Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 22:45, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности и критериев малого предпринимательства, организации финансов на малом предприятии, а также способов государственной поддержки. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы, журналов и сайтов сети Internet, посвященных экономической тематике.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Определить сущность и критерии малого предпринимательства;
Описать организацию финансов малого предприятия, а именно: денежные фонды и резервы предприятия, финансовые ресурсы, принципы организации финансов;
Рассмотреть способы государственной поддержки малого предпринимательства в 2008, 2009, 2010 гг., а также определить возможные грядущие изменения в 2011-2012 гг.;
Произвести расчеты по предприятию, для закрепления полученных знаний и навыков, полученных при изучении дисциплины «финансы организации».
Введение..................................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Развитие малого бизнеса в России.............................................................5
1.2. Понятие и субъекты малого бизнеса............................................................7
1.3. Условия, необходимые для формирования малого бизнеса................10
1.4. Преимущества и недостатки малого бизнеса..........................................12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1. Принципы организации финансов малого предприятия.....................17
2.2. Финансовые ресурсы малого предприятия............................................18
2.3. Система финансовых взаимоотношений предприятия........................19
2.4. Денежные фонды и резервы предприятий малого бизнеса..................20
2.5. Особенности организации финансов малого бизнеса...........................22
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ...............................................24
3.2. Антикризисные меры стимулирования малого бизнеса........................26
3.3. Мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства.........................................................................................29
3.4. Развитие субъектов малого предпринимательства в Смоленской области...................................................................................................................33
Заключение...........................................................................................................38
Список литературы ............................................................................................40
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.........................................................................................42
Приложение 1.......................................................................................................52
Приложение 2.......................................................................................................54
Приложение 3.......................................................................................................59
Кроме того, многие региональные программы поддержки малого предпринимательства в 2011 году также включает в себя проведение различных конкурсов, конференций и форумов, на которых предприниматели смогут продемонстрировать свои достижения, а также найти партнеров для ведения бизнеса.
По мнению многих бизнесменов, программы по поддержке малого предпринимательства в 2011 году действуют с малой эффективностью. Начинающий предприниматель сталкивается с обилием административных барьеров и коррупцией, что приводит к падению заинтересованности в организации и ведении собственного бизнеса.
Осуществление всех перечисленных мер откроет малому предпринимательству Россия дорогу для дальнейшего развития.
3.4.Развитие субъектов малого предпринимательства в Смоленской области
Малое и среднее предпринимательство стало неотъемлемой частью экономики Смоленской области. Участвуя практически во всех видах экономической деятельности, субъекты малого и среднего предпринимательства Смоленской области обеспечивают формирование конкурентной среды, увеличение валового регионального продукта, повышение доходов консолидированного бюджета Смоленской области, занятость и повышение уровня жизни населения, формирование среднего класса. Экономическое и социальное развитие Смоленской области напрямую зависит от данного сектора экономики.
В 2007 году малыми предприятиями Смоленской области было произведено продукции (товаров, работ, услуг) в фактических ценах по всем видам деятельности на сумму более 34,6 млрд. рублей, что на 23 % больше аналогичного показателя 2006 года.
Общий объем инвестиций, направленных предприятиями малого и среднего бизнеса в основной капитал, в 2007 году составил 2 671,4 млн. рублей, что в 4 раза больше, чем в 2006 году.
Общая сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет Смоленской области от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2007 году составила 890,5 млн. рублей, что на 7 % больше, чем в 2006 году.
Ежегодно увеличивается общее количество субъектов малого предпринимательства, численность работающих в нем и ее доля в общей численности занятых в экономике Смоленской области. В настоящее время в регионе действуют более 4,4 тысячи малых предприятий, свыше 24,8 тысячи индивидуальных предпринимателей, 425 крестьянских фермерских хозяйств. Всего в малом бизнесе трудится 16,4 % от среднегодовой численности занятых в экономике Смоленской области, или более 80 тыс. человек. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, по состоянию на 1 января 2008 года на 100 тысяч жителей Смоленской области приходилось 431 малое предприятие, по Российской Федерации этот показатель составил 792,8, по Брянской области - 341,6, по Тверской области - 505,1, по Калужской области - 665,7, по Орловской области - 403,6, по Курской области - 408,6. В экономически развитых странах, в том числе в странах Европейского союза, в малом и среднем предпринимательстве занято от 50 до 80 % от общей численности занятых.
Среднегодовой темп роста числа малых и средних предприятий в Смоленской области значительно опережает аналогичный показатель по Центральному федеральному округу Российской Федерации, о чем свидетельствуют данные, приведенные в Приложении 3.
Однако вклад малого и среднего предпринимательства в экономику Смоленской области еще пока незначителен и отстает от общероссийских показателей. Так, доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта составляет 9,7 % (общероссийский показатель - 11,4 %), доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций Смоленской области равна 10,7 % (общероссийский показатель - 17,8 %).
Сложившаяся отраслевая структура малого и среднего предпринимательства, численность занятых на малых и средних предприятиях и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) свидетельствуют о его преимущественном развитии в сфере торговли и общественного питания. В промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте доля малых и средних предприятий незначительна.
Несмотря на наметившееся в последние годы улучшение предпринимательского климата в Смоленской области, не устранены, однако, проблемы, тормозящие развитие как малого, так и среднего предпринимательства, в числе которых:
- неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующей деятельность малого и среднего предпринимательства;
- административные барьеры в сфере регулирования предпринимательской деятельности;
- недостаток финансовых ресурсов (недостаточность собственного капитала и оборотных средств) для модернизации и развития предприятий;
- трудности с получением банковского кредита и высокая процентная ставка по кредиту;
- недостаток производственных площадей, высокая арендная плата;
- ограниченные возможности в продвижении на рынок производимой продукции и оказываемых услуг малых и средних предприятий;
- слабое развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Смоленской области;
- недостаточный управленческий уровень и низкая обеспеченность кадрами;
- невысокая эффективность функционирования системы обучения и консультирования субъектов малого и среднего предпринимательства;
- недостаточное информационное обеспечение в сфере предпринимательской деятельности.
Сложившаяся ситуация в этом секторе экономики требует совершенствования государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
Решение существующих проблем и дальнейшее поступательное развитие малого и среднего предпринимательства в Смоленской области возможны только на основе целенаправленной работы по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства путем оказания комплексной и адресной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в различных направлениях - информационном, обучающем, консультационном, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, оказании деловых услуг, налаживании деловых контактов и кооперации, а также в других аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.
Анализ факторов, влияющих на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, показывает, что существующие проблемы на территории региона можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественных объединений предпринимателей, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для обеспечения благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Смоленской области, необходимо решение следующих задач:
- имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
- строительство объектов недвижимости (бизнес-инкубаторов, технопарков, многофункциональных центров по развитию предпринимательства) для малых и средних предприятий;
- расширение доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам с использованием возможностей фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства, регионального венчурного фонда, фонда прямых инвестиций и организаций микрофинансирования;
- совершенствование нормативно-правовой базы и правового обеспечения предпринимательской деятельности в целях реализации государственной политики в отношении предпринимательства;
- популяризация и пропаганда идей малого и среднего предпринимательства, формирование среди населения положительного имиджа предпринимательства;
- обеспечение устойчивого развития малых и средних предприятий с использованием современных форм и методов информационной, маркетинговой и иной поддержки;
- организация выставочно-ярмарочной деятельности;
- удовлетворение потребностей малого и среднего предпринимательства в деловых услугах по ведению предпринимательской деятельности;
- организация подготовки и переподготовки специалистов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
Заключение
Таким образом, можно
сделать вывод, что сущность малого
бизнеса заключается в
Основным направлением развития малого предпринимательства является его саморазвитие. Из немалого числа факторов, обеспечивающих саморазвитие, можно выделить основные - это самоограничение и самоорганизация. Самоограничение - это сознательная бережливость, осуществляемая всеми участниками производства. Одним из ограничителей развития деятельности малого предпринимательства выступают сырьевые и финансовые ресурсы. Самофинансирование, на основе которого, как известно, функционирует малое предприятие, изначально предполагает всестороннее самоограничение при использовании финансовых средств как собственных, так и заемных.
Одним из важнейших направлений развития малого предпринимательства является его вклад в обеспечение общенационального роста и развития. Субъекты малого предпринимательства активно включаются в производственную деятельность средних и крупных фирм. Такое положение, безусловно, выгодно последним, поскольку они на основе специализации и кооперации без значительных дополнительных вложений финансовых средств втягивают в свою орбиту малые предприятия, по существу, на положении производственных участков. Широкомасштабное сотрудничество с малым предпринимательством позволяет крупным компаниям реализовывать свое основное преимущество — возможность развития за счет роста органического строения капитала при сокращении затрат на живой труд. Малое предпринимательство, в рамках такого сотрудничества, в свою очередь, получает устойчивый рынок сбыта и может рассчитывать на финансовую поддержку. Важно также отметить, что малое предпринимательство, с точки зрения взаимоотношений с крупным и среднем предпринимательством, необходимо еще и потому, что оно нередко дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ним получает значительную выгоду как для себя, так и для экономики в целом.
В то же время построение
в России эффективной системы
государственной поддержки
Современная система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства в России должна включать в себя следующие основные элементы: нормативно-правовое обеспечение, инфраструктурное обеспечение, ресурсное обеспечение (финансово-кредитные и материально-технические ресурсы), кадровое обеспечение, содействие внешнеэкономической деятельности. При этом осуществление мер государственной поддержки малого предпринимательства должно соответствовать принципам протекционизма, дифференцированности, селективности, обусловленной гарантированности и ответственности, проводиться с применением программно-целевого подхода и учитывать динамичность и противоречивость процесса становления малого предпринимательства.