Финансы, как историческая и эк-я категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:10, лекция

Описание работы

Термин финансы произошел от лат. слова finansia, означающего доход или платеж при сделки. Впервые этот термин использовался в торговых городах Италии (Генуа, Венеция и т.д. в 13-15 веках). Позднее получив международное признание, этот термин стал обозначать систему денежных отношений.

Работа содержит 1 файл

ФиК все лекции.docx

— 94.60 Кб (Скачать)

    Фин-й механизм - внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в фин-й политики и практике.

    К элементам  фин-го механизма относится формы фин-го ресурса, методы их формирования, система фин-го законодательства, в рамках которого определяются доходы и расходы гос-ва, а так же организация бюджетной системы, организация финансов предприятий и рынков ценных бумаг.

    Финансовый  механизм подразделяется на:

    1) Директивный;

    2) Регулирующий.

    Директивный фин-й механизм - разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует гос-во. В его сферу включаются налоги, гос-й кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, Финансовое планирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса.

    Регулирующий  фин-й механизм - определяет основные правила в конкретном сегменте финансов, не затрагивающим прямо интересы гос-ва. Данный тип фин-го механизма характерен для организации внутрихозяйственного фин-го отношения на частных предприятиях. В этом случае гос-во устанавливает общий порядок использования фин-х ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы и виды денежных фондов, а так же направление их использования.

    Типы  фин-й политики:

    1) Классическая - до конца 1920 гг., основным типом политики большинства стран, был классический ее вариант. Такая фин-я политика была основана на научных трудах классиков эк-й науки Адама Смитта и Давида Рикардо, а так же их последователей. Основное ее направление - не вмешательство гос-ва в эк-ку, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма, как главного регулятора хоз-х процессов, следствием этого было ограничение гос-х налогов и расходов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного гос-го бюджета. Система налога строилась на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления фин-й деятельности была проста и сосредотачивалась в одном органе управления - финансов (или Казначействе);

    2) Регулирующая - в конце 1920 гг., в западных странах осуществляется переход к регулирующей фин-й политики, в ее основу была положена эконом теория англ эк-та Кейнса. Данная теория исходит из необходимости вмешательства и регулирования гос-м циклического развития эк-ки. Фин-я политика, на ряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать фин-й механизм для регулирования эк-ки и соц отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в эк-ку становятся гос-е расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос, поэтому гос-е расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение НД и способствует ликвидации безработицы, путем создания новых рабочих мест. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у эк-ких субъектов в доходах, используемых в виде сбережения, что позволит обеспечить сбалансированность гос бюджета при высоком уровне расходов. Большое внимание уделяется системе гос кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Изменяется система управления фин-ми, вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов;

    3) Неоклассическая - в 1970 гг., в основу фин-й политики была положена Неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением эк-й теории. Главным теоретиком этой школы был М.Фридман, эта разновидность фин-й политики не связана с отказом от регулирования, как ее цели, но ограничивает вмешательство гос-ва в эк-ку, регулирование эк-ки становится многоцелевым. Кроме эк-го рота и занятости, гос-во регулируется денежное обращение, валютный курс, соц-й фактор эк-ки, структурную перестройку хоз-ва. Фин-й механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения НД через фин-ю систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений, как источника производственных инвестиций, стимулирование роста ..... Ставится задача сокращения налогов и уменьшение степени их прогрессивности.

    4) Планово-директивная. Планово-директивная фин-я политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления эк-й, основанная на гос-й собственности, на ср-вах произ-ва. Плановая система управление позволяет осуществлять прямое детективное руководство всеми сферами эк-ки и соц жизни, в том числе фин-ми. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение мах-ной концентрации фин-х рес-сов у гос-ва (в первую очередь у центральных органов власти) для их последующего перераспределения, в соответствии с основными направлениями гос-го плана.

    Управление  финансами осуществлялось из единого  центра - Министерства Финансов, которое  занималась всеми вопросами использования  фин-го механизма в народном хозяйстве.  

    Финансовая  политика РФ на современном  этапе.

    Основные  направления финансово-бюджетной политики РФ:

    1) Снижение  налог нагрузки на эк-ку;

    2) Упорядочение  гос-х фин-х обязательств;

    3) Концентрация  фин-х ресурсов на решении приоритетных задач;

    4) Снижение  зависимости бюджетных доходов  от конъектуры мировых цен;

    5) Создание  эффективной системы межбюджетных  отношений и управление гос-ми финансами.

    Принципы  выхода из мирового фин-го кризиса сформулированные президентом РФ Д.А. Медведевым:

    1) Упорядочить  и привести в систему, как  нац-е, так и международные фин-е институты регулирования;

    2) Избавится  от серьезного дисбаланса между  объемом выпускаемых фин-х инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ (конкурентная гонка приводит к образованию финансовых "мыльных пузырей", а ответственность публичных компаний перед акционерами размывается;

    3) Укрепить  систему управления рисками (свою  долю риска и ответственности  должен с самого начала нести  каждый участник рынка, не должно  быть иллюзий по поводу возможностей  бесконечного роста любого вида  активов);

    4) Способствовать  максимально полному раскрытию информации о кампании, ужесточить надзорные требования, усилить ответственность рейтинговых агентств и аудиторских кампаний;

    5) Сделать  доступными для всех выгоды  от снятия барьеров в международной  торговле, от свободы перемещения  капиталов.

    Все названные  проблемы носят интернациональный  характер, они требуют разработки и применения новых технологий в  политике и эк-ке.

    Именно  для их решения, Россия предлагает изменить глобальную финансовую архитектуру, пересмотреть роль действующих и создать новые  эк-е институты, реально обеспечивающие стабильность. 

    Управление  финансами в РФ.

    Управление  фин-ми в РФ прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное собрание и его две палаты (Гос Дума и Совет Федерации). Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении Федерального бюджета РФ, а так же утверждение отчета о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает так же законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, Федеральное Собрание устанавливает придельный размер гос-го внутреннего и внешнего долга.

    Министерство  фин-в РФ и его органы на местах - важнейший орган, осуществляющий управление финансами.

    Основные  задачи министерства фин-в РФ:

    1) Разработка  и реализации стратегических  направлений единой гос-й фин-й политики;

    2) Составление  проекта Федерального бюджета  и его исполнение;

    3) Обеспечение  устойчивости гос-х финансов и их активного воздействия на соц-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию фин-го рынка;

    4) Концентрация  фин-х ресурсов на приоритетных направлениях соц-эк-го развития страны;

    5) Разработка  предложений по привлечению в  эк-ку России иностранных инвестиций;

    6) Совершенствование  методов бюджетного планирования, финансирование и отчетности;

    7) Осуществление  фин-го контроля за рациональным и целевым расходованию бюджетных средств и средств Федеральных внебюджетных фондов.

    Важнейшими  департаментами Минфина  РФ являются:

    1) Бюджетный  департамент, который составляет  проект Федерального бюджета;

    2) отраслевые  департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортной системы,  с/х, оборонного комплекса и т.д.

    Важное  подразделение Минфина - главное  управление Федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

    Министерство  РФ по налогам и сбора и его  органы на местах (налоговые инспекции) осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.

    Гос-й таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин РФ. 

    Фин-й менеджмент.

    В условиях перехода на рыночные отношения, исключительно важные значение имеет финансовый менеджмент.

    Фин-й менеджмент - это эффективное управление фин-ми ресурсами предприятий различных форм собственности.

    Основная  задача фин-го менеджмента по мобилизации и использованию денежных фондов корпорации состоит в максимизации реальных массивов и активов корпорации.

    При этом важнейшее значение имеют следующие  кардинальные вопросы  фин-го менеджмента:

    1) Планирование  и прогнозирование фин-й стороны деятельности корпорации;

    2) Принятие  наиболее целесообразных решений  в процессе инвестирования крупных  средств;

    3) Координация  фин-й деятельности корпорации со всеми ее службами;

    4) Проведение  крупных операций на фин-м рынке по мобилизации дополнительных капиталов, реализации собственных акций и облигаций. 

    Финансовый  контроль.

    Фин-й контроль - это законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением фин-го законодательства и фин-й дисциплины всех эк-х субъектов, а так же за эффективностью их фин-х операций.

    Фин-й контроль делится на:

    - Гос-й - главная его цель это максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования;

    - Негос-й - цель которого является повышение эффективности использования вложенных средств за счет снижения издержек, включая и налоговые платежи в пользу гос-ва.

    Принципы  организации фин-го контроля:

    1) Независимость  фин-го контроля;

    2) Объективность;

    3) Компетентность финн-го контроля;

    4) Гласность.

    Эти принципы были изложены в Лиммской декларации ИНТОСАЙ (международная организация высших органов фин-го контроля в которую входят 178 стран).

    Формы фин-го контроля принято классифицировать по следующим критериям:

    1) Регламент  осуществления - обязательный (внешний)  и инициативный (внутренний);

    2) Время  проведения (предварительный), текущий (оперативный) и последующий;

    3) Субъекты контроля - президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный контроль, внутрифирменный контроль, аудиторский;

    4) Объекты контроля - бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый контроль, валютный контроль, кредитный, страховой контроль, инвестиционный, таможенный, контроль за денежной массой.

    Методы  фин-го контроля:

    1) Документальные  и камеральные проверки - в процессе проведения проверок, на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы фин-й деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений;

    2) Обследования - они обхватывают более широкий  спектр финансово-эк-х показателей обследуемого эк-го субъекта для определения его фин-го состояния и возможных перспектив развития;

    3) Надзор - он осуществляется контролирующими  органами за эк-ми субъектами, получившими лицензию. На тот или иной вид фин-й деятельности и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов;

    4) Анализ  фин-го состояния - предполагает летальное изучение

    периодической или годовой фин-во бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов фин-й деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования;

    5) Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль. Со стороны кредитора за использование  выданного кредита и фин-м состоянием клиента;

    6) Ревизия  - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод фин-го контроля, это полное обследование фин-во-хоз-й деятельности эк-го субъекта с целью проверки ее законности, правильности и эффективности.

Информация о работе Финансы, как историческая и эк-я категория