Финансы организаций малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности и критериев малого предпринимательства, организации финансов на малом предприятии, а также способов государственной поддержки. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы, журналов и сайтов сети Internet, посвященных экономической тематике.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Определить сущность и критерии малого предпринимательства;
Описать организацию финансов малого предприятия, а именно: денежные фонды и резервы предприятия, финансовые ресурсы, принципы организации финансов;
Рассмотреть способы государственной поддержки малого предпринимательства в 2008, 2009, 2010 гг., а также определить возможные грядущие изменения в 2011-2012 гг.;
Произвести расчеты по предприятию, для закрепления полученных знаний и навыков, полученных при изучении дисциплины «финансы организации».

Содержание

Введение..................................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Развитие малого бизнеса в России.............................................................5
1.2. Понятие и субъекты малого бизнеса............................................................7
1.3. Условия, необходимые для формирования малого бизнеса................10
1.4. Преимущества и недостатки малого бизнеса..........................................12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1. Принципы организации финансов малого предприятия.....................17
2.2. Финансовые ресурсы малого предприятия............................................18
2.3. Система финансовых взаимоотношений предприятия........................19
2.4. Денежные фонды и резервы предприятий малого бизнеса..................20
2.5. Особенности организации финансов малого бизнеса...........................22
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ...............................................24
3.2. Антикризисные меры стимулирования малого бизнеса........................26
3.3. Мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства.........................................................................................29
3.4. Развитие субъектов малого предпринимательства в Смоленской области...................................................................................................................33
Заключение...........................................................................................................38
Список литературы ............................................................................................40
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.........................................................................................42
Приложение 1.......................................................................................................52
Приложение 2.......................................................................................................54
Приложение 3.......................................................................................................59

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИИ (теория)2.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

Кроме того, с 2009г. действуют  новые нормы, касающиеся проверки не только соблюдения налогового и бухгалтерского законодательства, но и соответствия деятельности хозяйствующих субъектов установленным требованиям в иных отраслях.

Федеральным законом  от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определяются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, а также порядок взаимодействия указанных органов; права и обязанности названных органов и их должностных лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, Закон устанавливает  основные принципы защиты прав юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей, такие как: преимущественно уведомительный порядок начала ведения отдельных видов предпринимательской деятельности; презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; открытость и доступность нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется в ходе государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требовании.

Указанным законом предусматривается  обязанность органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля составлять ежегодные планы проведения проверок, а Генеральной прокуратуры РФ — ежегодный сводный план проверок, который размещается на официальном сайте указанного ведомства в срок до 31 декабря текущего года. Согласно положениям данного Закона выездные внеплановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с российским законодательством к субъектам малого или среднего предпринимательства, будут проводиться после согласования с органом прокуратуры. По общему правилу такие проверки будут проводиться не чаще одного раза в три года.

 

 

 

3.3. Мероприятия государственной поддержки предприятий малого бизнеса

Поддержка малого бизнеса  является одной и приоритетных задач  правительства Российской Федерации.

В последние годы руководство России уделяет большое внимание развитию малого предпринимательства в стране. Так, 27 марта 2008г. в Тобольске состоялось заседание президиума Государственного совета под председательством Президента РФ Д.А. Медведева. Заседание было посвящено проблеме развития малого бизнеса в России. На нем было отмечено, что малый бизнес, с помощью которого Россия планирует построить инновационную экономику, задавлен огромными поборами и многочисленными контролерами. Чтобы открыть свое дело, нужно представить не менее 20 разных разрешений и согласование, причем каждое из них стоит немалых денег. К примеру, только для получения лицензии на открытие автозаправки нужно заплатить 180,0 тыс. руб. Чтобы подключить к энергосетям новый небольшой ресторан, надо официально заплатить более 4 млн руб., а чтобы открыть небольшой завод — 30 млн руб. Если даже предпринимателю для открытия малого бизнеса удается собрать все необходимые документы, то он столкнется еще с рядом проблем, в числе которых:

  1. доступ к инфраструктуре, т.е. поиск, оформление, ремонт, эксплуатация помещений, земельных участков;
  2. административные барьеры при получении всевозможных разрешений и согласований;
  3. налоговые ставки, связанные как с неадекватностью нагрузки на малый бизнес, так и со сложностью бухгалтерского учета, включая и расчеты по упрощенной системе;
  4. кадровые проблемы, отсутствие на рынке труда квалифицированных менеджеров и рабочей силы.

По мнению специалистов, необходимо осуществить ряд неотложных мер для развития малого бизнеса, в том числе:

  1. замена разрешительной процедуры для открытия нового малого предприятия на уведомительную;
  2. снижение налоговой нагрузки на малый бизнес;
  3. введение презумпции соответствия товаров или услуг декларациям производителей взамен системы сертификации;
  4. тарифное регулирование по оплате за услуги естественных монополий;
  5. регулярный мониторинг реальной деятельности малых предприятий с тем, чтобы бороться с лжефирмами.

Президент РФ Д.А. Медведев назвал развитие малого и среднего предпринимательства в стране важнейшим  государственным приритетом, а 26 мая 2008г. страна впервые отмечала «День  российского предпринимательства».

В этом же году начала активную работу Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства - структура, цель которой - решать наиболее актуальные проблемы, координировать деятельность министерств и ведомств на этом направлении. Очень важно, что решения Комиссии приравниваются к решениям Правительства, а возглавляет комиссию первый заместитель председателя Правительства РФ.

В 2008г. произошли серьезные  институциональные изменения для  малого бизнеса.

Во-первых, после долгих ожиданий был принят и вступил в силу с 1 января 2008г. Федеральный закон от 27 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», который изменил критерии и расширил круг субъектов малого бизнеса.

Установлены цели государственной  политики, особенности нормативно-правового регулирования, определены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Были также определены принципы поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления субъектов малого и среднего предпринимательства.

Буквально вслед за этим вступил в силу Федеральный закон  № 108-ФЗ от 30 июня 2008 г. «О внесении изменений  в Федеральный закон “О концессионных  соглашениях" и отдельные законодательные  акты Российской Федерации», в соответствии с которым сдавать в аренду малым предприятиям объекты государственной и муниципальной собственности можно только на основе конкурсов (аукционов).

В том же году были приняты  решения об ограничении проверок деятельности малого предпринимательства, об отмене необходимости сертификации ряда товаров и услуг, определенных в перечне.

На уровне регионов Российской Федерации принято законодательство по льготному выкупу помещений для  малого бизнеса, передачи им в аренду помещений. Федеральное правительство должно предоставлять предпринимателям скидку при передаче в аренду временно свободного федерального имущества: первый год скидка составит 40%, второй год — 20%.

В целом финансирование государственной программы развития малого бизнеса увеличено до 10,5 млрд руб.

В апреле 2009 г. на встрече  с представителями общественной организации малого и среднего предпринимательства  «ОПОРА России» министр Минэкономразвития  Э. Набиуллина сообщила о принятых Правительством РФ мерах по расширению прав и возможностей малого бизнеса. Так, продукцию, производимую малыми предприятиями, будут покупать естественные монополии и армия (речь не идет о поставках вооружения). Армия будет закупать у малых предприятий продукты питания, швейные изделия.

Министр экономического развития сообщила, что в антикризисных мерах, подготовленных правительством, отдельный пакет инициатив касается малого и среднего бизнеса. Эти меры можно разделить на два больших блока: снижение административных барьеров и финансовая поддержка предпринимателей. Уже принятые и намеченные в плане меры позволят малому и среднему бизнесу сохранить и создать вновь до полумиллиона рабочих мест.

Проблемы развития малого предпринимательства в условиях кризиса были рассмотрены на многочисленных региональных собраниях в марте - апреле 2009г.

На собраниях в числе  достижений и проблем назывались:

  1. проблема использования кассовых аппаратов, особенно у тех малых предприятий, которые торгуют относительно недорогими товарами;
  2. усиливающийся прессинг со стороны налоговых органов, несмотря на то, что с июня 2008 г. все проверки могут проводиться только с санкции прокурора;
  3. материальная поддержка малого и среднего бизнеса. В условиях кризиса на эти цели были выделены средства в размере 10,5 млрд руб., однако не всегда эти деньги доходят до тех, кому они предназначены;
  4. работа с банками. Несмотря на все правительственные постановления, кредиты или задерживаются или выделяются на крайне невыгодных для бизнеса условиях;
  5. проблема доступа к государственным и муниципальным заказам. Торги проходят непрозрачные, зачастую побеждают те, кто ближе к администрации, к чиновникам.

Многие из этих проблем  в дальнейшем нашли решение в  правительственных постановлениях, оглашенных на Всероссийском форуме предприятий малого бизнеса в  апреле 2009г.

Премьер-министр РФ В.В. Путин, выступая на Всероссийком форуме по малому и среднему бизнесу, объявил о новых мерах по поддержке отечественных предпринимателей.

В частности, он предложил  освободить предпринимателей - плательщиков налога на вмененный доход от использования  кассовых аппаратов, отметив, что иногда в России кассовый аппарат стоит дороже, чем продаваемый товар. По мнению Путина, защитить права потребителей в таком случае можно, используя более простую технику или выписывая чеки вручную. Российский премьер также предложил повысить порог применения упрощенной системы налогообложения по налогам до 60 млн руб. в год. Ранее такой режим могли применять предприниматели, доход которых не превышал 20 млн руб. Ежегодно.

Кроме того, в рамках реализации программы поддержки предпринимательства  региональные гарантийные фонды получат от правительства дополнительные 15 млрд руб. Как отметил Путин, ранее региональным фондам уже было направлено 3,5 млрд руб. Подобные фонды предоставляют гарантии малым предприятиям, нуждающимся в кредите, но не имеющим залога, чтобы получить банковские ссуды.

Президент РФ Д.А. Медведев дал поручение ввести переходный период и принять меры по компенсации  растущей налоговой нагрузки на малый  бизнес. Об этом сообщил помощник президента РФ А.В. Дворкович. В частности, государство должно будет компенсировать компаниям повышение страховых взносов по выплатам в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. По словам Дворковича, действующее налоговое законодательство затрудняет развитие организаций малого бизнеса, поскольку предусматривает увеличение налоговой нагрузки по мере их развития.

С 1 января 2010 года отменён  единый социальный налог, вместо него  плательщики налога уплачивают страховые  взносы в ПФР, ФСС, федеральный и  территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». В ПФР   перечисляются взносы в размере 26 %, в ФСС России - 2,9 %, в ФФОМС - 2,1 %, в ТФОМС - 3 % (ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Таким образом, компании платят страховые взносы в размере 34 %.

Президент также поручил  оптимизировать работу контрольных  органов, занимающихся проверкой деятельности российских предпринимателей. Кроме того, Генеральная прокуратура займется проверкой контролирующих и надзорных органов на наличие коррупционных связей между ними и компаниями, занятыми в сфере выдачи экспертных заключений и разрешений на предпринимательскую деятельность.

С инициативой ограничить проверки малого бизнеса Президент  РФ Д. Медведев выступил в июле 2008г. Он отметил, что правоохранительные органы проводят слишком много проверок компаний, а позже предложил ряд  мер, направленных на снижение административных барьеров для бизнеса.

В апреле 2009г. Госдума  во втором и третьем чтениях приняла  законопроект об ограничениях на проверки малого бизнеса контрольными органами. Действие Закона началось с 1 мая, а  не с 1 июля 2009г., как это предполагалось ранее. После вступления Закона в силу контролирующие органы не смогут проводить проверки предпринимателей чаще, чем раз в три года. Срок таких проверок не будет превышать 50 часов в год для малых предприятий и 15 часов в год для микропредприятий. Общий срок проверки не будет превышать 20 рабочих дней.

На совещании, которое  проводилось 1 марта 2011 года, Президент  Российской Федерации Дмитрий Медведев выделил основные направления в  развитии программы поддержки малого предпринимательства в 2011 году.

Прежде всего, был поставлен  вопрос об увеличении финансирования льготной программы кредитования, которая  действует в настоящее время, а также решено предусмотреть  финансовую поддержку различным  регионам нашей страны на реализацию программ поддержки малого бизнеса в 2012 году.

Кроме того, органам местного самоуправления необходимо предусмотреть  различные варианты льготной аренды и выкупа помещений малыми и средними предприятиями. Также необходимо разработать  новую программу переподготовки людей, которые потеряли работу и хотят начать собственный бизнес .                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Одним из важнейших пунктов программы поддержки малого бизнеса в 2011 году является совершенствование трудового законодательства, которое касается работников, занимающихся трудовой деятельностью вне офиса.  По мнению Президента Российской Федерации, фриланс должен развиваться в нашей стране более высокими темпами, кроме того, создание подобных рабочих мест позволит решить не только проблему безработицы, но и даст возможность многим людям уделять большее внимание своей семье.

Большинство регионов РФ имеют собственные программы  поддержки малого бизнеса в 2011 году. В соответствии с данными программами, начинающие предприниматели могут  получить грант на открытие собственного дела, кредит по льготной процентной ставке, а также приватизировать или взять в аренду помещение, необходимое для производственной или коммерческой деятельности.

Информация о работе Финансы организаций малого бизнеса