Финансы организаций малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности и критериев малого предпринимательства, организации финансов на малом предприятии, а также способов государственной поддержки. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы, журналов и сайтов сети Internet, посвященных экономической тематике.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Определить сущность и критерии малого предпринимательства;
Описать организацию финансов малого предприятия, а именно: денежные фонды и резервы предприятия, финансовые ресурсы, принципы организации финансов;
Рассмотреть способы государственной поддержки малого предпринимательства в 2008, 2009, 2010 гг., а также определить возможные грядущие изменения в 2011-2012 гг.;
Произвести расчеты по предприятию, для закрепления полученных знаний и навыков, полученных при изучении дисциплины «финансы организации».

Содержание

Введение..................................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Развитие малого бизнеса в России.............................................................5
1.2. Понятие и субъекты малого бизнеса............................................................7
1.3. Условия, необходимые для формирования малого бизнеса................10
1.4. Преимущества и недостатки малого бизнеса..........................................12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1. Принципы организации финансов малого предприятия.....................17
2.2. Финансовые ресурсы малого предприятия............................................18
2.3. Система финансовых взаимоотношений предприятия........................19
2.4. Денежные фонды и резервы предприятий малого бизнеса..................20
2.5. Особенности организации финансов малого бизнеса...........................22
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ...............................................24
3.2. Антикризисные меры стимулирования малого бизнеса........................26
3.3. Мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства.........................................................................................29
3.4. Развитие субъектов малого предпринимательства в Смоленской области...................................................................................................................33
Заключение...........................................................................................................38
Список литературы ............................................................................................40
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.........................................................................................42
Приложение 1.......................................................................................................52
Приложение 2.......................................................................................................54
Приложение 3.......................................................................................................59

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИИ (теория)2.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

Все мелкие и средние  предприятия можно условно разделить  на две группы.

1. Предприятия, прямо  или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны:

- специализация на  производстве ограниченного круга  деталей и узлов (что избавляет  крупные предприятия от их  производства в своих цехах);

- более низкие издержки  производства, позволяющие крупному  бизнесу экономить свои ресурсы; 

- гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке,  смене моделей. 

Наконец, в условиях нового этапа научно-технического прогресса предприятия малого бизнеса, с одной стороны, функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой - как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

2. Предприятия малого  бизнеса, непосредственно конкурирующие  на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом.

Предпосылками для бурного  развития предприятий этой группы служат:

- способность быстро  реагировать на требования рынка  и удовлетворять возникающий  спрос на товары и услуги;

- существенно меньший  стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками;

- стремление заполнить  ниши, которые по различным причинам  невыгодны крупным фирмам;

- ценовая политика  крупных фирм, диктующих рынку  довольно высокие цены.

Малые и средние предприятия, по сравнению с крупными, в отдельных  странах занимают доминирующее положение  как по их числу, так и по удельному  весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг). Однако, как  показывает практика, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых:

  1. более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень неустойчивости положения на рынке;
  2. большая зависимость от крупных компаний;
  3. ошибки в управлении собственным делом;
  4. слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
  5. трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
  6. неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Недостатки и неудачи  в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Большинство неудач малых  фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

Шансы малой фирмы  на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном  владельце, приносят более высокий  и стабильный доход, чем фирмы, которые  часто меняют владельцев.  Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малых фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех и четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе существования фирмы. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

Постоянный поиск общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии  малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать  малое предпринимательство как  школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов организации предпринимательства в будущем.

Недостатком в деятельности малого предпринимательства  также  является их «уход в тень», что  не позволяет объективно оценить  результат деятельности в первую очередь малых предприятий. Следовательно, для сферы малого предпринимательства свойственно наличие теневой экономики, причем в 90-х годах вывод части оборота «в тень» стал не только необходимым, но и обязательным условием выживания.

Исследования, проведенные Институтом стратегического анализа развития предпринимательства в 1997 г., показали, что главной причиной «ухода в тень» является необходимость рационализации поведения в сложившихся экономических условиях, в частности необходимость преодоления сложностей налоговой системы. Малые предприятия «уводят в тень» такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммы платежей поставщикам, суммы сделок, не отражаемые в отчетности. Причем доля теневого оборота тем выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта.

Опираясь на опыт развитых стран, можно сделать вывод, что  поступательное развитие малого предпринимательства  является важнейшим фактором успешного  решения следующих проблем:

  1. формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
  2. расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
  3. приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  4. содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
  5. привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
  6. создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  7. более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
  8. вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  9. формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
  10. активизация научно-технического прогресса;
  11. освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  12. содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
  13. освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические  и социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью реформирования экономики РФ.

 

 

  

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  ФИНАНСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

2.1. Принципы  организации финансов предприятий

 

Принципами современной  организации финансов предприятий  являются

1. Принцип плановости - обеспечивает соответствие объема продаж и издержек, инвестиций потребностям рынка, учета конъюнктуры, а в наших условиях и платежеспособного спроса, т.е. возможности осуществления нормальных расчетов. Этот принцип наиболее полно реализуется при внедрении современных методов внутрифирменного финансового планирования и контроля.

2. Финансового соотношения сроков – обеспечивает минимальный разрыв во времени между получением и использованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения курсов валют. При этом под использованием средств здесь понимаются и возможности их сохранения от обесценения при размещении в легкореализуемые активы (ценные бумаги, депозиты и т.п.).

3. Гибкости (маневрирования) - обеспечивает возможность маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности.

4. Минимизация финансовых издержек – финансирование любых инвестиций и других затрат должно обеспечиваться самым «дешевым» способом.

5. Рациональности – вложение капитала должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем и обеспечить минимальные риски.

6. Финансовой устойчивости - обеспечение финансовой независимости, т.е. соблюдения критической точки удельного веса собственного капитала в общей его величине (0,5) и платежеспособности предприятия, т.е. его способности к погашению своих краткосрочных обязательств.

Естественно, что реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать:

  1. сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера);
  2. отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговля и т.д.);
  3. виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);
  4. организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Перечисленные выше принципы организации финансов наиболее полно  реализуются на предприятиях сферы  материального производства. Для  них характерно функционирование на основе коммерческого расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

 

2.2. Финансовые  ресурсы предприятия

 

Финансовые ресурсы  предприятия - это совокупность собственных денежных доходов в наличной и безналичной форме и поступлений извне (привлеченных и заемных), аккумулируемых организацией (предприятием) и предназначенных для выполнения финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.

Следует выделить понятие  «капитал» — часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота.

По источникам образования  финансовые ресурсы подразделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешние), мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие  в порядке перераспределения.

Основную долю в собственных финансовых ресурсах составляют:

  1. прибыль, остающаяся в распоряжении организации (предприятия) и распределяемая решением руководящих органов управления;
  2. амортизационные отчисления — денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, так как  включаются в состав затрат на производство продукции и затем в составе выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства. Накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд;
  3. поступления от учредителей при формировании уставного капитала;
  4. устойчивые пассивы (устойчивая кредиторская задолженность) - переходящая минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям в бюджет и во внебюджетные фонды;

Привлеченные, или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно разделить на собственные, заемные, поступающие в порядке перераспределения и бюджетные ассигнования.

Это деление обусловлено  формой вложения капитала. На рынке  капиталов, возможны два варианта привлечения  денежных средств: долевое и долговое финансирование. При долевом финансировании осуществляется эмиссия и размещение своих акций на фондовом рынке. Второй вариант предполагает выпуск и размещение облигаций (срочных ценных бумаг), т.е. предоставление капитала на основе облигационного займа. Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения становится образование привлеченных собственных финансовых ресурсов.

Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный в уставный капитал другой организации (предприятия) в целях извлечения прибыли или участия в управлении организацией (предприятием).

Ссудный капитал передается организации (предприятию) во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других организаций (предприятий) в виде векселей, облигационных займов. Средства, мобилизуемые на финансовом рынке, включают средства от продажи собственных акций и облигаций, а также других видов ценных бумаг.

К средствам, поступающим  в порядке перераспределения, относятся страховое возмещение по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, головных компаний, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии.

Информация о работе Финансы организаций малого бизнеса