положении производственных участков. Широкомасштабное сотрудничество с малым предпринимательством позволяет крупным компаниям реализовывать свое основное преимущество — возможность развития за счет роста органического строения капитала при сокращении затрат на живой труд. Малое предпринимательство, в рамках такого сотрудничества, в свою очередь, получает устойчивый рынок сбыта и может рассчитывать на финансовую поддержку. Важно также отметить, что малое предпринимательство, с точки зрения взаимоотношений с крупным и среднем предпринимательством, необходимо еще и потому, что оно нередко дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ним получает значительную выгоду как для себя, так и для экономики в целом.

В то же время построение в России эффективной системы  государственной поддержки малого предпринимательства на современном  этапе трансформации рыночной экономики  должно максимально учитывать его  способности в решении социально-экономических проблем в условиях переходного периода. Мировой опыт убедительно доказывает, что государственная политика в отношении малого бизнеса является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики государства в полном соответствии с основными национальными интересами. Она строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию сектора малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране или регионе. Необходимо отметить четкость и ясность концепции поддержки малого бизнеса как на уровне отдельных стран, так и входящих в них регионов. Эта концепция включает в себя понимание национальных особенностей и общемировых тенденций, на основании которых определены цели и важнейшие принципы политики в отношении малого предпринимательства, а также основные механизмы и организационные структуры по реализации этой политики на государственном и региональном уровнях.

Современная система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства в России должна включать в себя следующие основные элементы: нормативно-правовое обеспечение, инфраструктурное обеспечение, ресурсное обеспечение (финансово-кредитные и материально-технические ресурсы), кадровое обеспечение, содействие внешнеэкономической деятельности. При этом осуществление мер государственной поддержки малого предпринимательства должно соответствовать принципам протекционизма, дифференцированности, селективности, обусловленной гарантированности и ответственности, проводиться с применением программно-целевого подхода и учитывать динамичность и противоречивость процесса становления малого предпринимательства.

Информация о работе Финансы организаций малого бизнеса