Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 22:45, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности и критериев малого предпринимательства, организации финансов на малом предприятии, а также способов государственной поддержки. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы, журналов и сайтов сети Internet, посвященных экономической тематике.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Определить сущность и критерии малого предпринимательства;
Описать организацию финансов малого предприятия, а именно: денежные фонды и резервы предприятия, финансовые ресурсы, принципы организации финансов;
Рассмотреть способы государственной поддержки малого предпринимательства в 2008, 2009, 2010 гг., а также определить возможные грядущие изменения в 2011-2012 гг.;
Произвести расчеты по предприятию, для закрепления полученных знаний и навыков, полученных при изучении дисциплины «финансы организации».
Введение..................................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Развитие малого бизнеса в России.............................................................5
1.2. Понятие и субъекты малого бизнеса............................................................7
1.3. Условия, необходимые для формирования малого бизнеса................10
1.4. Преимущества и недостатки малого бизнеса..........................................12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1. Принципы организации финансов малого предприятия.....................17
2.2. Финансовые ресурсы малого предприятия............................................18
2.3. Система финансовых взаимоотношений предприятия........................19
2.4. Денежные фонды и резервы предприятий малого бизнеса..................20
2.5. Особенности организации финансов малого бизнеса...........................22
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ...............................................24
3.2. Антикризисные меры стимулирования малого бизнеса........................26
3.3. Мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства.........................................................................................29
3.4. Развитие субъектов малого предпринимательства в Смоленской области...................................................................................................................33
Заключение...........................................................................................................38
Список литературы ............................................................................................40
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.........................................................................................42
Приложение 1.......................................................................................................52
Приложение 2.......................................................................................................54
Приложение 3.......................................................................................................59
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра финансового менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ»
на тему «ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА»
(вариант 2.2)
Содержание
Введение......................
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Развитие
малого бизнеса в России......
1.3. Условия,
необходимые для формирования
малого бизнеса................
1.4. Преимущества
и недостатки малого бизнеса...
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1. Принципы
организации финансов малого
предприятия...................
2.2. Финансовые
ресурсы малого предприятия....
2.3. Система
финансовых взаимоотношений
2.4. Денежные фонды и резервы предприятий малого бизнеса..................20
2.5. Особенности
организации финансов малого
бизнеса.......................
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
3.1. Основные
цели и принципы
3.2. Антикризисные
меры стимулирования малого
3.3. Мероприятия
государственной поддержки
3.4. Развитие
субъектов малого
Заключение....................
Список литературы
..............................
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.........................
Приложение 1.............................
Приложение 2.............................
Приложение 3.............................
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе исследуется сущность финансов малого бизнеса.
Тема моей курсовой работы
очень актуальна, так как развитие
рыночной экономики в России тесно
связано с созданием и
Во всем мире предприятия малого бизнеса играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии малый бизнес представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса - мельчайшие предприятия, где работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет значительно сократить безработицу в этих странах.
Предприятия малого бизнеса пользуются поддержкой государства во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малый бизнес как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Предприятия малого бизнеса включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство.
Малый бизнес служит таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Также можно отметить, что развитие малого и среднего предпринимательства создает прекрасные условия для оздоровления экономики в целом: развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор и т.д.
Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности и критериев малого предпринимательства, организации финансов на малом предприятии, а также способов государственной поддержки. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы, журналов и сайтов сети Internet, посвященных экономической тематике.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Объектом исследования курсовой работы является малое предпринимательство РФ.
Предметом исследования являются финансы малого предпринимательства РФ.
Глава 1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Развитие малого бизнеса в России
Для того чтобы понять природу и сущность малого бизнеса (предпринимательства), целесообразно рассмотреть историю его возникновения.
В России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Следует отметить, что первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства приходится на правление Петра I (1689—1725), когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.
Дальнейшее развитие
предпринимательства
В 90-е гг. XIX в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным.
В этот период формируется
рынок рабочей силы, развивается
ак-ционерно-паевая форма предпринимательства,
открываются частные
К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций — Февральской и Октябрьской — был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.
Некоторое оживление
в предпринимательскую
В октябре 1990г. был принят
Закон «О собственности в РСФСР»,
в декабре 1990г. - Закон «О предприятиях
и предпринимательской
Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (Приложение 1).
С 1990-х гг. времени начинается создание и широкое распространение малых предприятий. Уже на конец 1996 г. в России их насчитывалось 841,7 тыс., а на конец 1998 г. — 890,6 тыс. Затем их число несколько снижается (в 2000 г. — до 879,3 тыс., в 2001 г.— до 843,0 тыс.) и далее опять растет. На конец 2007 — начало 2008 г. количество малых предприятий возросло до 1137,4 тыс. единиц.
Анализ таблиц № 2-4 (Приложение 2) показывает, что за 2007—2009 гг. наблюдается рост числа малых предприятий в России с 1137,4 до 1602,5 тыс. Среднемесячная численность работников малых предприятий в 2009 г. составила (без внешних совместителей) 10247,5 тыс. человек, или 13,4% к общему числу экономически активного населения страны.
Однако эти цифры существенно ниже, чем в развитых странах Западной Европы, в Японии и США.
Рассматривая малые предприятия по видам экономической деятельности, следует отметить, что в 2009 г. наибольшее их число — 658,3 тыс., или 41,1%, в оптовой и розничной торговле, ремонте, автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, т.е. в торговле и сфере услуг, при этом по обороту на нее приходится 66,9% общего оборота малых предприятий, или 11290,7 млрд руб.
На второе место по числу малых предприятий в России за последние годы выдвинулась сфера операций с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. На конец 2009 - начало 20010 г. она составляла 18,9% (288,6 тыс. предприятий). В строительстве число малых предприятий составило 193,7 тыс., или 12,1%. Вслед за строительством идут обрабатывающие производства (165,3 тыс. предприятий, или 10,3% к общему числу малых предприятий в стране), 5,9% от общей численности составляют транспорт и связь (93,9 тыс. предприятий).
В то же время, анализируя
структуру малых предприятий
по видам экономической
Из всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что еще недостаточно развит малый бизнес в реальном секторе экономики: в обрабатывающих производствах, в строительстве. Исчезли из официальной статики данные о числе малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. По последним опубликованным данным (2004 г.), число малых предприятий в науке и научном обслуживании составляло 2007 тыс., или 2,2%, что совершенно недостаточно.
1.2. Понятие и субъекты малого бизнеса
Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конструирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.
Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 как «крупные».
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства
относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных
унитарных предприятий), а также физические
лица, внесенные в Единый государственный
реестр индивидуальных предпринимателей
и осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;