Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:10, лекция
Термин финансы произошел от лат. слова finansia, означающего доход или платеж при сделки. Впервые этот термин использовался в торговых городах Италии (Генуа, Венеция и т.д. в 13-15 веках). Позднее получив международное признание, этот термин стал обозначать систему денежных отношений.
Фин-й механизм - внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в фин-й политики и практике.
К элементам фин-го механизма относится формы фин-го ресурса, методы их формирования, система фин-го законодательства, в рамках которого определяются доходы и расходы гос-ва, а так же организация бюджетной системы, организация финансов предприятий и рынков ценных бумаг.
Финансовый механизм подразделяется на:
1) Директивный;
2) Регулирующий.
Директивный фин-й механизм - разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует гос-во. В его сферу включаются налоги, гос-й кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, Финансовое планирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса.
Регулирующий фин-й механизм - определяет основные правила в конкретном сегменте финансов, не затрагивающим прямо интересы гос-ва. Данный тип фин-го механизма характерен для организации внутрихозяйственного фин-го отношения на частных предприятиях. В этом случае гос-во устанавливает общий порядок использования фин-х ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы и виды денежных фондов, а так же направление их использования.
Типы фин-й политики:
1) Классическая - до конца 1920 гг., основным типом политики большинства стран, был классический ее вариант. Такая фин-я политика была основана на научных трудах классиков эк-й науки Адама Смитта и Давида Рикардо, а так же их последователей. Основное ее направление - не вмешательство гос-ва в эк-ку, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма, как главного регулятора хоз-х процессов, следствием этого было ограничение гос-х налогов и расходов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного гос-го бюджета. Система налога строилась на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления фин-й деятельности была проста и сосредотачивалась в одном органе управления - финансов (или Казначействе);
2) Регулирующая - в конце 1920 гг., в западных странах осуществляется переход к регулирующей фин-й политики, в ее основу была положена эконом теория англ эк-та Кейнса. Данная теория исходит из необходимости вмешательства и регулирования гос-м циклического развития эк-ки. Фин-я политика, на ряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать фин-й механизм для регулирования эк-ки и соц отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в эк-ку становятся гос-е расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос, поэтому гос-е расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение НД и способствует ликвидации безработицы, путем создания новых рабочих мест. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у эк-ких субъектов в доходах, используемых в виде сбережения, что позволит обеспечить сбалансированность гос бюджета при высоком уровне расходов. Большое внимание уделяется системе гос кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Изменяется система управления фин-ми, вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов;
3) Неоклассическая - в 1970 гг., в основу фин-й политики была положена Неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением эк-й теории. Главным теоретиком этой школы был М.Фридман, эта разновидность фин-й политики не связана с отказом от регулирования, как ее цели, но ограничивает вмешательство гос-ва в эк-ку, регулирование эк-ки становится многоцелевым. Кроме эк-го рота и занятости, гос-во регулируется денежное обращение, валютный курс, соц-й фактор эк-ки, структурную перестройку хоз-ва. Фин-й механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения НД через фин-ю систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений, как источника производственных инвестиций, стимулирование роста ..... Ставится задача сокращения налогов и уменьшение степени их прогрессивности.
4) Планово-директивная. Планово-директивная фин-я политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления эк-й, основанная на гос-й собственности, на ср-вах произ-ва. Плановая система управление позволяет осуществлять прямое детективное руководство всеми сферами эк-ки и соц жизни, в том числе фин-ми. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение мах-ной концентрации фин-х рес-сов у гос-ва (в первую очередь у центральных органов власти) для их последующего перераспределения, в соответствии с основными направлениями гос-го плана.
Управление
финансами осуществлялось из единого
центра - Министерства Финансов, которое
занималась всеми вопросами использования
фин-го механизма в народном хозяйстве.
Финансовая политика РФ на современном этапе.
Основные
направления финансово-
1) Снижение налог нагрузки на эк-ку;
2) Упорядочение гос-х фин-х обязательств;
3) Концентрация фин-х ресурсов на решении приоритетных задач;
4) Снижение зависимости бюджетных доходов от конъектуры мировых цен;
5) Создание
эффективной системы
Принципы выхода из мирового фин-го кризиса сформулированные президентом РФ Д.А. Медведевым:
1) Упорядочить и привести в систему, как нац-е, так и международные фин-е институты регулирования;
2) Избавится
от серьезного дисбаланса
3) Укрепить
систему управления рисками (
4) Способствовать максимально полному раскрытию информации о кампании, ужесточить надзорные требования, усилить ответственность рейтинговых агентств и аудиторских кампаний;
5) Сделать
доступными для всех выгоды
от снятия барьеров в
Все названные проблемы носят интернациональный характер, они требуют разработки и применения новых технологий в политике и эк-ке.
Именно
для их решения, Россия предлагает изменить
глобальную финансовую архитектуру, пересмотреть
роль действующих и создать новые
эк-е институты, реально обеспечивающие
стабильность.
Управление финансами в РФ.
Управление фин-ми в РФ прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное собрание и его две палаты (Гос Дума и Совет Федерации). Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении Федерального бюджета РФ, а так же утверждение отчета о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает так же законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, Федеральное Собрание устанавливает придельный размер гос-го внутреннего и внешнего долга.
Министерство фин-в РФ и его органы на местах - важнейший орган, осуществляющий управление финансами.
Основные задачи министерства фин-в РФ:
1) Разработка и реализации стратегических направлений единой гос-й фин-й политики;
2) Составление проекта Федерального бюджета и его исполнение;
3) Обеспечение устойчивости гос-х финансов и их активного воздействия на соц-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию фин-го рынка;
4) Концентрация фин-х ресурсов на приоритетных направлениях соц-эк-го развития страны;
5) Разработка предложений по привлечению в эк-ку России иностранных инвестиций;
6) Совершенствование
методов бюджетного
7) Осуществление фин-го контроля за рациональным и целевым расходованию бюджетных средств и средств Федеральных внебюджетных фондов.
Важнейшими департаментами Минфина РФ являются:
1) Бюджетный
департамент, который
2) отраслевые
департаменты финансирования
Важное подразделение Минфина - главное управление Федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Министерство РФ по налогам и сбора и его органы на местах (налоговые инспекции) осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.
Гос-й таможенный
комитет РФ несет ответственность за поступление
таможенных пошлин РФ.
Фин-й менеджмент.
В условиях перехода на рыночные отношения, исключительно важные значение имеет финансовый менеджмент.
Фин-й менеджмент - это эффективное управление фин-ми ресурсами предприятий различных форм собственности.
Основная задача фин-го менеджмента по мобилизации и использованию денежных фондов корпорации состоит в максимизации реальных массивов и активов корпорации.
При этом важнейшее значение имеют следующие кардинальные вопросы фин-го менеджмента:
1) Планирование и прогнозирование фин-й стороны деятельности корпорации;
2) Принятие
наиболее целесообразных
3) Координация фин-й деятельности корпорации со всеми ее службами;
4) Проведение
крупных операций на фин-м рынке
по мобилизации дополнительных капиталов,
реализации собственных акций и облигаций.
Финансовый контроль.
Фин-й контроль - это законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением фин-го законодательства и фин-й дисциплины всех эк-х субъектов, а так же за эффективностью их фин-х операций.
Фин-й контроль делится на:
- Гос-й - главная его цель это максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования;
- Негос-й - цель которого является повышение эффективности использования вложенных средств за счет снижения издержек, включая и налоговые платежи в пользу гос-ва.
Принципы организации фин-го контроля:
1) Независимость фин-го контроля;
2) Объективность;
3) Компетентность финн-го контроля;
4) Гласность.
Эти принципы были изложены в Лиммской декларации ИНТОСАЙ (международная организация высших органов фин-го контроля в которую входят 178 стран).
Формы фин-го контроля принято классифицировать по следующим критериям:
1) Регламент осуществления - обязательный (внешний) и инициативный (внутренний);
2) Время проведения (предварительный), текущий (оперативный) и последующий;
3) Субъекты контроля - президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный контроль, внутрифирменный контроль, аудиторский;
4) Объекты контроля - бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый контроль, валютный контроль, кредитный, страховой контроль, инвестиционный, таможенный, контроль за денежной массой.
Методы фин-го контроля:
1) Документальные и камеральные проверки - в процессе проведения проверок, на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы фин-й деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений;
2) Обследования - они обхватывают более широкий спектр финансово-эк-х показателей обследуемого эк-го субъекта для определения его фин-го состояния и возможных перспектив развития;
3) Надзор
- он осуществляется
4) Анализ фин-го состояния - предполагает летальное изучение
периодической или годовой фин-во бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов фин-й деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования;
5) Наблюдение
(мониторинг) - постоянный контроль.
Со стороны кредитора за
6) Ревизия
- наиболее глубокий и
Информация о работе Финансы, как историческая и эк-я категория