Финансы организаций малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности и критериев малого предпринимательства, организации финансов на малом предприятии, а также способов государственной поддержки. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы, журналов и сайтов сети Internet, посвященных экономической тематике.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Определить сущность и критерии малого предпринимательства;
Описать организацию финансов малого предприятия, а именно: денежные фонды и резервы предприятия, финансовые ресурсы, принципы организации финансов;
Рассмотреть способы государственной поддержки малого предпринимательства в 2008, 2009, 2010 гг., а также определить возможные грядущие изменения в 2011-2012 гг.;
Произвести расчеты по предприятию, для закрепления полученных знаний и навыков, полученных при изучении дисциплины «финансы организации».

Содержание

Введение..................................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Развитие малого бизнеса в России.............................................................5
1.2. Понятие и субъекты малого бизнеса............................................................7
1.3. Условия, необходимые для формирования малого бизнеса................10
1.4. Преимущества и недостатки малого бизнеса..........................................12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1. Принципы организации финансов малого предприятия.....................17
2.2. Финансовые ресурсы малого предприятия............................................18
2.3. Система финансовых взаимоотношений предприятия........................19
2.4. Денежные фонды и резервы предприятий малого бизнеса..................20
2.5. Особенности организации финансов малого бизнеса...........................22
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ...............................................24
3.2. Антикризисные меры стимулирования малого бизнеса........................26
3.3. Мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства.........................................................................................29
3.4. Развитие субъектов малого предпринимательства в Смоленской области...................................................................................................................33
Заключение...........................................................................................................38
Список литературы ............................................................................................40
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.........................................................................................42
Приложение 1.......................................................................................................52
Приложение 2.......................................................................................................54
Приложение 3.......................................................................................................59

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИИ (теория)2.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности  работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (устанавливаются один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства)

Вновь созданные организации  или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения установленные настоящим законом.

В случае превышения малым  предприятием вышеназванной численности  работников оно лишается льгот, предусмотренных  действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие  три месяца.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

В соответствии с Гражданским  кодексом РФ предпринимательскую деятельность могут вести отдельные физические лица (граждане) без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и юридические лица.

У индивидуального предпринимателя отсутствует в сравнении с юридическим лицом такой важный признак, как обособление имущества.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Оно вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица имеют самостоятельный баланс или смету.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие в качестве своей основной цели извлечение прибыли, а некоммерческими организациями - не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Однако некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Следовательно, в соответствии с гражданским законодательством  субъектами малого предпринимательства  являются юридические лица как коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые предприятия в различных организационно-правовых формах.

Физические лица (граждане) могут быть участниками малого предпринимательства  как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных  обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.

Право граждан (физических лиц) заниматься предпринимательской  деятельностью установлено Конституцией Российской Федерации и  гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В качестве индивидуального предпринимателя граждане (физические лица) могут заниматься предпринимательством как в качестве основной, так и дополнительной деятельности (в соответствии с законодательством).

Права индивидуального  предпринимателя в соответствии с гражданским законодательством  значительно расширены, так как к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Это означает, что все права и обязанности, которые имеют и несут коммерческие организации, приобретает и индивидуальный предприниматель. Например, он может осуществлять наем работников на основе договоров гражданско-правового характера (договора подряда, комиссии, поручения и др.), заниматься всеми видами деятельности, которые не запрещены законом, а также при получении соответствующей лицензии, может получать все виды поддержки и льгот, установленные законодательством для субъектов малого предпринимательства.

Чтобы гражданин (физическое лицо) стал по закону индивидуальным предпринимателем, он должен в этом качестве зарегистрироваться и получить соответствующее свидетельство.

В соответствии с законодательными и нормативными актами индивидуальный предприниматель должен стать на учет в налоговом органе по месту своей регистрации - месту своего постоянного жительства, а также зарегистрироваться у уполномоченных Пенсионного Фонда РФ, Фондов обязательного медицинского страхования, социального страхования и др.

При постановке на учет в  налоговом органе предприниматель  должен выбрать систему налогообложения, учета и отчетности и указать, что будет привлекать работников на основе договоров гражданско-правового  характера.

Основными организационно-правовыми  формами субъектов малого предпринимательства  являются хозяйственные товарищества и общества: полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные), общества с ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества.

 

1.3. Условия,  необходимые для формирования  малого бизнеса

 

Для формирования малого предпринимательства необходимы определенные экономические, социальные, правовые и  другие условия.

1. К экономические  условиям относятся:

- предложение товаров и спрос на них;

- виды товаров, которые  могут приобрести покупатели;

- объемы денежных средств,  которые могут быть истрачены  на покупки;

- избыток или недостаточность  рабочих мест, рабочей силы, влияющие  на уровень заработной платы  работников, т.е. на их возможность приобретать товары.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и  доступность денежных ресурсов, уровень  доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для  финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Всем этим занимается множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью  которой предприниматели могут  устанавливать деловые взаимоотношения  и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся:

- банки, оказывающие  финансовые услуги;

- поставщики, организующие  снабжение сырьем, материалами,  полуфабрикатами, комплектующими  изделиями, энергией, машинами и  оборудованием, инструментом и  др.;

- оптовые и розничные  продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя;

- специализированные  фирмы и учреждения, оказывающие  профессиональные юридические, бухгалтерские,  посреднические услуги;

- агентства по трудоустройству,  занимающиеся подбором рабочей  силы;

- учебные заведения,  обучающие рабочих и специалистов-служащих;

- прочие агентства  — рекламные, транспортные, страховые  и т.п.;

- средства связи и  передачи информации.

2. К социальным условиям  формирования малого предпринимательства  прежде всего относится стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованное - на их спрос на товары.

Социальные условия  влияют на отношение индивидуума  к работе, что, в свою очередь, влияет на его отношение к размеру  заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

От своей деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников (охраны их здоровья, сохранения рабочих  мест и др.).

Важную роль в формировании малого предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала:

- организация обучения  современным методам ведения  предпринимательской деятельности;

- обучение и переобучение  персонала; 

- стажировка в зарубежных  странах; организация подготовки и переподготовки преподавательского персонала для обучения предпринимателей;

- создание сети консультативных  центров, проводящих профессиональный  отбор и ориентацию кадров  сектора малого предпринимательства,  и т.п.

3. Правовые условия.  Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

Правовые нормы должны обеспечивать:

- упрощенную и ускоренную  процедуру открытия и регистрации  предприятий малого бизнеса;

- защиту предпринимателей  от государственного бюрократизма;

- совершенствование налогового  законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран.

Сюда входят также  создание региональных центров поддержки  предприятий малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантии малого предпринимательства, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

 

1.4. Преимущества  и недостатки малого бизнеса

 

Как показывает мировая  практика, малое предпринимательство  играет большую роль в экономике  даже развитых стран, так как ему  свойственны определенные преимущества. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что он направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Данным положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Известно, что малым  предприятиям присущи многие положительные  качества, которыми не обладают крупные  компании:

  1. более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  2. большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
  3. относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
  4. большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;
  5. более низкая потребность в первоначальном капитале, способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
  6. малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы;
  7. собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия;
  8. малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников;
  9. способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.

Информация о работе Финансы организаций малого бизнеса