Финансы, как историческая и эк-я категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:10, лекция

Описание работы

Термин финансы произошел от лат. слова finansia, означающего доход или платеж при сделки. Впервые этот термин использовался в торговых городах Италии (Генуа, Венеция и т.д. в 13-15 веках). Позднее получив международное признание, этот термин стал обозначать систему денежных отношений.

Работа содержит 1 файл

ФиК все лекции.docx

— 94.60 Кб (Скачать)

    Финансы и кредит.

    Финансы, как историческая и эк-я категория.

    Термин  финансы произошел от лат. слова finansia, означающего доход или платеж при сделки. Впервые этот термин использовался в торговых городах Италии (Генуа, Венеция и т.д. в 13-15 веках). Позднее получив международное признание, этот термин стал обозначать систему денежных отношений. 

    Финансы, как историческая категория.

    Возникновение финансов, как исторической категории обусловленно такими факторами, как:

    1) Общественное  разделение труда и деление  общества на соц группы;

    2) развитие  товарно денежных отношений в связи с ростом производства и увиличением ВВП и нац дохода;

    3) Появление  самостоятельных, независимых хозяйствующих субектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды;

    4) Создание  централизованного гос-ва. 

    Финансы, как эк-я категория.

    Финансы представляют собой эк-е, денежные отношения связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполнения функций и задач гос-ва.

    Финансы, как эк-я категория, выражают эк-е отношения по поводу производства, распределения и использования ВВП, и нац дохода.

    ВВП - это стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.

    Нац доход - это вновь созданная стоимость или стоимость ВВП за вычетом потребленных в процессе производства, орудий и средств производства.

    На стадии производства, создаются ВВП и  нац доход. Подготавливаются условия для появления этой категории.

    На стадии распределения возникают фин-е отношения. Без участия финансов, созданная стоимость не может быть распределена.

    Финансы - неотъемлемое, связующее звено между созданием и использованием стоимости ВВП и НД.

    Воздействуя на производство, распределение и  использование (потребление), финансы  носят объективный характер.

    Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и  по выполняемым ими функциями. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации, создаются фонды денежных средств.

    Финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной  форме. Реальное движение денег (независимо от движет стоимости в товарной форме) - это движение самостоятельное, не эквивалентное, когда не возникает товарного возмещения. При финансах происходит независимое одностороннее движение денег. При финансах, деньги движутся безвозвратно, а двустороннее движение денег причуде только категории кредита. В результате самостоятельного движения денег, образуются денежные фонды (централизованные и децентрализованные) в этом выражается материальное содержание финансов. 

    Финансовые  рес-сы

       Финансовые ресурсы - совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств, гос-ва, т.е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем фин-х ресурсов зависит от величины. ВВП и НД.

      Субъектами фин-х ресурсов выступают:

    1) Домашнее  хозяйство;

    2) Предприятие,  компании, объединения и т.п., т.е. юр лица, владеющие децентрализованными фин-ми ресурсами;

    3) Гос-во в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов.

    Объектами фин-х ресурсов являются фин-е отношения, в результате действия которых образуются целевые денежные фонды, которые концентрируются в двух блоках:

    1) Децентрализованные  фин-е ресурсы, которые создаются на микроуровне;

    2) Централизованные  фин-е ресурсы, создаваемые на макро уровне, которые вкл-т доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

    Состав  фин-х ресурсов:

    1) Собственные  средства:

         а) На уровне предприятий и  домохозяйств (зарплата, прибыль и  т.д.);

         б) На уровне гос-ва (доходы от госуд-х предприятий, приватизации, а так же от внеш эконом деятельности гос-ва);

    2) Средства, мобилизованные на рынке:

         а) На уровне предпр и домохозяйств (продажа и покупка ценных бумаг, кредиты);

         б) На уровне гос-ва (эмиссия ценных бумаг и денег, гос-й кредит);

    3) Средства, поступившие в порядке перераспределения:

         а) На уровне пред-й и домохоз (проценты и дивиденды по ценным бумагам выпускаемыми другими владельцами);

         б) На уровне гос-ва (обязательные платежи - налоги, сборы, пошлины).

    Финансовые  ресурсы, их формирование и использование  находит отражение в сводном  финансовом балансе РФ. 

    Функции финансов.

    Функция любой эк-й категории проявляет ее сущность, круг тех обязанностей, которая эта категория должна выполнять. Функция объективна, стабильна, раскрывает общественное назначение Эк-й категории.

    Финансы выполняют 3 функции:

    1) Распределительная;

    2) Контрольная;

    3) Регулирующая.

    Субъектами распределения на микро уровне выступают физ и юр лица. На макро уровне - гос-во, а объектами распределения служат ВВП и НД.

    С помощью  распределительной функции, осуществляется распределение новой стоимости (на микро уровне) и перераспределение этой стоимости (на макро уровне).

    Распределительная функция оказывает 3 последовательные ступени:

    1) Формирование  фондов денежных средств;

    2) Распределение  денежных фондов через финансовые  инструменты;

    3) Использование  денежных фондов.

    В результате распределения ВВП и НД создаются  доходы общества. При первичном распределении  на микроуровне возникают первичные (основные) доходы.

    В сфере материального  производства, к первичным  доходам относятся:

    1) Прибыль  предприятий;

    2) Отчисления  в соц-е внебюджетные фонды;

    3) Заработная плата и иные доходы работающих.

    Формирование  первичных доходов  материального производства - начальный этап распределения, обусловленный законами товарного производства, первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных (производных) доходов.

    Распределительная функция финансов позволяет:

    1) Образовывать  денежные фонды на уровне предприятия  и домашнего хоз-ва, а так же гос-ва;

    2) Образовывать  не просто денежные фонды, а фонды целевого назначения;

    3) Осуществлять  межотраслевое и межтерриториальное  перераспределение а так же  между сферами и соц группами;

    4) Создавать  необходимые резервы, как на  уровне предприятия так и на уровне гос-ва.

    Контрольная функция финансов.

    Сущность  фин-го контроля - сообщать обществу о всех неполадках в эк-х и денежных отношениях.

    Контрольная функция.

    Контрольная функция, наглядно представляющая воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях, пропорциях распределения ВВП и НД в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса.

    Контрольная функция реализуется  через:

    1) Финансово-хозяйственный  контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных  договоров и осуществления комерческого расчета;

    2) Финансово-бюджетный  контроль - при выполнении налоговых  платежей и выполнении финансирования  из бюджетных ресурсов;

    3) Кредитно-банковский  контроль - при использовании принципов  кредитования и денежных расчетов.

    Регулирующая  функция фин-сов - тесно связана с вмешательством гос-ва с помощью финансов, процесс воспроизводства. На микроуровне (предприятии) эта функция стимулирует деятельность предприятия, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производства, увеличению его объемов, улучшению материального положения работающих. На макроуровне (гос-ва) эта функция, использую гос-е расходы, налоги, гос-й кредит, достигает таких же результатов.

    Расширенное воспроизводство - включает непрерывное  возобновление и увеличение производственных фондов, рост ВВП и НД, воспроизводство  рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с  использование эк-х рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений.  

    Важная  роль в воспроизводстве ВВП и  составных частей ВВП принадлежит  фин-м предприятиям и фин-м гос-м. 

    Финансовая  система и характеристика ее звеньев.

    Фин-я система представляет собой совокупность различных фин-х отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяется и используется фонды денежных средств, хозяйствующего субъектов фондов денежных средств, домохозяйств и гос-ва.

    Фин-я система включает две сферы фин-х отношений:

    1) Централизованную;

    2) Децентрализованные - являются основой фин-й системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть фин-х ресурсов страны.

    Финансовая  система
    Централизованные финансы     децентрализованные финансы
    Федеральный бюджет     Финансы предприятий
    Региональный бюджет     Финансы домохозяйств
    Местные бюджеты      
    Внебюджетные фонды      

    Гос-е финансы, осуществляемые за счет бюджета всех уровней и внебюджетных фондов должны обеспечить структурную перестройку эк-ки, ускорению научно-тех-го процесса (НТП),. Повышение эффективности производства и роста жизненного уровня населения. 

    Финансовая  политика.

    Фин-я политика - совокупность гос-х мероприятий по использованию фин-х отношений для выполнения гос-вом своих функций.

    Содержание  фин-й политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

    1) Разработку  общей концепции фин-й политики, определение ее основных направлений, целей и задач;

    2) Создание  адекватного фин-го механизма;

    3) Управление  фин-й деятельности гос-ва и других субъектов эк-ки.

    Задачи  фин-й политики:

    1) Обеспечение  условий для формирования максимально  возможных фин-х ресурсов;

    2) Установление  рационального, с точки зрения  гос-ва, распределения и использования фин-х ресурсов;

    3) Организация  регулирования и стимулирования эк-х и соц процессов фин-ми методами;

    4) Выработка  фин-го механизма и его развития в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

    5) Создание  эффективной системы управления  финансами.

    Фин-я политика - составная часть эк-й политики гос-ва. 

    Финансовый  механизм.

    Фин-й механизм - важной составной частью фин-й политики является установление фин-го механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности гос-ва в области финансов. Фин-й механизм представляет собой систему установленных гос-м форм, видов и методов организации фин-х отношений.

Информация о работе Финансы, как историческая и эк-я категория