Финансы, как историческая и эк-я категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:10, лекция

Описание работы

Термин финансы произошел от лат. слова finansia, означающего доход или платеж при сделки. Впервые этот термин использовался в торговых городах Италии (Генуа, Венеция и т.д. в 13-15 веках). Позднее получив международное признание, этот термин стал обозначать систему денежных отношений.

Работа содержит 1 файл

ФиК все лекции.docx

— 94.60 Кб (Скачать)
 

    Принципы  бюджетной системы  РФ 

    Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства и т.д.

    Принцип разграничения доходов  и расходов между  уровнями бюджетной  системы РФ состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.  

    Принцип самостоятельности  бюджетов закрепляет:

    • право  законодательных (представительных) органов  власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

    • наличие  собственных источников доходов  бюджетов каждого уровня бюджетной  системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

    • законодательное  закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством РФ;

    Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном   объеме.  

    Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

    Принцип эффективности и  экономности использования  бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

    Принцип гласности означает:

    • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

    • обязательную открытость для общества и средств  массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной  власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

    Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчётов доходов и расходов бюджета.

    Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.  

    Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

    Участниками бюджетного процесса являются:

    -Президент РФ;

    -органы законодательной (представительной) власти;

    -органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

    -органы денежно-кредитного регулирования;

    -органы государственного и муниципального финансового контроля;

    -государственные внебюджетные фонды;

    -главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

    -иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

    Бюджетный процесс включает пять стадий :

    1) составление  проекта бюджета;

    2) рассмотрение  и утверждение бюджета;

    3) исполнение  бюджета;

    4) составление  отчета об исполнении бюджета;

    5) утверждение  отчета. 

    Внебюджетные  фонды государства — совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления и имеющих строго целевое назначение. Благодаря внебюджетным фондам у государства появляются дополнительные средства для воздействия на экономические процессы. В некоторых случаях внебюджетные фонды могут использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета.

    Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

    Внебюджетные  фонды создаются  двумя путями:

    1.   выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

    2. формированием внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. 

    Социальные  внебюджетные фонды.

    Пенсионный  фонд РФ - это самый крупный внебюджетный фонд — на его долю приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов. Расходы на пенсионное обеспечение — это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в РФ.

    Основными источниками средств Пенсионного  фонда РФ являются: страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан; добровольные взносы граждан; доходы от капитализации средств фонда; прочие поступления.

    Тариф взносов  в Пенсионный фонд, как и в другие социальные фонды РФ, ежегодно утверждался  федеральным законом.

    Уплата  страховых взносов в Пенсионный фонд РФ носит обязательный характер, они относятся к числу первоочередных платежей и включаются в себестоимость  продукции (работ, услуг). Основными  источниками образования Пенсионного  фонда являются страховые взносы работодателей.

    Пенсионный  фонд используется для осуществления  выплат: пенсий по возрасту и инвалидности; по потере кормильца; за выслугу лет военнослужащим; пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет; одиноким матерям; лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам. 

    Государственный фонд социального  страхования (ФСС) призван способствовать материальному обеспечению лиц, которые по каким-либо причинам не участвуют в трудовом процессе. Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.

    Основная  доля отчислений в социальные фонды  приходится на работодателей, предприятия. Тарифы установлены одинаковые для  всех, они не зависят от условий  труда, уровня заболеваемости, других важных факторов, и поэтому у работодателя отсутствует экономическая заинтересованность в снижении страховых рисков. 

    Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования (ФФОМС).- составная часть государственного социального страхования, оно призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Основу доходов Федерального ФФОМС составляют страховые взносы — свыше 90% общего объема доходов.

    Средства  Фонда обязательного медицинского страхования используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых  гражданам, финансирование целевых  медицинских программ, мероприятий  по подготовке и переподготовке специалистов, развитие медицинской науки, улучшение  материально-технического обеспечения  здравоохранения и другие цели.

    Территориальным фондам обязательного медицинского страхования принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения  на местах. 

    Экономические внебюджетные фонды.

    Внебюджетные  экономические фонды. Наряду с общегосударственными, т.е. федеральными и территориальными внебюджетными фондами, существуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды. Среди всех отраслевых внебюджетных фондов значительную долю составляют фонды научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

    Экономическое содержание внебюджетных фондов НИОКР  ограничено перераспределением в рамках отрасли части прибавочного продукта, назначение которого расширенное воспроизводство.

    Источником  формирования фондов являются средства, предусматриваемые в себестоимости  продукции (работ, услуг), выпускаемой  предприятиями, объединениями и  организациями. Указанные средства включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в безусловном порядке. Отчисления в фонды производятся исходя из норматива, установленного в  процентном отношении к полной себестоимости  товарной продукции (работ, услуг). Данный норматив является единым для всех видов продукции (работ, услуг) и  составляет 1,5%.

    Средства  указанных фондов, формируемые за счет ежеквартальных отчислений предприятий, используются на финансирование научно-технических  программ, исследований и разработок, работ по освоению достижений науки  и техники, имеющих важное республиканское  и общеотраслевое значение.

Информация о работе Финансы, как историческая и эк-я категория