Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:10, лекция
Термин финансы произошел от лат. слова finansia, означающего доход или платеж при сделки. Впервые этот термин использовался в торговых городах Италии (Генуа, Венеция и т.д. в 13-15 веках). Позднее получив международное признание, этот термин стал обозначать систему денежных отношений.
Отличительная его особенность - участие в кредитных отношениях государства в лице его органом власти различных уровней в качестве кредитора или заемщика.
Выступая кредитором, государство через ЦБ или Казначейскую систему производит кредитование:
   Как заемщик 
государство различает 
- отдельные юр. лица
- Правительства соответствующих государств
            
- международные финансово-
Этот кредит классифицируется по нескольким базовым признакам:
по видам :(1) товарные, предоставленные экспертами при отсрочке платежа за товары и услуги, (2) валютные, в денежной форме.
по назначению: (1) коммерческие, связанные с внешней торговлей, (2) финансовые, которые являются прямыми капиталовложениями погашений внешней задолженности и валютными интервенциями.
по валюте займа: (1) в валюте страны должника, (2) в валюте страны кредитора, (3) в валюте третьей страны, (4) в международной счетно—денежной единице ($, ё ).
по обеспеченности: (1) защищенные (товарными документами, недвижимостью, ценными бумагами и т. д.), (2) бланковые (под обязательство должника) — соловексель с 1-й подписью.
В России существуют следующие виды кредитов:
   Кредит 
подразделяется на дешевый с низкими 
% и дорогой с высокими %. 
Государственный кредит
Государственный кредит как экономическая финансовая категория — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти управления с одной стороны и физических (юридических) лиц с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
В кол-ном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е., когда государство предоставляет ссуды юр. и физическим лицам значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов и выполнение других обязательств, взятых физическими и юридически лицами, оно является гарантом.
   Как экономическая 
категория государственный 
   В качестве 
звена финансовой системы он обслуживает 
формирование и использование 
Как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий (налога): добровольный характер, возвратность, платность.
Как финансовая категория государственный выполняет 3 функции финансов:
Управление государственным кредитом
Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитование за счет средств бюджета.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
Государственный бюджет — это смета (баланс) доходов и расходов государства.
По определению Бюджетного кодекса РФ государственный бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения, задач и функций государства и местного самоуправления.
- Фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности).
- Функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики.
- Социальная 
функция предполагает использование 
государственного бюджета для перераспределения 
национального дохода. 
Расходы федерального бюджета -- это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Исключительно из федерального 
бюджета финансируются 
1. обеспечение деятельности 
Президента РФ, Федерального Собрания 
РФ, Счетной палаты РФ, Центральной 
избирательной комиссии РФ, федеральных 
органов исполнительной власти 
и их территориальных органов, 
другие расходы на 
2. функционирование федеральной судебной системы;
3. осуществление 
международной деятельности в 
общефедеральных интересах (
4. национальная оборона 
и обеспечение безопасности 
5. фундаментальные 
исследования и содействие 
6. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
7. государственная 
поддержка атомной энергетики; ликвидация 
последствий чрезвычайных 
8. исследование и 
использование космического 
9. содержание учреждений, 
находящихся в федеральной 
10. формирование федеральной собственности;
11. обслуживание и 
погашение государственного 
12. компенсация государственным 
внебюджетным фондам расходов 
на выплату государственных 
13. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
14. проведение выборов и референдумов РФ;
15. федеральная инвестиционная 
программа; обеспечение 
16. обеспечение осуществления 
отдельных государственных 
17. финансовая поддержка субъектов РФ;
18. официальный статистический учет;
19. прочие расходы. 
Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. В РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам федер. бюджета относятся:
- федеральные налоги и сборы
- Таможенные пошлины ,таможенные сборы и иные таможенные платежи
- Государственная пошлина
К неналоговым доходам относятся:
- доходы от использования 
имущества, находящегося в 
- части прибыли 
унитарных предприятий, 
- прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами
- доходы от внешнеэкономической 
деятельности. 
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами.
Бюджетный дефицит 
— нежелательное для 
Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране.
Причины бюджетного дефицита:
-спад общественного производства;
-рост предельных издержек общественного производства;
-неоправданно «раздутые» социальные программы;
-огромные производственные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и др., пока неподдающееся общественному учету;
-чрезвычайных обстоятельства — войны, стихийные бедствия, катаклизмы.
Пути финансирования бюджетного дефицита:
1)Эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают отрицательные социально — экономические последствия.
2)Государственные займы. В этом случае в финансировании участвуют компании, банки и т. п., у которых имеются свободные «лишние» денежные средства. Сейчас наиболее практикуемый метод.
3)Иностранные займы. Их предоставляет МВФ.
4)Использование национального 
богатства. 
Бюджетная 
система представляет собой совокупность 
бюджетов различных уровней, основанную 
на экономических отношениях и юридических 
нормах. Структуру бюджетной системы: 
Информация о работе Финансы, как историческая и эк-я категория