Финансы, как историческая и эк-я категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:10, лекция

Описание работы

Термин финансы произошел от лат. слова finansia, означающего доход или платеж при сделки. Впервые этот термин использовался в торговых городах Италии (Генуа, Венеция и т.д. в 13-15 веках). Позднее получив международное признание, этот термин стал обозначать систему денежных отношений.

Работа содержит 1 файл

ФиК все лекции.docx

— 94.60 Кб (Скачать)

Отличительная его особенность  -  участие в кредитных отношениях государства в лице его органом власти различных уровней в качестве кредитора или заемщика.

Выступая  кредитором, государство  через ЦБ или Казначейскую систему производит кредитование:

  • приоритетных отраслей, региональных или местных органов, испытывающих необходимость  в финансовых ресурсах.
  • коммерческих банков и др. кредитных учреждений в процессе прямой или аукционной продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов.

   Как заемщик  государство различает государственные  займы через банки или на рынке  государственных краткосрочных  ценных бумаг.

  • международный кредит  - наиболее поздняя форма кредита, когда отношения вышли за национальные рамки.  Он функционирует на международном уровне. Его участниками выступают:

            - отдельные юр. лица

            - Правительства соответствующих государств

            - международные финансово-кредитные  институты (международный валютный  фонд МВФ, мировой банк, европейский  банк реконструкции и развития  ЕБР и др.)

      Этот  кредит классифицируется по нескольким базовым  признакам:

      по  видам :(1) товарные, предоставленные экспертами при отсрочке платежа за товары и услуги, (2) валютные, в денежной форме.

      по  назначению: (1) коммерческие, связанные с внешней торговлей, (2) финансовые, которые являются прямыми капиталовложениями погашений внешней задолженности и валютными интервенциями.

      по  валюте займа: (1) в валюте страны должника, (2) в валюте страны кредитора, (3) в валюте третьей страны, (4) в международной счетно—денежной единице ($, ё ).

      по  обеспеченности: (1) защищенные (товарными документами, недвижимостью, ценными бумагами и т. д.),  (2) бланковые (под обязательство должника) — соловексель с 1-й подписью.

      В России существуют следующие  виды кредитов:

  • по срокам оплаты ссуды: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные
  • по объектам кредитования (приобретение сырья, топлива, материалов в промышленности, приобретение разных товаров)
  • по отраслевой направленности (промышленность, строительство, транспорт, торговля)
  • по обеспеченности: прямые — ссуды выдаются под конкретные товарно-материальные ценности,                  косвенные — ссуды предоставляются на покрытие кассового разрыва в платежном обороте.
  • по платности за использование:  платные — заемщик платит %,     бесплатные — заемщик возвращает долг за использование.

   Кредит  подразделяется на дешевый с низкими % и дорогой с высокими %. 

   Государственный кредит

   Государственный кредит как экономическая финансовая категория — совокупность экономических отношений между государством в лице  его органов власти управления с одной стороны и физических (юридических) лиц с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

   В кол-ном  отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций  в качестве кредитора, т. е., когда государство предоставляет ссуды юр. и физическим лицам значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов и выполнение других обязательств, взятых физическими и юридически  лицами, оно является гарантом.

   Как экономическая  категория государственный кредит находится на стыке двух видов  денежных  отношений — финансов и кредита, при этом несет черты  как тех, так и других.

   В качестве звена финансовой системы он обслуживает  формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов.

   Как один из видов кредита, государственный  кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий (налога):  добровольный характер, возвратность, платность.

   Как финансовая категория  государственный выполняет 3 функции финансов:

  • распределительную
  • регулирующую
  • контрольную

   Управление  государственным  кредитом

   Высшим  органом управления государственным  кредитом в РФ  является  Федеральное  Собрание, которое устанавливает  максимальные размеры как привлечения  средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитование за счет средств бюджета.

   В процессе управления государственным  кредитом решаются следующие  задачи:

  • минимизация стоимости долга для заемщика
  • недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса
  • эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов
  • обеспечение своевременного возврата кредитов
  • максимальное решение задач, определенных финансовой политикой, в частности, сохранение  иностранных капиталов в стране и переориентировка инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства внутри страны.
 

Государственный бюджет — это смета (баланс) доходов и расходов государства.

По определению  Бюджетного кодекса РФ государственный бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения, задач и функций государства и местного самоуправления.

- Фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности).

- Функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики.

- Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода. 

Расходы федерального бюджета -- это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  функциональные виды расходов:

1. обеспечение деятельности  Президента РФ, Федерального Собрания  РФ, Счетной палаты РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ, федеральных  органов исполнительной власти  и их территориальных органов,  другие расходы на общегосударственное  управление по перечню, определяемому  при утверждении федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год; 

2. функционирование  федеральной судебной системы; 

3. осуществление  международной деятельности в  общефедеральных интересах (финансовое  обеспечение реализации межгосударственных  соглашений и соглашений с  международными финансовыми организациями,  международного культурного, научного  и информационного сотрудничества  федеральных органов исполнительной  власти, взносы РФ в международные  организации, другие расходы в  области международного сотрудничества, определяемые при утверждении  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год);

4. национальная оборона  и обеспечение безопасности государства,  осуществление конверсии оборонных  отраслей промышленности;

5. фундаментальные  исследования и содействие научно - техническому прогрессу; 

6. государственная  поддержка железнодорожного, воздушного  и морского транспорта;

7. государственная  поддержка атомной энергетики; ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий федерального  масштаба;

8. исследование и  использование космического пространства;

9. содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти РФ;

10. формирование федеральной  собственности; 

11. обслуживание и  погашение государственного долга  РФ;

12. компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, других социальных  выплат, подлежащих финансированию  в соответствии с законодательством  РФ за счет средств федерального  бюджета; 

13. пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного  материального резерва; 

14. проведение выборов  и референдумов РФ;

15. федеральная инвестиционная  программа; обеспечение реализации  решений федеральных органов  государственной власти, приведших  к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению бюджетных доходов  бюджетов других уровней; 

16. обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

17. финансовая поддержка  субъектов РФ;

18. официальный статистический  учет;

19. прочие расходы. 

Доходы  бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. В РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам  федер. бюджета относятся:

- федеральные налоги  и сборы

- Таможенные пошлины ,таможенные сборы и иные таможенные платежи

- Государственная  пошлина 

К неналоговым доходам относятся:

- доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности ,доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями ,находящимися в ведении органов государственной власти РФ в полном объеме

- части прибыли  унитарных предприятий, созданных  РФ, остающейся после уплаты налогов  и иных обязательств платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ

- прибыль Банка  России – по нормативам, установленным  федеральными законами

- доходы от внешнеэкономической  деятельности. 

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами.

Бюджетный дефицит  — нежелательное для государства  явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет  к инфляции, с помощью не эмиссионных  средств — к росту государственного долга.

Нормальным считается  дефицит бюджета, приблизительно соответствующий  уровню инфляции в стране.

Причины бюджетного дефицита:

-спад общественного производства;

-рост предельных издержек общественного производства;

-неоправданно «раздутые» социальные программы;

-огромные производственные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и др., пока неподдающееся общественному учету;

-чрезвычайных обстоятельства — войны, стихийные бедствия, катаклизмы.

Пути  финансирования бюджетного дефицита:

1)Эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают отрицательные социально — экономические последствия.

2)Государственные займы. В этом случае в финансировании участвуют компании, банки и т. п., у которых имеются свободные «лишние» денежные средства. Сейчас наиболее практикуемый метод.

3)Иностранные займы. Их предоставляет МВФ.

4)Использование национального богатства. 

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, основанную на экономических отношениях и юридических нормах. Структуру бюджетной системы: 

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
 
  • бюджеты субъектов  РФ и территориальных государственных  внебюджетных фондов;
 
  • местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских  и сельских поселений.

Информация о работе Финансы, как историческая и эк-я категория