Финансы организаций малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности и критериев малого предпринимательства, организации финансов на малом предприятии, а также способов государственной поддержки. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы, журналов и сайтов сети Internet, посвященных экономической тематике.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Определить сущность и критерии малого предпринимательства;
Описать организацию финансов малого предприятия, а именно: денежные фонды и резервы предприятия, финансовые ресурсы, принципы организации финансов;
Рассмотреть способы государственной поддержки малого предпринимательства в 2008, 2009, 2010 гг., а также определить возможные грядущие изменения в 2011-2012 гг.;
Произвести расчеты по предприятию, для закрепления полученных знаний и навыков, полученных при изучении дисциплины «финансы организации».

Содержание

Введение..................................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Развитие малого бизнеса в России.............................................................5
1.2. Понятие и субъекты малого бизнеса............................................................7
1.3. Условия, необходимые для формирования малого бизнеса................10
1.4. Преимущества и недостатки малого бизнеса..........................................12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1. Принципы организации финансов малого предприятия.....................17
2.2. Финансовые ресурсы малого предприятия............................................18
2.3. Система финансовых взаимоотношений предприятия........................19
2.4. Денежные фонды и резервы предприятий малого бизнеса..................20
2.5. Особенности организации финансов малого бизнеса...........................22
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ...............................................24
3.2. Антикризисные меры стимулирования малого бизнеса........................26
3.3. Мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства.........................................................................................29
3.4. Развитие субъектов малого предпринимательства в Смоленской области...................................................................................................................33
Заключение...........................................................................................................38
Список литературы ............................................................................................40
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.........................................................................................42
Приложение 1.......................................................................................................52
Приложение 2.......................................................................................................54
Приложение 3.......................................................................................................59

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИИ (теория)2.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки организаций (предприятий), продукция которых имеет общегосударственное значение.

Финансовые ресурсы  используются организацией (предприятием) в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в  постоянном движении и пребывают  в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счету в коммерческом банке и в кассе организации (предприятия).

  • 2.3. Система финансовых взаимоотношений организации

  •  

    В процессе предпринимательской  деятельности у предприятий возникают  хозяйственные связи с поставщиками, покупателями, партнерами, в результате которых возникают финансовые отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Материальной основой  финансовых отношений выступают деньги, а необходимым условием их возникновения является движение денежных средств. Финансовые отношения организации включают:

    1. отношения с другими хозяйствующими субъектами по факту осуществления поставок соответствующих видов материально-технических ресурсов, реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
    2. отношения между учредителями юридического лица в момент его создания;
    3. отношения с бюджетом по поводу уплаты налогов и других платежей и сборов;
    4. отношения с банковской системой в связи с осуществлением расчетов по банковским услугам, при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты и ценных бумаг, оказании других услуг;
    5. отношения субъекта с его структурными подразделениями по поводу распределения полученных доходов;
    6. отношения с работниками хозяйствующих субъектов при выплате им заработной платы, процентов по ценным бумагам, по факту исполнения финансовых санкций к лицам, причинившим материальный ущерб;
    7. отношения с вышестоящими организациями внутри финансово-промышленных групп и т.д.;
    8. отношения со страховыми организациями по поводу формирования средств страхового фонда и выплаты страхового возмещения при наступлении страховых случаев;
    9. отношения с товарными, фондовыми, сырьевыми биржами по поводу проведения операций с материальными и финансовыми активами;
    10. отношения с инвестиционными институтами при реализации соответствующих программ;
    11. отношения с акционерами, не являющимися членами трудового коллектива;
    12. отношения с контролирующими органами.

    Каждая из групп имеет  свои особенности, но все они носят  двусторонний характер.

    В процессе хозяйственной  деятельности у предприятий и организаций могут возникнуть и специфические виды финансовых отношений, связанные с несостоятельностью (банкротством) предприятий. Эта сфера отношений жестко регламентируется государством, и в частности Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. №127-ФЗ и требует законодательно определенных форм антикризисного управления.

     

    2.4. Денежные  фонды и резервы предприятий  малого бизнеса

     

    Формирование денежных фондов организации (предприятия) начинается с момента его создания; это  важнейшая сторона деятельности организации. В соответствии с законодательством организация создает уставный капитал. Его минимальный размер установлен законодательно и зависимости от формы собственности и определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов.

    1. Уставный капитал  - основной первоначальный источник собственных средств предприятия. В соответствии с Гражданским кодексом размер уставного капитала не может быть менее суммы, гарантирующей интересы его кредиторов. Он служит источником формирования основного и оборотного капиталов, которые в свою очередь направляются на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств.

    2. Собственный капитал представляет собой разницу между совокупными активами предприятия и его обязательствами, т.е. его долгами. Собственный капитал в свою очередь подразделяется на постоянную часть - уставный капитал и переменную, размер которой зависит от финансовых результатов деятельности предприятия.

    В состав переменного капитала входят: добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и специальные фонды.

    3. Добавочный капитал создается за счет прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов; эмиссионного дохода (превышение продажной ценой акций номинальной цены за минусом издержек по их продаже); безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на производственные цели. Он может быть использован на погашение сумм снижения стоимости имущества, выявившихся по результатам его переоценки, на погашение убытков, возникших в результате безвозмездной передачи имущества другим предприятиям и лицам, на увеличение уставного капитала, на погашение убытка, выявленного по результатам работы предприятия за отчетный год.

    Результат и конечная цель хозяйственной деятельности коммерческой организации - прибыль. После налоговых выплат образуется прибыль, остающаяся в ее распоряжении, из которой формируются: резервный капитал (фонд) и другие аналогичные резервы, а также фонд накопления и фонд потребления.

    4. Резервный капитал  (резервный фонд) - денежный фонд организации (предприятия), который образуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами. Источник его образования - отчисления от прибыли, остающейся в распоряжении организации (предприятия). Во всех случаях предельный размер резервного капитала не может превышать той суммы, которая определена собственниками организации и зафиксирована в его учредительских документах.

    5. Нераспределенная прибыль - прибыль организации, остающаяся после уплаты налогов, формирования резервного фонда, выплаты дивидендов, и используемая в целях реинвестирования.

    6. Фонд накопления - денежные средства, предназначенные для развития и расширения производства. Использование этих средств связано как с развитием основного производства в целях увеличения имущества предприятия, так и с финансовыми вложениями для извлечения прибыли.

    7. Фонд потребления  - денежные средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение, выплаты компенсационного характера и другие аналогичные цели.

    8. Валютный фонд формируется в организациях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку.

    9. Амортизационный фонд создается в процессе использования капитала и по своей экономической сущности предназначен для финансирования простого воспроизводства основных фондов. У малого предприятия в отличие от крупного есть возможность ускорить этот процесс в соответствии с  действующим законодательством, применив механизм ускоренной амортизации. Чистая прибыль вместе с амортизационными отчислениями составляет чистый доход малого предприятия;

  • 2.5. Особенности  организации финансов малого  бизнеса

     

    Малый бизнес обладает рядом качественных особенностей:

    1. На таком предприятии могут отсутствовать внеоборотные активы, источниками формирования оборотных активов часто служат заемные средства и кредиторская задолженность. Привлечение инвестиций для организации предприятия или увеличения основных фондов является одной из основных проблем малого бизнеса. Частный предприниматель может использовать для этой цели собственные денежные средства, средства внешнего инвестора или получить банковский кредит. Как правило, малому предприятию необходим небольшой кредит для развития бизнеса, но, к сожалению, большинство банков предпочитают работать с крупными компаниями, а не с малым бизнесом. Одной из причин позиции банков является «непрозрачность» малого бизнеса, работающего в нашей стране.
    2. Для малых предприятий очень сложно получить кредит в банке или разместить выпуск эмиссионных ценных бумаг. Но для малых предприятий при поддержке государства и общественных организаций работает система помощи малым предприятиям, по которой можно получить льготный кредит, оформить лизинг или венчурное финансирование. Также малые предприятия активно используют в своей работе средства владельцев бизнеса, а также их знакомых и родных;
    3. Единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
    4. Так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
    5. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
    6. Персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
    7. Ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
    8. Семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
    9. Небольшой капитал, которым необходимо эффективно распорядиться для развития предприятия. Руководитель должен быстро и, в то же время, взвешено принимать решения о перенаправлении финансовых потоков, которые необходимы для организации производства, рекламной компании или выплаты зарплаты сотрудникам.
    10. Деньги, которые вкладываются в развитие предприятия, являются личными средствами владельца или средствами, которые были получены под залог личного имущества, что также предполагает определенные ограничения на использование финансов.
    11. Управление финансовыми потоками в малом предприятии имеет свои отличительные особенности. В отличие от крупных компаний, владелец малого бизнеса, как правило, самостоятельно ведет все финансовые операции. Решения о расходовании финансов должны приниматься в сжатые сроки, при ограниченных финансовых ресурсах. Любое неверное решение моде привести к краху компании.
    12. Высокая доля оборотного капитала по сравнению с основными фондами.
    13. Особенности финансов малого бизнеса можно рассматривать также относительно системы налогообложения, которая несколько отличается от налогообложения крупных предприятий. Многие малые предприятия имеют право на упрощенный режим налогообложения, что позволяет сдавать меньшее число документов в налоговые органы и существенно упростить расчёт налогов.
    14. Кроме того, малое предприятие не имеет возможности выпуска ценных бумаг, которые могли бы привлечь денежные средства частных и корпоративных инвесторов.
    15. К сожалению, большинство малых предприятий, работающих в нашей стране, не могут рассчитывать на долговременные инвестиции, что также является особенностью финансов малого бизнеса.
    16. Многие малые предприятия ориентированы на сезонную работу, поэтому частные предприниматели в большей степени волнуются о том, как «протянуть» до следующего сезона, а не о том, как приобрести новое оборудование или внедрить более передовые технологии.
    17. Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.
    18. Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны.

     

     

     

  •  

    ГЛАВА 3. СПОСОБЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

     

     

    3.1. Основные  цели и принципы государственной  политики в области развития  малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации

     

    Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

    Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

    1. развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
    2. обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
    3. обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
    4. оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
    5. увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
    6. обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
    7. увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
    8. увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

    Основными принципами государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации являются:

    1. разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
    2. ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
    3. участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
    4. обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

     

    3.2. Антикризисные  меры стимулирования  деятельности  малых предприятий

     

    В конце 2008 — начале 2009 г. Федеральным Собранием РФ был  принят ряд законов, реализующих  антикризисную программу, которые предусматривали как прямое, так и косвенное влияние на стабилизацию экономики страны и выход из кризисной ситуации. В их числе несколько федеральных законов, в которых содержатся многочисленные поправки, внесенные как в первую, так и во вторую части НК РФ, а также другие нормативно-правовые акты, связанные с законодательством о налогах и сборах. Особое внимание уделено налогу на добавленную стоимость, упрощенной системе налогообложения, налогу на прибыль. Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 224-ФЗ практически все рассмотренные поправки вступили в силу с 1 января 2009 г.

    Внесение этих масштабных поправок в НК РФ стало возможным  благодаря антикризисной политике Правительства РФ. В немалой мере они направлены на стимулирование деятельности отечественных малых предприятий.

    Так, в отношении упрощенной системы налогообложения (УСН) значительно  расширен перечень расходов, принимаемых  в расчет для целей налогообложения. Например, в новой редакции подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ прямо указано, что  налогоплательщик, применяющий УСН, вправе учесть расходы на обязательное страхование ответственности. Теперь налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе сразу же после оплаты учесть расходы на сырье и материалы, при этом факт их передачи в производство не имеет значения. С 2009г. больше не применяется нормиование суточных и полевого довольствия. Ранее налогоплательщики учитывали суточные и полевое довольствие в пределах, установленных Правительством РФ для налога на прибыль.

    Одно из самых значимых изменений 2009г. — это отмена нормирования для переноса убытков, полученных по итогам налоговых периодов (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). До этого убыток не мог уменьшить налоговую базу по УСН более чем на 30%. Теперь такое ограничение снято, и налогоплательщики вправе учесть всю сумму убытков, полученных по результатам прошлых налоговых периодов. При этом перенос убытков должен быть осуществлен в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен убыток.

    В ст. 346.25.1 НК РФ были внесены  поправки, значительно расширяющие сферу применения упрощенной системы налогообложения на основе патента. В качестве основных изменений можно выделить следующие:

    1. Расширен список видов деятельности, при которых возможно применение упрощенной системы налогообложения на основе патента (подп. 62-69 п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ). Теперь данный налоговый режим можно применять, в частности, при оказании услуг общественного питания, при занятиях частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью, при осуществлении частной детективной деятельности.
    2. До 2009г. индивидуальные предприниматели вправе были применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, если у них не было наемных работников, в том числе лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. Теперь это ограничение снято. Среднесписочная численность таких сотрудников не должна превышать за налоговый период пять человек (п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ). При нарушении такого требования индивидуальный предприниматель утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.
    3. Ранее патент выдавался по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов: квартал, шесть месяцев, девять месяцев, календарный год. Сейчас налогоплательщику предоставлено право применять упрощенную систему налогообложения на основе патента от одного до двенадцати месяцев.
    4. До 2009г. субъекты Федерации определяли конкретные перечни видов предпринимательской деятельности, по которым можно было применять УСН на основе патента. После субъекты Федерации смогут лишь ввести УСН На основе патента в целом (по всем видам деятельности) либо не вводить вовсе (п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ).

    Информация о работе Финансы организаций малого бизнеса