Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 22:45, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности и критериев малого предпринимательства, организации финансов на малом предприятии, а также способов государственной поддержки. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы, журналов и сайтов сети Internet, посвященных экономической тематике.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Определить сущность и критерии малого предпринимательства;
Описать организацию финансов малого предприятия, а именно: денежные фонды и резервы предприятия, финансовые ресурсы, принципы организации финансов;
Рассмотреть способы государственной поддержки малого предпринимательства в 2008, 2009, 2010 гг., а также определить возможные грядущие изменения в 2011-2012 гг.;
Произвести расчеты по предприятию, для закрепления полученных знаний и навыков, полученных при изучении дисциплины «финансы организации».
Введение..................................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Развитие малого бизнеса в России.............................................................5
1.2. Понятие и субъекты малого бизнеса............................................................7
1.3. Условия, необходимые для формирования малого бизнеса................10
1.4. Преимущества и недостатки малого бизнеса..........................................12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1. Принципы организации финансов малого предприятия.....................17
2.2. Финансовые ресурсы малого предприятия............................................18
2.3. Система финансовых взаимоотношений предприятия........................19
2.4. Денежные фонды и резервы предприятий малого бизнеса..................20
2.5. Особенности организации финансов малого бизнеса...........................22
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ...............................................24
3.2. Антикризисные меры стимулирования малого бизнеса........................26
3.3. Мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства.........................................................................................29
3.4. Развитие субъектов малого предпринимательства в Смоленской области...................................................................................................................33
Заключение...........................................................................................................38
Список литературы ............................................................................................40
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.........................................................................................42
Приложение 1.......................................................................................................52
Приложение 2.......................................................................................................54
Приложение 3.......................................................................................................59
Кроме того, с 2009г. действуют новые нормы, касающиеся проверки не только соблюдения налогового и бухгалтерского законодательства, но и соответствия деятельности хозяйствующих субъектов установленным требованиям в иных отраслях.
Федеральным законом
от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и
Кроме того, Закон устанавливает основные принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, такие как: преимущественно уведомительный порядок начала ведения отдельных видов предпринимательской деятельности; презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; открытость и доступность нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется в ходе государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требовании.
Указанным законом предусматривается
обязанность органов
3.3. Мероприятия государственной поддержки предприятий малого бизнеса
Поддержка малого бизнеса является одной и приоритетных задач правительства Российской Федерации.
В последние годы руководство России уделяет большое внимание развитию малого предпринимательства в стране. Так, 27 марта 2008г. в Тобольске состоялось заседание президиума Государственного совета под председательством Президента РФ Д.А. Медведева. Заседание было посвящено проблеме развития малого бизнеса в России. На нем было отмечено, что малый бизнес, с помощью которого Россия планирует построить инновационную экономику, задавлен огромными поборами и многочисленными контролерами. Чтобы открыть свое дело, нужно представить не менее 20 разных разрешений и согласование, причем каждое из них стоит немалых денег. К примеру, только для получения лицензии на открытие автозаправки нужно заплатить 180,0 тыс. руб. Чтобы подключить к энергосетям новый небольшой ресторан, надо официально заплатить более 4 млн руб., а чтобы открыть небольшой завод — 30 млн руб. Если даже предпринимателю для открытия малого бизнеса удается собрать все необходимые документы, то он столкнется еще с рядом проблем, в числе которых:
По мнению специалистов, необходимо осуществить ряд неотложных мер для развития малого бизнеса, в том числе:
Президент РФ Д.А. Медведев назвал развитие малого и среднего предпринимательства в стране важнейшим государственным приритетом, а 26 мая 2008г. страна впервые отмечала «День российского предпринимательства».
В этом же году начала активную работу Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства - структура, цель которой - решать наиболее актуальные проблемы, координировать деятельность министерств и ведомств на этом направлении. Очень важно, что решения Комиссии приравниваются к решениям Правительства, а возглавляет комиссию первый заместитель председателя Правительства РФ.
В 2008г. произошли серьезные
институциональные изменения
Во-первых, после долгих ожиданий был принят и вступил в силу с 1 января 2008г. Федеральный закон от 27 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», который изменил критерии и расширил круг субъектов малого бизнеса.
Установлены цели государственной политики, особенности нормативно-правового регулирования, определены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Были также определены принципы поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления субъектов малого и среднего предпринимательства.
Буквально вслед за этим вступил в силу Федеральный закон № 108-ФЗ от 30 июня 2008 г. «О внесении изменений в Федеральный закон “О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым сдавать в аренду малым предприятиям объекты государственной и муниципальной собственности можно только на основе конкурсов (аукционов).
В том же году были приняты решения об ограничении проверок деятельности малого предпринимательства, об отмене необходимости сертификации ряда товаров и услуг, определенных в перечне.
На уровне регионов Российской
Федерации принято
В целом финансирование
государственной программы
В апреле 2009 г. на встрече
с представителями общественной
организации малого и среднего предпринимательства
«ОПОРА России» министр
Министр экономического развития сообщила, что в антикризисных мерах, подготовленных правительством, отдельный пакет инициатив касается малого и среднего бизнеса. Эти меры можно разделить на два больших блока: снижение административных барьеров и финансовая поддержка предпринимателей. Уже принятые и намеченные в плане меры позволят малому и среднему бизнесу сохранить и создать вновь до полумиллиона рабочих мест.
Проблемы развития малого предпринимательства в условиях кризиса были рассмотрены на многочисленных региональных собраниях в марте - апреле 2009г.
На собраниях в числе достижений и проблем назывались:
Многие из этих проблем
в дальнейшем нашли решение в
правительственных
Премьер-министр РФ В.В. Путин, выступая на Всероссийком форуме по малому и среднему бизнесу, объявил о новых мерах по поддержке отечественных предпринимателей.
В частности, он предложил освободить предпринимателей - плательщиков налога на вмененный доход от использования кассовых аппаратов, отметив, что иногда в России кассовый аппарат стоит дороже, чем продаваемый товар. По мнению Путина, защитить права потребителей в таком случае можно, используя более простую технику или выписывая чеки вручную. Российский премьер также предложил повысить порог применения упрощенной системы налогообложения по налогам до 60 млн руб. в год. Ранее такой режим могли применять предприниматели, доход которых не превышал 20 млн руб. Ежегодно.
Кроме того, в рамках реализации
программы поддержки
Президент РФ Д.А. Медведев дал поручение ввести переходный период и принять меры по компенсации растущей налоговой нагрузки на малый бизнес. Об этом сообщил помощник президента РФ А.В. Дворкович. В частности, государство должно будет компенсировать компаниям повышение страховых взносов по выплатам в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. По словам Дворковича, действующее налоговое законодательство затрудняет развитие организаций малого бизнеса, поскольку предусматривает увеличение налоговой нагрузки по мере их развития.
С 1 января 2010 года отменён единый социальный налог, вместо него плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». В ПФР перечисляются взносы в размере 26 %, в ФСС России - 2,9 %, в ФФОМС - 2,1 %, в ТФОМС - 3 % (ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Таким образом, компании платят страховые взносы в размере 34 %.
Президент также поручил оптимизировать работу контрольных органов, занимающихся проверкой деятельности российских предпринимателей. Кроме того, Генеральная прокуратура займется проверкой контролирующих и надзорных органов на наличие коррупционных связей между ними и компаниями, занятыми в сфере выдачи экспертных заключений и разрешений на предпринимательскую деятельность.
С инициативой ограничить проверки малого бизнеса Президент РФ Д. Медведев выступил в июле 2008г. Он отметил, что правоохранительные органы проводят слишком много проверок компаний, а позже предложил ряд мер, направленных на снижение административных барьеров для бизнеса.
В апреле 2009г. Госдума во втором и третьем чтениях приняла законопроект об ограничениях на проверки малого бизнеса контрольными органами. Действие Закона началось с 1 мая, а не с 1 июля 2009г., как это предполагалось ранее. После вступления Закона в силу контролирующие органы не смогут проводить проверки предпринимателей чаще, чем раз в три года. Срок таких проверок не будет превышать 50 часов в год для малых предприятий и 15 часов в год для микропредприятий. Общий срок проверки не будет превышать 20 рабочих дней.
На совещании, которое проводилось 1 марта 2011 года, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев выделил основные направления в развитии программы поддержки малого предпринимательства в 2011 году.
Прежде всего, был поставлен вопрос об увеличении финансирования льготной программы кредитования, которая действует в настоящее время, а также решено предусмотреть финансовую поддержку различным регионам нашей страны на реализацию программ поддержки малого бизнеса в 2012 году.
Кроме того, органам местного
самоуправления необходимо предусмотреть
различные варианты льготной аренды
и выкупа помещений малыми и средними
предприятиями. Также необходимо разработать
новую программу переподготовки людей, которые потеряли работу и хотят
начать собственный бизнес .
Одним из важнейших пунктов программы поддержки малого бизнеса в 2011 году является совершенствование трудового законодательства, которое касается работников, занимающихся трудовой деятельностью вне офиса. По мнению Президента Российской Федерации, фриланс должен развиваться в нашей стране более высокими темпами, кроме того, создание подобных рабочих мест позволит решить не только проблему безработицы, но и даст возможность многим людям уделять большее внимание своей семье.
Большинство регионов РФ имеют собственные программы поддержки малого бизнеса в 2011 году. В соответствии с данными программами, начинающие предприниматели могут получить грант на открытие собственного дела, кредит по льготной процентной ставке, а также приватизировать или взять в аренду помещение, необходимое для производственной или коммерческой деятельности.